В современной профессионально-педагогической деятельности проблеме выявления и оптимизации педагогических условий социализации обучающегося в спорте посвящена не одна работа, иллюстрирующая особенности продуктивного поиска педагога по физической культуре в выборе и оптимизации ресурсов профессионально-педагогического самосовершенствования и самореализации, примером могут быть работы [1-40].
В контексте изучения современных разделов профессионально-педагогического знания курс «Практическая педагогика» является уникальным инструментом для определения и верификации качества использования педагогического моделирования в детерминации педагогических условий педагогически обусловленных процессов и процедур [41-50].
Определим конструкт педагогических условий, фасилитирующих выбор будущего педагога по физической культуре возможностей продуктивного поиска оптимальных возможностей социализации и самореализации обучающегося через спорт (Алеев Е. М., 2016):
- Научность и объективность поиска возможностей социализации личности через спорт.
- Адаптивное знание в модели социализации личности определяется опорой на положительное в личности, персонифицированная практика выбора предопределяет ресурсы оптимизации результативности социализации личности в спорте и в других направлениях социализации.
- Возрастосообразность педагогической поддержки личности в спорте и педагогической практики верификации качества педагогического труда.
- Выявление оптимальных возможностей учебно-тренировочного процесса в выбранном виде спорта.
- Детерминация гуманизма и продуктивности в выборе стратегии и ресурсов развития личности в спорте.
- Дихотомичность выбора традиционного и инновационного способа решения задач развития личности в спорте.
- Единство материального и духовного в определении возможностей социализации и самореализации личности в спорте.
- Единство модели социализации и самореализации в спорте.
- Единство социализации, адаптации, самореализации, самосовершенствования, самоопределения, становления личности в выбранном направлении деятельности.
- Единство теории и практики социализации обучающегося в спорте.
- Использование педагогических технологий в решении задач развития личности через спорт.
- Использование разнообразных форм работы с обучающимися, способности которых определяются в генеральной совокупности определенной выборки показателями достижений и антропометрическими данными.
- Культуросообразность и природосообразность выбора возможностей учебно-тренировочного процесса.
- Личностная ответственность и социальная востребованность продуктов достижений личности в спорте.
- Логичность и обоснованность выбора возможностей решения задачи «хочу – могу – надо – есть».
- Определение акметраектории становления личности в спорте как продукта самореализации, позволяющей получить объективно высокие результаты в социализации обучающегося.
- Определение возможностей формирование потребности в креативности, продуктивности, активности, точности, гибкости, конкурентоспособности личности в выбранном поле ведущей деятельности.
- Определение возможности перехода из одного вида спорта в другой.
- Определение единства душевного, телесного и интеллектуального начал в развитии и саморазвитии личности.
- Определение единства социализации в направлениях «спорт», «культура», «искусство», «наука» и пр.
- Определение механизма «выращивание» в коллективе и через коллектив.
- Определение социально значимых направлений в спорте – возможным направлением акместановления личности обучающегося.
- Позитивное программирование личности обучающегося, занимающегося спортом, на достижение поставленных целей в спорте и жизни.
- Последовательность достижений в модели социализации и самореализации личности обучающегося, занимающегося спортом.
- Построение и уточнение системы принципов педагогического взаимодействия в выбранном виде спорта как гарант стабильного развития личности и педагогического труда.
- Продуктивность выбора личности в моделях адаптивной и акмеверифицированной практики определения и решения задач.
- Синергетическая коррекция выбора модели социализации и самореализации обучающегося в спорте.
- Системность и систематичность занятий выбранным видом спорта как основа социализации личности.
- Уровневое или ступенчатое развитие личности в спорте.
- Уровневое построение развитие личности в спорте на основе новых и новейших достижений в области педагогики и психологии.
- Уточнение модели акмеверифицированного становления личности в выбранном виде спорта за счет повышения качества решения задач учебно-тренировочного процесса и научно-технического прогресса.
- Учет индивидуальных особенностей обучающегося в выборе направления и возможностей занятий спортом.
- Учет нормального распределения способностей в выборе педагогической концепции развития и социализации, самореализации и самоутверждения личности в спорте.
- Формирование адекватной, объективной самооценки и достаточного уровня притязаний, обеспечивающих в своей совокупности объективность высоких, персонифицированных результатов в спорте.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни, реализация которой начинается с рационализации выбора учебной задачи и оптимизации ее решения.
- Цикличность тренировочного процесса как основа качественной подготовки спортсмена в спорте.
- Формирование социального опыта в решении задач социального воспроизводства норм культуры и этики, деятельности и общения.
- Адаптация научного знания к потребностям юных спортсменов.
- Формирование потребности в культуре здоровья и общения.
- Определение единства развития и самореализации личности в спорте через совершенствование технико-тактических и специально-дидактических приемов и методов организации занятий.
Выделенные конструкты могут быть дополнены и использованы в структуре определения и решения задачи оптимизации педагогических условий социализации обучающегося в спорте.
Библиографический список
- Абдурахимов С. М., Зубанов В. П. Педагогические условия социализации и самореализации личности в модели современной педагогики // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (30 июня 2015 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2015. С.224-226.
- Ведяпин К. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков в боксе как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Международный академический вестник. 2014. №2. С. 14-16.
- Гирько М. Е., Козырева О. А. Самореализация обучающегося как условие гуманизации профессиональной подготовки // Наука, образование и инновации : сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Челябинск, 28 дек. 2015 г.): в 5-и ч. Ч.4. Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.87-89.
- Глазырина Н. Ф. Моделирование портфолио обучающегося как условие продуктивного становления личности в практике идей здоровьесбережения и акмепедагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
- Гончар А. И., Седова К. С., Аксенова А. Н. Самореализация личности в борьбе куреш как условие сохранения культуры малочисленных народов // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.99-101.
- Дьячков В. А., Федорович С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога по ФК как условие его продуктивной самореализации // Теория и практика образования в современном мире (III): матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб. : Реноме, 2013. С.6-8.
- Захаров А. В., Козырева О. А. Возможности определения педагогических условий самореализации обучающегося в спортивном туризме // Эволюция научной мысли : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (18 апр. 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 6-7.
- Зубанов В.П., Кузьменков Н.И., Свинаренко В.Г. Адаптивное педагогическое знание в модели профессиональной подготовки учителей физической культуры как ресурс и условие гуманизации современного образования // Современная педагогика. 2015. № 11.
- Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Сырбу В.П. Педагогические условия оптимального саморазвития педагога по физической культуре: проблемы и возможности исследования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2.
- Козлов В. С., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю. Верификация педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК // СОЦИОСФЕРА. 2014. №1. С. 253-255.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С. 63-67.
- Козырева О.А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 62-73.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Коновалов С.В., Белинская А.В., Бойкова И.В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11982
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
- Коновалов С.В., Завьялова Я.Е., Малышева В.О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-5 (49). С.11-20.
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. С.62-73.
- Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
- Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.8-14.
- Криулькин И. В., Шалунов В. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби // Молодой ученый. 2013. №4. С. 570-573.
- Куергашева А. Ю., Козырева О. А. Педагогические условия и сравнительный анализ изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по ФК // СОЦИОСФЕРА. 2014. №1. С. 251-252.
- Куергашева М. В., Зуева А. Ю., Козырева О. А., Маринич Н. В. Возможности и педагогические условия изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по ФК // Молодой ученый. 2013. №6. С.697-699.
- Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №5 (52). С. 733-736.
- Лапин И. А., Умнов В. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби // Актуальные вопросы современной педагогики (III) : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа , март 2013 г.). Уфа : Лето, 2013. С. 6-8.
- Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Педагогические условия оптимального изучения основ курса «Специальная педагогика» будущими педагогами по ФК // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 158-160.
- Недзельская О.А. Некоторые педагогические условия социализации и самореализации обучающихся ДЮСШ // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 (43). С.9-15.
- Поповцев И. А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимизации качества моделирования определений категории «воспитание» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Роль инноваций в трансформации современной науки : сб. ст. Межд. науч.-практ. конфер. (Казань, 20 нояб. 2015 г.): в 3-х ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна,2015.С.198-200.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7.
- Свинаренко В.Г., Кузьмичев А.Е., Шварцкопф Е.Ю. Адаптивное знание как условие гуманизации современной педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60625
- Свинаренко В.Г., Сероштанов А.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и механизмы выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12.
- Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Волостных Е.С. Специфика определения и уточнения условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
- Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как условие продуктивного развития личности обучающегося // Современная педагогика. 2015. № 12.
- Филиппова Ю. О. Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося // Инновац. наука. 2015. №5-2. С.262-264.
- Чурин Н. А. Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по ФК // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.271-273.
- Шалунов Н. В., Ермилин В. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Молод.ученый. 2013. №6.С.749-752.
- Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности продуктивной социализации обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5168
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.