ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АБХАЗИИ. ГУДАУТСКИЙ РАЙОН

Требелева Галина Викторовна1, Саканиа Сурам Михайлович2
1Институт археологии Российской академии наук, к.и.н, научный сотрудник отдела классической археологии
2Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа, научный сотрудник отдела археологии, искусствовед, директор Художественной галереи РА

Аннотация
Данная статья посвящена обзору христианских храмов средневековой Абхазии расположенных в Гудаутском районе. Актуальность проблемы данного исследования заключена в том, что описания и планы памятников храмового зодчества Абхазии в научной литературе представлены неравномерно, многие храмы не изучались и вообще не введены в научный оборот. Поэтому главной целью работы авторов является введение в научный оборот археологических объектов, выпавших из поля зрения наших предшественников, а для воссоздания полноты картины в каталоге приводятся и уже изученные и описанные церкви со ссылками на работы исследователей.
Статья подготовлена при финансировании фонда РФФИ проект 16-21-12001-ОГН.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Требелева Г.В., Саканиа С.М. Христианские храмы средневековой Абхазии. Гудаутский район // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/12/25348 (дата обращения: 20.04.2024).

 В июле 2017 г нами была опубликована статья про христианские храмы Гагрского района республики Абхазия [17], в продолжение этой статьи предлагаем обзор храмов Гудаутского района данной республики.

 Рис.1. Карта храмов Гудаутского района (Номера соответствуют нумерации храмов в тексте статьи).

 

1. ХРАМ АМБАРА (МЮССЕРА) № 1.

Рис.2. Храм Амбара (Мюссера) № 1: план

Храм упоминается в работах [2, с.42; 5, с.12; 6, с.146-133; 7, с. 73; 12, с.60; 13, с.74-75; 25, С.191-194; 29, с. 72-74; 30, с. 111-112; 33. С.70-79] Раскопки на храме не проводились

 

Рис. 3. Амбара (Мюссера). Храм 1. Фото. Вид с юга.

Этот уникальный по красоте, форме и конструкции храм стоит в устье реки Амбара, впадающей в Черное море, на ее левом берегу. Рядом расположен поселок Мысра или Мюссера, что переводится с абхазского как «Египет», он территориально относится к селу Мугудзырхуа Гудаутского района. Территория, где находится памятник, принадлежит Пицундо-Мюссерскому биосферному заповеднику. Недалеко расположился знаменитый пляж с местами для отдыха «Золотой берег». В советское время около церкви находились пионерский лагерь и база отдыха.

Утопающий в зелени храм стоит на небольшом холме, полого спускающемся к берегу моря. Когда-то строение было окружено крепостной стеной, а сейчас местами видны руины и фрагменты стены крепости. Храм по своей конструкции является базиликальным и имеет внушительные размеры: длина храма —более 22,5 м, ширина — 18,6 м. По своим размерам этот храм не является самым большим в Абхазии, но имеет определенные архитектурные особенности, которые в других базиликальных сооружениях нигде не встречаются.

Нужно отметить, что храм в плане представляет собой вытянутый прямоугольник с тремя самостоятельными нефами с вписанными в общую конфигурацию апсидами. Площадь храма  418,5 кв. м. Центральный неф с апсидой доминирует в храме своим внушительным размером. Расположенные с двух сторон нефы очень узкие, и на востоке они завершаются апсидами полукруглой формы. Южный неф по длине короче других, и за его апсидой в продолжение нефа имеется небольшое помещение с алтарным полукругом. На западной стороне этих трех нефов, на всю ширину храма, располагается нартекс с необычайным для христианских памятников двухъярусным хором на ширину центрального нефа.

Главные входы в храм расположены на западной и южной сторонах. Западный дверной проем вводит в обширный нартекс, который по ширине в полтора раза больше боковых нефов. Освещается нартекс двумя окнами, расположенными по сторонам дверного проема, и двумя окнами на южной и северной стенах. Нартекс связан с основным помещением храма тремя дверными проемами, а с боковыми нефами он связи не имеет. Главный парадный вход в храм располагается на южной стороне. Три широких дверных проема с арками ведут в южный неф храма. Эти двери на фасаде храма специально выделены двускатной крышей. Центральный неф сообщается с боковыми дверными проёмами, которые расположены по одному на южной и северной сторонах.

Над средней частью нартекса находятся двухъярусные хоры. Лестница на хоры расположена на западном конце северного нефа. Хоры раскрываются в основное пространство четырьмя широкими арочными проёмами: три проема находятся на втором ярусе, над нартексом, и один — в подсводном пространстве. Хоры освещаются оконными проемами: над нартексом на западной стене расположены три проёма, причем средний проём по размерам больше, чем другие, и по одному проему — на южной и северной стенах. На третьем ярусе, на уровне свода, на западной стене имеется одно окно.

Исходя из размеров среднего проёма хора, можно допустить, что в древности он мог играть роль двери, ведущий внутрь помещения от наружной лестницы. Внутреннее пространство храма освещалось шестью парами окон, расположенных в продольных стенах центрального нефа. На продольных стенах его имеется по паре одноступенчатых пилястров. Эти пилястры делят стены нефа на три одинаковых пространственных отрезка. В каждом отрезке стены расположено по паре окон. Центральная апсида сообщается с боковыми помещениями дверными проёмами. Интересно отметить, что боковые апсиды охватывают центральный алтарь, незначительно его огибая. В межалтарных стенах храма, в их толще, имеются тайники — помещения цилиндрической формы. Этот храм из-за наличия трёх алтарей многие исследователи относят к так называемому типу «трёхцерковный» или «трёхчастный».

Храм в Амбара построен из известняковых блоков с забутовкой. Но во многих местах внутри храма, особенно в апсидных стенах, в строительстве применены также речные и морские камни — окатыши.  Это дает возможность предположить  наличие в храме больше росписи, ибо эти камни явно были когда-то покрыты штукатуркой. Образцы связующего раствора были взяты с наружной стороны восточной стены и с западной стены у входа, оба показали примесь песка — 31%.

К сожалению, исторических сведений об этом памятнике нет. Известно, что во время Османской экспансии многие храмы были опустошены, стала процветать торговля пленными людьми. Турецкие корабли причаливали к берегу недалеко от храма и отправляли отсюда рабов и пленников в Османскую империю. До Русско-Турецкой войны конца 70-х гг. XIX в. это место был пристанищем для корсаров и контрабандистов. После воцарилось спокойствие. Заброшенный, опустевший храм быстро зарос деревьями. Вековые деревья, которые росли на крыше церкви, обрушили её свод, и вездесущая растительность субтропиков повредила памятник. В таком полуразрушенном состоянии. Полное отсутствие декораций и надписей затрудняет датировку памятника. К ранней дате склоняются Л. Рчеулишвили [13] (кон. VI–VII вв.) и И. Бердзенишвили [5] (VII–VIII вв.). Э. Нойбауер, видящая в данном случае византийское влияние на абхазскую архитектуру, и другие относят постройку к «переходному периоду» (VIII–IX вв.). Более позднюю дату поддерживают В.П. Пачулия [12] (IX–XII вв.) и Ю.Н. Воронов  [7] (X–XI вв.). Л.Г. Хрушкова [25, 30], от датировки храма воздержалась, А.Ю. Виноградов и Д.В. Белецкий [6] датируют храм 970 г.

Особенностью храма является наличие в межалтарных стенах храма, в их толще, тайников ввиде цилиндрической формы помещений. Эту церковь за наличие трёх алтарей многие исследователи относят к так называемому типу «трёхцерковной» или «трёхчастной». Некоторые апсиды слегка огибают центральную апсиду или алтарь. Некоторые участки поперечных стен, особенно в северной части не первоначальны, они появились в другой строительный период. Возможно, что храм в Лдзаа [16] по своей конфигурации (по плану) очень близок к данному храму. Из-за неполной изученности храма в Лдзаа наверняка сказать сложно.

2. ХРАМ № 2. АМБАРА.

Рис.4. Храм Амбара (Мюссера) № 2: план

Храм был обнаружен авторами и упоминается лишь одной работе их работе, еще находящейся в печати [15]. Раскопки на храме не проводились.

Рис. 5. Амбара (Мюссера). Храм 2. Фото. Вид с запада.

Представляет собой зальную базилику (однонефную) с апсидным полукружьем, вписанным в общий прямоугольник абриса храма, без нартекса.

Площадь храма. 30,5 кв. м. Этот храм впервые был зафиксирован нашей исследовательской группой в 2017 г., тогда же были произведены и предварительные обмерные работы.

Памятник расположен на северной стороне большого храма № 1. Он относится к зальным культовым сооружениям, у которых апсидное полукружье на востоке вписано в общий прямоугольник абриса храма. Внешняя длина сооружения — 700 см, внешняя ширина — 425–430 см, толщина стен — 60–65 см, внутренняя ширина — 300 см, ширина апсидного полукружья — 275–278 см. В храме № 2 дверной проем расположен на южной стороне по центру. Ширина видимой части — 150 см.

Кладка бутовая, с двусторонней облицовкой. Анализ раствора образца из апсиды показал результат 15%.

Время появления этого малого храма трудно определить без археологических исследований. Бытует мнение, что апсиды, вписанные в прямоугольник абриса культового сооружения, появились в эпоху объединения Абхазского и Картвельского царств, то есть в X–XIII вв. С другой стороны, подобные храмы с вписанными апсидами встречаются уже с IV в. На территории Кавказа такая форма строений широко начинает распространяться с конца IV в., а в V–VI вв. получает широкое развитие. Недалеко от Абхазии, в соседнем Лазском царстве, уже в VI в. начинают строить церкви с вписанными апсидами. Данная церковь сильно разрушена, более точные данные можно получить только после археологической расчистки. Но предварительно, на основании анализа раствора и взаиморасположения с храмом Амбара № 1 датируется VI–VIII вв.

3. ХРАМ БЛИЗ МУГУДЗЫРХУА.

Рис.6. Храм Мугудзырхуа: план

Храм упоминается в работах [7, с.74; 6, с.109 - 110]. Раскопки на храме не проводились. Храм представляет собой зальную базилику (однонефную) с выраженной снаружи полукруглой апсидой и пристройкой к западной части южной стены. Площадь храма около 195 кв. м.

 

Рис. 7. Храм близ Мугудзырхуа. Фото. Вид на северную стену.

Храм расположен в долине реки Мчишта, близ Новороссийско-Батумского шоссе, на холме. Лучше всего сохранилась северная стена. Часть апсиды полностью разрушена.  Храм представляет собой зальную церковь с выраженной снаружи полукруглой апсидой и пристройкой к западной части южной стены, размерами приблизительно 13,5×14,5 м. На северной и южной стенах наоса расположены пилястры, поддерживающие выделенные подпружные арки, на которые опирался свод. В храм вели три двери: одна — по центру западной стены, и две — в торцах центральной травеи, причем южная смещена к западу из-за того, что ведет в пристройку. Из пристройки одна дверь выводит на восток. Судя по многочисленным найденным фрагментам, крыша была покрыта черепицей. Рядом с храмом, у края обрыва, стояло прямоугольное каменное здание, остатки которого были снесены в 1970-е гг.  План храма находит себе аналогии как в ранневизантийской архитектуре Абхазии (первый храм Св. Феодора в Анакопии), так и в ее зодчестве Х в. (Ачануа, Монастырь).

Раствор известняковый, с примесью песка — 54%, что говорит о более поздней дате строительства храма. Датируется храм  X – XII веками.

4. ОТХАРА,  ХРАМ № 1.

Рис. 8. Храм 1. Село Отхара. План.

Литература по храму отсутствует, раскопки не проводились. Храм нестандартная однозальная базилика площадью 87,5 кв. м.

 

Рис. 9. Храм 1. Село Отхара. Фото. Вид южного дверного проема снаружи.

Храм построен на обрывистом берегу высыхающей в жару и бурной после ливней реки. Памятник представляет собой башнеобразное каменное сооружение, свод которого разрушен. Стены возведены из известняковых блоков качественной обработки, двусторонней кладкой без бута, с применением известкового раствора.

Размеры храма по оси запад-восток: наружный — 8,6 м, внутренний — 6,1 м, а по оси север-юг: наружный — 10,2 м, внутренний — 7,35 м. Стены храма имеют различную толщину: восточная и южная — 1,3 м, западная — 1,2 м, северная — 1,55 м.

Рис. 10. Храм 1. Село Отхара. Фото. Вид снаружи на северо-восточный угол и часть апсиды на восточной стене.

Рис. 11. Храм 1. Село Отхара. Фото. Апсидная часть в интерьере

На восточной стороне храма имеется неглубокая апсида без алтарного окна и конхи. Снаружи апсида выступает полуовалом. Ширина алтарной ниши — 1,5 м, а глубина — 1,25 м.  На юго-восточной стороне (у стыка стен)  расположен керамический голосник.

 Рис. 12. Храм 1. Село Отхара. Фото. Голосник.

Входные двери храма фиксируются на северной и южной стенах. Ширина дверных проёмов — 0,98–1,0 м.

Стены возведены из известняковых блоков качественной обработки, двусторонней кладкой без бута, с применением известкового раствора. Примесь песка в растворе — 5–6%. Отсутствие алтарного окна, уменьшение продольного пространства, асимметричность расположения дверей, неразработанность формы храма, конструкция алтаря и конхи и мощность толщины стен дают возможность датировать этот храм V–VII вв.

5. ОТХАРА,  ХРАМ № 2

 Рис. 13. Храм 2. Село Отхара. План.

Литература по храму отсутствует, раскопки не проводились. Тип храма Зальная базилика (однонефная) с выступающей апсидой с заплечиками, без нартекса. Площадь храма. 112 кв. м.

Этот памятник храмового зодчества расположен севернее центра села Отхара. Он представляет собой по плану прямоугольное сооружение с сильно выступающей вытянутой апсидой полукруглой формы, с большими заплечиками: более, чем 160 см шириной. Такие заплечики в храмах Абхазии больше нигде не зафиксированы.

Размеры храма — 14х8 м. Ширина заплечиков — 1,4 м. Глубина апсиды — 4,8 м.

Высота сохранившихся стен: на западе и севере — до 3–4 м, на юге — до 0,8 м. С востока апсида также разрушена. В стенах — арочные окна, с высотой проема до 2 м. Входы в храм — с трёх сторон.

 Рис. 14. Храм 2. Село Отхара. Фото. Вид на северную стену.

Внутренние размеры: длина внутреннего пространства вместе с апсидным полукружьем — 14,2 м, ширина — 8 м. Толщина стен храма — 80 см: для его размеров стены слишком тонкие. Следовательно, перекрытие церкви в таком случае было не каменным, а, по предположению нашей исследовательской группы, свод был деревянным, балочно-стропильным. Очертания дверных проемов можно заметить на северной и южной сторонах постройки, но назвать их параметры затруднительно из- за сильного разрушения стен. На западной стене сохранился дверной проем шириной 100 см.

Рис. 15. Храм 2. Село Отхара. Фото. Вид на апсиду в интерьере

Стены возведены при помощи известняковых блоков. В конструкции стен использованы цельные заливки из известкового и цементного раствора с применением плоских металлических конструкций для армирования стен, сохранились также песчаниковые облицовочные плиты. Примесь песка в растворе в образце из разрушенного алтарного полукружья — 32%. В апсидном полукружье имеются проломы, которые позволяют предположить наличие трех алтарных окон в этом храме.

Рис. 16. Храм 2. Село Отхара. Фото. Вид на западную стену в интерьере.

Памятник подобной формы с армированием стен нигде более не зафиксирован, и потому считать этот храм средневековым у нас нет оснований. Можно предположить, что нынешний храм относится к XIX веку, но стоит на фундаменте предыдущего строения, более древнего, и какие-то части ранней постройки вошли в конструкцию нынешнего храма. В этом случае становится объяснимым использование в строительстве памятника раствора, характерного для более ранних храмов (образец раствора брался из разрушенного алтарного полукружья). Особенностью храма является сильно выступающая вытянутая апсида полукруглой формы, с большими заплечиками — более, чем 160 см шириной.

6. ОТХАРА,  ХРАМ № 3

Рис. 17. Храм 3. Село Отхара. План.

Литература по храму отсутствует, раскопки не проводились. Тип храма Зальная базилика (однонефная), с выступающей полукруглой апсидой с заплечиками, без нартекса. Площадь храма – 32 кв. м.

Зафиксированный памятник расположен у кромки проселочной дороги, при строительстве которой были разрушены могилы и, возможно, некие пристройки. Стены сооружения сложены из рваных известняковых плит и булыжников-окатышей.

Форма постройки — прямоугольная, с восточной стороны имеется полукруглая апсида, переходящая в продольные стены при помощи заплечиков.

Рис. 18. Храм 3. Село Отхара. Фото. Вид на юго-восточную часть апсиды.

Наружная угловая точка апсиды и угловые точки продольных стен равны 60–65 см. В местах, где кладка стен сохранилась, ее толщина — 100 см. Сохранность стен местами достигает полуметра. На западной стене имелся дверной проем, и по сохранившимися блокам можно определить его ширину: определенное нами значение составляет 150 см. Внутренняя длина храма, которую удалось измерить, равна 8 м, включая и апсидное полукружие. Внутренняя ширина храма — 4 м. Внутренняя длина до апсидного полукружия — 6 м. Стены возведены при помощи известняковых блоков, с применением известкового раствора. Примесь песка в растворе — 17%.

Никаких исследований по этому храму не велось, и потому его даже предварительная датировка пока невозможна. Можно отметить, как известное специалистам, что малые и большие храмы с полуциркульной формой апсиды чаще всего строились в христианскую эпоху в Римской и Византийской империях, также в их далеких провинциях. На территории Абхазии полуциркульная апсида тоже не является редкостью. Самая ранняя церковь в Абхазии, которая имеет полуциркульную апсиду — это храм № 1 в Пицундском городище, который датируется первой четвертью IV в. Другой подобный храм — Хашупсинский: в нем апсидное полукружье без заплечиков переходит в продольные стены. Этот памятник датируется концом V–началом VII вв. В церкви № 6 в Пицунде также первоначально имелась полуциркульная апсида. [17]. Исходя из аналогов планировки строения, а также невысокой примеси песка в связующем растворе, храм, предположительно, датируется ранним периодом — VI–VII вв.

 

7. ХРАМОВЫЙ (МОНАСТЫРСКИЙ) КОМПЛЕКС АИЛАГА-АБЫКУ.

Рис. 19. Храмовый (монастырский) комплекс Аилага-Абыку. План ( по Хрушкова Л.Г.).

Упоминается в литературе  [30, c. 271; . 11, т. 1. Рис. 224; 18, с. 145–148; 19, с. 31–33;  1,с.  49–52;  28, с. 159–166;  23, с. 87–89.  Рис. 61–64; 31, Pl. 98а–99b.; 7. c. 71-73; 28, c.159; 6, c. 157-165; 25. c.169.] Раскопки на памятнике не проводились.

Комплекс расположен недалеко от города Гудаута в местечке Бамбора, в четырех километрах к западу от него. Административно относится к селу Хыпста. Название «Аилага-Абыку» с абхазского переводится как «Путающая вышка» или «Сумасшедший выступ».

Строения расположены на живописной поляне, заросшей вековыми деревьями— грабами и буком, на обрывистом берегу моря. В комплекс входят четыре разновременных и разной сохранности сооружения, три из которых выстроены параллельно в ряд, стена к стене. Лучше остальных сохранилась северная церковь. Она же и является первой из построек комплекса.

Рис. 20. Храмовый (монастырский) комплекс Аилага-Абыку. Фото. Вид с севера

Церковь представляет собой зальное однонефное сооружение с выступающей пятигранной апсидой на востоке и отдельным притвором на западе. Внутри храма, на стенах, имеются сильно выступающие внутрь две пары двухступенчатых пилястр. Пилястры соединялись между собой пристенными и подсводными арками. Алтарная часть в этой церкви — полукруглая. Внутри на западных участках стен на уровне начала свода сохранились голосники. В сооружении было три входа, и располагались они на северной, западной и южной сторонах. Справа от южного входа, снаружи, на фасадном блоке стены имеется изображение расцветшего креста. Притвор был пристроен к храму с запада, уже после возведения последнего.

Размеры церкви небольшие. Внутренние параметры: длина — 7,8 м, ширина — 4,7 м.

Храм сложен в технике панцирной кладки и облицован хорошо тесаным известняком. В большинстве мест облицовка отвалилась, обнажив прочную цементную забутовку. Пол покрыт цемянкой по двухслойной подготовке из колотого камня и гравия на растворе. Памятник был покрыт черепицей (керамидами и калиптерами); на керамидах имеется идущая из угла линия, проведенная двумя пальцами. Судя по ранневизантийскому кирпичу из южной погребальной камеры с меткой VO, кирпич в храме был использован вторичный. Цоколь по внешнему периметру ступенчатый, причем нижняя ступень апсиды полукруглая. Шервашидзе Л.А. пишет об орнаментированных обрамлениях проемов и карнизов, а также об орнаментальных мотивах (вставках?) на гладких поверхностях фасадов [28, с. 159]. Все обрамления имеют орнаментальный характер, будучи сложно профилированы, а набор мотивов достаточно разнообразен: полочки и валики, жгут, розетки из переплетенных валиков, розетки с лепестками в круге, «сельджукская цепь», бегунец, пересекающиеся полукружия, трехрядная плетенка из кругов из трех валиков. В настоящее время сохранился лишь некрупный «процветший крест», вырезанный на фасадном блоке справа от южной двери (Фото см. в:31. р. 284. Pl. 98d.) Судя по найденным Шервашидзе Л.А. фрагментам штукатурки со следами краски, храм был изнутри расписан. Пол апсиды поднят на 21 см: между ним и полом наоса есть ступень шириной 50 см. По периметру наоса идут ступени.

Рис. 21. Храмовый (монастырский) комплекс Аилага-Абыку. Фото. Вид с юго-востока.

На южной стороне этого храма, впритык к его стенам, пристроены в ряд две небольшие сильно разрушенные церквушки. Самая южная построена на субструкции. Она, вероятнее всего, служила для погребальных целей. Вход в нее располагался с восточной стороны. Южная церковь, судя по плану, представляла собой уменьшенную копию северной и сохранилась хуже нее. Наружная форма апсиды неясна; входы имелись с севера и юга. В западной стене, у юго-западного угла, на уровне пола устроен водослив, который Шервашидзе Л.А. считал возможными остатками крещальни. Такое сооружение под храмом в памятниках средневековой Абхазии не зафиксировано.

Между северным и южным храмами встроено еще одно помещение. С востока оно ограничено стеной с узкой (ширина — 1,2 м) апсидой, прямоугольной снаружи. В центральной части стенами ему служат южная стена северного храма и платформа южного. С запада оно равно по длине северному храму и чуть длиннее южного: здесь с боков поставлены стены, из которых лишь южная имеет небольшое западное заплечико: возможно, между ними была арка. Алтарь приподнят на 30 см над наосом.

К северо-западу от храмов располагалось большое здание, состоявшее из нескольких помещений, а к юго-западу — квадратная в плане башня.

Памятник сложен в технике панцирной кладки и облицован хорошо тесаным известняком; в большинстве мест облицовка отвалилась, обнажив прочную цементную забутовку. Раствор — известковый. Примесь песка в южном храме — 11%, примесь известки в среднем храме («трапезной») — 51%, Примесь известки в кладке северного храма: из центра храма — 6%, в кладке притвора — 48%. Сооружение под храмом, которое наблюдается в южной церкви, в других памятниках средневековой Абхазии не встречалось. В кладке лестницы южного храма и постройке к северо-западу от храмов встречаются заполненные раствором пустотелые кирпичи, известные и по храмам в Алахадзы.

Комплекс мог быть построен в разные годы, но в одну эпоху. Вначале был построен основной, северный храм, а вслед за ним — возможно, сразу — южный храм-усыпальница, и, наконец, между ними был встроен средний храм. Шервашидзе Л.А. (а вслед за ним и Хрушкова Л.Г. — на основании формы рельефа с процветшим крестом) предложили датировать основание Айлага-Абыку X–XI вв. Известно, что в конце XII или в начале XIII в. в этой местности была организована генуэзская фактория Каво ди Буксо.

8.  ХРАМ ЛЫХНЫ.

Памятник упоминается в литературе: [30, p. 264; 19, c. 14–17; 9, c. 84–88; 23; 7, c. 64 – 69; 6, c. 191-202; 25, c.154 – 168]. Раскопки на памятнике проводились в у северо-западного угла храма проводились в 1984 и 2012 гг.

Крестово-купольный храм Успения Богородицы представляет собой трёхнефное, с тремя апсидами и тремя притворами и нартексом, сооружение. Он окружён церковной оградой. Стены памятника возведены на многоступенчатом цоколе, барабан купола опирается на четыре столба крестовой формы в сечении, и они же делят внутреннее пространство на три нефа. Апсиды в церкви три, и все они полукруглые снаружи, а изнутри имеют форму подковы. Переход от подкупольного квадрата к кругу барабана купола производится с помощью пандатива. Барабан купола имеет форму круга внутри, но снаружи он восьмигранный, и на каждой грани барабана имеется по окну. На внутренней стороне стены барабана, от основания окон к центру купола, поднимаются и смыкаются восемь плоских ребер. Возможно, такая конструкция усилила барабан и спасла купол от разрушения. Храм дошел до наших дней без серьёзных перестроек. Размеры с притворами — около 22,5×18,5 м, без притворов — около 19,3×10,2 м.

Рис. 22.. Храм Лыхны. План по первому и второму этажу (по Рчеулишвили Л.Д., с дополнением из публикации Хрушковой Л.Г.).

Храм построен с использованием больших и малых каменных блоков конгломерата светло-желтого цвета, с забутовкой. Последние исследования показали, что местами сохранилась даже первоначальная черепица: на некоторых образцах имеется рельефное изображение креста. На куполе также сохранился ряд древних V-образных черепиц, что говорит о неизменности древней формы храма.

Внутрь храма ведут три двери, расположенные на трёх фасадах: северном, западном и южном. На этих фасадах располагаются три притвора. На восточном фасаде доминирует центральная апсида, она выше и шире боковых. На центральной апсиде имеется три алтарных окна, а на боковых — по одному окну. На западной стороне на всю ширину церкви расположен нартекс. Над ним, также на всю ширину постройки, имеются хоры, которые тремя большими и широкими арочными проёмами связаны с основным объёмом храма. На хоры от нартекса можно пройти по каменной лестнице. Это — результат изменений, которые произошли в церкви уже после ее возведения: первоначально на хоры можно было попасть через наружную лестницу. Остатки лестницы и позже заложенный дверной проём хорошо читаются сегодня на западном фасаде храма. В храме можно наблюдать следы ремонтных работ, которые он пережил. К примеру, некоторые каменные карнизы позже были заменены кирпичами в виде треугольных зубчиков. Ремонты отразились также и на притворах: дверные проёмы, расположенные на западных стенах притворов, были заложены. Примесь песка с лестницы храма — 46%, примесь песка с западной стены — 18%, примесь песка с северной стены — 55%.

Рис. 23. Храм Лыхны. Фото. Вид с юго-запада. (Фото Хрушковой Л.Г.).

Росписи Лыхненского храма исключительно богаты. Лучше всего они сохранились внутри строения, особенно в алтарной части и на барабане купола, а также на столбах. Храм расписывался в разное время, но основная часть фресок датируется XIV в. В церкви сохранилось много фрагментов надписей, и одна из них сообщает о появлении в апреле месяце 1066 г. из глубин космоса кометы с хвостом. Это — комета Галлея, появившаяся на небосклоне во время царствования Абхазского царя Баграта IV, сына Георгия I.

Постройку Лыхненского храма Успения Богородицы исследователи датируют временем начала X в., но некоторые материалы этого памятника позволяют отнести дату его постройки к IX в.

 

9. ХРАМ В КРЕПОСТИ АБААНТА.

Рис. 24. Храм Аба-Анта. План (по Шервашидзе Л.А.).

Памятник упоминается в литературе: [27, с.223-234; 24, с. 189-190; 31, р.132-133; 13, с.73; 6, с.141-145; 25, 191-194]. Раскопки на памятнике проводились в 1974–1976 гг.

В селе Лыхны, недалеко от храма Успения Богородицы, имеется ещё один храм — в местности Абаанта или Абаа-Анта, и расположен он в трёх километрах северо-западнее неё, внутри одноимённой крепости.

Крепостное сооружение не изучалось, а храм  был раскопан в середине семидесятых годов. Он имеет в плане три нефа с нартексом и одной выступающей шестигранной (семигранной — по версии Виноградова-Белецкого) апсидой с тремя алтарными окнами, а две боковые апсиды вписаны в общий прямоугольник храма. Входы расположены, как в классических храмах, с трёх сторон: северной, южной и западной. От нартекса каждый неф имеет свой вход, и все нефы соединены дверными проёмами. Центральный неф, как доминирующий, выделяется по длине и ширине. Стены храма выложены двусторонней кладкой из хорошо тесаного камня с забутовкой. Размеры храма: длина — 16 м, ширина — 14 м.

Рис. 25. Храм Аба-Анта. Фото из отчета Шервашидзе Л.А. Вид на центральную апсиду с юго-востока (по публикации: Виноградов, Белецкий, 2015).

Храм построен из известняка в технике панцирно-бутовой кладки, причем во внутреннем панцире камень колотый, под штукатурку, а в наружном — хорошо тесаный и тонкий. Анализ образца раствора дал показатель примеси песка — 2%. При этом в западной части северной стены и на западной стене южного придела средние ряды кладки выполнены из значительно более мелких и хуже отесанных блоков, а в восточной части его северной стены встречаются ряды из тонких плит. Между рядами бута клалась глиняно-известковая прослойка, возможно, в антисейсмических целях. Храм был покрыт черепицей. Пол, скамьи и внутренняя часть саркофагов покрыты цемянкой.

В храме сохранилось мало декораций. Цоколь — четырехступенчатый, со скруглением на стыке граней, на апсиде, и одноступенчатый — на остальных стенах. На восточных окнах сохранились нижние, Г-образные, части бровок. Судя по следам штукатурки на стенах ниш (см. ниже), храм был изнутри оштукатурен. Также следует отметить найденную в развалинах плинфу с зубчатым краем, возможно, имитировавшую зубчатый карниз.

Пол центральной апсиды и вимы приподнят на две ступени, общей высотой — 0,5 м; вдоль стен апсиды идет синтрон, а вдоль стен центрального нефа — скамья. В торцах вимы имеются прямоугольные глубокие отштукатуренные ниши, очевидно, для хранения богослужебной утвари. В восточном торце южного нефа, у южной стены, находится погребение (найдены останки не в анатомическом порядке и материал X–XI и XIII–XIV вв.); еще одно погребение обнаружено в нартексе.

Этот храм по типу относится к так называемым трёхчастным сооружениям из-за наличия трёх алтарей, как и в храме Амбара. Время возведения этого памятника исследователи относят к раннесредневековой эпохе конца VI –начала VII вв.

10.  ХРАМ МСЫГХУА.

Памятник упоминается в литературе [8,  c. 65-72; 4, c. 178 – 180; 25, c.137 – 139]. Раскопки проводились Кация А.К. в 1962.

 Рис. 26. Храм Мсыгхуа. План. (По Кация А.К.).

Крестово-купольный храм в Мсыгхуа относится к селу Приморское Гудаутского района, она находится в долине реки Цкуара, к северу от Анакопии. В настоящий момент занесен полностью грунтом и на поверхности не виден. Место раскопок нам показали местные жители. Размеры  храма по данным Кация А.К. 9,8 х 7,6 м, стены на момент раскопок были сохранностью высотой до 1,6 м. В плане храм представлял стандартную схему «вписанного креста». Четыре крестовидные в сечении столба поддерживали купол; продольные стены снабжены пилястрами, которые соответствовали столбам. Западная стена тоже имела пилястры, что указывает на существование поперечного свода в этой части здания. Наличествовали  три выступающие апсиды: центральная пятигранная снаружи и подковообразная изнутри, боковые – полуциркульные. Все части алтаря сообщались между собою проходами. Три входа в северной, южной и западной стенах акцентировали крестовидный характер интерьера. Характерной особенностью этого храма является отсутствие нартекса и притворов. В храме сохранились литургические устройства: три стола, расположенные в центре каждой апсиды, и части алтарной преграды. Редкий случай: раскопки обнаружили все шесть столбиков высотой 2,6 м и фрагменты плит алтарной преграды. Столбики утрачены, сохранились лишь рисунки, опубликованные А. К. Кация. Эти монолитные столбики из известняка состояли из трех частей. Столбики нижней части, украшенные переплетениями и завитками, продолжались высокими колонками восьмиугольного сечения. Их увенчивали капители, украшенные растительным орнаментом. В интерьере скамьи шли вдоль стен, исключая апсиду.

Построен храм из известняка, толщина стен достигала 0,9 м. Арочные окна были украшены вверху простыми тягами. Среди фрагментов черепицы была обнаружена часть антефикса с изображением креста и грузинскими буквами.

Рис. 27. Храм Мсыгхуа. Фото. Место храма в 2018 г. по данным местных жителей

Учитывая, что на сегодняшний день остатки храма отсутствуют над дневной поверхностью,  взять образцы раствора не было возможности.

А. К. Кация датировал церковь X в

11. АНАКОПИЙСКИЙ ХРАМ ФЕОДОРА ТИРОНА.

По храму существует богатая литература [3, c.54-57; 15, c.88-148;  4, c.28-44; 5, c.110-124; 7, c.44; 25, c.132-134; 31, p.91,103].  Раскопки не проводились.

Рис. 28. Анакопийский храм Феодора Тирона. План (Саканиа С.М., Агумаа А.С.).

Храм на вершине Анкопийской крепости сохранился до уровня перекрытий: сохранившиеся стены местами сильно повреждены. Безусловно, памятник неоднократно ремонтировался, и следы ремонтно-восстановительные работ, которые производились здесь, видны и сегодня. Прежде всего, нужно отметить, что точно не установлено, была ли при возведении цитадели IV–V вв. внутри крепости церковь Феодора или она возникла после возведения второй линии крепостной стены в VII в. Однако известно, что к первой половине XI в. в этом храме было проведено не менее трёх циклов восстановительных работ, о чем говорят внутренняя и внешняя отделка его стен.

Рис. 29. Анакопийский храм Феодора Тирона. Фото. Вид со смотровой башни с востока.

Первоначальное здание церкви в какой-то период частично разрушилось, после чего было восстановлено и существенно переделано. Толщина боковых стен наоса при этом была увеличена почти вдвое, так что стены первого этапа оказались целиком в толще новых стен. Стену же апсиды нарастили лишь с фасада: внутри храма сохранилась ее первоначальная поверхность. Существующая западная стена постройки имеет не столь значительную толщину: она целиком сложена на втором этапе, более ранняя кладка в ней отсутствует. Часть проемов в стенах была заложена, часть — изменила свои формы. Перестройка памятника заключалась, прежде всего, в практически полной облицовке существовавших на тот момент стен новым «панцирем», как снаружи, так и внутри. Общая схема постройки при этом не изменилась: это остался зальный храм с выступающей апсидой. Самое существенное изменение заключается в том, что у продольных стен интерьера по длине нефа появились узкие пилястры с опирающимися на них подпружными арками. Наос на этом этапе сузился, но все же остался шире алтаря. При этом конха сохранялась древняя: она обрушилась значительно позже. То же самое можно увидеть и на алтарных окнах: при реконструкции в апсиде два окна были заложены, а центральное окно значительно сужено, подоконник повышен на два ряда кладки, «щеки» сделаны косыми вместо прямых.  Храм святого великомученика Феодора Тирона представляет собой однонефное сооружение с пилястрами, с двумя глубокими нишами на южной стороне и одной — на северной. Апсида в церкви снаружи — пятигранная, изнутри — полукруглая и с тремя алтарными окнами. С западной стороны имеются нартекс и притвор.

Дверных проемов на втором этапе существовало два: в южной и западной стенах, но в настоящее время функционирует только западный вход. Южный же заложили монахи, причем в его верхней части было устроено круглое окно, ныне также заложенное насухо кирпичом. Ширина южного проема со стороны интерьера около метра: он точно укладывается в промежуток между пилястрами и ограничен их гранями. Высота проема без учета четверти — около 2,3 м. Он имеет совсем незначительное сужение вовнутрь: откосы, скорее, надо считать параллельными, причем имеются четверти-заплечики для упора столярного заполнения. Общая толщина стены в этом месте не менее 1,8 м.

Перекрытие проема — арочное, оно аналогично перекрытиям расположенных в той же стене ниш. Снаружи этот проем имеет декоративное обрамление-портал, сохранившееся полностью (если не учитывать, возможно, находившийся выше архивольт-навершие). Проем — арочной формы, и он, что довольно редко встречается в зодчестве Кавказа, не имеет тимпана. Обрамление начинается от верха цоколя (в этом месте трехступенчатого), не выступает над поверхностью стены и представляет собой два жгута-полуовала, обходящих проем с трех сторон: по бокам и сверху. По сторонам от валиков и между ними находится по одной узкой тяге, треугольной в сечении. Интересно, что архивольт и боковые части обрамления одинаковы по своему сечению и ничем не разделены, составляя одно целое. На верхнем замковом камне портала находилось рельефное изображение креста в круглой розетке, аналогий чему мы имеем множество как на территории Абхазии, так и по всему византийскому миру. Порталы без выделенного тимпана и с отсутствием обычного архитектоничного разделения его частей на несущие и несомые элементы для закавказского зодчества не характерны, аналогии им следует искать в византийской архитектуре Малой Азии (базилика в Кесарии, храм свв. Сорока мучеников в Скупи).

Западный входной проем сохранился также до самого верха. По своему устройству он полностью аналогичен южному: такая же арочная перемычка, параллельные «щеки»-откосы и четверти-заплечики для упора дверной коробки. Однако, по сравнению с дверью в южной стене, он сохранился хуже, в основном утратив свое резную декорацию, от которой в настоящее время in situ сохранилось лишь три блока. Один из них с лицевой стороны в значительной степени обколот, однако два других почти не имеют утрат, сохранили все обломы и позволяют полностью реконструировать обрамление этого проема. Можно предположить, что портал западного входа Анакопийского храма по своему характеру не отличался от южного портала, хотя в деталях они разнились. Судя по сохранившемуся фрагменту, обрамление западного дверного проема не выступало над уровнем стены и представляло собой арку из парных жгутов-полувалов, скоции-выкружки между ними и узкой треугольной тяги снаружи.

Аналогичный по набору обломов фрагмент арочного обрамления широкого проема имеется в «монашеской» стенке в апсиде храма. Портал западного входного проема был несколько сложнее и шире обрамления двери на южной стене. Видимо, над ним, как и над южным входом, в замковом камне имелось изображение креста в круге. Важно, что в монашескую стенку вмурован также блок с изображением равноконечного креста в круге, подобный сохранившемуся над южной дверью. С западной стороны в храм можно было попасть, только минуя анфиладу из двух следующих друг за другом притворов: нартекса и экзонартекса. Они, видимо, разновременны: их стены не перевязаны между собой и отличаются, кроме того, по структуре кладки. Нартекс, примыкающий с западной стороны к собственно храму, в свою очередь не перевязан также и с ним. Пол нартекса в настоящее время практически весь засыпан и просматривается лишь по центру помещения.

Сама церковь в цитадели расположена на самом краю искусственно выровненной площадки. В притворе имеются разрушенные склепы. Снаружи, на южной стороне притвора, были склеповые сооружения. Они разрушены, видны лишь сами склепы и фрагменты стены. В этом храме когда-то было много декора с интересными рельефами. В XIX в. монахи собрали все найденные ими детали декора и в алтарной части вмуровали их в алтарную стену. Сегодня их можно видеть в алтаре, любоваться ими и читать надписи на греческом языке.

Монахи в XIX в. после расчистки храма в предалтарной части возвели часовню и поместили туда привезённую из греческого Афона копию иконы Иверской Божьей матери. По названию этой иконы паломники стали называть и гору Иверской. На южной стороне храма, в нескольких метрах от него, имеется священный неиссякаемый источник. До сих пор остаётся загадкой, как этот источник оказался на вершине горы. Было выдвинуто много версий: от фильтрации дождевой воды и принципа сообщающихся сосудов, до наличия водопроводных труб в толще скалы, но все они оказались несостоятельными. Вероятно, что этот источник — результат конденсата влаги из воздуха в колодце, и вкусовые качества и содержание минералов в воде не противоречат этой мысли. Возможно, источник-колодец в скале был высечен во время строительства самой цитадели в IV–V вв.

«Футляр» – облицовка храма состоит из сложенных на извести крупных, хорошо обработанных блоков светлого известняка (и, как уже говорилось, в небольшом количестве — травертина) и забутовки, которые достаточно хорошо перевязаны. Последняя состоит из более мелких колотых фрагментов известняка и травертина и осколков строительной керамики, положенных на известковом растворе. Новый панцирь при этом никак не перевязан со старыми частями храма. Поэтому стены, получившиеся в результате реконструкции необычайно толстыми, ныне расслаиваются, поздние части разрушаются, и обнажаются части первоначальной постройки. Хорошо сохранился цоколь двух видов: по стенам наоса — трехступенчатый, а на апсиде — более развитый, пятиступенчатый. Порталы без выделенного тимпана и с отсутствием обычного архитектоничного разделения его частей на несущие и несомые элементы для закавказского зодчества не характерны. Аналогии им следует искать в византийской архитектуре Малой Азии (базилика в Кесарии, храм свв. Сорока мучеников в Скупи).

На анализ раствора было взято несколько образцов: образец из апсиды дал показатель — 3% примеси песка, образец из ниши — 16% примеси, из нартекса — 17% примеси. Строительство храма относится к V–VI вв; первый этап ремонта — VIII–IX вв., второй этап ремонте — X–XI вв.

12. НИЖНИЙ ХРАМ АНАКОПИЙСКОЙ КРЕПОСТИ.

Рис. 30. Нижний храм Анакопийской крепости. План

Храм представлен в литературе [15, c 100 – 105; . 4, c..21 – 23].

Раскопки проводил М.М. Трапш в 1957 г.

Этот храм представляет собой небольшую зальную базилику с полукруглой выступающей апсидой. Сохранность северной стены — 1 м, западной и восточной — 0,3–0,5 м, южной — 0,2–0,3 м. Вход располагался на западе, его общие размеры 9,2×4,5 м.

Рис. 31. Нижний храм Анакопийской крепости. Фото. Вид с юго-востока.

Толщина стен — 80 см. Стены сложены из грубо отесанного камня на известковом растворе, местами с забутовкой. Внутри, по мнению М.М. Трапш, стены были отштукатурены и расписаны (Трапш, 1975, С. 101) При раскопках храма внутри были найдены два фрагмента каменных блоков, украшенных резным орнаментом. М.М. Трапш предположил, что это — фрагменты алтарной преграды. Внутри и снаружи храма было исследовано 7 погребений.

Стены сложены из грубо отёсанного камня на известковом растворе. Примесь песка — 5%. В отдельных местах стены имеют внутреннюю забутовку. Пол был выложен высеченными известняковыми плитами.

Трапш М.М. и Белецкий Д.В. датируют храм X–XI вв. Однако же, на основании формы храма, анализа связующего раствора и анализа имеющихся погребений, нам кажется, что он относится к более раннему периоду: VI–VII вв.

13. КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ АНАКОПИЙСКИЙ ХРАМ  СВ. АПОСТОЛА СИМОНА КАНАНИТА.

 Храм представлен в литературе [30, p. 276; 539; 10, c. 296–297; 2, c. 113; 13, c.34-35; 9. c.121-122; 31, p.104; 6, c. 19-21; 25, c.134-137]. Раскопки проводились в 2011–2012 гг.

Этот памятник вошёл в науку как Анакопийский храм, его другое название — Псырцхинский.

Рис. 32. Крестово-купольный Анакопийский храм Св. апостола Симона Кананита. План (по Рчеулишвили Л.Д.).

Ещё во времена генуезцев (XIII–XV вв.) этот храм функционировал и был светочем для православных христиан Абхазии, но во времена турецкой экспансии, как и многие другие культовые христианские сооружения Абхазии, был частично разрушен. В XIX в. в этом храме произвели ремонтные работы: были восстановлены части сводов, барабан и купол храма. В 1884 г. храм посетил архимандрит Леонид (Кавелин). Благодаря его книге «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь», выпущенной в 1885 г., жители Российской империи узнали про абхазов, их родину и древние святыни страны.

Анакопийский храм Симона Кананита представляет собой крестово-купольное сооружение с тремя нефами и тремя апсидами. По легенде, этот храм стоит на месте небольшой каменной зальной церкви, возведенной в середине VI в. Но, в свою очередь, эта каменная церковь была построена на месте деревянного храма, возведенного в начале IV в., а до него на этом месте стоял небольшой каменный крест на могиле Апостола Симона Кананита.

 Рис. 33. Крестово-купольный Анакопийский храм Св. апостола Симона Кананита. Фото.

 Внутри храма, в его центре, четыре столба крестовой формы в сечении делят структуру планировки храма на три нефа. К центральному подкупольному квадрату со всех четырех сторон примыкают условные пространственные единицы одинакового размера, придающие форму креста всей планировке храма. Над средокрестьем возвышается барабан купола, опирающийся на четыре вышеназванных столба. Снаружи объем храма вписан в общий прямоугольник. С востока к этому прямоугольнику примыкают три апсиды. Центральная апсида — пятигранная, с тремя алтарными окнами, а боковые апсиды имеют полукруглую форму. Все апсиды изнутри — подковообразной формы. В храме на западном участке имеется широкий нартекс. Входных дверей в храме пять. Над каждым дверным проёмом имеется каменная архитравная балка с полукруглой формой тимпана. На северной стороне два дверных проёма ведут: один — в нартекс, другой — в северный неф. На западной стороне одна дверь ведет в нартекс. На южной стороне две двери ведут: одна — в южный неф, другая — в южную часть нартекса. Снаружи в этом храме имелись три притвора, которые не дошли до наших дней. Археологическое изучение этого памятника, начатое в начале девяностых годов XX в., выявило наличие притворов, но эти работы не были завершены.

Нижняя часть основного объёма храма сохранилась. На стенах его снаружи в отдельных местах обнаружены граффити на греческом языке, изображения крестов и льва.

В строительстве памятника использованы известняковые каменные блоки качественной тески. Стены храма возведены с помощью двусторонней облицовки с забутовкой. Образец раствора показал известь 28%.Горизонтальные ряды кладки блоков четко соблюдены. Во внутренней части церкви на стенах во многих местах сохранились под поздней штукатуркой фрески времён Абхазского царства. В начале девяностых годов XX в. реставратором Саканиа А.Р. были открыты великолепные изображения трёх святителей в стенах пастофориев, однако эти работы также были приостановлены. Стены церкви, ее подземная часть и прилегающая территория скрывают еще много тайн, и исследователей памятника ждут многие открытия.

В наши дни храм апостола Симона Кананита — действующий, его посещают верующие жители Абхазии и паломники из других стран. К храму ведет Царская кипарисовая аллея: это названия дорога получила в честь императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, которые в 1888 г. прошли от причала до монастыря пешком. А на берегу моря, где сошёл с парохода император Александр III с семьей, была возведена Часовня Святого Александра Невского, которая сейчас расположена между шоссейной дорогой и рукавом озера. Миниатюрная часовня имеет в плане квадратную форму с небольшими срезами на углах. Стороны сооружения ориентированы по сторонам света, каждая из сторон наверху заканчивается лубочной формой. Купол, венчавший часовню, был разрушен после Октябрьской революции в XX в., в настоящее время он восстановлен. Выдвигались различные варианты датировок храма: X–XI вв. (Башкиров А.С.) [3], конец IX–X вв. (Воронов Ю.Н. [7]), X–XIII вв. (Пачулиа В.П.[12]).

14. КУЛАНЫРХУА.

Рис. 34. Храм Куланырхуа. План по данным фотограмметрической съемки  (фотограмметрическая съемка А.С. Кизилов, К.А. Глазов)

Храм упоминается в работе [22].  Раскопки не проводились.

Рис. 35. Храм Куланырхуа. План по данным фотограмметрической съемки: сечение (фотограмметрическая съемка А.С. Кизилов, К.А. Глазов).

Храм представляет собой зальную базилику (однонефную) с полукруглой апсидой, прямоугольной снаружи. Расположен на южном склоне холма Аджкаца, в селе Куланырхуа, на высоте 156 м над уровнем моря, находятся достаточно хорошо сохранившиеся развалины храма.

Рис. 36 Храм Куланырхуа. План по данным фотограмметрической съемки: вид на западный фасад (фотограмметрическая съемка А.С. Кизилов, К.А. Глазов).

 

Каменное перекрытие поддерживается тремя арочными сводами. Храм — однозальный, с полукруглой апсидой, прямоугольной снаружи. Размеры внутреннего пространства памятника: длина — 6,65 м, ширина — 4 м, высота — 5,44 м. Глубина апсидного полукружья — 2 м. Алтарь возвышается над основным уровнем пола на 57 см, имеет две ступени высотой по 29 и 28 см соответственно.

 

Рис. 37. Храм Куланырхуа. Фото. Вид с юго-востока

Перед средним пилястром имеется еще одна частично разрушенная преграда, под полом между этой преградой и алтарем виднеется плита. Возможно, здесь был вход в крипту — подземелье под храмом, которое было обнаружено случайно, при попытке грабителей сделать подкоп под алтарную часть снаружи храма. Ширина крипты — примерно 4 м, длина — 3,5 м, она тянется как раз до вышеупомянутого перекрытия у среднего пилястра. Глубина крипты неизвестна, так как она засыпана камнями по центру. У края стен виден пол, выложенный цемянкой. Раскопки специалистами не проводились.

Рис. 38. Храм Куланырхуа. Фото. Крипта, интерьер.

Вход в храм расположен с западной стороны. Скорее всего, если судить по остаткам фундамента и особенностям кладки западной стены, ранее здесь находился притвор. На сегодняшний день притвор не сохранился. В центре апсиды имеется окно: ширина — 0,5 м и высота — 1,5 м. Справа от окна, на стыке северной стены и стены с апсидой, имеется ниша, в которую встроен керамический сосуд — голосник. Южная стена фактически разрушена: завалы камней лежат на земле. Был ли вход с южной стороны, без раскопок и анализа фундамента определить невозможно. Храм обнесен каменной оградой, сохранившейся по периметру храма на уровне земной поверхности.

Рис. 39. Храм Куланырхуа. Фотограмметрическая модель, вид с юго-запада.  (фотограмметрическая съемка А.С. Кизилов, К.А. Глазов).

Храм сложен из известняковых блоков, изнутри покрыт штукатуркой. Анализ связующего раствора из кладки памятника показал, что примесь песка составляет 17–18%. Характерной особенностью является три пилястра на достаточно небольшой по объему храм, наличие крипты.

До проведения полноценных раскопок точно датировать храм не представляется возможным, но на основании косвенных данных (анализ раствора и типология) предварительно датируется  VIII–X вв.

15. АНХАШТУХ.

Рис. 40. Храм Анхаштух. План.

Литература отсутствует, раскопки не проводились. Это небольшой храм в селе Блабырхуа  по преданиям местных жителей, посвящен Богородице: «Ан-лхаштра зкум» — «незабываемая мать». Сам памятник стоит на высоком холме, а вокруг холма — ниже храма на 3 м, на расстоянии 16 м от его стен — виднеются следы ограды, сильно заросшей и разрушенной.

Рис. 41. Храм Анхаштух. Фото. Вид на южную стену с юга.

Сооружение сохранилось по периметру на высоту стен около 0,1–0,3 м. Представляет собой однозальную базилику с выступающей полукруглой апсидой с заплечиками, имеется притвор на севере. Длина храма внутри — 5,5 м, ширина — 3 м, ширина в апсиде — 2 м, глубина апсиды — 1,5 м, ширина заплечиков — 0,7 м. Притвор расположен с севера: ширина внутреннего пространства — 1,5 м, длина — 4 м.

Толщина стен — 1 м. Базилика сложена из крупных известковых блоков на известковом растворе. Примесь песка в растворе — 41%, однако образец был взят «нечистый», так как плохая сохранность стен не давала возможности найти образец без примеси современного грунта.

Плохая сохранность храма и отсутствие на нем раскопок не позволяют точно датировать этот храм.

16. АНУХВИНСКИЙ ХРАМ 1 (АКУАЧА).

Храм представлен в литературе [14, c.131-169; 26]

Рис. 42. Храм Анхаштух. Фото. Вид на южную стену с юга.

Раскопки не проводились.

Храм Акуача расположен в нескольких километрах от знаменитой Анакопийской крепости, севернее неё.

Храм — зального типа, с вписанной в общий прямоугольник апсидой, с двумя притворами на западной и южной стороне. В северной части алтаря имеется вертикальная ниша с небольшим тайником четырехугольной формы сверху. Частично стены базилики сохранились до начала свода, некоторые участки сильно разрушены от времени и скрыты в растительности.  

Рис. 43. Храм Анухва 1 (Акуача). Фото. Вид с юго-востока

Стены памятника сложены из больших каменных блоков, которые служили одновременно и облицовкой. Между облицовочными блоками использована забутовка из битых камней и известкового раствора. Можно предположить, что и притворы были сложены так же, как и сам храм. Церковь небольшая, ее основная площадь без алтарного полукружья имеет квадратную форму. Притворы с запада и юга были пристроены позже: это видно по тому, что остатки стен притворов не имеют перевязи со стенами храма.

Компактность церкви, массивность ее стен, большие блоки в кладке позволяют думать, что этот храм перекрывался каменным сводом, и в целом все это позволяет отнести памятник ко времени начала Абхазского царства, то есть VIII–IX вв. Притворы были пристроены к уже существовавшей приходской церкви позже. Наличие в базилике Акуача в апсиде ритуальной ниши говорит о том, что этот храм входит в круг памятников христианской архитектуры, в которых присутствует одна или несколько ритуальных ниш по сторонам апсиды. Этот архитектурный конструктивный элемент не является привнесенным из Византии. Он создавался по необходимости на местах, в данном случае — во времена Абхазского царства, для богослужебной литургии.

Рис. 44. Храм Анухва 1 (Акуача). Фото. Вид на апсиду в интерьере

Стены храма сложены из больших каменных блоков, которые служили одновременно и облицовкой. Между облицовочными блоками использована забутовка из битых камней и известкового раствора. Образцы связующего раствора из апсиды  показали 12% примеси песка, из южного притвора – 50% примеси песка, и с южной стены самого храма с наружи – 11% примеси песка.

Предварительно храм датируется VIII–IX вв.

17. АНУХВИНСКИЙ ХРАМ 2 (СВ. ГЕОРГИЯ).

Литература отсутствует и раскопки не проводились.

Тип храма.: зальная базилика.

Памятник расположен в северо-западной части села Анухва, на высоком холме.

Рис. 45. Храм Анухва 2 Св. Георгия. План

Это — однонефный храм, у которого на восточной стороне находится выступающая пятигранная апсида с полукругом внутри. Наружные грани апсиды не параллельны: они переходят в стены основного корпуса с помощью заплечиков. Стены сохранились на высоту до одного метра. В наблюдаемой части заметен дверной проем шириной 1,5 м.

В строительстве стен церкви применены большие каменные тесаные блоки свыше одного метра шириной и высотой. Толщина известняковых блоков — более 40 см. Стена памятника выложена двусторонней кладкой с небольшой забутовкой. Храм святого Георгия в Анухве — это один из немногих памятников культового зодчества в Абхазии, где в строительстве стен применялись монументальные блоки больших размеров.

Храм не изучался, поэтому все датировки могут быть лишь приблизительными и условными. При этом надо заметить, что пятигранная апсида и наличие внутри нее предалтарной вимы может ограничить верхнюю планку датировки памятника VII в. Известно, что именно в селе Анухвы находились и проповедовали два апостола Христа: Андрей Первозванный и Симон Кананит. Столь ранняя традиция христианской проповеди не могла не оставить большой след в душах верующих. Сегодняшний Новый Афон и его окрестности до недавнего времени принадлежали селу Анухве, и в этой местности должны были быть раннехристианские храмы. Нужно также заметить, что пятигранные апсиды в Абхазии встречаются, как минимум, с V в.: можно провести параллели с храмом № 3 в Пицундском городище. Центральные апсиды Цандрипшского храма и купольного храма в селе Дранда также имеют пять граней, эти сооружения датируются VI в.

Рис. 46. Храм Анухва 2 Св. Георгия. Фото. Вид с запада

В строительстве стен храма применены большие каменные тесаные блоки свыше одного метра шириной и высотой. Толщина известняковых блоков — более 40 cм. Стены выложены двухсторонней кладкой с небольшой забутовкой. Примесь песка — 10% в южной стене, и 5% в северной части апсиды.

Храм Святого Георгия не изучался археологически, и потому датировать его точно не удается. Однако нужно заметить, что пятигранные апсиды в Абхазии встречаются, как минимум, с V в.: храм № 3 в Пицундском городище. Центральные апсиды Цандрипшского храма и купольного храма в селе Дранда также имеют пять граней, эти сооружения  датируются VI в. Наличие же внутри апсиды предалтарной вимы может ограничить датировку по верхней планке VII в.

Храм Святого Георгия в Анухве — это один из немногих храмов в Абхазии, где в строительстве стен применялись монументальные блоки больших размеров.

18. ЭШЕРСКАЯ (УВАРОВСКАЯ) ЦЕРКОВЬ.

Храм упоминается в литературе  [30, p. 772; 19, c. 18-19;  7, с.37.]. Раскопки на храме не проводились.

Рис. 47. Храм Эшерский (Уваровский). План и фото(вид на юго-восточный угол.

Памятник располагается на высоком холме, недалеко от Новороссийско-Батумского шоссе. Об этом храме известный французский путешественник Ф. Дюбуа де Монпере сообщал в 1833 г. следующее: “Очень древняя церковь. Все ее четыре стены хорошо сохранились, внутри она полна приношений: сабель, ружей и даже денег, к которым никто не прикасается. Абхазы еще очень чтят эту церковь: они приходят сюда праздновать Пасху, при этом, по обычаю, часто приводят сюда корову, чтобы заколоть ее здесь. Клятва, данная перед этой церковью, нерушима”.[30, p.772].

Памятник представляет собой зальную базилику с апсидой, прямоугольной снаружи и полукруглой внутри. Длина храма — 8,5 м, ширина — 6 м. Церковь сложена из крупных тесаных известняковых блоков на известковом растворе. Высота сохранившихся стен — около 2 м. С севера от алтаря размещается небольшая прямоугольная ниша. Вход в храм был с западной стороны, шириной 1,2 м. На продольных стенах — пилястры шириной 50 см.

Церковь сложена из крупных каменных блоков на известковом растворе. Примесь песка в растворе –— 34%.

Ю.Н. Воронов датирует храм XI–XII вв. Но по нашим предположениям, храм датируется периодом расцвета Абхазского царства, т.е. IX–первой половиной X вв.


Библиографический список
  1. Адзинба И.Е. Архитектурные памятники Абхазии. Сухуми, 1958.
  2. Архимандрит Леонид (Кавелин). Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М., 1885.
  3. Башкиров А.С. Археологические изыскания в Абхазии летом 1925 г.// Известия Абхазского научного общества. 1926. 4. С. 21-22.
  4. Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Храмовая архитектура Анакопийской крепости// Искусство Абхазского царства VIII – XI веков. Спб, 2011.
  5. Бердзенишвили И. Вопрос о распространения христианства в Абхазии по данным археологии (IV–VIII вв.). Автореф. Дисс. … канд. Ист. Наук. Тбилиси, 2006.
  6. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. VIII-X в. М. 2015.
  7. Воронов Ю.Н. Воронов Ю. Н. В мире архитектурных памятников Абхазии. М. Искусство. 1978.
  8. Кация А.К. Памятники архитектуры в долине Цкуара // Материалы по археологии Абхазии. Ред. М.М. Трапш. Тбилиси, 1967.
  9. Милованова Н. А. Абхазия христианская. Сухум, 2014.
  10. Муравьев А. Грузия и Армения. Ч. 3. Спб., 1848.
  11. Орлов-Кретчмер А.С. Образы Абхазии XIX – первая треть XX века: В 3 т. М.: Викмо-М, 2014
  12. Пачулия В. П. Исторические памятники Абхазии. Их значение и охрана. М., 1968.
  13. Рчеулишвили Л. Д. Купольная архитектура VIII–X вв. В Абхазии. Тбилиси, 1988.
  14. Стражев В. Руинная Абхазия // Известия АБНО, вып. 1. Сухум, 1925, с. 131-169 (148);
  15. Трапш М.М. Средневековая Анакопия//Труды. Т.4. Сухуми, 1975.
  16. Требелева Г.В., Цвинария И.И., Саканиа С.М. Работы Маркульской экспедиции в 2017 г. // АО. 2017. (в печати).
  17. Требелева Г.В., Сакания С.М. Христианские храмы средневековой Абхазии. Гагрский район // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/07/24230 (дата обращения: 23.09.2018).
  18. Уварова П. С. Кавказ. Путевые заметки. Кавказ. Ч. [1]-3. – Москва : тип. А.И. Мамонтова и К°, 1887-1904. – 3 т.; 18. Т. II. М., 1891. С. 145–148;
  19. Уварова П.С. Христианские памятники Кавказа. //МАК. IV. М., 1894;
  20. Адзинба Е.И. Архитектурные памятники Абхазии. Сухуми, 1958;
  21. Хвистани Р. Очерки из истории Грузии Абхазия с древнейших времен до наших дней. Тбилиси, 2009.
  22. Хондзия З.Г., Требелева Г.В.  Памятники  цебельдинской культуры  в селе Куланырхуа.// ПИФК. 2017 № 3. С. 164-173.
  23. Хрушкова Л. Г. Лыхны. Средневековый дворцовый комплекс в Абхазии. М., 1998.
  24. Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М., 2002.
  25. Хрушкова Л.Г. Восточное Причерноморье в византийскую эпоху. История. Архитектура. Археология.-Калининград-Москва: ИД “РОС-ДОАФК”. 2018.
  26. Чачхалиа Д.К. Храм Куач-ныха близ Нового Афона (Абхазия). М., 2018.
  27. Шервашидзе Л. А. Археологические раскопки в крепости Аба-Анта // Полевые археологические исследования в 1976 г. Тбилиси, 1979. С. 223–234;
  28. Шервашидзе Л. Айлага-Абыку — средневековый монастырский комплекс в с. Бамборы // IV Международный симпозиум по грузинскому искусству. Сборник докладов. Т. II. Тбилиси, 1989. С. 159–166
  29. Art and architecture in medieval Georgia / by Adriano Alpago-Novello, Vahtang Beridze, Jacqueline Lafontaine-Dosogne, with the cooperation of Enzo Hybsch, Giulio Ieni, Nina Kauchtschischwili; preface by Tony Hackens ; translation by Nancy Holloway.  Louvain-la-Neuve [Belgium]: Institut supérieur d’archéologie et d’histoire de l’art, Collège Érasme, 1980. 521 p.
  30. Dubois de Monpereux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Georgie, en Armenie et en Crimee. T. 1. Paris, 1843.
  31. Khrouchkova L. Les monuments chrétiens de la côte orientale de la Mer Noire. Abkhazie. IVe–XIV siècles (Paris : Brepols publishers, 2006) (Bibliothèque de 23l’antiquité tardive)  340 p., Pl. 120, Pl. col. XVI.
  32. Mepisashvili V., Tsintsadze R. Arts of Ancient Georgia. London, 1979.
  33. Neubauer E. Abchazische Architektur im Spannungsfeld zwischen Georgien und Byzanz (6. bis 11. Jh.) // Byzantinische Kunstexport. Halle, 1978. S. 70-79.


Все статьи автора «Требелева Галина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: