ФИЛОСОФИЯ О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)

Филиппов Леонид Иванович
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18 г. Кисловодска»
воспитатель

Аннотация
С философской точки зрения, для любой научной дисциплины, произведены обобщения того, «что» мы изучаем и «как» мы изучаем. Показан целевой характер научного познания и исследования.
Ключевой момент для понимания статьи.
Исследователь прежде всего обращает своё внимание на свойства и особенности предмета изучения. Целенаправленное изучение подразумевает научный анализ и синтез в рамках объекта и предмета. В любом предмете изучения заключены три сущности: содержание, внутренние и внешние связи.

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппов Л.И. Философия о содержании и методологии научного познания (исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/02/48060 (дата обращения: 23.02.2024).

Рекомендуется всем тем, кто начинает свою

научную деятельность.

В названии статьи понятие «содержание» сведём к пониманию того, «что» мы изучаем или исследуем; понятие «методология» – «как» мы изучаем или исследуем. Сам процесс познания человеком окружающего мира в общем виде хорошо описывается ленинской фразой из его работы-конспекта «Философские тетради»: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – вот диалектический путь познания объективной истины, познания объективной реальности». Научное познание отличается от общего, данного Лениным, хотя и оно проходит по тем же принципам. Отличие научного от общего: научное познание всегда носит целенаправленный характер с использованием определённых знаний, умений и навыков. Отношение научного познания к общему – это отношение частного к общему.

По сути, приобщение к научному познанию происходит уже в обычной школе. Там школьникам разные научные дисциплины предварительно вводятся в упрощённой сжатой форме (пропедевтика). В дальнейшем не будем, для упрощённого понимания, различать понятия «познание», «исследование», «изучение».

Наметим план раскрытия данной темы. Вначале надо соотнести понятия «объект» и «предмет» изучения.  С помощью согласования гегелевского закона количественных и качественных изменений и новых законов философии [1] мы раскроем суть содержания и принципов методологии научного познания. Под методологией мы будем понимать систему основных принципов, методов, которыми должен руководствоваться исследователь. Между объектом и предметом изучения установлена связь, как между целым и его частью. У одного объекта могут быть множество частей. Сам объект может входить в другие объекты на правах разделов. В предмете изучения раскрываются свойства и особенности объекта. Например, объектом изучении математики является весь действительный мир, а предметом изучения – связи и отношения между частями объекта (в упрощённом виде – это количественные отношения действительного мира). Математиком А.Д. Александровым дано современное определение предмета математики: «В общем в предмет математики могут входить любые отношения действительности, которые объективно обладают такой степенью зависимости от содержания, что могут быть от него полностью отвлечены [5]». Поясним смысл данного определения. Выражение «любые отношения действительности» указывает нам на предмет изучения математики. Этот предмет носит всеобщий, универсальный характер. Пример. 2+3=5. Вместо чисел «2» и «3» мы всегда можем подразумевать два и три яблок, две и три планеты и т. д. Можно сложить два яблока и три планеты, но тогда под числом «5» мы будем понимать количество объектов нашего внимания. (В последнем примере уровень абстракции выше.)  Математическое выражение 2+3=5 следует понимать так: в действительном мире, если сложить два и три предмета любой природы, то мы обязательно получим пять предметов той же природы.  На самом деле, для любого предмета любой науки всегда можно выделить две сущности: содержание – с одной стороны, а с другой – связи и отношения. Философом А.Д. Урсулом также утверждается: «… в математике стало ясным, что наиболее важные результаты в ней были получены на пути исследования не объектов, а связей между ними (морфизмов)» [6, с. 262]. Так вот, под знаком «+», в приведённом выше примере, понимается та самая связь и отношение действительности, а под знаками «2» и «3» – содержание предмета наблюдения, под знаком «=» – результат отражения в объективной реальности в ленинском понимании. Следует подчеркнуть глубокий смысл знака «+»: этот знак подразумевает соединение частей, или синтеза частей в некое целое. Неслучайно в математике существуют два аппарата исследования: дифференциальное и интегральное исчисления с одной стороны, а с другой – это ряды. Точнее: дифференциальное исчисление даёт аппарат для исследования функций, поведение которых в достаточно малой окрестности каждой точки близка к поведению линейной функции или многочлена. Таким аппаратом являются основные понятия дифференциального исчисления: производная и дифференциал. Интегральное исчисление – раздел математического анализа, в котором изучаются понятия интеграла, его свойства и методы вычислений. Но и здесь используется процесс дробления для понимания смысла интегрирования. Смысл интегрирования заключается в суммировании частей, другими словами, синтезе. Проще говоря, дифференцирование используется для анализа, а интегрирование – для синтеза. Нечто подобное можно увидеть и у математических рядов. Ряды – это последовательность элементов (допустим, чисел), каждый член ряда имеет свой порядковый номер, которые суммируются (суммируются члены ряда). Здесь каждый член ряда понимается как часть целого, а сумму – как синтез частей. Вывод: интегрирование и ряды играют одну и ту же роль для исследования, то есть роль синтеза. Разница заключается в том, что интегрирование использует только функции в качестве объекта исследования, в то же время для рядов используют расширенное её понимание, например, случайных возмущений, сигналов. Вот поэтому ряды являются незаменимым инструментом в информатике, физике, астрономии, статистике, экономике и самой математике, как инструмент исследования.

Сама математика делится на разделы: алгебру, геометрию, математический анализ и другие дисциплины. У каждого раздела математики имеется свой предмет изучения, и тем не менее, предмет каждого раздела математики отражает количественные отношения.

«Содержание» – это категория, отражающая конкретный набор элементов и подсистем (здесь под «набором элементов и подсистем» понимается как части целого, рассматриваемые отдельно, уже изолированно от «устойчивых отношений»), включённых в данную структуру» [2, с. 122]. Структура – это совокупность связей между частями объекта или предмета. Согласно новым законам философии, следует разительно методологически отличать содержание предмета изучения и, сопровождающее содержание – отношения, связи.

Новые законы философии [1].

Закон соответствия и несоответствия «целого» и его «частей». Другое название – основной закон структуры объекта. Третье название – закон «содержания», обусловленный «связями, отношениями».

Всякое целое (объект) имеет некоторую структуру, которая обуславливается законами, правилами и т. д. Любая часть целого подчиняется всем этим законам и правилам. Но любая его часть может иметь свои особенные законы и правила (они-то и определяют эту часть целого), действующие в рамках своей части, не распространяясь на всю остальную часть целого.  

Второй закон структуры объекта.

Все законы и правила частей объекта не должны противоречить общим законам и правилам целого.

Третий закон изменения структуры объекта.

Если какая-то часть целого приобретает законы и правила, противоречащие законам и правилам целого, то возникают предпосылки, меняющие структуру объекта.

Проще говоря, у любого предмета, в обязательном порядке, существует набор элементов и подсистем, с одной стороны, и связи или отношения между этими элементами или подсистемами из этих элементов, с другой стороны. Для удобства исследователь оформляет эти связи и отношения в законах и правилах.  Содержание первично к связям и отношениям. Изменение содержания влечёт за собой изменение отношений, связей [3]. Следует учесть ещё один фактор изменения связей и отношений – это достаточно сильное внешнее воздействие, меняющее структуру объекта. Приведём пример. В химии известно, что из элемента углерода состоят три различных по физическим и химическим свойствам вещества: уголь, графит и алмаз. Так вот, алмазы получаются из графита с помощью высокой температуры и очень высокого давления. За счёт изменения связей между элементами углерода посредством высокой температуры и давления (внешнее воздействие), одно вещество превращается в другое.  И здесь нам надо оговориться по поводу понятий «отношение» и «связь». Понятие «связь» договорились считать родовым понятием к понятию «отношение» [1], [4]. Понятие «отношение» подчёркивает взаимную связь, здесь заключена суть ленинского понимания отражения.

Обратимся к гегелевскому закону количественных и качественных изменений. Только количественные изменения влекут за собой качественные. Но по качественным изменениям мы можем судить о том, что они инициированы количественными, как следствие и причина! Ранее мы договорились о том, что количественные отношения рассматриваем в расширенном виде, то есть это те же связи и отношения. А как следует рассматривать абстракцию «качество»? В большинстве случаев исследователь обращает своё внимание на свойства и особенности изучаемого предмета, поэтому и мы будем понимать качество предмета познания, как его свойства и особенности для той или иной меры соответствия количественным характеристикам. Любой предмет имеет определённые свойства и особенности в рамках (под этим и понимается мера соответствия) некоторых условий, которые меняются количественно. Например, агрегатное состояние воды можно изменить, понизив или повысив температуру. Жидкое состояние воды сохраняется при температуре от 0 до 100 градусов цельсия в земных условиях. Мерой здесь считается градусный промежуток от 0 до 100, при котором сохраняется жидкое состояние воды.

Обратимся к пониманию того, «как» мы изучаем. Понимание целого всегда происходит через понимание его частей и взаимосвязей между этими частями – суть структуры предмета! В любой области знаний, так или иначе, предмет изучения или исследования должен быть раздроблен на части и изучен – суть научного анализа, далее соединение частей и обобщение этого соединения – суть научного синтеза.

Инструкции для понимания сути научного исследования, познания.

  1. Хорошее понимание объекта и предмета изучения, разделов объекта.
  2. Целенаправленное дробление предмета на части (элементы либо группы элементов, системы).
  3. Изучение взаимосвязей между элементами либо различных групп из этих элементов (свойства и особенности) – анализ исследования.
  4. Обобщения в понятийной форме, получаемые от соединения изученных частей и их связей, составляют синтез исследования или познания структуры предмета.
  5. Обязательно помнить о критерии истины. Практика – критерий истины.
  6. Различие макромира и микромира [4].
  7. Учёт межпредметной связи разных научных дисциплин.

Некоторые выводы. При изучении любого предмета следует обратить внимание на три сущности: содержание, внутренняя связь и внешнее воздействие. В свою очередь, внутренняя связь зависит от содержания и внешнего воздействия. Математика интересуется внутренними связями и внешними воздействиями – суть количественной характеристики: тем самым мы подчёркиваем роль и значимость математики в исследованиях любой другой науки. Свойства и особенности каждого предмета изучения – суть качественной характеристики предмета, которая зависит от количественной. Известно, что в физической природе (макромире и микромире) существуют всего лишь четыре вида сил: гравитационные, электромагнитные, сильные (ядерные) и слабые. Например, сильные (ядерные) и слабые силы относятся к микромиру. Эти силы-связи устойчивы. Ядерные силы действуют между частицами в атомных ядрах и определяют свойства ядер [7, с. 90]. Но если рассмотреть общественные явления, то можно, на первый взгляд, выявить относительную неустойчивость связей. Рассмотрим пример из повседневной жизни. Из-за горе-реформаторов в нашей стране поменялся социально-экономический строй: мы из социализма вернулись снова в капитализм, причём в самой её отсталой форме. В советское время наша страна производила 22% мирового ВВП, сейчас – менее 2%. Эти числа ярко свидетельствуют нам об ошибочности такого выбора. Мы превратились из индустриальной развитой страны в сырьевой придаток Германии, Китая и других стран. Что же изменилось? Изменилась структура экономики: из общественной собственности на средства производства в нашей стране, мы перешли к частной собственности. Все остальные явления общественной жизни становятся следствием приобретённой структуры экономики – это отношения базиса и надстройки. Экономические отношения — это объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ. В нашей стране стало невыгодно что-либо производить, за редким исключением. Из всех видов общественных отношений наиболее важными являются экономические утверждал К. Маркс в своём «Капитале». Так вот, экономические отношения и задают структуру для всех других видов отношений, они устойчивы. Но накапливаются противоречия, в том числе и антагонистические, которые расшатывают существующую структуру экономики. Меру соответствия здесь трудно определить, в отличии от неживой природы. Но известны факторы, которые способствуют изменению экономической структуры: это войны, неумелое или преступное управление властей, которые резко обостряют социальные противоречия. Из-за этого возникают социальные взрывы.

Цель любого исследователя заключается в изучении свойств и особенностей предмета. Познав свойства, обобщив факты, можно в дальнейшем использовать данное знание в практике жизни.


Библиографический список
  1. Филиппов Л.И. Новые законы философии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23494
  2. Ракитов А.И. Философия (основные идеи и принципы). – М.: ИПЛ, 1985. – 368 с.
  3. Филиппов Л.И. Новое исследование диалектического метода // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/06/25923
  4. Филиппов Л.И.  Исследование философских категорий методами формальной логики. Основы метафилософии. Новые требования к критерию объективной истины. Информация и «слабая энергия». //Гуманитарные научные исследования. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3165
  5. Филиппов Л.И. О необходимости принципиальных соглашений между философами // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/05/6520
  6. Урсул А.Д.  Философия и интегративно-общенаучные процессы. – М.: Наука, 1981. – 367 с.
  7. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс; учебник для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2014 -416 с.


Все статьи автора «Филиппов Леонид Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: