УДК 378.1; 371.3

УТОЧНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ» В КОНСТРУКТАХ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Байменов Максим Сергеевич1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается практика уточнения понятий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики физической культуры и спорта, основ современной педагогической методологии. Выделенные детерминации являются одним из решений задач уточнения категориального аппарата с использованием метода педагогического моделирования.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогика физической культуры и спорта, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


REFINEMENT CATEGORIES OF «SOCIALIZATION» AND «SELF-REALIZATION» IN THE GENERAL PEDAGOGICAL CONSTRUCTS

Baymenov Maksim Sergeevich1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
This article describes the practice of clarifying the concepts of "socialization" and "self-realization" in the constructs of pedagogy of physical culture and sports, the foundations of modern teaching methodology. Dedicated determination is one of the refinement of the solutions categorical apparatus using the method of pedagogical modeling.

Keywords: culture independent work, pedagogical methodology, pedagogical modeling, pedagogy of physical culture and sports, self-realization, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14884 (дата обращения: 28.09.2017).

Возможности использования педагогического моделирования в уточнении категориального аппарата современной педагогики [1-3] связаны непосредственно с качественным изучением курсов современной педагогики [4-11], регламентирующих и оптимизирующих возможности развития и самоутверждения, самосовершенствования и социализации, самореализации и самоактуализации будущего педагога по физической культуре и тренера по избранному виду спорта в использовании возможностей научно-педагогического исследования, оптимизирующих качество развития личности в модели деятельности и общения [12-22]. Определив специфику и нюансы метода педагогического моделирования, особенности детерминации задач исследования, попытаемся уточнить понятия «социализация обучающегося, занимающегося самбо» и «самореализация обучающегося, занимающегося самбо», определив в качестве примеров продуктивного использования метода педагогического моделирования работы [23-39].

Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения адаптивного подхода – процесс адаптивного включения обучающегося в систему учебно-тренировочного процесса с целью своевременного развития и самореализации личности в системе социальных отношений и способов самоутверждения.

Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения акмеологического подхода – процесс акмеверифицированного становления личности обучающегося, занимающегося самбо, в учебно-тренировочном процессе с последующим включением в соревновательный период подготовки и оценкой качества учебно-тренировочной работы в модели педагогического контроля и педагогического мониторинга, обобщения и статистической обработки результатов.

Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения аксиологического подхода – процесс включения обучающегося, занимающегося самбо, в учебно-тренировочный процесс, где определение ценностей и приоритетов развития предопределяет качество формирования опыта социальных отношений и способов решения задач описываемого явления.

Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения гуманистического подхода – процесс реализации гуманистической парадигмы современного образования, гарантирующий своевременность и персонифицированность включения личности в социальные отношения и способы самоутверждения через продукты деятельности и сотрудничества, общения и взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах решения задач развития и самореализации, непосредственное содержание которых определено возможностями спорта и самбо.

Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования ценностей и смыслов, мотивов и целеполагания в определении и решении задач продуктивного включения личности обучающегося в систему занятий самбо, гарантирующих целостное восприятие социумом заслуг и способов самоутверждения личности.

Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации социального воспроизводства условий и возможностей развития личности обучающегося, занимающегося самбо, в иерархии смыслов, целей, способов познания и самоутверждения, самореализации и самосовершенствования адаптивного или акмепедагогического знания.

Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения адаптивного подхода – процесс персонифицированного развития и самоутверждения обучающегося, занимающегося самбо, в системе занятий учебно-тренировочного процесса, гарантирующего личности и обществу соблюдение норм культуры и этики в решении задач развития личности, определяемых в конструктах адаптивной педагогики и педагогики развития, детализирующих процесс оптимизации качества занятий в модели современного образования и культуры.

Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения акмеологического подхода – процесс определения высот развития личности в самбо, результативность которого неустанно шлифуется на занятиях, качество которого проверяется на соревнованиях, возможности методико-методологического обеспечения которого определяются в структуре анализа длительных и достоверных изменений в учебно-тренировочном процессе по самбо, обеспечивающих обществу качество решения задач в описываемом процессе.

Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения аксиологического подхода – процесс формирования ценностей и смыслов в структуре акмеверификации достижений личности, занимающейся самбо, как одним из видов спорта, гарантирующих личности своевременное поощрение идеальными и материальными продуктами, стимулирующими активность спортсмена в иерархии достижений и формируемых приоритетов занятий самбо.

Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения гуманистического подхода – процесс решения задач развития личности в самбо, где ценности гуманизма предопределяют все звенья учебно-тренировочного процесса и самосовершенствования личности в самбо, гарантирующих успешное освоение и достижение персонифицированной вершины в развитии и самоутверждения личности в самбо.

Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения культурологического подхода – процесс освоения норм и ценностей культуры через систему занятий самбо, предопределяющих успешное достижение персонифицированной вершины и возможности получения качественного образования, где самбо может быть профессиональной стезей или хобби.

Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации выбора личности в системе занятий самбо, предопределяющий качественное решение задач развития личности в конструктах задач развития «хочу – могу – надо – есть», системно визуализирующих оптимальность выбора личности в определении и решении задач, непосредственно связанных с самбо как избранным видом спорта.

Выделенные детерминации являются иллюстрацией возможности уточнения категориального аппарата педагогики физической культуры и спорта.


Библиографический список
  1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  2. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  3. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  4. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
  5. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
  6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  8. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  9. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  10. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  11. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  12. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  13. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  14. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  15. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  16. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  17. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  18. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  19. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  20. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
  21. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  22. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  23. Белинская А.В., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Специфика и проблемы исследования качества и возможностей реализации идей здоровьесбережения в учебной и внеучебной работе с обучающимися // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66485
  24. Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
  25. Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Особенности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14723
  26. Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
  27. Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности уточнения моделей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5556
  28. Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
  29. Гусева Р.Б., Козырева О.А. Здоровьесбережение как продукт современной педагогической теории и практики решения задач социализации и самореализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14720
  30. Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
  31. Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
  32. Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
  33. Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
  34. Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
  35. Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6610
  36. Радостев А.Н., Козырева О.А. Возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66058
  37. Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
  38. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430
  39. Южаков И.А., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Моделирование детерминаций категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5613


Все статьи автора «Байменов Максим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: