Социальная педагогика как область научно-педагогического поиска в структуре подготовки педагогов предопределяет возможность качественного определения и решения задач социализации [1-3]. Особенности профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре располагают к выявлению направлений и практики постановки и решения задач и проблем социализации. Для качественного решения задач продуктивного обучения будущих педагогов по физической культуре используется персонифицировано детерминированные условия формирования культуры самостоятельной работы в моделях педагогических технологий, использующих продуктивные способы обучения, примером может быть технология системно-педагогического моделирования [4-15].
Выделим направления педагогического моделирования в уточнении категории «социализация»:
1) использование педагогической методологии для уточнения категории «социализация» (использование аксиологического, адаптивного, акмеологического, гуманистического, здоровьесберегающего, компетентностного, культурологического, мультисредового, полисистемного и пр. подходов);
2) использование уровневой модели для уточнения возможностей описания и детерминации категории «социализация» (микро-, мезо-, макроуровни; локальный, узкий и широкий смыслы и пр.);
3) выделение рабочих и уточненных определений категории «социализация» в конструктах современного научно-педагогического знания (процесс, качество, ценность, механизм, процедура, условие, функция, матрица, вектор и пр.);
4) определение нового конструкта или методологического подхода, в структуре которого оптимально определяется понятийная, процессуальная, функциональная, деятельностно-практическая и пр. модели визуализации и верификации, оптимизации и модификации особенностей современной социализации как категории педагогической науки и социального воспроизводства уровня развития антропосреды.
В последовательном выполнении этапов научно-педагогического становления будущего педагога это может быть следующая последовательность:
1) определение рабочего термина, фасилитирующего продуктивный поиск в модели организации социально-профессиональных отношений и выполнения профессионально-трудовых функций (например, локально детерминированное понятие «социализация» определяется потребностями разрабатываемого педагогического средства, фасилитирующего решение задач педагогической деятельности, данная особенность развития профессионально-трудовых отношений, сформированности культуры самостоятельной работы определяется качеством постановки и решения задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения личности; культура самостоятельной работы будущего педагога определяется переходом с объектного уровня к индивидуальному или персонифицированному, обеспечивающему возможность качественного моделирования идеальных и материальных продуктов деятельности педагога в решении проблем современного образования);
2) определение совокупности локальных понятий или моделей, описывающих различные грани рассматриваемого явления или феномена; социализация в таком понимании является базой для формирования у будущего педагога совокупности компетенций и возможности продуктивного становления в выделенной плоскости научно-педагогического исследования (например, категория «социализация» может быть уточнена в плоскостях общепедагогического знания – понятие «социализация», затем социально-педагогического знания – понятие «социализация обучающегося», затем частно-предметного знания – понятие «социализация обучающегося, занимающегося спортом», затем локально-методического знания – понятие «социализация обучающегося, занимающегося хоккеем», затем методико-методологического знания – понятие «социализация личности»; в выделенной цепочке понятий определяются различные уровни знаний, визуализируемые в различных плоскостях профессионального становления педагога по физической культуре; другим примером может быть многофакторная модель уточнения категории «социализация» в конструктах современной методологии, т.е. выделенная плоскость знаний социально-педагогических отношений определяется в конструктах современной педагогической методологии, например, понятие «социализация обучающегося, занимающегося хоккеем» в конструктах аксиологического, акмеологического, адаптивного, гуманистического, герменевтического и пр. методологических подходов [34]);
3) определение многоуровневой структуры описания возможности социализации в решении задач современного образования, например, выделяются различные направления современной социализации в полиобразовательном пространстве государства (спорт, образование, наука, искусство, культура), затем уточняется каждое направление социализации различными моделями, обеспечивающими качественное понимание возможностей социализации как продукта современной культуры и образования, постановку и решение проблем современного образования через совокупность средств социализации и самореализации личности в модели адаптивного или акмепедагогического знания, затем возможность перехода их одного направления социализации и самореализации в другое через персонифицированную возможность включения обучающегося в системе непрерывного образования, гарантирующего личности и обществу построение образования в интересах человека и государства, оптимизацию условий развития личности в модели образования и профессионально-трудовых отношений (поисковый уровень сформированности культуры самостоятельной работы педагога);
4) разработка многомерного объекта социализации в различных словесно-логических и структурно-логических моделях, верифицирующих и реализующих целостное понимание социализации как многофункционального антропологически обусловленного явления, примером может быть разработка и реализация проекта летнего отдыха обучающихся (7-17 лет), возможности которого непосредственно учитывают возрастосообразность, персонифицированность, мотивацию, уровень развития и здоровья, возможность профориентации личности, реализацию условий восстановления личности совокупностью методов игровой терапии и продуктивного обучения, самовыражения через все направления социализации и самореализации личности, практико ориентированную постановку задачи самоутверждения личности через социально востребованные и конкурентоспособные продукты становления личности (творческий уровень сформированности культуры самостоятельной работы педагога).
Определяя модели включения будущего педагога в систему решения задач современного образования, мы создаем условия для продуктивного поиска личности и многофакторного определения и оптимизации акметраектории, визуализирующей учет возможностей личности и социума в определении и решении задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения, самоактуализации и сотрудничества в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах решения профессиональных задач.
Библиографический список
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-пед. образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
- Бобровская Ю. К. Особенности детерминации категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 168-170.
- Гусева Р. Б. Особенности уточнения категории «социализация» в подготовке педагога // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.141-142.
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Оптимизация педагогических условий социализации обучающегося в спорте как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14345
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
- Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
- Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
- Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6610
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогическая технология социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14614
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66225
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66058
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Моделирование и проектирование педагогической технологии социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5551
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14577
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430