УДК 355

КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ЭПОХИ ИВАНА ГРОЗНОГО

Гумелёв Василий Юрьевич1, Юдин Тимофей Михайлович2, Потапов Иван Иванович3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, преподаватель

Аннотация
В статье рассмотрены основные источники, которые легли в основу современных представлений о людях и событиях времен правления первого русского царя Ивана IV Васильевича.

Ключевые слова: достоверность, книгопечатание, летопись, переписка, послание, пропаганда, свидетельство


A BRIEF OVERVIEW OF THE SOURCES OF THE EPOCH OF IVAN THE TERRIBLE

Gumelev Vasiliy Yuryevich1, Yudin Timothy Mikhailovich2, Potapov Ivan Ivanovich3
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, teacher

Abstract
The article describes the main sources that formed the basis modern ideas about the people and events of the reign of the first Russian Tsar Ivan IV Vasilyevich.

Keywords: correspondence, credibility, evidence, message, the chronicle, the printing press


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Потапов И.И. Краткий обзор источников эпохи Ивана Грозного // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8351 (дата обращения: 26.05.2017).

Вновь история становится крайне актуальной наукой, так как в наше время Россия в очередной раз отстаивает свою государственную независимость. А в прошлом нашего Отечества уже были эпохи ожесточенной борьбы за право на существование российского государства. Одна из них имела место при правлении первого русского царя Ивана IV Васильевича прозванного Грозным.

О временах и делах Ивана Грозного мы узнаем главным образом из многочисленных трудов различных ученых. Начиная с XVII века историков и публицистов волновали и до наших дней по-прежнему волнуют события тех далеких времен.

Ну а сами исследователи черпают свои знания о  эпохе Ивана Грозного из различных современных ей источников. Развитие книгопечатания в XVI веке позволило многим трудам современников Ивана Грозного сохраниться и дождаться своих исследователей. Сам царь Иван IV был хорошо образованным человеком и лично уделял большое внимание развитию летописания и его поддержке, а также становлению печатного дела в России. Кроме того, личностью и делами Ивана Грозного многие иностранные государственные деятели начали активно интересоваться и анализировать ее уже во времена жизни первого русского царя. Для этого были серьезные причины – Московское царство во времена правления Ивана Васильевича стало одной из сильнейших европейских держав. Поэтому самых различных документов времен Ивана IV Васильевича сохранилось, к счастью, не так и мало, хотя с его царствования прошло уже почти четыре с половиной столетия.

Среди источников, по которым исследователи судили и продолжают судить о временах Ивана Грозного, особое место занимает его переписка. Отметим, что подробный анализ посланий первого русского царя, а также других исторических документов, их сущностного содержания и формы, не является задачей данной публикации.

Со страниц книги [1] буквально звучит страстный голос русского царя, доказывающего разумность и правильность своих решений и поступков. Иван Васильевич стремится действовать не только силой закона и приказа, но и силой убеждения, силой разума. Будучи незаурядным правителем, Иван Грозный оказался и талантливым писателем. В эпистолярном жанре царь среди своих современников равных не имел. Хотя все написанное им писалось по случаю – как реакция на вполне конкретные ситуации и проблемы.

Послания Ивана Грозного можно разделить на письма к иностранным правителям и государственным деятелям, письма к своим подданным и письма к монастырям. Большинство суждений, высказанных в посланиях иностранцам, вполне конкретны и воплощены в дипломатической деятельности Русского государства и его царя. Хотя в некоторых из них, например, в «Послании английской королеве Елизавете I (1570 год)» упоминаются какие-то «тайные дела», о которых возможно только догадываться.

Особое место среди посланий Ивана IV Васильевича занимает его переписка с воеводой князем А.М. Курбским.

Происходила эта переписка с 1564 по 1579 год, после того как князь изменил Отечеству (1564 год) и сбежал в Литву. В письмах к Курбскому Иван Грозный четко сформулировал свое представление о природе царской власти и ее ответственности перед Богом и подданными.

Но и сам князь Андрей Михайлович оказался также неплохим литератором. И в 1573 году беглый воевода выдал свой названный витиевато, по моде того времени, труд [2]. Ко времени написания книги князь уже давно предал свою Родину и продолжал проживать в Литве. Но в 1573 году князь Андрей потерял покой – в Польше и Литве наступило бескоролевье. Сигизмунд II Август умер в 1572 году, а нового короля поляки и литовцы еще не выбрали. Одним из реальных претендентов на польский престол являлся Иван Грозный. Согласно [3]:

«… к выбору царя [польскую шляхту – В.Г.] побуждают: его могущество, возможность доставить безопасность и спокойствие Литве; сходство языка и обычаев; одни враги – татары и Германская империя; пример Ягайла, великого князя литовского, который, будучи избран в короли, из врага Польши и язычника стал другом и христианином».

Князя-изменника явно не радовала перспектива вновь стать подданным Грозного царя. Поэтому его «История о великом князе Московском» в принципе не могла быть беспристрастной и явно таковой не являлась. Написал беглый князь Андрей Михайлович, в общем-то, достаточно мерзкий образчик средневековой антирусской пропаганды, целью которого была полная и окончательная дискредитация Ивана Грозного в глазах польской шляхты, готовившейся избирать короля в своем «вольном» королевстве «от можа до можа».

А что еще следовало ожидать от  изменника – подлого уже только по одному определению человека, будь он хоть даже трижды из рода рюриковичей? Курбский уже в 1564 году воевал против России – командовал одной из польско-литовских армий. Польский король Сигизмунд II Август пожаловал русскому князю город Ковель и другие имения, которые беглец старательно отрабатывал – проливал в войнах против России русскую кровь.

ДЛЯ СПРАВКИ. Отметим, ради справедливости, что жизнь у первого русского «диссидента» в «демократическом» польско-литовском королевстве удалась. Он развелся с новой литовской женой Марией Юрьевной, дважды вдовой, урожденной княжной Голшанской. Затем женился вновь. Отбивал у соседей имения, то есть среди буйных панов чувствовал себя как рыба в воде. Бранил королевских посланников матерными словами, вымучивал деньги у евреев. Не жизнь, а романтика. А вот в «дикой» Московии такое «цивилизованное» поведение не только среди бояр, но и даже князей, скажем мягко – не поощрялось. Ну что на это скажешь – русским варварам просто не дано понять величия и благородства польского рыцарства.

Кстати, Дмитрий – сын Курбского от третьего брака, принял католичество.

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Описание событий, явлений и личностей в трудах А. Курбского не могут даже в принципе считаться достоверными. Это все равно, что судить о современной России и Президенте В.В. Путине по мемуарам беглого олигарха Б.А. Березовского (если он их успел написать) и олигарха-уголовника М.Б Ходорковского (если он их напишет). Отметим только, что из-за современного уровня развития книгопечатания и средств массовой информации тотально оболгать российскую действительность в наше время будет все же несколько сложнее, чем это можно было сделать в далеком XVI столетии.

Наиболее достоверными свидетельствами той эпохи, ее грандиозных свершений, благородных устремлений и дел самых различных людей, а иногда их мелких делишек и даже склок, являются относительно многочисленные служебные документы, дошедшие до нашего времени. К ним, безусловно, можно отнести государственные законодательные акты [4], церковные [5] и воинские уставы [6], а также документацию по учету (записи) официальных распоряжений, известную под названием разрядные книги. В разрядной книге [7] широко представлены служебные документы, отражающие события эпохи Ивана Грозного.

Царское завещание [8], датируемое 1572 годом не является в прямом смысле юридическим документом, то есть документом прямого действия. Иван Грозный написал его перед ожидаемым вторжением крымской орды, усиленной значительными воинскими контингентами страны-сюзерена – Османской империи. Над Россией нависла смертельная опасность. И этим объясняется пронзительный драматизм завещания Ивана IV Васильевича. Русский царь был отличным писателем и даже его «душевная грамота» стала литературным произведением.

Одним из важнейших источников сведений о временах Ивана Грозного являются, безусловно, русские летописи.

ДЛЯ СПРАВКИ. По сложившейся в Русской земле многовековой традиции летописание являлось актом государственной важности. Например, в годы так называемого монголо-татарского ига летописные записи нередко являлись серьезным аргументом в решении тех или иных конфликтов между русскими князьями. Князья прибывали в ордынскую столицу с летописями и с их учеными толкователями, а татарский хан выступал арбитром в княжеских спорах. Конечно же, в этих разборках, помимо их научно-исторической основы, явно присутствовали политическая целесообразность, родственные связи и чисто коррупционная составляющая в виде «подарков» ханским приближенным.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что, как мы уже раннее упоминали, Иван IV Васильевич лично уделял большое внимание развитию летописания. К тому же русский царь, как незаурядный литератор, отлично понимал значение и весомость написанного, а затем и печатного, слова. Так, при царском дворе в 1540 – 1560-ых годах был создан Лицевой (то есть иллюстрированный) летописный свод [9]. Миниатюрами была фактически украшена каждая страница многотомной летописи.

В Лицевом своде, в этом фундаментальном труде представлен русский взгляд и русское православное понимание основных событий всемирной (от сотворения мира до 928 года) и русской (с 1122 по 1575 год) истории. В основу Лицевого свода положена более ранняя Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 12.), которая сама, в свою очередь, является сборником самых различных летописных источников.

Официальное летописание в качестве акта государственного делопроизводства при первом русском царе велось в Царственной книге (ПСРЛ. Т. 13), в книге Степенной царского родословия (ПСРЛ. Т. 21), в Летописце начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича (ПСРЛ. Т. 29).

Много официальных записей времен Ивана Грозного включено в Воскресенскую (ПСРЛ. Т. 8) и Львовскую летописи (ПСРЛ. Т. 20). Также события его царствования отражены в Вологодской летописи (ПСРЛ. Т. 37) и «Истории о Казанском царстве» (ПСРЛ. Т. 19). Продолжали вестись летописи в Новгороде и Пскове.

Во время правления Ивана IV Васильевича Московское царство стало мощным самодержавным Русским православным государством, которое открыто вступило в схватку за свои геополитические интересы. Это сначала озадачило, а потом и напугало западных соседей единственного в то время полностью суверенного православного государства. Россия становилась великой империей, просторы и бесчисленные богатства которой привлекали к себе пристальное внимание всевозможных европейских авантюристов и алчных торгашей. На западе Европы возник непреходящий интерес к Московскому царству.

Но историческая память о войнах с ордынцами вызывала опасливое отношение к русским, отряды которых в свое время активно участвовали в лихих татарских набегах на европейцев [11].

Поэтому насторожившиеся западноевропейцы оставили многочисленные свидетельства о царствовании Ивана Грозного. Реальный страх перед набирающей силу Россией и развитие книгопечатного дела сильно помогли в том, что их труды сохранились для потомков.

Также следует помнить – испанцам только что, в первой половине XVI века, удалось на зависть всем своим соседям разграбить с большой для себя прибылью богатейшие государства индейцев в Америке. А как хотелось остальным европейцам найти свою волшебную страну Эльдорадо! Или где-то кого-нибудь покорить, затем ограбить и очень быстро разбогатеть.

А чем Россия не Америка? Уж точно, не беднее.

Но, к большому сожалению для европейцев, русские и другие народы России умели и любили воевать. Причем воевали грамотно, решительно, дерзко, жестко и жестоко. Войска захватчиков на просторах России из удалых «охотников» очень быстро превращались в жалкую «дичь». А отечественные дипломаты, воспитанные в традициях византийской школы дипломатии, нередко вчистую переигрывали своих европейских коллег. Да и в торговых делах «простодушные туземцы» нередко оказывались более хваткими торгашами, чем заезжие гастролеры из Европы.

А это было очень обидно. За свои неудачи хотелось отомстить. И мстили – чем неудачливее был иностранец, тем он хуже писал о России. Работы Альберта Шлихтинга, Генриха Штадена, Антонио Поссевино, Джерома Горсея читатель может легко найти в Интернете на сайтах DREVLIT (URL:  http://www.drevlit.ru) и «Восточная литература» (URL: http://www.vostlit.info) и ознакомиться, при желании, с их содержанием.

Удачливые иноземцы были гораздо более объективными. Работы англичан Ричарда Ченслера и Энтони Дженкинсон также размещены на сайте «Восточная литература» (URL: http://www.vostlit.info). Правда, когда Ричард Ченслер достиг серьезного успеха в своих делах, то судьба от него внезапно отвернулась – рисковый мореплаватель погиб вместе со своим сыном в кораблекрушении в 1556 году на обратном пути из России в Англию.

Анализируя труды иностранных авторов, писавших о России, следует помнить, что некоторые из них работали на геополитических противников России, как, например, дипломат Антонио Поссевино. Другие же, как Альберт Шлихтинг и Бальтазар Руссов (URL: http://www.vostlit.info), по-видимому, просто кормились на ниве антирусской пропаганды.

Особо отметим документ, введенный в научный оборот академиком С.Б. Веселовским [12]. Документ, широко известный в настоящее время под названием «Синодик опальных Грозного».

Синодик реконструирован, этого документа (поминальных записей о людях, убитых по приказу царя Ивана IV Васильевича) как такового, как реального объекта, просто не существует. А вот насколько точно реконструирован синодик – это совершенно другой вопрос и вопрос, вероятно, достаточно дискутируемый. Поэтому синодик к историческим документам не может быть причислен.

Из проведенного краткого анализа источников эпохи Ивана Грозного следует, что к объективности очень многих документов того времени следует относиться критически, с известной степенью недоверия, а некоторым и вообще не стоит доверять.


Библиографический список
  1. Послания Ивана Грозного. Подготовка текста Д.С. Лихачева и Я.С. Лурье. Перевод и комментарии Я.С. Лурье. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР В.П. Андриановой-Перетц. [Текст] – М – Л.: Издательство АН СССР, 1951. – 552 с.
  2. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Курбский А. История о великом князе Московском: то, что слышали мы от достоверных людей, и то, что видели собственными глазами. сокращенно излагая, написал я это, как сумел, из-за неотступной настойчивости многих. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=9862
  3. Сайт «Военная литература». Соловьев, Сергей Михайлович. «История России с древнейших времен». [Электронный ресурс] – URL: http://militera.lib.ru/common/solovyev1/index.html
  4. Судебник 1550 года (Судебник Царя Иоанна IV Грозного). [Электронный ресурс] – URL: http://ru.science.wikia.com/wiki/Судебник_1550_года
  5. Стоглав. [Текст]  – Казань: Типография губернского правления, 1862. – 434 с.
  6. Сайт Якова Кротова. Боярский приговор о станичной и сторожевой службе. [Электронный ресурс] – URL: http://krotov.info/acts/16/dvor/1571_amg.htm
  7. Сайт Якова Кротова. Разрядная книга 1475 – 1605 годов. [Электронный ресурс] – URL: http://krotov.info/acts/16/possevino/razryady_1475b_01.htm
  8. Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Духовная грамота царя Ивана Васильевича. Июнь – август 1572 г. Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв.  Подготовка к печати Л.В.Черепнина. Издательство Академии наук СССР. М. – Л., 1950. [Электронный ресурс] – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm
  9. Сайт Германа Стерлигова. Общество Любителей Древней Письменности. [Электронный ресурс] – URL: http://www.sterligoff.ru/oldp.html
  10. Гумелёв В.Ю. Русский десант. Русь между молотом и наковальней. Ушкуйничество: монография. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, Е.Н. Хрыканов, А.В. Пархоменко, В.Б. Бандурка. – Рязань: РВВДКУ, 2013. – 214 с.
  11. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. [Текст] / С.Б. Веселовский  – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. – 538 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: