Часто встречается утверждение о том, что ответственность – это тяжкий груз, и многие люди пытаются его избежать. Как правило, человек отвечает лишь за то, что входит в круг его интересов и потребностей, но есть и те люди, ответственность которых выходит за пределы их желаний. Следует согласиться с утверждением о том, что чем больше человек силен и развит, тем больше он может, готов и хочет принимать серьёзную ответственность.
Ответственность представляет собой бремя, несение которого требует навыков и готовности. Формирование чувства социальной ответственности у молодого поколения – важная психолого-педагогическая проблема современности.
По мнению О.В. Мухлыниной, социальная ответственность представляет собой определённое внутреннее отношение личности к явлениям и событиям, которые происходят в обществе [3].
И.Е. Максимова считает, что социальная ответственность по своей сущности – это интегративное личностное качество, которое детерминирует активность субъекта на основе свободного выбора в самостоятельном, инициативном социальном поведении. Социальная ответственность ориентирована на выполнение индивидом определенных обязательств перед обществом, которые основаны на требованиях [2].
В свою очередь, А.А. Корнев отмечает, что социальная ответственность – это качество личности, которое ориентировано формирование и развитие способности отвечать за свои действия и поступки перед самим собой, обществом и государством [1].
Таким образом, социальная ответственность – это достаточно широкое понятие, которое можно сравнить с такими сложными и комплексными понятиями, как равенство, справедливость и закон. Социальная ответственность представляет собой приобретаемое человеком в процессе жизнедеятельности личностное качество, которое выражается в способности анализа последствий своих действий для других людей, социума, государства, оценке своих и чужих действий посредством различных инструментов.
Многие исследователи считают, что социальная ответственность представляет собой способность индивида выполнять свой долг, где предметом ответственности может быть как личность, так и коллективное или большая социальная общность. Социальная ответственность по своей сущности не имеет материального содержания.
Следует отметить, что дети в силу своей природной активности стремятся к самореализации в обществе. Отсутствие возможности успешной самореализации в обществе часто толкает детей к тому, что они начинают искать самореализацию в асоциальных явлениях.
Особенно остро проблема воспитания социальной ответственности стоит перед современной школой.
Необходимо заметить, что в процессе воспитания социальной ответственности учащихся необходимо научить детей понимать себя и других людей, искать смысл своего существования, планировать жизнь и понимать важность двух важнейших событий: рождения и смерти.
Педагогической целью формирования социальной ответственности является развитие социальности воспитанника, то есть его способности быть субъектом общественных отношений, реализовать свою индивидуальность в реальных условиях.
Воспитание социальной ответственности учащихся необходимо для того, чтобы способствовать формированию у них жизненного оптимизма, понимания учащимися ценности жизни других людей, их интересов и потребностей, нетерпимости к действиям и влияниям, которые представляют угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, навыков противодействия данным действиям и влияниям.
Таким образом, социальная ответственность – это достаточно сложное комплексное понятие, требующее дополнительной трактовки и изучения. Воспитание социальной ответственности учащихся ложится на плечи общеобразовательной организации и представляет собой важную проблему современности. В качестве вывода можно отметить, что социальная ответственность учащихся проявляется в следующем:
- готовность и способность отвечать за свои действия и поступки перед самим собою, другими людьми, обществом, государством;
- выполнение собственных обещаний, данных другим людям;
- добросовестное исполнение учебных обязанностей, правил поведения в обществе (в частности, в школе);
- принесение пользы обществу посредством трудовой деятельности;
- следование нормам права и морали;
- осознание глобальных мировых проблем и стремление в меру своих возможностей и способностей помогать их в их разрешении.
Библиографический список
- Корнев А.А. Воспитание ответственности у студентов вуза в объединениях спортивной направленности: автореф. дис. канд. пед. наук / А.А. Корнев. – Кострома, 2014. – 23 с.
- Максимова И.Е. Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей: автореф. дис. канд. пед. наук /И.Е. Максимова. – Самара, 2013.
- Мухлынина, О.В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста: автореф. дис. канд. психол. наук / О.В. Мухлынина. – Екатеринбург, 2017. – 155 с.
Количество просмотров публикации: Please wait