УДК 371.4.017

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В статье анализируется проблема воспитания социальной ответственности у учащихся школы. Авторы статьи характеризуют значение ответственности для жизни человека как отдельного индивида, анализируют определения понятия социальной ответственности, выделяют компоненты социальной ответственности учащихся.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С. Воспитание социальной ответственности у учащихся // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/43718 (дата обращения: 05.10.2021).

Часто встречается утверждение о том, что ответственность – это тяжкий груз, и многие люди пытаются его избежать. Как правило, человек отвечает лишь за то, что входит в круг его интересов и потребностей, но есть и те люди, ответственность которых выходит за пределы их желаний. Следует согласиться с утверждением о том, что чем больше человек силен и развит, тем больше он может, готов и хочет принимать серьёзную ответственность.

Ответственность представляет собой бремя, несение которого требует навыков и готовности. Формирование чувства социальной ответственности у молодого поколения – важная психолого-педагогическая проблема современности.

По мнению О.В. Мухлыниной, социальная ответственность представляет собой определённое внутреннее отношение личности к явлениям и событиям, которые происходят в обществе [3].

И.Е. Максимова считает, что социальная ответственность по своей сущности – это интегративное личностное качество, которое детерминирует активность субъекта на основе свободного выбора в самостоятельном, инициативном социальном поведении. Социальная ответственность ориентирована на выполнение индивидом определенных обязательств перед обществом, которые основаны на требованиях [2].

В свою очередь, А.А. Корнев отмечает, что социальная ответственность – это качество личности, которое ориентировано формирование и развитие способности отвечать за свои действия и поступки перед самим собой, обществом и государством [1].

Таким образом, социальная ответственность – это достаточно широкое понятие, которое можно сравнить с такими сложными и комплексными понятиями, как равенство, справедливость и закон. Социальная ответственность представляет собой приобретаемое человеком в процессе жизнедеятельности личностное качество, которое выражается в способности анализа последствий своих действий для других людей, социума, государства, оценке своих и чужих действий посредством различных инструментов.

Многие исследователи считают, что социальная ответственность представляет собой способность индивида выполнять свой долг, где предметом ответственности может быть как личность, так и коллективное или большая социальная общность. Социальная ответственность по своей сущности не имеет материального содержания.

Следует отметить, что дети в силу своей природной активности стремятся к самореализации в обществе. Отсутствие возможности успешной самореализации в обществе часто толкает детей к тому, что они начинают искать самореализацию в асоциальных явлениях.

Особенно остро проблема воспитания социальной ответственности стоит перед современной школой.

Необходимо заметить, что в процессе воспитания социальной ответственности учащихся необходимо научить детей понимать себя и других людей, искать смысл своего существования, планировать жизнь и понимать важность двух важнейших событий: рождения и смерти.

Педагогической целью формирования социальной ответственности является развитие социальности воспитанника, то есть его способности быть субъектом общественных отношений, реализовать свою индивидуальность в реальных условиях.

Воспитание социальной ответственности учащихся необходимо для того, чтобы способствовать формированию у них жизненного оптимизма, понимания учащимися ценности жизни других людей, их интересов и потребностей, нетерпимости к действиям и влияниям, которые представляют угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, навыков противодействия данным действиям и влияниям.

Таким образом, социальная ответственность – это достаточно сложное комплексное понятие, требующее дополнительной трактовки и изучения. Воспитание социальной ответственности учащихся ложится на плечи общеобразовательной организации и представляет собой важную проблему современности. В качестве вывода можно отметить, что социальная ответственность учащихся проявляется в следующем:

-                   готовность и способность отвечать за свои действия и поступки перед самим собою, другими людьми, обществом, государством;

-                   выполнение собственных обещаний, данных другим людям;

-                   добросовестное исполнение учебных обязанностей, правил поведения в обществе (в частности, в школе);

-                   принесение пользы обществу посредством трудовой деятельности;

-                   следование нормам права и морали;

-                   осознание глобальных мировых проблем и стремление в меру своих возможностей и способностей помогать их в их разрешении.


Библиографический список
  1. Корнев А.А. Воспитание ответственности у студентов вуза в объединениях спортивной направленности: автореф. дис. канд. пед. наук / А.А. Корнев. – Кострома, 2014. – 23 с.
  2. Максимова И.Е. Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей: автореф. дис. канд. пед. наук /И.Е. Максимова. – Самара, 2013.
  3. Мухлынина, О.В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста: автореф. дис. канд. психол. наук / О.В. Мухлынина. – Екатеринбург, 2017. – 155 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация