УДК 378.1; 371.3

ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В МОДЕЛИ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «44.03.01 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Макарова Лариса Николаевна1, Инкина Светлана Геннадьевна2, Козырева Ольга Анатольевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
3Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается проблема объективной оценки качества формирования компетенций в структуре подготовки педагогов по физической культуре к выполнению профессионально-трудовых обязанностей и функций. Педагогическая практика является показателем объективных оценок результативности подготовки будущих педагогов по физической культуре.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическая практика, педагогическое моделирование, самореализация, самосовершенствование, социализация


THE POSSIBILITY OF EVALUATION OF COMPETENCES IN THE MODEL OF PEDAGOGICAL PRACTICE OF STUDENTS OF BACHELOR DIRECTION OF PREPARATION "44.03.01 – PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE USE OF"

Makarova Larisa Nikolaevna1, Inkina Svetlana Gennadyevna2, Kozyreva Olga Anatolievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
3Siberian state industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
In the article the problem of objective estimation of quality of formation of competences in the structure of training teachers of physical culture to the implementation of vocational responsibilities and functions. Teaching practice is an indicator of objective assessments of performance training of future teachers of physical culture.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819 (дата обращения: 29.05.2017).

Подготовке будущих педагогов по физической культуре к самостоятельной активной, творческой профессионально-педагогической работе уделяется немалое внимание в современной научной и учебной литературе. Однако в модели прохождения педагогической практики нет единого подхода к определению и решению противоречий, возникающих у студентов-педагогов в целостной системе образовательных и здоровьесберегающей отношений, выбора и реализации форм, методов и технологий сотрудничества и сотворчества педагога и обучающегося. Качество определения и решения задач педагогической практики – уникальный продукт мультисредовых многовариативных преобразований, т.к. судьба педагогической деятельности всегда определяется ситуативно и целостное определение образа, а также личностно верифицируемое становление педагога-профессионала складывается индивидуально, в различные промежутки профессионального становления и модификации модели профессиональной карьеры.

Летняя педагогическая практика в подготовке педагога по физической культуре (летняя практика проводится в детско-юношеских спортивных школах и в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва) обеспечивается в модели компетентностного подхода следующими компетенциями и составными триединого профессионально-педагогического знания, детерминируемого в цепочке «знать – уметь – владеть»:

- ОПК-4 (способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности), определяется в составных следующей совокупностью дидактических единиц: знать нормативные основы образования; уметь работать с нормативными документами, регламентирующими  образовательный процесс; владеть представлениями об ответственности за результаты своей профессиональной деятельности; владеть навыками разработки учебно-методических материалов, необходимых для организации образовательного процесса;

- ПК-6 (готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами), может быть представлена компетенция в следующей системе дидактических компонентов профессионально-педагогического знания: знать способы построения межличностных отношений, уметь взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса; уметь учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся; владеть способами взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

- ПК-7 (способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности), – знать основные идеи педагогики сотрудничества; знать технологии обучения и воспитания в сотрудничестве и в партнерстве; уметь использовать идеи педагогики сотрудничества на практике; владеть способами организации сотрудничества в обучении и в воспитании.

Выделенные ФГОС компетенции летней педагогической практики и программой педагогической практики, определяют в нашей работе систему оценки сформированности компетенций по классической шкале оценивания результатов (таблица 1).

Таблица 1. Качество освоенности компетенции

Код компетенции

Результаты освоения ООП

Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС)

Оценка

ОПК-4 способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)

2

3

4

5

ПК-6 готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6)

2

3

4

5

ПК-7 способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7)

2

3

4

5

Оценка может быть переведена в другие системы детерминации и визуализации качества обученности студентов, например в уровневую модель представления качества обучения и образования студента-педагога:

  • Высокий уровень – «отлично»
  • Средний уровень – «хорошо»
  • Допустимый уровень – «удовлетворительно»
  • Низкий уровень – «неудовлетворительно»

Кроме того, из представленных в таблице 1 компетенций и качества их формирования можно вывести итоговую оценку летней педагогической практики самым примитивным методом – вычислить среднее арифметическое и путем округления вывести уровневую, качественную оценку.

Продолжительность летней педагогической практики 10 дней, из них необходимо выделить 2-3 дня на адаптацию студента, знакомство с образовательным учреждением и оформление результатов педагогической практики, поэтому выделяем три периода летней педагогической практики: 1) адаптация, знакомство с ОУ (2 дня), 2) основной период (7 дней), 3) заключительный период (1 день). В соответствии с данной типологией приводим модель паспорта фонда оценочных средств по летней педагогической практике (таблица 2).

Таблица 2. Паспорт фонда оценочных средств по практике

№ п/п

Контролируемые этапы практики
(результаты по этапам)

Код контролируемой компетенции  (или её части) / и ее формулировка – по желанию Наименование  оценочного средства
Этап I. Изучение особенностей ОУ в определении и решении задач дополнительного образования детей и юношества, определение плана работы на 7 дней ОПК-4

ПК-6

ПК-7

Составление и утверждение плана работы в ДЮСШ на 7 рабочих дней
Этап II. Основной этап ОПК-4

ПК-6

ПК-7

Работа по созданному плану, организация отчетной нестандартной формы организации взаимодействия (праздник спорта, современное многоборье и пр.)
Этап III. Заключительный этап ОПК-4

ПК-6

ПК-7

Дневник педагогической практики

 

Составленный план работы студента-практиканта подписывается в ДЮСШ методистом, отвечающим за педагогическую практику студента в ДЮСШ. Данный план работы входит в отзыв руководителя

Отзыв руководителя
Летней п
едагогической практики

За время прохождения Летней педагогической практики в
                                                                                                                                                                       

                   название   образовательной  организации

с «___» ____________20___ г.        по «____»____________20___ г.
обучающийся ____________________________________________________________________________

                       (Ф.И.О.)

______курса _______ группы _______ формы обучения (очной, заочной)
ФФК направления/профиля подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль подготовки «Физическая культура», степень (квалификация) выпускника: бакалавр

продемонстрировал следующие результаты:

 

1 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

2 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

3 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

4 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

5 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

6 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

7 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

8 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

9 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

10 день:

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

 

2. Проведено итоговое мероприятие (название мероприятия, краткое описание, приложение подтверждающих документов):

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

 

3. Сформированность компетенций по выделенным этапам летней педагогической практики:

 

Код компетенции

Результаты освоения ООП

Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС)

Этапы практики

Оценка

ОПК-4 способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)

Этап I (1, 2 день)

2

3

4

5

Этап II (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 дни)

2

3

4

5

Этап III (10 день)

2

3

4

5

ПК-6 готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6)

Этап I (1, 2 день)

2

3

4

5

Этап II (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 дни)

2

3

4

5

Этап III (10 день)

2

3

4

5

ПК-7 способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7)

Этап I (1, 2 день)

2

3

4

5

Этап II (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 дни)

2

3

4

5

Этап III (10 день)

2

3

4

5

 

Краткая характеристика практиканта

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                

 

 

Итоговая оценка _____________________________________________________________________

 

 

Руководитель практики

от образовательной организации

_________________________                   ________________

                                                                                                   Ф.И.О.                                                                                     подпись

МП

 

_____________________

                          дата

 

В структуре прохождения студентом летней педагогической практики можно определить в качестве средства фасилитации педагогической деятельности «Дневник педагогической практики», состоящий из титульного листа (отражены сроки прохождения практики, наименование образовательного учреждения, руководители практики от ОУ и вуза, данные студента-практиканта), содержание практики: 1) знакомство с ДЮСШ (СДЮСШОР), 2) плана работы на летнюю педагогическую практику, 3) отчет по плану работы, 4) внеурочное мероприятие с анализом и подтверждающими документами (фото, видео и пр.), 5) отзыв руководителя от образовательной организации.

Аналогичная структура по педагогической практики 2, в модели которой выделяются задания по теории и методике физической культуре, психологии, педагогике.

Этапы педагогической практики выделяются по неделям (7 недель, из них 1-ая неделя – вводная неделя и 7-ая неделя – итоговая неделя, на которых происходит соответственно – адаптация и оформляются результаты прохождения педагогической практики). Создаются по аналогии таблица 1 и таблица 2. Макетируется отзыв руководителя, в котором отражаются все задания, выносимые на контроль в структуре подготовки образовательной программы студента.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  2. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2(62). Вып.3. С.63-67.
  3. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  4. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  5. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  8. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  9. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  10. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  11. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: