Профессиональное образование и специфика профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре определяют в конструктах категориального аппарата возможность качественного решения и детализации условий развития и самоутверждения личности. Развитие личности обучающегося является следствием персонифицированного учета возможности личности и социального пространства определять и решать задачи воспитания, социализации и самореализации. Для качественной подготовки будущего педагога к решению задач развития обучающегося можно использовать технологию системно-педагогического моделирования [1-12] и примеры детализации практики продуктивной организации воспитания, самореализации, социализации личности в поле ресурсов учебной и внеучебной работы с обучающимися [13-58]. Определим возможности и модели современного воспитания, социализации и самореализации обучающегося в современной системе учебной и внеучебной работы с обучающимися и их родителями.
Воспитание как категория современной педагогики уточняется в различных многоуровневых моделях современного профессионально-педагогического знания. Наиболее актуальными моделями современного воспитания являются модели, определяемые в широком, узком и локальном смыслах, которые отражают в единстве связь макро-, мезо- и микроресурсов оценки качества усвоения социального опыта и опыта решения задач развития и саморазвития.
Воспитание в широком смысле – макроуровневая система ресурсов верификации и оптимизации качества решения задач формирования опыта социальных отношений и общения в конструктах ретрансляции и обновления, активизации и эволюции антропосреды как колыбели рождения и развития личности.
Воспитание в узком смысле – процесс формирования социально востребованных моделей формирования социального опыта и мировоззрения, моделей поведения и сотрудничества в сохранении ценностей гуманизма и толерантности, конкурентоспособности и креативности, обеспечивающих личности и обществу эталоны оценки качества развития и приоритеты самоорганизации антропосреды.
Воспитание в локальном смысле – процесс формирования определенной черты или ценности в процессе решения задач развития личности, определяемый в модели современного образования и культуры.
Воспитание определяет возможности сохранения приоритетов формирования ценностей и эталонов поведения, основы которого реализуют целостность развития личности в сотрудничестве и взаимодействии, общении и сотворчестве.
Возможности организации современного воспитания осуществляется в образовательных организациях и учреждениях на классных часах, а также в период организации педагогического взаимодействия в учреждениях дополнительного образования и летнего отдыха детей и юношества.
Социализация как категория и конструкт современного образования и культуры определяется в системе социальных отношений, социальных ролей, способов познания и самоутверждения личности через систему социальных отношений и способов преобразования объективного в обществе. Категория «социализация» уточняется будущими педагогами в трехуровневой модели, примерами могут быть ниже приведенные модели.
Социализация в широком смысле – матрица изменений социального пространства и развития личности в иерархии смыслов, мотивов, целей и ценностей гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и гибкости, креативности и объективности в выборе приоритетов и моделей развития личности и общества.
Социализация в узком смысле – процесс социального воспроизводства уровня развития общества в становлении развивающейся личности через деятельность и общение, определяемых в направлениях «наука», «искусство», «спорт» и пр.
Социализация в локальном смысле – процесс персонифицированного формирования социально востребованных мотивов, целей и ценностей личности, обеспечивающий личности качественное включение в микрогрупповые отношения и, как следствие, мезо- и макрогрупповые взаимоотношения.
Социализация рассматривает и визуализирует социализированность личности в модели оценки качества включения личности в социальные отношения, т.е. социализированность иллюстрирует насколько качественно принимается личность с ее продуктами деятельности в обществе, конкурентоспособность и гуманизм являются средствами коррекции качества и особенностей социализированности личности в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.
Социализация обучающихся осуществляется в направлениях «образование», «культура», «наука», «спорт», «искусство» и пр., в структуре выделенных направлений существуют учреждения, учитывающие потребности обучающихся и социального пространства в восполнении уровня социального развития и продуктивного решения задач развития личности через выделенное направление деятельности.
Самореализация как категория современной педагогики может быть определена в двух плоскостях научно-педагогического знания – адаптивной плоскости и акмепедагогической плоскости.
Адаптивное знание создает предпосылки продуктивного становления личности, чьи способности и уровень здоровья значительно ниже, нежели среднее значение в генеральной совокупности субъектов современного образования.
Акмепедагогическое знание направлено на достижение личностью наивысших персонифицированных достижений, качество которых должны быть определены в плоскости конкурентоспособности и креативности развития личности и общества в целом.
Самореализация может быть определена в трехуровневой модели, системно визуализирующих возможность единства и уточнения макро-, мезо- и микроуровневой оценки качества решения задач развития личности в конструкте противоречий «хочу – могу – надо – есть».
Самореализация в широком смысле – реализуемая и оптимизируемая способность личности определять и решать задач развития в конструктах современной культуры, образования, спорта, искусства и прочих направлениях продуцирования идеальных и материальных благ и продуктов самоутверждения личности.
Самореализация в узком смысле – процесс персонифицированного решения задачи «хочу – могу – надо – есть» в многомерном анализе качества создаваемых продуктов, востребованность которых и определяет качество описываемого процесса.
Самореализация в локальном смысле – процесс ситуативного уточнения возможности решения задач развития личности в обществе и деятельности, образовании и социальных отношениях.
Самореализация является средством самоутверждения личности, чем выше уровень притязаний и формируемые способы решения задач, тем выше качество описываемого явления в конструктах современного научно-педагогического поиска.
Развитие личности в системе современного воспитания, социализации и самореализации – сложный продукт современного образования, гарантирующий личности и обществу своевременность в определении и решении многомерно детерминируемых условий продуктивного развития личности в модели деятельности и общении.
Библиографический список
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учеб. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Аксенов Г. А. Специфика уточнения категории «самореализация» в структуре изучения педагогики // Инновационные технологии нового тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 5 мая 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.96-97.
- Аксенов Г. А., Зубанов В. П., Бойкова И. В. Возможности использования воспитательной работы в структуре формирования культуры самостоятельной работы обучающегося // Цифровое общество в контексте развития личности : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 10 мая 2016 г.). Уфа : Аэтерна, 2016. С.21-23.
- Байменов М.С., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации юношей, занимающихся самбо // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66866
- Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66997
- Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14884
- Байменов М.С., Кузнецова В.И., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14859
- Белинская А.В., Козырева О.А. Здоровьесбережение в конструктах современного педагогического моделирования и педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14919
- Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогики развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67012
- Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67023
- Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14903
- Белинская А.В., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Специфика и проблемы исследования качества и возможностей реализации идей здоровьесбережения в учебной и внеучебной работе с обучающимися // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66485
- Белявская С.М., Козырева О.А. Особенности включения будущего педагога по физической культуре в процесс уточнения категории «социализация» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14755
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Особенности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14723
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности анкетирования в исследовании специфики социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66127
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности уточнения моделей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5556
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Педагогические технологии исследования специфики и оптимизации возможностей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66143
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Педагогические условия оптимизации социализации и самореализации обучающегося в плавании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14595
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Здоровьесбережение как продукт современной педагогической теории и практики решения задач социализации и самореализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14720
- Зубарев А.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Практика детерминации категории «воспитание» в постановке и решении задач профессионально-педагогической деятельности // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5588
- Камалов Н.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Адаптивная педагогика в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5594
- Каминский В. В. Специфика детерминации категории «социализация» в современной педагогике // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.119-121.
- Каминский В. В., Зубанов В. П., Бойкова И. В. Качество формирования культуры самостоятельной работы обучающегося как социально-педагогическая проблема // Инновационные технологии нового тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 5 мая 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.114-116.
- Капризов А. О., Зубанов В. П. Социализация как категория педагогики физической культуры и спорта // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.121-123.
- Киндлиб Я.О., Федотова В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности продуктивного становления педагога по физической культуре в системе оптимизации решения задач педагогического моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66563
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Креган А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в воспитательной работе педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5596
- Кузнецова В. И., Завьялова Я. Е., Байменов М. С. Социализация в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.129-131.
- Кузнецова В.И., Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в общепедагогических конструктах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66877
- Куренков М. А. Специфика уточнения категории «социализация» в структуре изучения педагогики // Цифровое общество в контексте развития личности : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 10 мая 2016 г.). Уфа : Аэтерна, 2016. С.91-93.
- Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогическая технология социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14614
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66225
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66058
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Моделирование и проектирование педагогической технологии социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5551
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14577
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
- Старостин И.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности исследования качества моделирования категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5597
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Федосенко А.С., Федосенко Е.С., Козырева О.А. Некоторые особенности педагогического моделирования в реализации идей анкетирования обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14560
- Фомичев А.В., Козырева О.А. Особенности социализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66822
- Южаков И.А., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Моделирование детерминаций категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5613
Количество просмотров публикации: Please wait