УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА И МЕХАНИЗМЫ ВЫБОРА УСЛОВИЙ ПРОДУКТИВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Сероштанов Александр Владимирович2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель

Аннотация
В статье рассматриваются возможность и практика выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы, определены педагогические условия детерминации и визуализации, оптимизации и выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


THE SPECIFIC AND MECHANISMS CHOICE OF CONDITIONS OF FORMATION OF PRODUCTIVE TEACHER IN THE MODEL OF BUILDING A CULTURE OF INDEPENDENT WORK

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Serostanov Alexander Vladimirovich2, Schwarzkopf Elena Yurievna3
1National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, Russian Federation, senior engineer
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, lector

Abstract
The article examines the possibility and practice of a variety of conditions productive of the formation of the teacher in the model of building a culture of independent work, pedagogical conditions of the determination and visualization, optimization and selection of the productive formation of the teacher in the model of building a culture of independent work.

Keywords: competence, independent work of the student, pedagogical modeling, teaching discipline, the culture of independent work


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Сероштанов А.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и механизмы выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13297 (дата обращения: 30.09.2017).

Особенности построения педагогического взаимодействия в современной культуре и образовании можно отследить по совокупности идеальных и материальных педагогических средств, появляющихся в современном воспитательно-образовательном пространстве. Качество выбора педагогических средств, определяющих в перспективе постановку и решение задач современного образования, зависит от классической формы материального обеспечения и сформированных мотивов получения образования.

Культура самостоятельной работы личности в модели научно-педагогического исследования – сложный объект. Качество формирования культуры самостоятельной работы обучающегося определяется качеством постановки и решения задач развития личности. Выделяемые уровни сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося и педагога, представляют собой иерархию уровневых достижений, особенности и возможности которых обеспечиваются за счет качественного осмысления проблем и способов их решения в структуре ведущей деятельности, общении, хобби и досуге.

Научное исследование в педагогике [1-2] в выделении различных методологических подходов позволяет уточнять и детализировать педагогические процессы, предопределяющие, в конечном счете, качество образования и результативность профессионального труда. Социально-педагогическая направленность профессионально-педагогического знания [3-4] системно предопределяет возможность продуктивного поиска оптимальных условий формирования личности, а модель формирования культуры самостоятельной работы [5-9] обеспечивает своевременное развитие всех востребованных возможностей личности в поле профессиональных отношений.

Ресурсы продуктивного поиска оптимальных возможностей развития личности определяются в двух плоскостях – адаптивной и акмеверифицированной практике решения задач развития [10]. Адаптивная форма представления данных определяется специальными потребностями в образовании, акмеверифицированная – сложившимися условиями развития общества и личности.

Адаптивное знание [11] как ресурс гуманизации образования позволяет в структуре традиционного обучения и программно-педагогического обеспечения [2-3, 12-19] создавать и реализовывать условия для продуктивного становления будущего педагога в системе высшего профессионально-педагогического образования. Воспроизводимость качественного решения задач развития личности будущего педагога описана в работах [19-34].

Условия продуктивного становления будущего педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы определяются механизмами самоутверждения и самоактуализации (саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самосохранения). Качества, формируемые в структуре подготовки будущих педагогов, отражаются в совокупности заявленных стандартом компетенций. Специфика определения визуальных компонентов сформированности компетенций отражается в структуре «знать», «уметь», «владеть», а продукты деятельности (самостоятельной работы) являются доказательством эффективности качества формирования компетенций и способов, условий и тактики модификации социально-профессионального опыта.

Культура самостоятельной работы личности в продуктивном становлении педагога определяет в уровневой модели способность личности решать тот или иной пласт профессионально-педагогических проблем.

Выделим совокупность педагогических условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося в системе непрерывного профессионального образования:

- Готовность личности определять и решать задачи развития личности в модели современного образования.

- Расширение сознания личности обучающегося в структуре формирования культуры самостоятельной работы за счет поэтапного овладения совокупностью общеучебных и универсальных компетенций.

- Научная постановка проблемы объективности, субъектности и субъективности профессионально-педагогической практики решения задач развития личности обучающегося.

- Полисистемная, мультикультурная система верификации определения и решения противоречий развития обучающегося «хочу – могу – надо – есть».

- Учет особенностей развития личности и общества в микро-, мезо-, макро- и мегадетерминантах.

- Практика поиска оптимальных решений развития личности и системы образования в модели нормального распределения способностей, здоровья.

- Определение основ педагогической аксиологии и праксиологии в детализации возможностей профессионально-педагогической деятельности и общения.

- Включение методов педагогического моделирования и педагогического проектирования в систему определения и решения профессиональных задач и профессионально-трудовых функций педагога.

- Формирование потребности в саморазвитии, самообразовании, самосовершенствовании, самоутверждении, самореализации, позитивном социальном контакте с микро-, мезо-, макрогруппами.

- Формирование потребности в комфорте и достатке педагогических средств, определяющих качество и специфику решений выделенных противоречий.

- Создание определяющих механизмов выбора для позитивных чувств и релаксации организма.

- Определение единства всех звеньев цепи и видов развития личности базовым условием качественного формирования культуры самостоятельной работы личности в модели адаптивного и акмеверифицированного знания.

- Формирование основ здорового образа жизни и потребности в двигательной активности, интеллектуальном совершенствовании и духовном росте.

- Формирование готовности будущего педагога решать объективные задачи развития личности в модели адаптивной и акмеверифицированной практике развития личности.

- Развитие системы контроля и самоконтроля личности в продуктивных формах самоутверждения и самопрезентации.

- Определение возможности перехода из одного направления социализации и самореализации личности обучающегося в другое в модели поиска оптимальных условий жизнедеятельности.

- Воспитание чувств и качеств в системе полисубъектных связей и основ социального развития личности и коллектива, определяющие в единстве три составных развития личности «я-гражданин», «я-семьянин», «я-труженик».

- Формирование потребности в высоких достижениях и признании продуктов деятельности личности саморазвивающейся, самосовершенствовающейся, продуцирующей.

- Определение условий для развития и саморазвития в поликультурном образовательном пространстве в системе непрерывного профессионального образования.

- Верификация и модификация акметраектории становления личности обучающегося в иерархии формируемых компетенций и уровней сформированности культуры самостоятельной работы личности.

Выделенные педагогические условия продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося в системе непрерывного профессионального образования определяют продукты развития личности, а том числе и продукты программно-педагогического обеспечения целостного педагогического процесса, в ресурсах которого была разработана технология системно-педагогического моделирования, особенности которой продуктивно отразились на качестве научно-педагогических работ педагогов [1-34], включенных в поиск оптимальных условий развития и самоутверждения, самореализации и социализации.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования //Вестник КемГУ.2015. №4-2. С.91-95.
  3. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
  4. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
  5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  6. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  7. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  8. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  9. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  10. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  11. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  12. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  13. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
  14. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
  15. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
  16. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
  17. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.  ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
  18. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
  19. Барков Г.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности использования средств саморазвития личности в модели профессиональной подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13151
  20. Бойкова И.В., Ильин А.А., Шварцкопф Е.Ю. Продуктивное самовыражение и самореализация личности в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13171
  21. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
  22. Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
  23. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  24. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
  25. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
  26. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  27. Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
  28. Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
  29. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
  30. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
  31. Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
  32. Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
  33. Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
  34. Свинаренко В.Г., Михалев И.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности реализации идеи гуманизма в структуре прохождения производственной практики педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6114


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: