УДК 378.1; 371.3

УТОЧНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ» В КОНСТРУКТАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Байменов Максим Сергеевич1, Кузнецова Валентина Ивановна2, Козырева Ольга Анатольевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк , студент
2специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по регби «Буревестник», г. Новокузнецк, методист
3Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается практика уточнения понятий «социализация» и «самореализация» в конструктах социальной педагогики и основ современной педагогической методологии. Выделенные детерминации являются одним из решений задач уточнения категориального аппарата с использованием метода педагогического моделирования.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, социализация, социальная педагогика


REFINEMENT CATEGORIES OF "SOCIALIZATION" AND "SELF-REALIZATION" IN THE CONSTRUCTS OF SOCIAL PEDAGOGY

Baymenov Maksim Sergeevich1, Kuznetsova Valentina Ivanovna2, Kozyreva Olga Anatolievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Specialized Children and Youth Sports School of Olympic Reserve Rugby "Burevestnik", Novokuznetsk, methodist
3Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
This article describes the practice of clarifying the concepts of "socialization" and "self-realization" in the constructs of social pedagogy and the foundations of modern teaching methodology. Dedicated determination is one of the refinement of the solutions categorical apparatus using the method of pedagogical modeling.

Keywords: culture self-dependent work, pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-realization, social pedagogics knowledge, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Байменов М.С., Кузнецова В.И., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14859 (дата обращения: 25.09.2018).

Социальная педагогика [1-5] в структуре профессиональной подготовки педагогов по физической культуре в модели среднего профессионального и высшего образования (бакалавриат) определяют задачи практико ориентированной подготовки педагогов к решению задач научного исследования в конструктах современной культуры и образования, гарантирующих успешное развитие личности и системы непрерывного образования [6-25].

Возможности теоретического построения и уточнения моделей социализации и самореализации личности в системе развития социально-педагогического знания определяют возможность уточнения категории «социализация обучающегося» и «самореализация обучающегося», что частично описывается в практике решения задачи моделирования категориального аппарата в работах [26-39].

Определим в конструктах современной педагогической методологии понятия «социализация обучающегося» и «самореализация обучающегося».

Социализация обучающегося с точки зрения адаптивного подхода – процесс включения в социальные отношения и социальное познание личности, имеющей адаптивные потребности в решении задач становления и самореализации, фасилитирует формирование социального опыта и мировоззрения, качество решения задач продуктивного самовыражения и самосовершенствования.

Социализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс определения акмереализуемых условий развития личности, учитывающий нормальное распределение способностей и здоровья, персонифицированные потребности в качественном решении задач развития и самоутверждения, самоопределения и самоактуализации, сотрудничества и взаимодействия, сотворчества и общения, специфика которых непосредственно связана с условиями и возможностями развития личности и антропосреды, гибко синтезирующих и самоорганизующих все функции и резервы системы для оптимизации качества постановки и решения задач развития личности и антропопространства.

Социализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс социально значимого формирования обучающегося в модели образования, культуры и этики, выявляющих и определяющих ценности и нормы антропосреды в конструктах профессионально-педагогического знания ресурсами и механизмами развития и саморазвития, сохранения и самосохранения личности и антропосреды.

Социализация обучающегося с точки зрения антропологического подхода – процесс социального воспроизводства норм культуры и образования в решении задач формирования социального опыта и мировоззрения, специфика и качество которых обусловлены системным пониманием антропосредовых изменений.

Социализация обучающегося с точки зрения герменевтического подхода – процесс уточнения способов и форм, методов и технологий формирования социального опыта обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, гарантирующего успешность выбора и решения задач социального воспроизводства опыта и ресурсов антропосреды.

Социализация обучающегося с точки зрения гносеологического подхода – процесс познания возможностей обучающегося в социальном воспроизводстве уровня знаний и ценностей, культуры и опыта деятельности, системно визуализирующих и оптимизирующих возможности развития и самосохранения антропосреды и личности, генерирующих потенциальные пути решения проблем и задач антропологического генеза.

Социализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс формирования социального опыта в модели гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и креативности, гибкости и устойчивости развития в детерминируемых условиях и объективной практике решения задач развития и самосохранения персонифицированных условий сосуществования личности и социума.

Социализация обучающегося с точки зрения деятельностного подхода – процесс верификации идей развития личности в модели деятельности и общения, системность продуктивного поиска в которых является механизмом развития, продуктивность и креативность личности – средовом самосохранения, возможность сотрудничества и сотворчества – ресурсом социально-коллективного воспроизводства уровня знаний и культуры деятельности.

Социализация обучающегося с точки зрения диалектического подхода – процесс решения задач развития личности в полисистемном поиске диалектически верифицируемых условий воспроизводства уровня культуры и самосохранения антропосреды, гарантирующей личности качественное формирование социального опыта и мировоззрения.

Социализация обучающегося с точки зрения диалогического подхода – процесс включения развивающейся личности (обучающегося) в систему социальных норм и приоритетов развития, обеспечивающих в конструктах диалога успешное решение проблем и дилемм современного воспитания и образования, развития и саморазвития, самосовершенствования и самоутверждения.

Социализация обучающегося с точки зрения дихотомического подхода – процесс дуалистического определения и решения задач социального воспроизводства опыта деятельности и общения в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах самоутверждения личности в моделях деятельности и общения, гарантирующих успешное освоение личностью перспектив продуктивного становления в реализуемой практике гуманизации и демократизации всех сфер деятельности человека.

Социализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования основ культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, гарантирующего успешное освоение социального пространства и норм взаимоотношений в микро-, мезо-, макрогруппах.

Социализация обучающегося с точки зрения информационного подхода – процесс информационного обеспечения личности, определяющей приоритеты и возможности формирования социальных отношений социального опыта и мировоззрения в системе непрерывного развития и образования, гарантирующих обучающемуся современность решения проблем и задач самоутверждения и самоактуализации.

Социализация обучающегося с точки зрения исторического подхода – процесс социального развития личности в историко-культурных приоритетах и моделях самореализации, определяемых в системе адаптивного и акмепедагогического знания, особенностей визуализации и решения задач учета нормального распределения способностей и здоровья, персонификации качества получения образования, гарантирующего личности конкурентоспособность на рынке труда и социальных отношений.

Социализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования социального опыта личности в модели доминирующей культуры и этики решения конфликтных ситуаций в развитии личности и общественных отношений, гарантирующих соблюдение прав и свобод личности и государства в определении и решении задач самосохранения и развития, культивирующих новые продуктивные возможности антропосреды и личности.

Социализация обучающегося с точки зрения лексического подхода – процесс обогащения словарного запаса личности, включенной в систему социальных отношений и способов решения задач развития личности в социуме, гарантирующий успешное решение противоречий и дилемм современного образования и культуры.

Социализация обучающегося с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации качества формирования социального опыта личности обучающегося в конструктах современного научно-педагогического поиска оптимальных возможностей формирования и развития личности, продуктивного научного мировоззрения и основ сотрудничества и взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах самоутверждения личности.

Социализация обучающегося с точки зрения стилистического подхода – процесс выбора направления решения задачи формирования мировоззрения и социального опыта в системе приоритетов и норм развития личности и антропосреды.

Социализация обучающегося с точки зрения тезаурусного подхода – процесс формирования тезауруса, предопределяющего качество самовыражения личности и общества в системе формируемых смыслов и приоритетов, гарантирующих личности и обществу своевременное решение задач развития и самоутверждения.

Самореализация обучающегося с точки зрения адаптивного подхода – процесс фасилитации поиска продуктивных способов познания объективного и решения задач продуцирования в системе выделенных приоритетов и норм адаптивного или акмепедагогического сотрудничества.

Самореализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс верификации качества продуктивного решения задач развития личности и общества в конструктах педагогики сотрудничества и сотворчества, продуцирование средств и ресурсов в которых определяются уровнем развития антропосистемы.

Самореализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс решения задач создания продуктов социально востребованных и конкурентоспособных в модели воспроизводства уровня культуры, науки, спорта и прочих направлений обновления антропосреды.

Самореализация обучающегося с точки зрения герменевтического подхода – процесс уточнения модели формирования социального опыта в системе современного образования, реализующего права личности и определяющего возможные способы самосовершенствования и самоактуализации.

Самореализация обучающегося с точки зрения гносеологического подхода – процесс познания закономерностей социального и образовательного развития личности в решении персонифицированных проблем и задач продуктивного становления в выбранном поле социальных и образовательных отношений обучающегося.

Самореализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс решения задач современного образования в модели социальных отношений и способов самоутверждения личности, визуально определимых у обучающегося через успешное воспроизводство норм и уровня развитии культуры, науки, искусства и спорта.

Самореализация обучающегося с точки зрения деятельностного подхода – процесс решения задач оптимизации моделей деятельности и общения в конструктах и ограничениях современной культуры и образования, спорта и науки, гарантирующих успешное развитие социума в выделенных эволюцией приоратах и условиях сотрудничества и сотворчества.

Самореализация обучающегося с точки зрения диалектического подхода – процесс развития личности, определяемый в моделях продуктивного становления и решения задач продуцирования идеального и материального в социально-образовательном пространстве, гарантирующий личности и обществу необходимый уровень качества воспроизводства эталонов и продуктов социального знания и средств решения проблем.

Самореализация обучающегося с точки зрения диалогического подхода – процесс решения задач самоутверждения обучающегося через продукты диалога и конструктивные ресурсы общения в модели ведущей деятельности и хобби.

Самореализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования опыта социальных отношений и способов решения проблем, где здоровьесбережение предопределяет выбор оптимальных продуктивных решений задач развития личности и общества в целом.

Самореализация обучающегося с точки зрения информационного подхода – процесс формирования информационного поля, обеспечивающий продуктивное становление личности в выборе условий и возможностей продуцирования различных объектов и продуктов культуры, науки, искусства и спорта в детерминациях и возможностях обучающегося.

Самореализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования личности в решении задач продуктивного самоутверждения через качественно решенные задачи ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, гарантирующих успешное включение в систему социальных отношений и институтов социализации.

Самореализация обучающегося с точки зрения синергетического подхода – процесс самоидентификации личности обучающегося в конструктах самоорганизации выбора продуктивных отношений и способов решения задач продуцирования объектов и продуктов науки, искусства, культуры, спорта и прочих направлений социального воспроизводства антропосреды в системе социально востребованных условий и функций самосохранения и развития личности и общества.

Выделанные детерминации являются следствием качественного решения задач использования педагогического моделирования в практике описания особенностей педагогически детерминируемых явлений и приоритетов развития личности в социально-образовательном пространстве.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
  2. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
  3. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  4. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с.
  5. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
  6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  8. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  9. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  10. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  11. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  12. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  13. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  14. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  15. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  16. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  17. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  18. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  19. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  20. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  21. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  22. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  23. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
  24. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  25. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  26. Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
  27. Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности уточнения моделей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5556
  28. Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
  29. Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
  30. Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
  31. Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
  32. Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
  33. Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
  34. Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6610
  35. Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
  36. Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
  37. Радостев А.Н., Козырева О.А. Возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66058
  38. Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
  39. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Байменов Максим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация