УДК 94

ЕВРАЗИЙСКИЙ СУПЕРЭТНОС

Юдин Тимофей Михайлович1, Гумелёв Василий Юрьевич2, Постников Александр Александрович3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, кандидат технических наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, адъюнкт

Аннотация
В представленной статье кратко рассмотрены факторы, определяющие ход процесса этногенеза, а также основные этапы развития и существования евразийского суперэтноса.

Ключевые слова: вмещающий ландшафт, Евразия, пассионарная теория этногенеза, пассионарность, преемственность, суперэтнос


THE EURASIAN SUPERETHNOS

Yudin Timothy Mikhailovich1, Gumelev Vasiliy Yuryevich2, Postnikov Aleksandr Aleksandrovich3
1Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor
2Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, candidate of technical sciences
3Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, adjunct

Abstract
The article briefly examines the determinants of the course of the process ethnogenesis, as well as the main stages of development and existence the Eurasian superethnos.

Keywords: containing landscape, continuity, Eurasia, passion, passionarity theory of ethnogenesis, super-ethnos


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Евразийский суперэтнос // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18063 (дата обращения: 27.05.2017).

Для того, чтобы представить во всем великолепии и трагичности героическую многотысячелетнюю историю евразийских народов, следует хотя бы кратко разобраться с научным термином «суперэтнос», который был детально рассмотрен во многих трудах великого русского советского ученого Л.Н. Гумилёва (рисунок 1). Именно он ввел этот термин в широкий научный оборот.

Рисунок 1 – Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992 года), доктор исторических наук,доктор географических наук, создатель пассионарной теории этногенеза, востоковед, археолог, этнолог, политзаключенный, солдат Великой Отечественной войны и «последний евразиец»

Практически все работы Л.Н. Гумилева в той или иной мере затрагивают, рассматривают или формулируют основные положения его теории пассионарности. С основными работами историка, а также единомышленников, последователей и некоторых коллег Гумилева можно ознакомиться на сайте «Gumilevica». В целостном виде пассионарная теория этногенеза была сформулирована автором в работе «Этногенез и биосфера Земли» [1] (начало семидесятых годов прошлого века), ставшей его диссертацией на соискание ученой степени доктора географических наук.

Отметим, что до сих пор Гумилев Л.Н. является одним из наиболее критикуемых отечественных ученых-историков. Например, его теория подвергается жесткой критике в следующих публикациях [2, 3], а сам он объявляется практически лжеученым. И подобных трудов не счесть.

Но вместе с тем Гумилев по-прежнему является, пожалуй, в нашем Отечестве, да и не только в нем, одним из наиболее цитируемых советских и русских историков. Кто только его не бранил, и кто только его не цитировал. Часто проскальзывают рассуждения о пассионарности и пассионариях (пассионарных людях) у современных российских политиков всех рангов.

Что же такое эта самая пассионарность? Пассионарность – это свойство, присущее только людям. Пассионарность, попросту, внутренняя энергетика отдельного человека, а еще точнее – переизбыток биохимической энергии в организме отдельной человеческой особи, который может заставить ее, эту особь, подавить инстинкт самосохранения, порождает способность к сверхнапряжению и жертвенности во имя достижения поставленной цели, часто достаточно иллюзорной и идеалистической.

По Гумилеву [1] пассионарность – это результат массовой мутации, возникающей в каком-либо регионе в какой-то определенный момент времени в результате так называемого пассионарного толчка (рисунок 2). В легенде (пояснениях, кстати, достаточно обширных – поэтому они и не приводятся в статье) к рисунку 2 римскими цифрами обозначено время пассионарного толчка, а арабскими – народы, порожденные в результате соответствующего пассионарного толчка.

Данный рисунок размещен на сайте «Gumilevica» по электронному адресу URL: http://gumilevica.kulichki.net/maps/ebe07.html и иллюстрирует одну из глав труда [1]. Любой заинтересованный читатель может его легко найти и углубленно изучить комментарии к нему. 

 

Рисунок 2 – Оси зон пассионарных толчков (XVIII век до Р.Х. – XIII по Р.Х.) на Евроазиатском континенте

 

Так откуда все же появляется пассионарность у отдельных людей, а то и у целых народов? А Бог ее знает. Но она есть. Она существует точно также как гравитация, простуда или язва желудка, инстинкты самосохранения и размножения. Характер и причины пассионарных толчков Л.Н. Гумилев внятно объяснить не смог. Но существует много явлений, которые человечество объяснить до сих пор не может. Отсутствие объяснения того или иного явления не отменяет его существования и никак не влияет на процесс его протекания.

Рассмотрим проявление пассионарности на примере из очень близкого нам прошлого. Это позволит читателям более конкретно и весомо ощутить историческое значение данного явления. Ярчайшим примером пассионарной личности в современной истории является, безусловно, Фидель Алехандро Кастро Рус (рисунок 3).

а

б

а – Фидель Кастро, 1959 год. Фотография; б – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев и кубинский лидер Ф. Кастро на трибуне Мавзолея имени В.И. Ленина в Москве, 1963 год. Фотография

Рисунок 3 – Фидель Алехандро Кастро Рус (1926 – 2016 года)

Хотя Ф. Кастро был латиноамериканцем, а не жителем Евразии, но пример влияния его незаурядной личности на историческую судьбу небольшого кубинского народа, да и на ход всей мировой истории на определенном ее отрезке крайне примечателен.

Фидель Кастро был сыном довольно-таки богатого человека и в юности лишений не терпел. В 1952 году он получил после окончания Гаванского университета престижную профессию юриста (доктора гражданского права). После окончания университета работал адвокатом в столице, но увлекся политической, а затем революционной деятельностью.

Ф. Кастро с единомышленниками захватил власть на Кубе вооруженным путем в 1959 году, свергнув проамериканского кубинского правителя Ф. Батисту. В 2006 году Ф. Кастро передал власть своему младшему брату Раулю Кастро.

Ф. Кастро рисковал своей жизнью, сражаясь против карателей Батисты, отразил несколько попыток свергнуть революционную власть на Кубе и пережил сотни покушений на свою жизнь. Фидель под самым боком у США, мощнейшей державы мира, сорок семь лет единолично правил Кубой. Его политическая деятельность привела в 1962 году к так называемому Карибскому кризису, которой чуть было не закончился Третьей мировой ядерной войной между США и СССР. Кастро правил страной в условиях жесточайшей блокады со стороны США и их стран-сателлитов.

Фидель Кастро и его правительство добились высочайшего уровня медицины на Кубе и, как результат этого, одной из самых высоких в мире продолжительности жизни для граждан своей страны. Куба показала другим странам пример непримиримой борьбы за свою свободу и независимость. «Остров Свободы» изменил мир: Ф. Кастро показал всему миру, что у кубинцев есть великая цель – независимость, что, воюя за свою свободу против США, можно победить и этого могущественного «мирового жандарма».

Что заставило Кастро и его соратников «барбудос» вступить в смертельную схватку с жестоким врагом, а затем помогло выстоять десятилетия противостояния против США? Чего лично не хватало сыну далеко не бедного землевладельца? Что было нужно его соратникам? Им нужна была справедливость и шли они в бой под чеканным и очень простым лозунгом «Patria o muerte!», что значит «Родина или смерть».

Это и есть пассионарность. Но для победы необходимо определенное критическое количество пассионарных людей (пассионариев) во всех слоях общества. На Кубе для победы революции 1959 года их было достаточно.

Но со временем количество пассионариев в народе уменьшается – первыми в войнах гибнут именно они и часто просто не успевают дать потомство, оставить после себя своих детей, унаследовавших от отцов переизбыток биохимической энергии. Национальное государство, в котором уменьшается ниже какого-то уровня (этот уровень определяется не теоретическими расчетами, а только эмпирически) количество пассионарных людей, начинает быстро деградировать и попадает в зависимость от других государств – участников геополитической борьбы. Современная Западная Европа, чьи мореплаватели, воины и торговцы несколько столетий назад несли огнем и мечом европейскую культуру и образ жизни по всему миру, ныне стала услужливым клиентом США. Это является наглядным подтверждением некоторых фундаментальных, но печальных выводов работы [1].

Итак, согласно пассионарной теории этногенеза, биофизический фактор, то есть наличие пассионариев и их количество в каком-либо народе оказывает непосредственное влияние на историческую судьбу этого народа.

Перейдем к этногенезу. Слово «этногенез» состоит из двух слов:

- греческого «этнос», в переводе на русский значащее «народ, племя»;

- латинского «генезис», которое переводится как возникновение, рождение.

Согласно [4] этногенез это «процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов. Э. – начальный этап этнической истории: по завершении Э. может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп».

Если, не мудрствуя лукаво, упрощенно перевести с научного языка на русский данное выше определение этногенеза, то получим следующее: новый народ создается в процессе объединения нескольких разных народов, племен, этнических групп [5] в один народ или же, наоборот, в ходе распада одного большого народа на несколько малых.

ДЛЯ СПРАВКИ. Классическим примером этногенеза является образование так называемых тюркютов, тюркского народа, сложившившегося на Алтае из нескольких местных тюркских народов и, так называемых, «пятьсот семейств Ашина». Эти семейства были небольшой пришлой на Алтай этнической группой из народа хунну, бежавших от тобасцев –вассалов китайской империи Северная Вэй, в IV веке по Р.Х. далеко на запад [6].

В образовании тюркютов (новой этнической общности) и ряда других народов большую роль сыграло государство – Тюркский каганат [7]. Государство есть фактор политический, который порой очень жестко влияет на протекание этногенеза.

Биофизический и политический факторы подвержены огромному влиянию природных факторов, в первую очередь вмещающего ландшафта, то есть ареала земной поверхности, в котором формируется и развивается этнос. Глупо спорить с тем, что именно природный ареал определяет род занятий и способы бытия любого народа, а это значит, что вмещающий ландшафт во многом формирует психологию народа и формы его государственности.

Это означает, что три основных рассмотренных выше фактора при этногенезе – биофизический, политический и географический (вмещающий ландшафт) – тесно между собой переплетены.

В результате воздействия всех этих факторов в ходе этногенеза у вновь образующегося народа появляется самосознание, которое наиболее ярко выражено в таком внешнем проявлении, как этноним, то есть самоназвание [8].

Итак, народ – это вполне определенная группа людей, имеющая следующие основные общие признаки:

- язык и происхождение (в некоторых случаях – кровное родство);

- территорию обитания (вмещающий ландшафт);

- культуру, а часто и религию;

- историческое прошлое;

- психофизические особенности;

- противопоставление себя всем другим народам (самосознание).

В истории человечества не раз бывало так, что несколько народов (этносов) практически одновременно возникают, формируются и живут в одном природном ареале (вмещающем ландшафте). Они вынуждены взаимодействовать между собой и развивать экономические отношения [9], вступать в общение (далеко не всегда мирное) для решения политических и идеологических вопросов. По Л.Н. Гумилеву такая группа народов является высшим звеном этнической иерархии, то есть суперэтносом. В истории человечества суперэтнос проявляется в виде мозаичной целостности [1].

В возникновении и существовании евразийского этноса в древнейшие времена человеческой истории, скрытые во мгле тысячелетий, не приходится сомневаться. Достаточно рассмотреть время и места появления общих предков [10, 11] целого ряда важнейших и наиболее многочисленных народов Евразии.

Но первым евразийским суперэтносом, чье существование зафиксировано в течение столетий в многочисленных письменных источниках самых разных народов были, безусловно, скифы [9]. В основе скифского геополитического могущества лежала хорошо вооруженная (рисунок 4) и мобильная армия, а высокая культура скифов объединяла самые различные народы Евразии. Поэтому воспоминания о скифах сохранились у многих народов не только Евразии в общей исторической памяти до наших дней.

Рисунок 4 – Скифские воины-катафрактарии (тяжелая кавалерия) в полном  боевом облачении. Художник Ангус МакБрайд. Реконструкция

Территория расселения скифского суперэтноса представлена на карте рисунка 5, созданной на основе труда «Космография» (140 год по Р.Х.) греческого ученого из Александрии Египетской Клавдия Птолемея. По птолемеевской «Космографии» в Германии в 1477 году был напечатан первый атлас мира.

Рисунок 5 – Территория скифского суперэтноса по «Космографии» Птолемея

Согласно Птолемею земли скифского суперэтноса раскинулись от Центральной Европы (Sarmatia) через всю Евразию (Skythia, Sacae) до северо-восточных границ Китая (Serica).

То есть земли скифского суперэтноса практически занимали огромные пространства от побережья Атлантического и чуть ли не до побережья Тихого океана.

А какие суперэтносы существуют в наши дни и где расположены ареалы их обитания (вмещающие ландшафты)? На рисунке 6 представлена карта современного расселения суперэтносов на планете.

Рисунок 6 – Современные суперэтносы

Отметим, что индуистский суперэтнос не вполне целесообразно выделять из индийского. Слишком многое их роднит. Также обстоит дело с буддийским суперэтносом. Монголы все-таки относятся к русскому (евразийскому) суперэтносу, а значительная часть буддистов (например, тибетцы) – к китайскому, а другая его часть – к индийскому. К китайскому суперэтносу вполне можно отнести и японцев.

Согласно [12] в первый евразийский (скифский) суперэтнос входил целый ряд народов:

«Киммерийцы, скифы, сарматы, безусловно, были полиэтничными, среди них были предки тех народов, которые сейчас населяют так называемую древнюю скифскую территорию – Восточную Европу, Сибирь (кроме Дальнего Востока), Казахстан, Центральную, Среднюю и Малую Азии».

М.З. Закиев, академик Академии наук Республики Татарстан, ясно и кратко сформулировал преемственность исторической судьбы и развития евразийских народов в течение тысячелетий.

Повторимся еще раз – преемственность исторической судьбы народов, предки которых входили в первый евразийский суперэтнос, который по праву можно назвать скифским, не вызывает сомнений. В наше время Евразию населяют главным образом потомки этого древнего и великого суперэтноса, история которого прослеживается с начала I тысячелетия до Р.Х.

У всех у нас – русских, татар, башкир, мордвы, чувашей, хакасов в жилах течет кровь тех, кого в древности соседние и дальние народы называли скифами. В зависимости от главного государственнообразующего народа на просторах Евразии за трех тысячелетнюю историю евразийский суперэтнос менял свое название. В соответствующие эпохи чужеземцы считали что, чуть ли не все жители Евразии поголовно являются то скифами, то татарами, а сейчас часто считают и называют нас всех русскими. Поэтому на карте рисунка 2.19 евразийский суперэтнос отмечен как русский. Подробнее на возникновении великих держав Евразии и их исторической судьбе мы остановимся в последующих публикациях.

ДЛЯ СПРАВКИ. Отметим, что термин «суперэтнос» по ряду вопросов перекликается с таким часто употребляемым понятием, как «цивилизация», включающим в себя самые различные смыслы и значения (культурные, исторические, философские). Несколько суперэтносов могут входить в одну цивилизацию. Например, европейская цивилизация включает в себя западноевропейский и латиноамериканский суперэтносы. Русский же суперэтнос (Русский мир) по нашему глубокому убеждению сам по себе является еще и отдельной цивилизацией.

ДЛЯ СПРАВКИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ. Помимо указанных на рисунке 2.19 суперэтносов, есть еще один, который Л.Н. Гумилев назвал «блуждающим» [13]. Это еврейский суперэтнос, состоящий из немалого количества народов, проживающих по всему миру [14].

Некоторые аспекты истории народа ашкенази, самого многочисленного из входящих в еврейский суперэтнос, раннее были затронуты нами в публикациях [15, 16]. Отметим, что этногенез ашкенази происходил в конце I тысячелетия по Р.Х. в поволжских степях [17]. По сути дела, евреи-ашкенази являются одним из евразийских народов. В настоящее время «блуждающий» суперэтнос по-прежнему не имеет своего вмещающего ландшафта, то есть природного ареала, на территории которого происходил его этногенез. Но точно также было тысячелетиями. Даже в современном Израиле проживают люди, чья этнопсихология была сформирована в те времена, когда их предки проживали в диаспоре.

Исторически так сложилось, что для многих представителей самых различных народов еврейского происхождения вмещающим ландшафтом, если так позволительно сказать, являются жители стран пребывания еврейской диаспоры. Как правило, подавляющее число членов еврейских общин абсолютно органично вписываются в рамки того общества, в котором они проживают. Но как в любом народе, среди евреев находятся особи, которые предпочитают наживаться на других людях, а часто – на их горе (человеческое горе – очень прибыльный, как модно стало ныне говорить, бизнес). Это, в первую очередь, всевозможные финансисты (ростовщики-процентщики, почему-то называемые банкирами), недобросовестные торговцы, политиканы, продажные деятели культуры и прочие. Местные мошенники из коренного населения борьбу с конкурентами-космополитами при необходимости и имеющейся возможности без особого труда превращают в акты устрашения, типа погромов, в которых страдают, главным образом, невинные представители еврейства. Подлинные виновники различных финансовых и политических махинаций или договариваются с конкурентами, или откупаются или, действуя на опережение (для этого имеются деньги и другие способы защиты), сами уничтожают туземных конкурентов. Раскрученный тысячелетия назад (впервые еще в Древней Персии, хотя и крайне неудачно для тех, кто собирался уничтожить евреев) маховик, порождающий жестокие преследования евреев, пока приостановлен, но в любой момент он может начать вновь вращаться. Если возникнет в этом необходимость, то повод всегда найдется.

В заключение скажем несколько слов о возникновении Русского мира. В середине XVI века пассионарный человек и первый русский царь Иван IV Васильевич, прозванный Грозным, в крайне тяжелой, а попросту опасной, для Московского царства геополитической обстановке начал активно расширять и превращать свою державу в «Третий Рим» – великую православную империю.

Действовал он очень жестко и эффективно. Именно за это и был проклят некоторыми своими русскими современниками, главным образом теми, кто предал его и его великое дело, а также, позднее, их потомками и русскими западниками. Но вполне заслуженные проклятья в адрес царя исходили от его многочисленных зарубежных врагов, не сумевших во многих войнах во время его царствования разгромить русские войска и добиться своих политических целей. Московское царство при Грозном царе значительно расширило свои пределы.

Противники царя очень старались и поработали на пропагандистском фронте настолько эффективно, что Иван Грозный – великий реформатор [18], в исторических трудах [19, 20, 21] и художественных произведениях значительным количеством исследователей и авторов представлялся в виде кровожадного чудовища, чуть ли не дьявола во плоти [22]. Но, наконец, все же историческая справедливость восторжествовала, и в 2016 году в городе Орле установили первый (!) на русской земле памятник Ивану Грозному (рисунок 7), одному из величайших правителей и политических деятелей России.

Рисунок 7 – Памятник Ивану Грозному в городе Орле. Скульптор О.И. Молчанов, 2016 год

Государственное строительство вслед за Иваном Грозным последовательно продолжали, за редким исключением, все русские цари (рисунок 8). Практически все народы Евразии (то есть евразийский суперэтнос) в 1914 году проживали в пределах одного государства – Российской империи.

 Рисунок 8 – Расширение Российской империи (1613 – 1914 года)


Библиографический список
  1. Сайт «Gumilevica». Лев Николаевич Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. [Электронный ресурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/EBE/
  2. Сайт научно-просветительского журнала «Скепсис». Александр Янов. Учение Льва Гумилёва. [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_837.html
  3. Сайт научно-просветительского журнала «Скепсис». Владимир Кореняко. К критике концепции Л.Н. Гумилева. [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_3308.html
  4. Сайт «Академик». БСЭ. Этногенез. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/154739/Этногенез
  5. Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Бандурка В.Б. Варяги, русы, славяне и русские // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16723  (дата обращения: 20.11.2016).
  6. Сайт «Gumilevica». Лев Николаевич Гумилев. Древние тюрки. [Электронный ресурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/OT/
  7. Юдин Т. М., Гумелёв В. Ю., Постников А. А. Тюркский каганат и этногенез тюркских народов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 311–315. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86963.htm.
  8. Сайт «Академик». БСЭ. Этническая общность. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/154736/Этническая
  9. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. Торговые пути древней Евразии // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17067  (дата обращения: 20.11.2016).
  10. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Пархоменко А.В. О древних евразийских народах: прародина индоевропейцев // История и археология. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/11/2409  (дата обращения: 03.12.2015).
  11. Гумелёв В. Ю., Юдин Т. М., Постников А. А. О прародине финно-угров и тюрков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86953.htm
  12. М. Закиев. Происхождение тюрок и татар. [Электронный ресурс]. URL: http://s155239215.onlinehome.us/turkic/20Roots/ZakievGenesis/ZakievGenesisCoverRu.htm
  13. Сайт «Gumilevica». Лев Николаевич Гумилев. «Открытие Хазарии» и связанные с ней работы. [Электронный ресурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/articles/dk.html
  14. Еврейская электронная библиотека. Диаспора / Этнолингвистические группы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eleven.co.il/categ/1803
  15. Гумелёв В.Ю. Геополитика Руси. Русь и Хазарский каганат: противостояние. // Политика, государство и право. – Май, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/05/739 (дата обращения: 15.01.2016).
  16. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Русский десант. Гибель страны «стрелков из лука». // Гуманитарные научные исследования. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3143 (дата обращения: 15.01.2016).
  17. Кестлер, А. Тринадцатое колено [Текст] / А. Кестлер. – Спб.: Евразия, 2006. – 384 с.
  18. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Хрыканов Е.Н. О реформах Ивана Грозного // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/11/1241 (дата обращения: 05.11.2016).
  19. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Потапов И.И. Краткий обзор источников эпохи Ивана Грозного // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8351  (дата обращения: 24.11.2016)
  20. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М. Краткий анализ исследований царствования Ивана Грозного в Имперской России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/8868  (дата обращения: 06.11.2016).
  21. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М. Краткий анализ советских и постсоветских исследований царствования Ивана Грозного // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/9346  (дата обращения: 09.11.2016).
  22. Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Геополитика, русофобия и Иван Грозный // Политика, государство и право. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/11/3542  (дата обращения: 13.11.2016).


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: