Введение
Современный мир уже нельзя представить без животных каждый день окружающих людей, встречающих дома своих хозяев после рабочего дня, дающих молоко и другую селько-хозяйственную продукцию на фермах, населяющих городские парки и пруды, живущих в зоопарках и океанариумах. Человек ежедневно взаимодействует с животными, потребляет продукты животного происхождения, видит их образы и слушает музыку, с использованием звуков природы, например Biomusica в творчестве популярных групп “The Beatles” и “Pink Floyd” [1].
Еще в первобытные времена обращение к образу животного, помогало людям снять психическое напряжение, подавить чувство беспомощности, страха, дать уверенность и успокоение, а так же найти ресурсы в самом себе. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых, кто оказывал социально-психологическую помощь человеку.
Кроме того, у многих народов мира ещё в древности была выделена отдельная группа животных – священные животные, которым приписывают связь с отдельным человеком или родом. Африканцы, как и другие народы мира, использовали племенные группы животных в качестве символа. У некоторых африканских народов до сих пор существует термин “сибоко”, который обозначает священное животное, окруженное строгой табуизацией. Таких животных запрещается убивать и есть, а также принято избегать соприкосновения с ними. Для квена (Ботсвана) это был крокодил, для пути – маленькая голубая антилопа, для таунг (ЮАР) – львы [2, C. 384]. И хотя у некоторых народов, например, у африканского племени леле (ДРК) домашние животные, т.е. живущие среди людей, считаются “нечистыми”, т.е. вызывающими отвращение, некоторые из них, например собаки активно используются в охоте, а некоторые виды сельскохозяйственных животных выполняют роль денежных единиц при совершении социально-экономических сделок, а у племени лоу (Кения, Танзания) большое значение имеет цвет птицы, так птица белого цвета очень ценится и считается хранительницей домашнего очага [2, C. 387].
Социальная реабилитация с помощью животных, как диких, так и домашних часто считается нетрадиционным методом, но знакома она людям еще с давних времен. В еще только формирующемся первобытном обществе, вера в могущество животного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и являлась одним из источников благополучия и душевного покоя, амулеты с изображениями животных использовали как символ покровительства и удачи – все это можно назвать прообразами анималотерапевтических приемов.
В современной педагогической литературе отмечается, что взаимодействие с природой обладает большим медико-психологическим, социально-психологическим и психолого-педагогическим потенциалом для социальной реабилитации личности [3-4]. Наиболее продуктивное взаимодействие с природой проявляется среди людей, подвергшихся тому или иному виду депривации.
Можно отметить большую роль анималотерапии в социальной адаптации детей с дефектами развития и отклонениями в поведении, которая дает хорошие результаты при работе с клиентами, больными ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, шизофренией и т.д. [3].
Взаимодействие человека и животного
Общение и взаимодействие человека с животными оказывает сильное воздействие на его эмоциональное состояние и поведение. В отечественной и зарубежной психологии, медицине, социальной работе всё больше внимания начинает уделяться использованию животных в терапии для достижения необходимых психолого-социальных изменений у личности.
При проведении терапии в современной медицине, психологии, социальной работе нередко используют различных животных: лощадей – иппотерапия [5], дельфинов – дельфинотерапия [6], собак – канистерапия [7] или кошек – фелинотерапия [8].
На данный момент анимал-терапия воспринимается как активная или вспомогательная технология проведения терапии. Особое место при её проведении имеет группа домашних животных, которые выделены в зарубежной литературе в особое направление: Пет-терапия.
Данная группа животных имеет существенное преимущество по сравнению с использованием диких (например, дельфинов) или сельскохозяйственных (например, лошадей) животных, т.к. их содержание существенно дешевле и не требует создания особых условий (например, построение бассейна для дельфинов или содержание конюшень), что в условиях современной экономической обстановки и ограниченности финансированию социальной системы особенно актуально, к тому же у клиентов есть возможность завести у себя дома то животное, которое может им помочь в случае кризиса, а взаимодействие с психологом или социальным работником может происходить в формате онлайн-консультирования [9].
Широкое распространение пет-терапия нашла в западных странах, где регулярно проводится большое количество самых разнообразных научных исследований с участием владельцев домашних животных, в которых у учёных есть возможность выяснить то, каким образом домашнее животное может оказать влияние на человека, его социальные и психологические функции, а также отношение к нему в обществе.
Sandra B. Barker и Kathryn S. Dawson [10] из медицинского факультета в Университете Вирджинии провели исследование влияния собак-терапевтов на уровень тревожности у госпитализированных психиатрических больных. В 1998 г. исследование охватило 230 человек, которые имели самый широкий круг диагнозов, включая такие серьёзные расстроства, как депрессия, раздвоение личности и шизофрения. Почти у всех пациентов было отмечено значительное снижение уровня тревожности благодаря животным-терапевтам, исключение составили пациенты с сильно выраженными степенями зависимости, что было объяснено абстинентным синдромом [11].
Основные категории проблем, решаемых методом пет-терапии
Проведение терапии с использованием животных показала свою эффективность в работе с широким диапазоном социальных и психологических проблем. В настоящее время исследователи [12-15] выделяют следующие направления ее использования в работе с клиентами:
-
Помощь в нормализации состояния человека в кризисной ситуации – человек оказываясь в стрессовой ситуации, например в связи с потерей близких испытывает недостаток в социальной и психологической поддержке. Животные обладают уникальной способностью нормализовать, даже сложную стрессовую ситуацию. При взаимодействии с человеком они могут ненавязчиво поддержать, а в некоторых случаях является единственным существом способным действительно эффективно оказать подобную помощь;
-
Помощь в процессе социализации и улучшения социального взаимодействия – животные стимулируют человека к общению и часто их присутствие может быть поводом для начала беседы, облегчают взаимодействие с незнакомыми людьми, пробудить интерес у собеседника, помогают установить доверие;
-
Помощь в процессе реабилитации для правонарушителей – животные могут быть использованы как для работы с несовершеннолетними, так и взрослыми преступниками. В ходе терапии клиенты, ухаживая за животными, приобретают новый социальный опыт и поведение, в последующем перенося его и в другие области жизни;
-
Помощь клиентам с низкой мотивацией – животные могут вдохновлять и мотивировать людей на совершение каких то действий, например, собаки влияют на увеличение количества прогулок, что положительно сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье человека;
-
Помощь людям с проблемами концентрации внимания и гиперактивности – животные в ходе взаимодействия с детьми, могут оказывать успокаивающий эффект – животное может удерживать внимание ребёнка, общение или просто наблюдение за животными, например рыбками, позволяет расслабиться, уменьшить беспокойство или снизить возбуждение и агрессию. В работе с детьми, которым был поставлен диагноз – синдром Дауна, животные могут позволить сфоркусировать внимание;
-
Помощь лицам с психическими заболеваниями – животные в случае их использовании при работе с больными страдающими различными психическими расстройствами показали высокие результаты, т.к. позволяют как снизить напряжении и побороть стрессовое состояние, так и привить различные важные социальные качества, необходимые для жизни в современном обществе: ответственность, дисциплинированность и умение самостоятельно принимать решения. Подобные эффекты затрагивают весь широкий спектр психических расстройств;
-
Помощь лицам с неизлечимыми заболеваниями – работа с данной категорией клиентов является сложной методологической проблемой [16], поэтому, использование животных позволяет более гладко протекать 5 стадиям, через которые проходят люди с неизлечимыми болезнями и их родственники, (отрицание, гнев, сделка, депрессия и принятие). Безоговорочное принятие животного помогает больным работать со своими чувствами, справиться со своими страхами, отчаянием и одиночеством, снижать уровень стресса [12];
-
Помощь лицам с ограниченными возможностями – работа с данной категорией клиентов довольно трудна, т.к. требует постоянного участия, например, в случае, когда слабовидящим или незрячим требуется помощь в сопровождении, в этом случае собака, проживающая вместе с ним может круглосуточно оказывать необходимую помощь. Другой важный психологический аспект, лица с ограниченными возможностями получают возможность заботиться о ком-то другом. Кроме того, по исследованию эффекта наличия собаки у слабослышащих, L.A. Hart, R.L. Zasloff и A.M.Benfatto [17] установили, что у респондентов возникает и сохраняется чувство безопасности, пониженное чувство одиночества и повышенное социальное взаимодействие [18-21];
-
Помощь в преодолении чувства одиночества, снижение социальной изоляции – данная работа (например, у детей чьи родители не уделяют должного внимания воспитанию; социально-изолированные люди с ограниченными возможностями или одиноко-проживающих пенсионеры [22]). Домашние животные дают клиенту ощущение “не быть в одиночестве”, а по данным некоторых исследований реально разрешать проблему одиночества. По данным исследований [12] животное способно снизить напряжение, связанное с одиночеством изолированных людей, может компенсировать и удовлетворить ежедневные потребности в общении. В ходе исследования [23] удалось выяснить, что если вместе с ребёнком на инвалидном кресле будет собака, в исследовании это были обслуживающие собаки (service dogs), то к ним окружающие люди приближались гораздо чаще. Собаки создавали успешную обстановку для общения, снижая дискомфорт при общении, поскольку ребенка с ограничениями, имевшего собаку, окружающие рассматривали в большей степени как здорового.
При этом стоит отметить широкие возможности пет-терапии при работе с разновозрастными группами населения.
Анималотерапевтическое общество в Северной Альберте в своей работе использует три вида терапии с участием животных: посещение животными, деятельность с участием животных и терапия с участием животных. Деятельность с участием животных – это разновидность терапии занятостью. Клиентов вовлекают в уход за собаками, кроликами или другими животными. Пет-терапия имеет вполне определенные цели и задания, например, клиенту может быть предложено играть с собакой 15 минут в день.
В целях развития и распространения практики пет-терапии в Шотландии состоялось мероприятие по сбору средств и поиску добровольцев, готовых со своими домашними животными участвовать в программе по анималотерапии. В ходе реализации этой программы предусматривает участие кошек и собак в помощи различным категориям клиентов, улучшении качества их жизни. Они предоставляют стандартные команды, состоящие из владельца и его питомца для приютов, больниц, домов престарелых, школ и тюре.
Другая программа международного масштаба «Собаки-лекари» направляет собак на места катастроф, чтобы пострадавшие могли прижать их к себе или погладить, а также выбившиеся из сил спасатели. Добровольцы, в рамках этой программы, вместе со своими домашними животными посещают больницы, школы и приюты, хосписы.
Проблемы современной пет-терапии
Будучи прогрессивной технологией, пет-терапия требует существенных методологических и теоретических исследований, т.к. недостаточная разработанность может приводить не только к отсутствию положительной динамики, но и к негативным последствиям, как было отмечено Никольской А.В. в её работе “Эффективность ненаправленной анималотерапии для детей с различным и формами дизонтогенеза” [24].
В данной работе представлены результаты исследования эффективности ненаправленной анималотерапии в отношении 30 детей с различными формами дизонтогенеза. Показано, что в 26% случаев анималотерапия не только не оказала позитивного воздействия на ребенка, но, наоборот, ухудшила его эмоциональное состояние. Поднимается вопрос о выраженном методологическом дефиците, с которым сталкиваются специалисты в области анималотерапии, что ставит задачу по обучению специалистов социальной работы и психологов методике пет-терапии, для чего требуется не только разработка учебно-методического комплекса, но и наличие специалистов-тренеров, способных обучить данной технологии, как во время обучения в ВУЗе, так и в рамках программы дополнительного профессионального образования уже работающих специалистов.
Другой важнейший аспект, связанный с популяризацией пет-терапии – правовая формализация, так итальянские терапевты выступают за разработку нового законопроекта о регулировании деятельности специальной службы помощи, в работе которой задействуют животных, в основном собак [25]. Здесь уже существует несколько негосударственных госпиталей, где пациентам помогают собаки, кролики, кошки, лошади и даже дельфины. Животных используют как в ходе психотерапии, в том числе для пострадавших в результате несчастных случаев. Особенно эффективен этот метод при лечении пожилых людей. По мнению итальянских специалистов решение этой правовой проблемы позволит не только лучше координировать деятельность этих учреждений, но и выработке новых методологий терапии с привлечением животных, а так же благотворно скажется на научных исследованиях в области Пет-терапии.
Заключение
Можно сказать, что домашние животные и их образы, и даже издаваемые ими звуки, с давних пор оказывали социально-психологическую помощь человеку, в наше же время, когда подобную помощь оказывают различные специалисты: социальные работники, психологи, психотерапевты и другие представители помогающих профессий, всё чаще начинают обращаться за помощью животных для решения проблем своих клиентов. Подобный интерес объясняется высокой эффективностью и широтой круга решаемых проблем.
Терапия с использованием домашних животных, способствует нормализации состояния человека и оказывает благотворное влияние на человека в кризисном состоянии, успокаивает и расслабляет, снижает чувство одиночества, помогает в процессе социализации и формировании социальной коммуникации. Успех пет-терапии зависит от правильной организации всего курса, профессионализма специалиста, от используемого животного (качества его подготовки) и от личного отношения пациента к конкретному животному.
Организация пет-терапии с использованием собаки в качестве терапевта, по нашему мнению, является наиболее оптимальным вариантом. В отличие от многих других животных собак удобно и экономично содержать дома самим клиентам, или оборудовать специальные помещения для их проживания и обеспечить содержание при учреждении. Собаки могут, кроме терапевтической помощи, оказывать и иную помощь клиентам, например, сопровождая слабовидящих в качестве поводырей.
Библиографический список
- Липов А.Н. Biomusicа в поп-культуре: использование звуков животных в музыке «Beatles» // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/4512
- Татаровская И.Г. Мир животных в мифологическом сознании народов Тропической и Южной Африки // Вестник МГТУ. 2013. Том 2. №2. С. 383-388. URL: http://vestnik.mstu.edu.ru/v16_2_n52/383_388_tataro.pdf
- Шаронова Е.Г. Социальная реабилитация школьников при взаимодействии с природой // Педагогика. 2005. №6. С. 55-59. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1193750279&archive=1194448667&start_from=&ucat=&
- Ахметова П.А., Тауекелова А.Е., Асанова А.Ж. Природа-комплексная сила развития неограниченных возможностей “Ограниченных” // Образование: Традиции и инновации. Материалы V международной научно-практической конференции / Ответственный редактор Уварина Н.В. Прага, 2014. С. 58-65.
- Калашников Е.А. Об опыте применения иппотерапии в доме-интернате для инвалидов и престарелых // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы научно-практической конференции молодых учёных с международным участием. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ. 2012. С. 408-409.
- Бугаева Е.И. Дельфинотерапия в коррекционно-реабилитационной деятельности с детьми // Сборник работ 69-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 14-17 мая 2012 г., Минск. В 3 ч. Ч. 2. Минск, 2013. С. 5-9.
- Кожина А.М., Черкасова А.А, Канистерапия в системе реабилитации тревожных и депрессивных расстройств у подростков // Модель психосоциальной реабилитации детей с различными психическими и поведенческими расстройствами : I Международная конференция, Харьков, 7-8 ноября 2013 г. / Национальная Лига психотерапии, психосоматики и медицинской психологии Украины и др. Харьков, 2013. С. 79-81.
- Антошина Г.В. Анималотерапевтическая программа “Хвостатый лекарь” // Новые исследования. 2010. №24. С. 38-59. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/animaloterapevticheskaya-programma-hvostatyy-lekar
- Хусяинов Т.М., Костригин А.А. Методология и теория онлайн-консультирования // Психология и Психотехника. 2014. № 9. С.996-1002. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12713
- Barker S., Dawson K. The Effects of Animal-Assisted Therapy on Anxiety Ratings of Hospitalized Psychiatric Patients // Psychiatric Services, Vol. 49 No. 6. pp. 797-801. DOI: 10.1176/ps.49.6.797
- Sawicki S. DR Pet // Animals. 2002. Vol. 135. №2. P. 21-24.
- Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе//Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной работы.2008, Вып. 1, Т. 9. С. 45-50
- Смолова Л. В. Социальные аспекты психологии взаимодействия с животными//Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития. Материалы четвертой Международной научно-практической конференции (Новомосковск, 26-27 сентября 2008 г.) в 2-х частях. – Новомосковск: НФ УРАОБ, 2008. Часть 2. С. 64-65.
- Липов А.Н. Дебора Л. Уэллс Домашние собаки и здоровье человека: обзор. // Британский журнал психологии здоровья 2007. № 12. С. 145-156 // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/5639
- Бугаева Е.И. Использование пет-терапии в работе с людьми периода ранней взрослости // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 3. Минск: БГУ, 2011. – С. 10-12.
- Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Психологическое сопровождение неизлечимо больных в хосписе как социально-гуманитарная практика современности // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6395
- Hart L.A., Zasloff R.L., Benfatto A.M. The socializing role of hearing dogs // Applied Animal Behavior Science, 1996. №47. pp. 1-5
- Попова О.В., Постнова П.В., Усминова А.П., Грязных С.Н., Барсукова М.А. Современные педагогические технологии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития // Theoretical and practical questions of special pedagogics heoretical and practical questions of special pedagogics and psychology nd psychology : materials of the II international scienti materials of the II international scientific confer-c conference on June 3–4, 2014. – Prague : V nce on June 3–4, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum decko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – С. 72-80. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2014/k-06_03_14.pdf#page=72
- Ахметова П.А., Тауекелова А.Е., Асанова А.Ж. Природа-комплексная сила развития неограниченных возможностей “Ограниченных” // Образование: Традиции и инновации. Материалы V международной научно-практической конференции / Ответственный редактор Уварина Н.В. Прага, 2014. С. 58-65.
- Цветкова М. В. Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах // Молодой ученый. 2013. №4. С. 623-625. URL: http://www.moluch.ru/archive/51/6575/
- Цветкова М. В. Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа // Молодой ученый. 2013. №6. С. 746-747. URL: http://www.moluch.ru/archive/53/7247/
- Гизатуллина А.Г. Одиночество пожилых: социально-психологические аспекты // Психология и Психотехника. 2012. №8. C. 37-43. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=21438
- Mader B., Hart L.A., Bergin B. Social acknowledgements for children with disabilities: Effects of service dogs //Child Development. 1989. №60. pp. 1528-1534.
- Никольская А.В. Эффективность ненаправленной анималотерапии для детей с различным и формами дизонтогенеза // Психология и Психотехника. 2012. № 8. С. 87-99.
- Наиболее популярный “терапевт” в Италии-собака // Вести.ru. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=11691
- Костригин А.А. Личность психолога-консультанта: теоретико-эмпирическая модель ключевых компетенций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №1-2. С. 445-451.
- Никольская А.В. Социально-психологические аспекты межвидового взаимодействия. // Психология и Психотехника.-2012. № 7. C. 48-54.
- Никольская А.В. Социально-психологическое исследование межвидового этологического взаимодействия человека и собаки в условиях городской семьи // Автореф. канд. псих. наук. М. 2008. 21 с. URL: http://www.guu.ru/files/referate/nikol'skay.pd
Количество просмотров публикации: Please wait