УДК 378.1; 371.3

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИЙ «РАЗВИТИЕ» И «САМОРАЗВИТИЕ» В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Зиновьев Кирилл Олегович1, Зубанов Владимир Петрович2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описана практика уточнения словесно-логических моделей категории «развитие» и «саморазвитие», уточнен категориальный аппарат, отражены примеры инновационного педагогического моделирования, раскрыты специфические нюансы определений категорий «развитие» и «саморазвитие» в структуре изучения основ современной педагогической методологии.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, развитие, саморазвитие, самостоятельная работа студента


FEATURES DETERMINATION OF THE CATEGORIES OF "DEVELOPMENT" AND "SELF-DEVELOPMENT" IN THE SYSTEM OF LEARNING THE BASICS OF PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

Zinoviev Kirill Olegovich1, Zubanov Vladimir Petrovich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of biological Sciences, associate Professor
3National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
The article describes the practice of verifying verbal logic models category "development" and "self-development", updated categorical apparatus, recorded examples of innovative pedagogical simulations revealed the nuances of specific definitions of the categories of "development" and "self-development" in the structure of learning the basics of modern teaching methodology.

Keywords: competence, development, independent work culture (the culture of self-study), self-development, students’ independent work, teacher discipline, teacher modeling


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зиновьев К.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категорий «развитие» и «саморазвитие» в системе изучения основ педагогического знания // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14120 (дата обращения: 27.05.2017).

Педагогическое знание в профессионально-педагогической подготовке педагога по физической культуре и тренера по избранному виду спорта определяет базовые ресурсы развития и саморазвития личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования как гаранта стабильности и устойчивости, гуманизма и толерантности, этичности и эстетичности, конкурентоспособности и высокого качества предлагаемых услуг в системе образования и, как следствие, профессионального труда.

Категориальный аппарат современной педагогики – это совокупность единиц терминологической базы научного знания, определяющая наиболее общие возможности педагогики как науки, способной отражать возможности педагогической деятельности в решении различных задач современного социального пространства, непосредственно связанных с теорией и практикой педагогического взаимодействия и общения. Категориальный аппарат педагогики в структуре использования профессионального знания в модели непрерывного образования немаловажное место определяет способам и ресурсам воспроизводства социального опыта. В системе качественно-количественных изменений всех формируемых и корректируемых новообразований и продуктов в работе над собой личность определяет способы воспроизводства и условия решения выявляемых противоречий и задач, в таком понимании важно определять и детализировать в практике работы педагога такие категории, как «развитие» и «саморазвитие».

Научно-педагогическое исследование как ресурс и продукт профессиональной подготовки педагога системно реализует условия для продуктивного поиска оптимальных форм и методов педагогического взаимодействия. Для качественного репродуктивно-продуктивного изучения будущими педагогами в модели профессионального образования и научного познания педагогических средств в широком понимании термина можно использовать технологию системно-педагогического моделирования [1-3], определяющую возможность решения задач профессионально-педагогического взаимодействия в ресурсах педагогического моделирования и научно-педагогического исследования [4-18].

Примерами уточнения и детализации детерминаций и других моделей в подготовке учителей могут явиться работы [19-28], в данных публикациях категории «развитие» и «саморазвитие» представлены в различных плоскостях антропологически обусловленного знания, одной из наиболее удобных форм отображения словесно-логических моделей является моделирование определений в трех смыслах – широкий, узкий и локальный смыслы, другой удобной формой представления моделей педагогического взаимодействия и рефлексии, моделирования и проектирования продуктов и объектов педагогической деятельности является использование основ методологического знания в многомерной практике детализации и уточнения категориального аппарата. Первый путь достаточно сложен для студентов-педагогов, он зачастую не всегда доступен для педагогов-аспирантов и соискателей, а второй способ детализации и оптимизации ресурсов категориального аппарата современной педагогики – один из доступных и объективных ресурсов формирования личности педагога с позиции научно-педагогического поиска и продуктивных форм решения задач профессионально-трудовых отношений, в структуре публикаций [29-43] возможность использования педагогического моделирования в подготовке педагогов и учителей доказана для программ подготовки специалитета и бакалавриата, в структуре включения аспирантов в систему работы со студентами-педагогами. В таком понимании основ практико ориентированной подготовки педагогов определим категории «развитие» и «саморазвитие» в системе знаний и моделей педагогической методологии.

Развитие с точки зрения аксиологического подхода – механизм самоидентификации личности и группы в модели воспроизводства ценностей и функциональных механизмов аксиологического генеза, определяющих оптимальные ресурсы воспроизводства и самосохранения личности и общества в моделях антропологически обусловленных продуктов и объектов исследования.

Саморазвитие с точки зрения аксиологического подхода – самопрограммирующий механизм верификации качества и ситуативно корректируемых особенностей целеполагания и достижений личности и группы в выбранном направлении социализации и самореализации.

Развитие с точки зрения акмеологического подхода – механизм оптимизации качества решения задач в модели антропологического (ноосферного) воспроизводства знаний и самосохранения единиц биологических систем.

Саморазвитие с точки зрения акмеологического подхода – синергетический ресурс самоорганизации личности и группы в позицировании и достижении высоких результатов в различных направлениях социализации и самореализации, обучения и образования.

Развитие с точки зрения гносеологического подхода – механизм познания объективного в антропологических средах, верифицирующий возможность достижения определенных результатов в той или иной плоскости знаний.

Саморазвитие с точки зрения гносеологического подхода – механизм самопознания личности и исследования особенностей объективного в антропологических средах, верифицирующий возможность самопрограммирования и личных достижений в определенных плоскостях и формах ноосферного мышления, в детализации и верификации качества и способов решения продуктивных задач идеального и материального генеза.

Развитие с точки зрения герменевтического подхода – механизм уточнения потенциальных достижений личности и группы, способов решения продуктивных задач идеального и материального генеза.

Саморазвитие с точки зрения герменевтического подхода – механизм самопрограммирования, уточняющий и оптимизирующий возможности достижений личности и коллектива в выделенных плоскостях социализации и самореализации.

Развитие с точки зрения гуманистического подхода – продукт современной культуры, фасилитирующий продуктивный поиск личности и коллектива в адаптивной или акмеверифицированной формах социализации и самореализации, предопределяющих сохранение антропосреды как колыбели ноосферы и современной культуры.

Саморазвитие с точки зрения гуманистического подхода – механизм акмеверификации и акмепрограммирования ресурсов и достижений личности и группы в модели современной культуры и образования, социализации и самореализации.

Развитие с точки зрения здоровьесберегающего подхода – продукт формирования потребности у личности и общества здоровьесберегающих условий и форм решения задач в модели культуры и образования, социализации и самореализации личности и группы.

Саморазвитие с точки зрения здоровьесберегающего подхода – механизм оздоровления личности и нации в системе объективных условий, объектов и продуктов культуры и образования, гарантирующих личности и обществу высокие достижения в различных областях научного знания в антропосфере и ноосфере.

Развитие с точки зрения синергетического подхода – механизм коррекции и проектирования высоких результатов личности и группы в модели выбора условий и возможностей получения социально и профессионально ориентированных результатов, конкурентоспособность и качество которых оптимальны, возможность дополнения и реконструкции определяются потребностями самосохранения и самоутверждения личности и группы в биокультурной системе.

Саморазвитие с точки зрения синергетического подхода – механизм самокоррекции и самопроектирования личности и группы в выборе условий и возможностей получения определенных результатов, конкурентоспособность и качество которых оптимальны, возможность дополнения и реконструкции определяются потребностями самосохранения и самоутверждения в биокультурной системе.

Выделенные и уточненные словесно-логические модели категорий «развитие» и «саморазвитие» являются пополнением копилки детерминаций, использование которых будущими педагогами обусловлены перестройкой модели профессионального образования, где продукты и продуктивность как функция оптимизации качества предопределяют использования такого рода практики в подготовке будущих педагогов, в том числе и педагогов по физической культуре.


Библиографический список
  1. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  2. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  4. Баландов К.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые вопросы теории социализации в общей педагогике, социальной педагогике и педагогике спорта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6202
  5. Барков Г.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности использования средств саморазвития личности в модели профессиональной подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13151
  6. Бойкова И.В., Ильин А.А., Шварцкопф Е.Ю. Продуктивное самовыражение и самореализация личности в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13171
  7. Бойкова И.В., Тихомиров И.В., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности детерминации возможностей формирования культуры самостоятельной работы личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13131
  8. Каминский В.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности продуктивного становления личности будущего педагога в модели развития и саморазвития // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6083
  9. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  10. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. №12 (165). С.129-135.
  11. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  12. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
  13. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
  14. Свинаренко В.Г., Сероштанов А.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и механизмы выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13297
  15. Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Алексеев В.В. Культура как объект и продукт современного непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60918
  16. Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Волостных Е.С. Специфика определения и уточнения условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/12926
  17. Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как условие продуктивного развития личности обучающегося // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5162
  18. Татур В.В., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности педагогического моделирования в определении и решении задач подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12907
  19. Зубанов В.П., Чаплыгин С.В., Федорова В. В. Возможности моделирования категории «саморазвитие» в структуре изучения основ педагогики спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конф.  (Уфа, 15-16 янв. 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.35-37.
  20. Кагирова Л.М., Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации категории «саморазвитие» в модели современного образования // Наука и современность: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 5 июня 2015г.): в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.151-153.
  21. Кирьянова Е. А. Некоторые особенности развития и саморазвития личности в структуре изучения профессионально-педагогического знания // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015.  С. 75-77.
  22. Коновалов С.В., Белинская А.В., Бойкова И.В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11982
  23. Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
  24. Овчинникова Ю. А. Возможности и специфика уточнения категориального аппарата современной педагогики как профессиональная проблема // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.53-55.
  25. Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
  26. Шварцкопф Е.Ю., Данкин В.В., Бойкова И.В. Некоторые особенности реализации идей здоровьесбережения в профессиональном становлении педагога // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12666
  27. Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6012
  28. Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58517
  29. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  30. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие.  Новокузнецк : КузГПА, 2007.  171 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–304–2.
  31. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  207 с. [+CD].
  32. Козырева О. А. Категории современной профориентологии : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007.  129 с. [+приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–306–6.
  33. Козырева О. А. Категории современной профориентологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  131 с. [+CD].
  34. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3166
  35. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53106
  36. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
  37. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
  38. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
  39. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Введение в педагогику» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61576
  40. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
  41. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
  42. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. №1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
  43. Gritsiner K., Kozyreva O. Features of self-realization of athletes in power sports // Role of nonmaterial factors in ensuring the social and psychological condition of a society : International Conference (November 10, 2013, Sheffield, UK). – P. 107-110.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: