Педагогическое [1] как ресурс развития и воспроизводства объектов и продуктов профессионально-педагогического знания предопределяет качество всех получаемых в поликультурном пространстве антропологически обусловленных средств науки, искусства, культуры, спорта и прочих специфически детерминируемых направлений социализации и самореализации личности. Детерминация категориального аппарата в структуре подготовки педагогов по программам специалитета [2-16] – разработанная область использования педагогического моделирования для качественного решения задач развития личности обучающегося и педагога. В модели подготовки будущих педагогов по программам бакалавриата использование педагогического моделирования [17] как метода педагогического исследования в уточнении и детализации понятийного аппарата научно-педагогического исследования [18] – направление педагогической практики, которое в модели методологического и программно-педагогического обеспечения – мало разработанная научная область. Разработка методологической базы педагогического знания в широком смысле явления – уникальный продукт научно-педагогической деятельности, фасилитирующий постановку и решение проблем, задач современного научно-педагогического исследования в рамках реализуемых идей, ценностей, идеологии, философии постановки и решения задач развития личности и системы образования как части антропосреды или ноосферы.
Качество постановки и решения задач развития личности обучающегося в системе традиционного обучения – одно из самых легких для дидактики средней и высшей школы направлений научно-педагогической практики. В структуре компетентностного и функционального подходов в модели подготовки педагогов по программам бакалавриата одним из самых интересных курсов в модели детализации и визуализации качества подготовки педагогов является курс «Практическая педагогика», для которого разработаны различные программно-педагогические продукты, фасилитирующие подготовку педагогов, не исключение и лабораторные работы [19]. В таком понимании сам метод педагогического моделирования [20] определяет возможность продуктивного становления педагога в выборе и решении задач развития личности и образования. Педагогическое моделирование как ресурс и средство создания инноваций и продуктов традиционной культуры, науки, искусства, спорта в различных формах и видах оптимизации и верификации, вариации и спецификации, унификации и реконструкции [17] создает предпосылки для качественных изменений в социально-образовательном пространстве, обеспечивающего личность и общества механизмами самосохранения и гуманного развития.
Специфика оценки качества педагогического моделирования может быть определена в системе ресурсов и подготовки педагога к использованию самоанализа, т.е. педагогической рефлексии, целостно определяющей и решающей задачи мониторинга и контроля, самоконтроля и самопрограммирования в системе определяемых противоречий и ограничений, условий и факторов развития антропосреды и ноосферы.
Педагогической технологией, фасилитирующей продуктивный поиск условий развития и саморазвития личности в системе моделей и ресурсов педагогического моделирования как средства создания продуктов и объектов научного знания и выбранной специфики ведущей деятельности личности, может быть выбрана технология системно-педагогического моделирования [22-23], разработка и уточнение которой интереса с различных позиций. Одной из таких точек соприкосновения реализации условий непрерывности современного профессионального образования является поиск оптимальных условий развития личности обучающегося в системе СПО и ВПО, в структуре которых выполнены ряд работ педагогов и будущих педагогов, включенных в активный поиск условий продуцирования педагогических средств и средств адаптивной педагогической поддержки инвалидов [24-50].
Определяющим фактором использования педагогической технологии в постановке и решении проблем является универсальность поиска решения задач развития личности и общества. Технология системно-педагогического моделирования определяется качеством и возможностями формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося, способности которого распределены нормально [51-52].
В модели профессионального становления и развития педагога очень важно осознавать, что адаптивное и акмеверифицированное знание обеспечивают качественную постановку и решение проблем развития личности и общества, воссоздающих истинные смыслы и практику гуманизма и продуктивности в многомерной модели сравнения и верификации качества общечеловеческого в развитии личности и общества.
Специфика выбора профессиональной подготовки и решения задач продуктивного самоутверждения педагога определяется возможностью качественно формулировать и решать задачи профессионального и социокультурного развития. В НФИ КемГУ на факультете физической культуры задачи утонения категориального и понятийного аппарата выполняют роль детектора качества и спецификации возможностей развития личности обучающегося в структуре использования педагогического моделирования как метода исследования и средства создания новых педагогических средств, такая практика определяется качественно решенными задачами социализации, адаптации, рефлексии, самореализации, самосовершенствования, самоутверждения [53-61].
Проиллюстрируем некоторые особенности подготовки педагогов по физической культуре в структуре научно-педагогического поиска. Для этого определим наиболее популярные задачи педагогического моделирования в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре.
Курс «Введение в педагогическую деятельность» определяет в поле профессиональных интересов педагогов по физической культуре решение задачи использования предметно-педагогических и профессионально-педагогических презентаций в структуре подготовки педагогов и самостоятельной деятельности. Первым этапом формирования профессионализма может быть создание презентации «Я – профессионал», где студент-первокурсник определяет в последовательности формируемых уровней и условий становления свои достижения, являющиеся базовым продуктом профессионального развития и самоутверждения в поле занятий физической культурой и спортом. Все последующие задания данного курса нацелены на детализацию и реализацию возможностей продуктивного становления. Еще одной из интересных задач может быть задача определения ценностей педагога XXI века. В структуре данной решаемой будущими педагогами по физической культуре задачи необходимо предоставить свободу выбора ценностей и условий саморазвития, самоутверждения и взаимодействия в системе общечеловеческого потенциала государства, основ здоровьесбережения и акмепрограммирования способов и форм самореализации и саморазвития.
Курс основ изучения теоретического знания в педагогике богат заданиями на использование педагогического моделирования для качественного решения выделенной проблемы профессионально-педагогического генеза. Это задачи на уточнение понятийного аппарата, это задачи на моделирование предметно- и профессионально-педагогических презентаций, это задачи на уточнение систем принципов социализации, самореализации и педагогического взаимодействия, это задачи на создание проектов и моделей воспитательной работы, работы по социализации и адаптации обучающихся в модели поликультурных отношений и непрерывного профессионального образования и пр.
Курс «Практическая педагогика» обеспечивает личность будущего педагога разнообразием видов и форм педагогического взаимодействия и педагогического моделирования в выполнении лабораторных работ [19], раскрывающих потенциал личности в многомерной верификации качества профессионализма и саморазвития личности.
Заключительным этапом проверки качества решения задач профессионально-педагогической подготовки является педагогическая практика. В модели педагогической практики [36] определяется ресурсом и итогом прохождения педагогической практики – дневник педагогической практики. Структура дневника педагогической практики определяется направлением прохождения, сроками прохождения и специфически поставленными задачами научно-педагогического генеза, особенности которых определяются направлением прохождения практики и выполняемой дипломной работы.
Библиографический список
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. 363 с.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учеб.-метод. пособ. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+CD].
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студ., аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD].
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+CD].
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категории “воспитание” как средство формирования культуры самостоятельной работы // Вестник педагогических инноваций. 2009. №3 (19). С.68-83.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий психолого-педагогической антропологии как средство формирования профессионально-педагогической культуры // Вестник педагогических инноваций. 2008. №4. С. 137-152.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.
- Козырева О. А. Моделирование как метод и средство формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов-педагогов и педагогов-психологов // Вестник Вологодского государственного педагогического университета. 2007. №2. С.126-139.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций современной профориентологии как средство формирования и развития профессионально-педагогической культуры // Вестник педагогических инноваций. 2008. № 2 (14). С.7-22.
- Козырева О. А. Моделирование как метод и средство формирования и развития профессионально-педагогической культуры // Вестник КузГПА. 2010. №1(2)-февраль. 8 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/1/
- Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+CD].
- Козырева О. А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №2. С. 92-102.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №7. С.192-203.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6. С.313-323.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного проф. образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарн. науч. исследования. 2014. №12-1(40). С.140-143.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Псих., социол. и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Кононцова Я.С. Некоторые возможности педагогической поддержки будущего педагога в моделировании первой научно-педагогической публикации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56478
- Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680
- Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6. С.79-86.
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
- Бойкова И.В., Якушева И.М., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в системе среднего профессионального образования // Гуманит. науч. иссл. 2015. №9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12507
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9.
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Совр. науч. исслед. и инновац. 2015. №10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитар. науч. исслед. 2015. №9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Михалев И.А., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Педагогическое моделирование в детерминации определений категориального аппарата современной педагогики // Гуманитар. науч. исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12721
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Совр. науч. исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Свинаренко В.Г., Коновалов С.В., Апанасова А.С. Специфика детерминации и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/54032
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Сильвестров И.А., Бойкова И.В. Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации подростка, занимающегося танто-дзюцу // Гуманитар. научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11979
- Шварцкопф Е.Ю., Данкин В.В., Бойкова И.В. Некоторые особенности реализации идей здоровьесбережения в профессиональном становлении педагога // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12666
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышова С. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «успешность педагогической деятельности» в системе непрерывного профессионального образования // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 136-138.
- Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Псих., социол. и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6012
- Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Татур В. В. Возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в моделировании определений «воспитание» // Научный взгляд на современное общество: сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (28 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.95-97.
- Борисова М. Т., Ерохин Е. Н., Завьялова Я. Е. Реализация идей гуманизма и продуктивности в моделировании определений категории «воспитание» // Инновационная наука. 2015. №4-2. С. 86-88.
- Боровая О. Л. Качество моделирования определений категории «воспитание» в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога // Инновационная наука. 2015. №4-2. С.88-90.
- Буцыкина Л. Э. Возможности моделировании портфолио обучающихся, занимающихся карате, в уточнении модели самореализации обучающегося // Инновационная наука. 2015. №6-1. С.197-199.
- Гончар А. И. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы педагогов по ФК в ресурсах моделирования категориального аппарата современной педагогики // Символ науки. 2015. №5. С.199-201.
- Гордюшкин Д. А., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Возможности и качество моделирования педагогических средств будущими педагогами по ФК как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 690-692.
- Евдохин В. В. Некоторые аспекты реализации идей гуманизма и продуктивности в моделировании портфолио обучающегося начальной школы // Инновационная наука. 2015. №5. С.203-205.
- Зыбина Е.В., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Специфика моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» как ресурс формирования профессионально-педагогической культуры педагогов по физической культуре // Совр. педагогика. 2015. № 1 (26). С. 10-16.
- Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Елясова А. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12(16). С. 11-16.
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Совр. педагогика. 2015. № 5 (30). С.62-73.