УДК 159.9

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ПРИ РАБОТЕ С КЛИЕНТОМ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И ПСИХОЛОГИИ

Дударь Анна Ивановна1, Хусяинов Тимур Маратович2
1Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Студентка 5 курса кафедры физиологии и биохимии человека и животных
2Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Магистрант 2 года обучения кафедры общей социологии и социальной работы

Аннотация
В статье обсуждается проблематика такой психологической и социальной практики, как пет-терапия, т.е. использование домашних животных в терапии. Предметом данного исследования выступают методологические основы Пет-терапии, как практической области деятельности современных психологов, социальных работников и других помогающих профессий. В работе обсуждаются те основания, которые обуславливают специфику данного направления в терапевтической работе, а также рассматриваются возможности использования пет-терапии в работе с различными категориями клиентов. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы по психологии и социальной работе. В данной статье авторы дают характеристику такой современной терапевтической практики, как пет-терапии и рассматривают возможности использования этой технологии в работе с клиентами психологов и специалистов по социальной работе. В работе выделяются основные группы проблем и направления работы, в которых могут быть использованы домашние животные, хотя этот список не может быть полностью представлен, т.к. исследования в этой области ещё продолжаются.

Ключевые слова: анималотерапия, Домашние животные, Канистерапия, пет-терапия, психолог, Психотехника, социальная работа, социальный работник, Терапия, фелинотерапия


THE POSSIBILITY OF PETSUSING WORKING WITH A CLIENT IN MODERN SOCIAL WORK AND PSYCHOLOGY

Dudar Anna Ivanovna1, Khusyainov Timur Maratovich2
1Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Student of the 5th course year of department of physiology and biochemistry of humans and animals
2Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Undergraduate of the first year of department of general sociology and social work

Abstract
The article discusses the problems of such psychological and social practices, such as pet therapy, pets use in therapy. The subject of this research is the methodological basis of Animal-assisted therapy as a practical field of activity of modern psychologists, social workers and other helping professions. The paper discusses the reasons which cause the specifics of this direction in the therapeutic work, and discusses the possibility of using Animal-assisted therapy in various categories of clients. The methods of this study were made by theoretical analysis of Russian and foreign scientific literature in psychology and social work. In this paper, the authors give a description of modern therapeutic practices such as pet therapy and consider the possibilities of using this technology in working with clients psychologists and experts in social work. The paper highlights the main groups of problems and areas of work, which can be used by pets, although this list may not be fully represented, as research in this area still continuing.

Keywords: animal therapy, pet therapy, Pets, psychologist, Psychotechnics, social work, social worker, therapy, Therapy cat, Therapy dog


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Дударь А.И., Хусяинов Т.М. Возможности использования домашних животных при работе с клиентом в современной социальной работе и психологии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/10117 (дата обращения: 07.06.2018).

Введение

Современный мир уже нельзя представить без животных каждый день окружающих людей, встречающих дома своих хозяев после рабочего дня, дающих молоко и другую селько-хозяйственную продукцию на фермах, населяющих городские парки и пруды, живущих в зоопарках и океанариумах. Человек ежедневно взаимодействует с животными, потребляет продукты животного происхождения, видит их образы и слушает музыку, с использованием звуков природы, например Biomusica в творчестве популярных групп “The Beatles” и “Pink Floyd” [1].

Еще в первобытные времена обращение к образу животного, помогало людям  снять психическое напряжение, подавить чувство беспомощности, страха, дать уверенность и успокоение, а так же найти ресурсы в самом себе. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых, кто оказывал социально-психологическую помощь человеку.

Кроме того, у многих народов мира ещё в древности была выделена отдельная группа животных – священные животные, которым приписывают связь с отдельным человеком или родом. Африканцы, как и другие народы мира, использовали племенные группы животных в качестве символа. У некоторых африканских народов до сих пор существует термин “сибоко”, который обозначает священное животное, окруженное строгой табуизацией. Таких животных запрещается убивать и есть, а также принято избегать соприкосновения с ними. Для квена (Ботсвана) это был крокодил, для пути – маленькая голубая антилопа, для таунг (ЮАР) – львы [2, C. 384]. И хотя у некоторых народов, например, у африканского племени леле (ДРК) домашние животные, т.е. живущие среди людей, считаются “нечистыми”, т.е. вызывающими отвращение, некоторые из них, например собаки активно используются в охоте, а некоторые виды сельскохозяйственных животных выполняют роль денежных единиц при совершении социально-экономических сделок, а у племени лоу (Кения, Танзания) большое значение имеет цвет птицы, так птица белого цвета очень ценится и считается хранительницей домашнего очага [2, C. 387].

Социальная реабилитация с помощью животных, как диких, так и домашних часто считается нетрадиционным методом, но знакома она людям еще с давних времен. В еще только формирующемся первобытном обществе, вера в могущество животного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и являлась одним из источников благополучия и душевного покоя, амулеты с изображениями животных использовали как символ покровительства и удачи – все это можно назвать прообразами анималотерапевтических приемов.

В современной педагогической литературе отмечается, что взаимодействие с природой обладает большим медико-психологическим, социально-психологическим и психолого-педагогическим потенциалом для социальной реабилитации личности [3-4]. Наиболее продуктивное взаимодействие с природой проявляется среди людей, подвергшихся тому или иному виду депривации.

Можно отметить большую роль анималотерапии в социальной адаптации детей с дефектами развития и отклонениями в поведении, которая дает хорошие результаты при работе с клиентами, больными ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, шизофренией и т.д. [3].

Взаимодействие человека и животного

Общение и взаимодействие человека с животными оказывает сильное воздействие на его эмоциональное состояние и поведение. В отечественной и зарубежной психологии, медицине, социальной работе всё больше внимания начинает уделяться использованию животных в терапии для достижения необходимых психолого-социальных изменений у личности.

При проведении терапии в современной медицине, психологии, социальной работе нередко используют различных животных: лощадей – иппотерапия [5], дельфинов – дельфинотерапия [6], собак – канистерапия [7] или кошек – фелинотерапия [8].

На данный момент анимал-терапия воспринимается как активная или вспомогательная технология проведения терапии. Особое место при её проведении имеет группа домашних животных, которые выделены в зарубежной литературе в особое направление: Пет-терапия.

Данная группа животных имеет существенное преимущество по сравнению с использованием диких (например, дельфинов) или сельскохозяйственных (например, лошадей) животных, т.к. их содержание существенно дешевле и не требует создания особых условий (например, построение бассейна для дельфинов или содержание конюшень), что в условиях современной экономической обстановки и ограниченности финансированию социальной системы особенно актуально, к тому же у клиентов есть возможность завести у себя дома то животное, которое может им помочь в случае кризиса, а взаимодействие с психологом или социальным работником может происходить в формате онлайн-консультирования [9].

Широкое распространение пет-терапия нашла в западных странах, где регулярно проводится большое количество самых разнообразных научных исследований с участием владельцев домашних животных, в которых у учёных есть возможность выяснить то, каким образом домашнее животное может оказать влияние на человека, его социальные и психологические функции, а также отношение к нему в обществе.

Sandra B. Barker и Kathryn S. Dawson [10] из медицинского факультета в Университете Вирджинии провели исследование влияния собак-терапевтов на уровень тревожности у госпитализированных психиатрических больных. В 1998 г. исследование охватило 230 человек, которые имели самый широкий круг диагнозов, включая такие серьёзные расстроства, как депрессия, раздвоение личности и шизофрения. Почти у всех пациентов было отмечено значительное снижение уровня тревожности благодаря животным-терапевтам, исключение составили пациенты с сильно выраженными степенями зависимости, что было объяснено абстинентным синдромом [11].

Основные категории проблем, решаемых методом пет-терапии

Проведение терапии с использованием животных показала свою эффективность в работе с широким диапазоном социальных и психологических проблем. В настоящее время исследователи [12-15] выделяют следующие направления ее использования в работе с клиентами:

  • Помощь в нормализации состояния человека в кризисной ситуации – человек оказываясь в стрессовой ситуации, например в связи с потерей близких испытывает недостаток в социальной и психологической поддержке. Животные обладают уникальной способностью нормализовать, даже сложную стрессовую ситуацию. При взаимодействии с человеком  они могут ненавязчиво поддержать, а в некоторых случаях является единственным существом способным действительно эффективно оказать подобную помощь;

  • Помощь в процессе социализации и улучшения социального взаимодействия – животные стимулируют человека к общению и часто их присутствие может быть поводом для начала беседы, облегчают взаимодействие с незнакомыми людьми, пробудить интерес у собеседника, помогают установить доверие;

  • Помощь в процессе реабилитации для правонарушителей – животные могут быть использованы как для работы с несовершеннолетними, так и взрослыми преступниками. В ходе терапии клиенты, ухаживая за животными, приобретают новый социальный опыт и поведение, в последующем перенося его и в другие области жизни;

  • Помощь клиентам с низкой мотивацией – животные могут вдохновлять и мотивировать людей на совершение каких то действий, например, собаки влияют на увеличение количества прогулок, что положительно сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье человека;

  • Помощь людям с проблемами концентрации внимания и гиперактивности – животные в ходе взаимодействия с детьми, могут оказывать успокаивающий эффект – животное может удерживать внимание ребёнка, общение или просто наблюдение за животными, например рыбками, позволяет расслабиться, уменьшить беспокойство или снизить возбуждение и агрессию. В работе с детьми, которым был поставлен диагноз – синдром Дауна, животные могут позволить сфоркусировать внимание;

  • Помощь лицам с психическими заболеваниями – животные в случае их использовании при работе с больными страдающими различными психическими расстройствами показали высокие результаты, т.к. позволяют как снизить напряжении и побороть стрессовое состояние, так и привить различные важные социальные качества, необходимые для жизни в современном обществе: ответственность, дисциплинированность и умение самостоятельно принимать решения. Подобные эффекты затрагивают весь широкий спектр психических расстройств;

  • Помощь лицам с неизлечимыми заболеваниями – работа с данной категорией клиентов является сложной методологической проблемой [16], поэтому, использование животных позволяет более гладко протекать 5 стадиям, через которые проходят люди с неизлечимыми болезнями и их родственники, (отрицание, гнев, сделка, депрессия и принятие). Безоговорочное принятие животного помогает больным работать со своими чувствами, справиться со своими страхами, отчаянием и одиночеством, снижать уровень стресса [12];

  • Помощь лицам с ограниченными возможностями – работа с данной категорией клиентов довольно трудна, т.к. требует постоянного участия, например, в случае, когда слабовидящим или незрячим требуется помощь в сопровождении, в этом случае собака, проживающая вместе с ним может круглосуточно оказывать необходимую помощь. Другой важный психологический аспект, лица с ограниченными возможностями получают возможность заботиться о ком-то другом. Кроме того, по исследованию эффекта наличия собаки у слабослышащих, L.A. Hart, R.L. Zasloff и A.M.Benfatto [17] установили, что у респондентов возникает и сохраняется чувство безопасности, пониженное чувство одиночества и повышенное социальное взаимодействие [18-21];

  • Помощь в преодолении чувства одиночества, снижение социальной изоляции – данная работа (например, у детей чьи родители не уделяют должного внимания воспитанию; социально-изолированные люди с ограниченными возможностями или одиноко-проживающих пенсионеры [22]). Домашние животные дают клиенту ощущение “не быть в одиночестве”, а по данным некоторых исследований реально разрешать проблему одиночества. По данным исследований [12] животное способно снизить напряжение, связанное с одиночеством изолированных людей, может компенсировать и удовлетворить ежедневные потребности  в общении. В ходе исследования [23] удалось выяснить, что если вместе с ребёнком на инвалидном кресле будет собака, в исследовании это были обслуживающие собаки (service dogs), то к ним окружающие люди приближались гораздо чаще. Собаки создавали успешную обстановку для общения, снижая дискомфорт при общении, поскольку ребенка с ограничениями, имевшего собаку, окружающие рассматривали в большей степени как здорового.

При этом стоит отметить широкие возможности пет-терапии при работе с разновозрастными группами населения.

Анималотерапевтическое общество в Северной Альберте в своей работе использует три вида терапии с участием животных: посещение животными, деятельность с участием животных и терапия с участием животных. Деятельность с участием животных – это разновидность терапии занятостью. Клиентов вовлекают в уход за собаками, кроликами или другими животными. Пет-терапия имеет вполне определенные цели и задания, например, клиенту может быть предложено играть с собакой 15 минут в день.

В целях развития и распространения практики пет-терапии в Шотландии состоялось мероприятие по сбору средств и поиску добровольцев, готовых со своими домашними животными участвовать в программе по анималотерапии. В ходе реализации этой программы предусматривает участие кошек и собак в помощи различным категориям клиентов, улучшении качества их жизни. Они предоставляют стандартные команды, состоящие из владельца и его питомца для приютов, больниц, домов престарелых, школ и тюре.

Другая программа международного масштаба «Собаки-лекари» направляет собак на места катастроф, чтобы пострадавшие могли прижать их к себе или погладить, а также выбившиеся из сил спасатели. Добровольцы, в рамках этой программы, вместе со своими домашними животными посещают больницы, школы и приюты, хосписы.

Проблемы современной пет-терапии

Будучи прогрессивной технологией, пет-терапия требует существенных методологических и теоретических исследований, т.к. недостаточная разработанность может приводить не только к отсутствию положительной динамики, но и к негативным последствиям, как было отмечено Никольской А.В. в её работе “Эффективность ненаправленной анималотерапии для детей с различным и формами дизонтогенеза” [24].

В данной работе представлены результаты исследования эффективности ненаправленной анималотерапии в отношении 30 детей с различными формами дизонтогенеза. Показано, что в 26% случаев анималотерапия не только не оказала позитивного воздействия на ребенка, но, наоборот, ухудшила его эмоциональное состояние. Поднимается вопрос о выраженном методологическом дефиците, с которым сталкиваются специалисты в области анималотерапии, что ставит задачу по обучению специалистов социальной работы и психологов методике пет-терапии, для чего требуется не только разработка учебно-методического комплекса, но и наличие специалистов-тренеров, способных обучить данной технологии, как во время обучения в ВУЗе, так и в рамках программы дополнительного профессионального образования уже работающих специалистов.

Другой важнейший аспект, связанный с популяризацией пет-терапии – правовая формализация, так итальянские терапевты выступают за разработку нового законопроекта о регулировании деятельности специальной службы помощи, в работе которой задействуют животных, в основном собак [25]. Здесь уже существует несколько негосударственных госпиталей, где пациентам помогают собаки, кролики, кошки, лошади и даже дельфины. Животных используют как в ходе психотерапии, в том числе для пострадавших в результате несчастных случаев. Особенно эффективен этот метод при лечении пожилых людей. По мнению итальянских специалистов решение этой правовой проблемы позволит не только лучше координировать деятельность этих учреждений, но и выработке новых методологий терапии с привлечением животных, а так же благотворно скажется на научных исследованиях в области Пет-терапии.

Заключение

Можно сказать, что домашние животные и их образы, и даже издаваемые ими звуки, с давних пор оказывали социально-психологическую помощь человеку, в наше же время, когда подобную помощь оказывают различные специалисты: социальные работники, психологи, психотерапевты и другие представители помогающих профессий, всё чаще начинают обращаться за помощью животных для решения проблем своих клиентов. Подобный интерес объясняется высокой эффективностью и широтой круга решаемых проблем.

Терапия с использованием домашних животных, способствует нормализации состояния человека и оказывает благотворное влияние на человека в кризисном состоянии, успокаивает и расслабляет, снижает чувство одиночества, помогает в процессе социализации и формировании социальной коммуникации. Успех пет-терапии зависит от правильной организации всего курса, профессионализма специалиста, от используемого животного (качества его подготовки) и от личного отношения пациента к конкретному животному.

Организация пет-терапии с использованием собаки в качестве терапевта, по нашему мнению, является наиболее оптимальным вариантом. В отличие от многих других животных собак удобно и экономично содержать дома самим клиентам, или оборудовать специальные помещения для их проживания и обеспечить содержание при учреждении. Собаки могут, кроме терапевтической помощи, оказывать и иную помощь клиентам, например, сопровождая слабовидящих в качестве поводырей.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Липов А.Н. Biomusicа в поп-культуре: использование звуков животных в музыке «Beatles» // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/4512
  2. Татаровская И.Г. Мир животных в мифологическом сознании народов Тропической и Южной Африки // Вестник МГТУ. 2013. Том 2. №2. С. 383-388. URL: http://vestnik.mstu.edu.ru/v16_2_n52/383_388_tataro.pdf
  3. Шаронова Е.Г. Социальная реабилитация школьников при взаимодействии с природой // Педагогика. 2005. №6. С. 55-59. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1193750279&archive=1194448667&start_from=&ucat=&
  4. Ахметова П.А., Тауекелова А.Е., Асанова А.Ж. Природа-комплексная сила развития неограниченных возможностей “Ограниченных” // Образование: Традиции и инновации. Материалы V международной научно-практической конференции / Ответственный редактор Уварина Н.В. Прага, 2014. С. 58-65.
  5. Калашников Е.А. Об опыте применения иппотерапии в доме-интернате для инвалидов и престарелых // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы научно-практической конференции молодых учёных с международным участием. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ. 2012. С. 408-409.
  6. Бугаева Е.И. Дельфинотерапия в коррекционно-реабилитационной деятельности с детьми // Сборник работ 69-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 14-17 мая 2012 г., Минск. В 3 ч. Ч. 2. Минск, 2013. С. 5-9.
  7. Кожина А.М., Черкасова А.А, Канистерапия в системе реабилитации тревожных и депрессивных расстройств у подростков // Модель психосоциальной реабилитации детей с различными психическими и поведенческими расстройствами : I Международная конференция, Харьков, 7-8 ноября 2013 г. / Национальная Лига психотерапии, психосоматики и медицинской психологии Украины и др. Харьков, 2013. С. 79-81.
  8. Антошина Г.В. Анималотерапевтическая программа “Хвостатый лекарь” // Новые исследования. 2010. №24. С. 38-59. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/animaloterapevticheskaya-programma-hvostatyy-lekar
  9. Хусяинов Т.М., Костригин А.А. Методология и теория онлайн-консультирования // Психология и Психотехника. 2014. № 9. С.996-1002. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12713
  10. Barker S., Dawson K. The Effects of Animal-Assisted Therapy on Anxiety Ratings of Hospitalized Psychiatric Patients // Psychiatric Services, Vol. 49 No. 6. pp. 797-801. DOI: 10.1176/ps.49.6.797
  11. Sawicki S. DR Pet // Animals. 2002. Vol. 135. №2. P. 21-24.
  12. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе//Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной работы.2008, Вып. 1, Т. 9. С. 45-50
  13. Смолова Л. В. Социальные аспекты психологии взаимодействия с животными//Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития. Материалы четвертой Международной научно-практической конференции (Новомосковск, 26-27 сентября 2008 г.) в 2-х частях. – Новомосковск: НФ УРАОБ, 2008. Часть 2. С. 64-65.
  14. Липов А.Н. Дебора Л. Уэллс Домашние собаки и здоровье человека: обзор. // Британский журнал психологии здоровья 2007. № 12. С. 145-156 // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/5639
  15. Бугаева Е.И. Использование пет-терапии в работе с людьми периода ранней взрослости // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 3. Минск: БГУ, 2011. – С. 10-12.
  16. Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Психологическое сопровождение неизлечимо больных в хосписе как социально-гуманитарная практика современности // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6395
  17. Hart L.A., Zasloff R.L., Benfatto A.M. The socializing role of hearing dogs // Applied Animal Behavior Science, 1996. №47. pp. 1-5
  18. Попова О.В., Постнова П.В., Усминова А.П., Грязных С.Н., Барсукова М.А. Современные педагогические технологии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития // Theoretical and practical questions of special pedagogics heoretical and practical questions of special pedagogics and psychology nd psychology : materials of the II international scienti materials of the II international scientific confer-c conference on June 3–4, 2014. – Prague : V nce on June 3–4, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum decko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – С. 72-80. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2014/k-06_03_14.pdf#page=72
  19. Ахметова П.А., Тауекелова А.Е., Асанова А.Ж. Природа-комплексная сила развития неограниченных возможностей “Ограниченных” // Образование: Традиции и инновации. Материалы V международной научно-практической конференции / Ответственный редактор Уварина Н.В. Прага, 2014. С. 58-65.
  20. Цветкова М. В. Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах // Молодой ученый. 2013. №4. С. 623-625. URL: http://www.moluch.ru/archive/51/6575/
  21. Цветкова М. В. Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа // Молодой ученый. 2013. №6. С. 746-747. URL: http://www.moluch.ru/archive/53/7247/
  22. Гизатуллина А.Г. Одиночество пожилых: социально-психологические аспекты // Психология и Психотехника. 2012. №8. C. 37-43. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=21438
  23. Mader B., Hart L.A., Bergin B. Social acknowledgements for children with disabilities: Effects of service dogs //Child Development. 1989. №60. pp. 1528-1534.
  24. Никольская А.В. Эффективность ненаправленной анималотерапии для детей с различным и формами дизонтогенеза // Психология и Психотехника. 2012. № 8. С. 87-99.
  25. Наиболее популярный “терапевт” в Италии-собака // Вести.ru. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=11691
  26. Костригин А.А. Личность психолога-консультанта: теоретико-эмпирическая модель ключевых компетенций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №1-2. С. 445-451.
  27. Никольская А.В. Социально-психологические аспекты межвидового взаимодействия. // Психология и Психотехника.-2012. № 7. C. 48-54.
  28. Никольская А.В. Социально-психологическое исследование межвидового этологического взаимодействия человека и собаки в условиях городской семьи // Автореф. канд. псих. наук. М. 2008. 21 с. URL: http://www.guu.ru/files/referate/nikol'skay.pd


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тимур Хусяинов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация