УДК 378.1; 371.3

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ И УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Зубанов Владимир Петрович1, Алеев Евгений Михайлович2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описана теория и практика использования основ социального знания в моделировании и использовании категориального аппарата современной педагогики. Категория «социализация» является уникальным продуктом современной культуры и образования. Уточнение категории «социализация» в модели современной педагогической методологии – основа развития личности будущего педагога. Детерминированные категории «социализация» используются в работе педагога по физической культуре как в учебном процессе, так и во внеучебной работе. Способность уточнять понятийный аппарат педагогики позволяет повысить уровень культуры самостоятельной работы личности.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента, социализация


FEATURES OF DETERMINATION AND REFINEMENT CATEGORY "SOCIALIZATION" OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Zubanov Vladimir Petrovich1, Aleev Yevgeny Mikhailovich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of biological Sciences, associate Professor
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
The article describes the theory and practice of the foundations of social knowledge in modeling and the use of categorical apparatus of modern pedagogy. The category of "socialization" is a unique product of modern culture and education. Clarifying the category "socialization" in the model of the modern pedagogical methodologies - the basis of development of the personality of the future teacher. Deterministic category "socialization" is used in the work of the teacher of physical culture in the learning process, and in extracurricular work. The ability to refine the conceptual apparatus of pedagogy can increase the level of culture of independent work of the individual.

Keywords: socialization, students’ independent work, teacher modeling, teaching methodology, the culture of self-study


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343 (дата обращения: 03.10.2017).

Социализация как категория педагогики – уникальный объект исследования возможности включения развивающейся личности в систему социальных отношений и объективного восприятия норм культуры и этики, предопределяющих успешность жизнедеятельности личности и полисистемное развитие антропосреды. В таком понимании важность научно-педагогического исследования [1-7] определяется в качестве постановки и решения противоречий научного исследования в выделенной плоскости профессионально-трудовых отношений и реализации профессионально-трудовых функций. В системе детерминации и фасилитации выбора моделей практико ориентированного моделирования могут быть определены в нашей ситуации такие работы, как [8-38].

Определим категорию «социализация» в структуре общепедагогического знания и возможностей современной педагогической методологии.

Социализация с точки зрения научного подхода – процесс верификации качества усвоения идей и ценностей современной культуры и непрерывного образования как гаранта возможности развития и продуктивности сотрудничества и саморазвития, предопределяющих качественное формирование социального опыта и мировоззрения, в результате чего успешность и конкурентоспособность являются показателями качества реализации описываемого процесса.

Социализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс определения ценностей и норм культуры, предопределяющих качественное формирование и развитие личности в иерархии смыслов, ролей, способов познания и отражения объективного в пространстве наукоемких технологий и культурологически обусловленных способов воспроизводства антропосреды.

Социализация с точки зрения акмеологического подхода – процесс оптимизации формирования социального опыта в персонифицированном выборе направления развития и саморазвития, предопределяющих качественное решение задач ведущей деятельности и общения, хобби и досуга.

Социализация с точки зрения гносеологического подхода – процесс познания возможности формирования социального опыта, оптимизации социальных отношений и способов решения социально значимых задач развития личности и общества, верифицируемый в модели непрерывного образования и гарантов стабильности реализации идей гуманизма (права человека, права ребенка).

Социализация с точки зрения герменевтического подхода – процесс ситуативного уточняемого социального опыта в модели формирования и развития личности, детерминирующей способы продуктивного поиска в модели адаптивного и акмепедагогического знания, способствующих сохранению и преумножению наследия народа (личности) в антропосреде (ноосфере).

Социализация с точки зрения гуманистического подхода – процесс оптимального формирования социального опыта, системы ценностей, мировоззрения у личности в микро-, мезо-, макродетерминируемых условиях сравнения и коррекции, сопоставления и верификации, идентификации и оптимизации.

Социализация с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс реализации условий продуктивного становления личности в системе ценностей и идей здоровьесбережения, предопределяющих качество формирования опыта деятельности и общения в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.

Социализация с точки зрения синергетического подхода – процесс ситуативной коррекции и самопрограммирования личности в выборе модели описываемого процесса, визуализируемого и контролируемого через продукты деятельности и общения, ценности и поведение, конкурентоспособность и креативность, гибкость и устойчивость выбора оптимальных форм, методов, технологий социальных отношений и самовыражения в модели ведущей деятельности и хобби.

Социализация с точки зрения исторического подхода – процесс историко обусловленного формирования социального опыта, где идеи и ценности гуманизма предопределяют выбор основ и возможностей развития личности и общества.

Социализация с точки зрения информационного подхода – процесс информационно-коммуникационного обеспечения личности в модели социальных отношений и культуры развития, предопределяющих успешное воссоздание опыта социального наследия народа и государства в личном выборе путей и способов, форм и ресурсов решения детерминируемых проблем и задач, противоречий и дилемм.

Социализация с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования личности в культуре смыслов, целей, ценностей, образов, прообразов, средств, моделей, концепций, способов, форм, условий, тенденций и прочих структурно-функциональных единиц антропосреды, предопределяющих сохранение личности и культуры в микро-, мезо-, макрообъединениях и способах решения задач развития и самосохранения.

Социализация с точки зрения мультисредового подхода – процесс многовариативных преобразований личности в системе социальных отношений и способов постановки и решения задач развития и саморазвития, предопределяющих многофункциональную защиту личности и общества в выборе условий и возможностей продуцирования благ и продуктов в таких направлениях описываемого процесса, как «спорт», «искусство», «культура», «наука», «религия» (этические учения) и пр.

Социализация с точки зрения поликультурного подхода – процесс многофункционального определения и решения задач развития и саморазвития личности и антропосреды, визуализируемый в успешном решении социально значимых задач в системе норм и практики накопления и пополнения социального опыта, формирования смыслов и целеполагания, мировоззрения и опыта оценки поведения, в совокупности детализирующих гуманистические возможности современного непрерывного образования.

Социализация с точки зрения этнопедагогического подхода – процесс этнокультурного обогащения личности, специфика развития которого непосредственно связана с особенностями народного и мультикультурного образа отношений и способов решения выделяемых проблем развития личности и общества, системно визуализирующих успешное поведение и продуцирование объектов культуры, науки, искусства, спорта и пр. в выбранной плоскости социальных отношений, способов оптимизации и верификации условий детерминации социально определяемой задачи.

Социализация с точки зрения эзотерического подхода – процесс многомерной идентификации и синтетического, полисмыслового объединения научного и квазинаучного знания, определяемых в различных моделях сверхъестественного и потаенного, уникального и персонифицированного, этнонародного и поликультурного, светского и религиозного, системно визуализирующих успешное развитие идей и практики социальных отношений в решении задач гуманизации и духовного обогащения личности и общества.

Выделенные определения будут использованы в структуре социально-педагогической работы будущих педагогов по физической культуре, а также тренеров по избранному виду спорта.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  2. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3.С.63-67.
  3. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  5. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
  6. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  7. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  8. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие.  Новокузнецк : КузГПА, 2007.  171 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–304–2.
  9. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  207 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–359–2.
  10. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  11. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  12. Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
  13. Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2.
  14. Бобровская Ю. К. Особенности детерминации категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 168-170.
  15. Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14115
  16. Гусева Р. Б. Особенности уточнения категории «социализация» в подготовке педагога // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.141-142.
  17. Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2.
  18. Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Социализация обучающегося ДЮСШ: детерминации и возможности // Современная педагогика. 2016. № 1.
  19. Кузьменков Н.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
  20. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9.
  21. Остряков И.А., Острякова С.В., Острякова Д.И. Адаптивное педагогическое знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6015
  22. Петров Н. С. Возможности решения задач социализации личности в адаптивной педагогике и акмепедагогике // Влияние науки на инновационное развитие : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Томск, 25февр. 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.207-209.
  23. Платоненко К.С., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Учебная практика по туризму в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре: профессиональный и адаптивный компоненты // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8.
  24. Рыбалко О. Н., Козырева О. А. Особенности социализации молодежи при занятии туризмом // Вестник педагогических инноваций.  2011.  №2 (26).  С. 67-80.
  25. Рябов И.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5424
  26. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9.
  27. Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7.
  28. Свинаренко В.Г., Коновалов С.В., Апанасова А.С. Специфика детерминации и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/54032
  29. Свинаренко В.Г., Кузьмичев А.Е., Шварцкопф Е.Ю. Адаптивное знание как условие гуманизации современной педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60625
  30. Свинаренко В.Г., Михалев И.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности реализации идеи гуманизма в структуре прохождения производственной практики педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11.
  31. Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10.
  32. Свинаренко В.Г., Сероштанов А.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и механизмы выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12.
  33. Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Алексеев В.В. Культура как объект и продукт современного непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60918
  34. Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Волостных Е.С. Специфика определения и уточнения условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
  35. Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Якушева И.М. Особенности уточнения категориального аппарата в подготовке будущего педагога // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13563
  36. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430
  37. Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Якушева И.М. Качество социализации личности обучающегося как результат оптимальной профессиональной подготовки педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5181
  38. Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности продуктивной социализации обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5168


Все статьи автора «факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: