Особенности построения педагогического взаимодействия в современной культуре и образовании можно отследить по совокупности идеальных и материальных педагогических средств, появляющихся в современном воспитательно-образовательном пространстве. Качество выбора педагогических средств, определяющих в перспективе постановку и решение задач современного образования, зависит от классической формы материального обеспечения и сформированных мотивов получения образования.
Культура самостоятельной работы личности в модели научно-педагогического исследования – сложный объект. Качество формирования культуры самостоятельной работы обучающегося определяется качеством постановки и решения задач развития личности. Выделяемые уровни сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося и педагога, представляют собой иерархию уровневых достижений, особенности и возможности которых обеспечиваются за счет качественного осмысления проблем и способов их решения в структуре ведущей деятельности, общении, хобби и досуге.
Научное исследование в педагогике [1-2] в выделении различных методологических подходов позволяет уточнять и детализировать педагогические процессы, предопределяющие, в конечном счете, качество образования и результативность профессионального труда. Социально-педагогическая направленность профессионально-педагогического знания [3-4] системно предопределяет возможность продуктивного поиска оптимальных условий формирования личности, а модель формирования культуры самостоятельной работы [5-9] обеспечивает своевременное развитие всех востребованных возможностей личности в поле профессиональных отношений.
Ресурсы продуктивного поиска оптимальных возможностей развития личности определяются в двух плоскостях – адаптивной и акмеверифицированной практике решения задач развития [10]. Адаптивная форма представления данных определяется специальными потребностями в образовании, акмеверифицированная – сложившимися условиями развития общества и личности.
Адаптивное знание [11] как ресурс гуманизации образования позволяет в структуре традиционного обучения и программно-педагогического обеспечения [2-3, 12-19] создавать и реализовывать условия для продуктивного становления будущего педагога в системе высшего профессионально-педагогического образования. Воспроизводимость качественного решения задач развития личности будущего педагога описана в работах [19-34].
Условия продуктивного становления будущего педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы определяются механизмами самоутверждения и самоактуализации (саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самосохранения). Качества, формируемые в структуре подготовки будущих педагогов, отражаются в совокупности заявленных стандартом компетенций. Специфика определения визуальных компонентов сформированности компетенций отражается в структуре «знать», «уметь», «владеть», а продукты деятельности (самостоятельной работы) являются доказательством эффективности качества формирования компетенций и способов, условий и тактики модификации социально-профессионального опыта.
Культура самостоятельной работы личности в продуктивном становлении педагога определяет в уровневой модели способность личности решать тот или иной пласт профессионально-педагогических проблем.
Выделим совокупность педагогических условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося в системе непрерывного профессионального образования:
- Готовность личности определять и решать задачи развития личности в модели современного образования.
- Расширение сознания личности обучающегося в структуре формирования культуры самостоятельной работы за счет поэтапного овладения совокупностью общеучебных и универсальных компетенций.
- Научная постановка проблемы объективности, субъектности и субъективности профессионально-педагогической практики решения задач развития личности обучающегося.
- Полисистемная, мультикультурная система верификации определения и решения противоречий развития обучающегося «хочу – могу – надо – есть».
- Учет особенностей развития личности и общества в микро-, мезо-, макро- и мегадетерминантах.
- Практика поиска оптимальных решений развития личности и системы образования в модели нормального распределения способностей, здоровья.
- Определение основ педагогической аксиологии и праксиологии в детализации возможностей профессионально-педагогической деятельности и общения.
- Включение методов педагогического моделирования и педагогического проектирования в систему определения и решения профессиональных задач и профессионально-трудовых функций педагога.
- Формирование потребности в саморазвитии, самообразовании, самосовершенствовании, самоутверждении, самореализации, позитивном социальном контакте с микро-, мезо-, макрогруппами.
- Формирование потребности в комфорте и достатке педагогических средств, определяющих качество и специфику решений выделенных противоречий.
- Создание определяющих механизмов выбора для позитивных чувств и релаксации организма.
- Определение единства всех звеньев цепи и видов развития личности базовым условием качественного формирования культуры самостоятельной работы личности в модели адаптивного и акмеверифицированного знания.
- Формирование основ здорового образа жизни и потребности в двигательной активности, интеллектуальном совершенствовании и духовном росте.
- Формирование готовности будущего педагога решать объективные задачи развития личности в модели адаптивной и акмеверифицированной практике развития личности.
- Развитие системы контроля и самоконтроля личности в продуктивных формах самоутверждения и самопрезентации.
- Определение возможности перехода из одного направления социализации и самореализации личности обучающегося в другое в модели поиска оптимальных условий жизнедеятельности.
- Воспитание чувств и качеств в системе полисубъектных связей и основ социального развития личности и коллектива, определяющие в единстве три составных развития личности «я-гражданин», «я-семьянин», «я-труженик».
- Формирование потребности в высоких достижениях и признании продуктов деятельности личности саморазвивающейся, самосовершенствовающейся, продуцирующей.
- Определение условий для развития и саморазвития в поликультурном образовательном пространстве в системе непрерывного профессионального образования.
- Верификация и модификация акметраектории становления личности обучающегося в иерархии формируемых компетенций и уровней сформированности культуры самостоятельной работы личности.
Выделенные педагогические условия продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося в системе непрерывного профессионального образования определяют продукты развития личности, а том числе и продукты программно-педагогического обеспечения целостного педагогического процесса, в ресурсах которого была разработана технология системно-педагогического моделирования, особенности которой продуктивно отразились на качестве научно-педагогических работ педагогов [1-34], включенных в поиск оптимальных условий развития и самоутверждения, самореализации и социализации.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования //Вестник КемГУ.2015. №4-2. С.91-95.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Барков Г.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности использования средств саморазвития личности в модели профессиональной подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13151
- Бойкова И.В., Ильин А.А., Шварцкопф Е.Ю. Продуктивное самовыражение и самореализация личности в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13171
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
- Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Свинаренко В.Г., Михалев И.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности реализации идеи гуманизма в структуре прохождения производственной практики педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6114