ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕСС УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Белявская Софья Максимовна1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк , студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается возможность включения будущего педагога по физической культуре в процесс моделирования и утончения категории «социализация». В работе отражены четыре направления моделирования категориального аппарата современной педагогической науки, приведены авторские определения категории «социализация».

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


FEATURES ENABLE THE FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN THE PROCESS OF UPDATING THE CATEGORY "SOCIALIZATION"

Belyavskaya Sophia Maksimovna1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The paper describes the possibility of including future teacher of physical culture in the process of modeling and refinement of "socialization" category. The paper reflects the four areas of modeling categorical apparatus of modern pedagogical science, given the author's definition of the category of "socialization".

Keywords: culture self-dependent work, pedagogical modeling, self-realization, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Белявская С.М., Козырева О.А. Особенности включения будущего педагога по физической культуре в процесс уточнения категории «социализация» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14755 (дата обращения: 24.02.2024).

Социальная педагогика как область научно-педагогического поиска в структуре подготовки педагогов предопределяет возможность качественного определения и решения задач социализации [1-3]. Особенности профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре располагают к выявлению направлений и практики постановки и решения задач и проблем социализации. Для качественного решения задач продуктивного обучения будущих педагогов по физической культуре используется персонифицировано детерминированные условия формирования культуры самостоятельной работы в моделях педагогических технологий, использующих продуктивные способы обучения, примером может быть технология системно-педагогического моделирования [4-15].

Выделим направления педагогического моделирования в уточнении категории «социализация»:

1) использование педагогической методологии для уточнения категории «социализация» (использование аксиологического, адаптивного, акмеологического, гуманистического, здоровьесберегающего, компетентностного, культурологического, мультисредового, полисистемного и пр. подходов);

2) использование уровневой модели для уточнения возможностей описания и детерминации категории «социализация» (микро-, мезо-, макроуровни; локальный, узкий и широкий смыслы и пр.);

3) выделение рабочих и уточненных определений категории «социализация» в конструктах современного научно-педагогического знания (процесс, качество, ценность, механизм, процедура, условие, функция, матрица, вектор и пр.);

4) определение нового конструкта или методологического подхода, в структуре которого оптимально определяется понятийная, процессуальная, функциональная, деятельностно-практическая и пр. модели визуализации и верификации, оптимизации и модификации особенностей современной социализации как категории педагогической науки и социального воспроизводства уровня развития антропосреды.

В последовательном выполнении этапов научно-педагогического становления будущего педагога это может быть следующая последовательность:

1) определение рабочего термина, фасилитирующего продуктивный поиск в модели организации социально-профессиональных отношений и выполнения профессионально-трудовых функций (например, локально детерминированное понятие «социализация» определяется потребностями разрабатываемого педагогического средства, фасилитирующего решение задач педагогической деятельности, данная особенность развития профессионально-трудовых отношений, сформированности культуры самостоятельной работы определяется качеством постановки и решения задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения личности; культура самостоятельной работы будущего педагога определяется переходом с объектного уровня к индивидуальному или персонифицированному, обеспечивающему возможность качественного моделирования идеальных и материальных продуктов деятельности педагога в решении проблем современного образования);

2) определение совокупности локальных понятий или моделей, описывающих различные грани рассматриваемого явления или феномена; социализация в таком понимании является базой для формирования у будущего педагога совокупности компетенций и возможности продуктивного становления в выделенной плоскости научно-педагогического исследования (например, категория «социализация» может быть уточнена в плоскостях общепедагогического знания – понятие «социализация», затем социально-педагогического знания – понятие «социализация обучающегося», затем частно-предметного знания – понятие «социализация обучающегося, занимающегося спортом», затем локально-методического знания – понятие «социализация обучающегося, занимающегося хоккеем», затем методико-методологического знания – понятие «социализация личности»; в выделенной цепочке понятий определяются различные уровни знаний, визуализируемые в различных плоскостях профессионального становления педагога по физической культуре; другим примером может быть многофакторная модель уточнения категории «социализация» в конструктах современной методологии, т.е. выделенная плоскость знаний социально-педагогических отношений определяется в конструктах современной педагогической методологии, например, понятие «социализация обучающегося, занимающегося хоккеем» в конструктах аксиологического, акмеологического, адаптивного, гуманистического, герменевтического и пр. методологических подходов [34]);

3) определение многоуровневой структуры описания возможности социализации в решении задач современного образования, например, выделяются различные направления современной социализации в полиобразовательном пространстве государства (спорт, образование, наука, искусство, культура), затем уточняется каждое направление социализации различными моделями, обеспечивающими качественное понимание возможностей социализации как продукта современной культуры и образования, постановку и решение проблем современного образования через совокупность средств социализации и самореализации личности в модели адаптивного или акмепедагогического знания, затем возможность перехода их одного направления социализации и самореализации в другое через персонифицированную возможность включения обучающегося в системе непрерывного образования, гарантирующего личности и обществу построение образования в интересах человека и государства, оптимизацию условий развития личности в модели образования и профессионально-трудовых отношений (поисковый уровень сформированности культуры самостоятельной работы педагога);

4) разработка многомерного объекта социализации в различных словесно-логических и структурно-логических моделях, верифицирующих и реализующих целостное понимание социализации как многофункционального антропологически обусловленного явления, примером может быть разработка и реализация проекта летнего отдыха обучающихся (7-17 лет), возможности которого непосредственно учитывают возрастосообразность, персонифицированность, мотивацию, уровень развития и здоровья, возможность профориентации личности, реализацию условий восстановления личности совокупностью методов игровой терапии и продуктивного обучения, самовыражения через все направления социализации и самореализации личности, практико ориентированную постановку задачи самоутверждения личности через социально востребованные и конкурентоспособные продукты становления личности (творческий уровень сформированности культуры самостоятельной работы педагога).

Определяя модели включения будущего педагога в систему решения задач современного образования, мы создаем условия для продуктивного поиска личности и многофакторного определения и оптимизации акметраектории, визуализирующей учет возможностей личности и социума в определении и решении задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения, самоактуализации и сотрудничества в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах решения профессиональных задач.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
  3. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-пед. образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
  4. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  6. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
  7. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  8. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  9. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  10. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  11. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  12. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  13. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  14. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  15. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  16. Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
  17. Бобровская Ю. К. Особенности детерминации категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 168-170.
  18. Гусева Р. Б. Особенности уточнения категории «социализация» в подготовке педагога // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.141-142.
  19. Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
  20. Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Оптимизация педагогических условий социализации обучающегося в спорте как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14345
  21. Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
  22. Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
  23. Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
  24. Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
  25. Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6610
  26. Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
  27. Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
  28. Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогическая технология социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14614
  29. Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66225
  30. Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
  31. Радостев А.Н., Козырева О.А. Возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66058
  32. Радостев А.Н., Козырева О.А. Моделирование и проектирование педагогической технологии социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5551
  33. Радостев А.Н., Козырева О.А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14577
  34. Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
  35. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: