УДК 378.1; 371.3

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СПОРТЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Зубанов Владимир Петрович1, Алеев Евгений Михайлович2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описана теория и практика выявления и оптимизации педагогических условий социализации личности обучающегося через спорт. Системность детерминируемой проблемы и выбор решений позволяют повысить качество подготовки будущего педагога по физической культуре к выполнению профессионально-трудовых функций как продукта профессионального становления и самореализации педагога.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогические условия, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента, социализация


OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF THE STUDENT IN THE SPORT AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Zubanov Vladimir Petrovich1, Aleev Yevgeny Mikhailovich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of biological Sciences, associate Professor
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
The article describes the theory and practice of identifying and optimizing the pedagogical conditions of socialization of the individual student through sport. Systemic problems and determinate range of solutions can improve the quality of training of future teachers of physical training to perform professional work functions as a product of professional development and self-realization of the teacher.

Keywords: pedagogical conditions, socialization, students’ independent work, teacher modeling, teaching methodology, the culture of self-study


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Оптимизация педагогических условий социализации обучающегося в спорте как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14345 (дата обращения: 28.05.2017).

В современной профессионально-педагогической деятельности проблеме выявления и оптимизации педагогических условий социализации обучающегося в спорте посвящена не одна работа, иллюстрирующая особенности продуктивного поиска педагога по физической культуре в выборе и оптимизации ресурсов профессионально-педагогического самосовершенствования и самореализации, примером могут быть работы [1-40].

В контексте изучения современных разделов профессионально-педагогического знания курс «Практическая педагогика» является уникальным инструментом для определения и верификации качества использования педагогического моделирования в детерминации педагогических условий педагогически обусловленных процессов и процедур [41-50].

Определим конструкт педагогических условий, фасилитирующих выбор будущего педагога по физической культуре возможностей продуктивного поиска оптимальных возможностей социализации и самореализации обучающегося через спорт (Алеев Е. М., 2016):

- Научность и объективность поиска возможностей социализации личности через спорт.

- Адаптивное знание в модели социализации личности определяется опорой на положительное в личности, персонифицированная практика выбора предопределяет ресурсы оптимизации результативности социализации личности в спорте и в других направлениях социализации.

- Возрастосообразность педагогической поддержки личности в спорте и педагогической практики верификации качества педагогического труда.

- Выявление оптимальных возможностей учебно-тренировочного процесса в выбранном виде спорта.

- Детерминация гуманизма и продуктивности в выборе стратегии и ресурсов развития личности в спорте.

- Дихотомичность выбора традиционного и инновационного способа решения задач развития личности в спорте.

- Единство материального и духовного в определении возможностей социализации и самореализации личности в спорте.

- Единство модели социализации и самореализации в спорте.

- Единство социализации, адаптации, самореализации, самосовершенствования, самоопределения, становления личности в выбранном направлении деятельности.

- Единство теории и практики социализации обучающегося в спорте.

- Использование педагогических технологий в решении задач развития личности через спорт.

- Использование разнообразных форм работы с обучающимися, способности которых определяются в генеральной совокупности определенной выборки показателями достижений и антропометрическими данными.

- Культуросообразность и природосообразность выбора возможностей учебно-тренировочного процесса.

- Личностная ответственность и социальная востребованность продуктов достижений личности в спорте.

- Логичность и обоснованность выбора возможностей решения задачи «хочу – могу – надо – есть».

- Определение акметраектории становления личности в спорте как продукта самореализации, позволяющей получить объективно высокие результаты в социализации обучающегося.

- Определение возможностей формирование потребности в креативности, продуктивности, активности, точности, гибкости, конкурентоспособности личности в выбранном поле ведущей деятельности.

- Определение возможности перехода из одного вида спорта в другой.

- Определение единства душевного, телесного и интеллектуального начал в развитии и саморазвитии личности.

- Определение единства социализации в направлениях «спорт», «культура», «искусство», «наука» и пр.

- Определение механизма «выращивание» в коллективе и через коллектив.

- Определение социально значимых направлений в спорте – возможным направлением акместановления личности обучающегося.

- Позитивное программирование личности обучающегося, занимающегося спортом, на достижение поставленных целей в спорте и жизни.

- Последовательность достижений в модели социализации и самореализации личности обучающегося, занимающегося спортом.

- Построение и уточнение системы принципов педагогического взаимодействия в выбранном виде спорта как гарант стабильного развития личности и педагогического труда.

- Продуктивность выбора личности в моделях адаптивной и акмеверифицированной практики определения и решения задач.

- Синергетическая коррекция выбора модели социализации и самореализации обучающегося в спорте.

- Системность и систематичность занятий выбранным видом спорта как основа социализации личности.

- Уровневое или ступенчатое развитие личности в спорте.

- Уровневое построение развитие личности в спорте на основе новых и новейших достижений в области педагогики и психологии.

- Уточнение модели акмеверифицированного становления личности в выбранном виде спорта за счет повышения качества решения задач учебно-тренировочного процесса и научно-технического прогресса.

- Учет индивидуальных особенностей обучающегося в выборе направления и возможностей занятий спортом.

- Учет нормального распределения способностей в выборе педагогической концепции развития и социализации, самореализации и самоутверждения личности в спорте.

- Формирование адекватной, объективной самооценки и достаточного уровня притязаний, обеспечивающих в своей совокупности объективность высоких, персонифицированных результатов в спорте.

- Формирование потребности в здоровом образе жизни, реализация которой начинается с рационализации выбора учебной задачи и оптимизации ее решения.

- Цикличность тренировочного процесса как основа качественной подготовки спортсмена в спорте.

- Формирование социального опыта в решении задач социального воспроизводства норм культуры и этики, деятельности и общения.

- Адаптация научного знания к потребностям юных спортсменов.

- Формирование  потребности в культуре здоровья и общения.

- Определение единства развития и самореализации личности в спорте через совершенствование технико-тактических и специально-дидактических приемов и методов организации занятий.

Выделенные конструкты могут быть дополнены и использованы в структуре определения и решения задачи оптимизации педагогических условий социализации обучающегося в спорте.


Библиографический список
  1. Абдурахимов С. М., Зубанов В. П. Педагогические условия социализации и самореализации личности в модели современной педагогики // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (30 июня 2015 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2015. С.224-226.
  2. Ведяпин К. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков в боксе как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Международный академический вестник.  2014.  №2.  С. 14-16.
  3. Гирько М. Е., Козырева О. А. Самореализация обучающегося как условие гуманизации профессиональной подготовки // Наука, образование и инновации : сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Челябинск, 28 дек. 2015 г.): в 5-и ч. Ч.4. Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.87-89.
  4. Глазырина Н. Ф. Моделирование портфолио обучающегося как условие продуктивного становления личности в практике идей здоровьесбережения и акмепедагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
  5. Гончар А. И., Седова К. С., Аксенова А. Н. Самореализация личности в борьбе куреш как условие сохранения культуры малочисленных народов // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.99-101.
  6. Дьячков В. А., Федорович С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога по ФК как условие его продуктивной самореализации // Теория и практика образования в современном мире (III): матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Санкт-Петербург, май 2013 г.).  СПб. : Реноме, 2013.  С.6-8.
  7. Захаров А. В., Козырева О. А. Возможности определения педагогических условий самореализации обучающегося в спортивном туризме // Эволюция научной мысли : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (18 апр. 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 6-7.
  8. Зубанов В.П., Кузьменков Н.И., Свинаренко В.Г. Адаптивное педагогическое знание в модели профессиональной подготовки учителей физической культуры как ресурс и условие гуманизации современного образования // Современная педагогика. 2015. № 11.
  9. Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Сырбу В.П. Педагогические условия оптимального саморазвития педагога по физической культуре: проблемы и возможности исследования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2.
  10. Козлов В. С., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю.  Верификация педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК // СОЦИОСФЕРА.  2014.  №1.  С. 253-255.
  11. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С. 63-67.
  12. Козырева О.А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 62-73.
  13. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12.
  14. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8.
  15. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  16. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  17. Коновалов С.В., Белинская А.В., Бойкова И.В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11982
  18. Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
  19. Коновалов С.В., Завьялова Я.Е., Малышева В.О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-5 (49). С.11-20.
  20. Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. С.62-73.
  21. Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
  22. Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.8-14.
  23. Криулькин И. В., Шалунов В. В., Козырева О. А.  Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби  // Молодой ученый. 2013. №4. С. 570-573.
  24. Куергашева А. Ю., Козырева О. А.  Педагогические условия и сравнительный анализ изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по ФК // СОЦИОСФЕРА.  2014.  №1.  С. 251-252.
  25. Куергашева М. В., Зуева А. Ю., Козырева О. А., Маринич Н. В. Возможности и педагогические условия изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по ФК // Молодой ученый.  2013.  №6.  С.697-699.
  26. Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №5 (52). С. 733-736.
  27. Лапин И. А., Умнов В. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби // Актуальные вопросы современной педагогики (III) : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа , март 2013 г.). Уфа : Лето, 2013. С. 6-8.
  28. Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Педагогические условия оптимального изучения основ курса «Специальная педагогика» будущими педагогами по ФК // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 158-160.
  29. Недзельская О.А. Некоторые педагогические условия социализации и самореализации обучающихся ДЮСШ // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 (43). С.9-15.
  30. Поповцев И. А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимизации качества моделирования определений категории «воспитание» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Роль инноваций в трансформации современной науки : сб. ст. Межд. науч.-практ. конфер. (Казань, 20 нояб. 2015 г.): в 3-х ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна,2015.С.198-200.
  31. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2012.  №1 (5).  С. 27-29.
  32. Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7.
  33. Свинаренко В.Г., Кузьмичев А.Е., Шварцкопф Е.Ю. Адаптивное знание как условие гуманизации современной педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60625
  34. Свинаренко В.Г., Сероштанов А.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и механизмы выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12.
  35. Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Волостных Е.С. Специфика определения и уточнения условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
  36. Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как условие продуктивного развития личности обучающегося // Современная педагогика. 2015. № 12.
  37. Филиппова Ю. О. Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося // Инновац. наука. 2015. №5-2. С.262-264.
  38. Чурин Н. А. Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по ФК // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.271-273.
  39. Шалунов Н. В., Ермилин В. В., Козырева О. А.  Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Молод.ученый. 2013. №6.С.749-752.
  40. Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности продуктивной социализации обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5168
  41. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
  42. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  43. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с.
  44. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  45. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  46. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  47. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  48. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  49. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  50. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.


Все статьи автора «факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: