УНИВЕРСАЛЬНОЕ И УНИКАЛЬНОЕ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Середа Алёна Юрьевна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Организационная культура является ярким проявлением культуры в целом, поскольку экономика – одна из форм духовной культуры. Производство материальный благ – главная задача любого производства: эффективность производства, выраженная в экономическом успехе предприятия и качестве выпускаемой продукции, – всё это немыслимо без соответствующей организационной культуры как в её неповторимо-уникальном, так и в универсально-типовом измерении.
В статье рассмотрен вопрос специфических и типических ценностей организационной культуры, а также их баланс, определяющий уникальную «миссию производства», в конечном счёте – его судьбу: организационная культура, таким образом, детерминирует экономические аспекты функционирования любого производства.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Середа А.Ю., Пятилетова Л.В. Универсальное и уникальное в организационной культуре // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/03/24858 (дата обращения: 21.02.2024).

Культура – это судьба.

А. Кончаловский.

Являясь многогранным, вбирающим в себя все проявления человеческой жизнедеятельности, культура пронизывает в том числе и экономическую – производственную сферу деятельности человека, где наиболее ярко даёт о себе знать феномен предпринимательской деятельности [1, 2, 3, 4].

На любом предприятии есть система управления, организующая всё производство в единую технологическую цепочку. Однако на предприятии работают люди – носители определённых ценностей, которые в конечном счёте детерминируют процесс и эффективность производства [5].

Потому каждое производство – это своего рода «культурное пространство», влияющее на достижение конечной цели производства.

На каждом предприятии, таким образом, складывается свой «культурный климат», определяющий процесс производства и придающий ему индивидуальный окрас. Таким образом, можно говорить об уникальном характере организационной культуры отдельно взятого предприятия.

Определение организационной культуры, предложенное Е.Н. Шейном, – в духе такого определения организационной культуры: «Организационная культура есть набор приёмов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приёмы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматриваются ими как изначально верные» [6].

Выражая ценности, легитимированные коллективом, организационная культура тем самым носит традиционно-устойчивый характер, специфику коллективного представлений о правилах и нормах поведения на предприятии, в целом – о целях и способе производственной деятельности.

Таким образом, основная функция культуры предприятия – это создание имиджа «мы», позволяющего сплотиться в целях делопроизводства, ощутить коллективную идентичность.

Однако, помимо специфики организационной культуры отдельно взятого предприятия, необходимо говорить и об организационно-культурных «универсалиях» – ценностях, правилах и нормах, без которых производств вообще невозможно, следовательно, они будут носить типический характер, становясь ядром любой отдельно взятой организационной культуры (пусть даже они носят и декларативный характер).

Ядром организационной культуры, на наш взгляд, являются организационные ценности: без них невозможно функционирование любой организации, немыслима сама политика управления предприятием.

Эти ценности универсальны; индивидуально разделяемы большинством членов любой организации. Доминантный характер данного рода ценностей обусловлен тем, что они отражают цели производства: производство качественной продукции, получение прибыли при минимальных (адекватных) издержках – то, ради чего создаются производственные коллективы.

На этом уровне можно увидеть совпадение целей производства и ценностей организационной культуры, поэтому роль последних среди является, несомненно, лидирующей.

Следующих «круг» ценностей и, соответственно, связанных с ними правил, логически вытекает и «аксиологического ядра» организационной культуры, обнаруживающего сцепку целей и универсальных ценностей производства как такового, – «ценности порядка»: дисциплина, включающая в себя исполнительность, ответственность работника, стабильность, предсказуемость его поведения (а также коррелирующие с ними лояльность, (личная) преданность, послушание, конформизм и т.д.).

Это тот каркас, который позволяет производству быть в хорошей «производственной форме»; он стабилен, не подлежит изменению («консервирующие ценности»).

Однако производство постоянно развивается, находясь в движении, следовательно, необходимы «ценности изменения и развития»: творчество, новация, инициатива.

Баланс «консервирующих» ценностей и ценностей «развития» на каждом производстве свой. В этом находит своё проявление уникальный характер организационной культуры отдельно взятого производства.

Успех предприятия во многом зависит от выделения «эффективных» ценностей, которые способны максимально сплотить коллектив. Особенно ярко это может проявиться в выражении «миссии производства» (философия производства, его кредо): ключевые ценности, объединяющие как усилия всех структур, так и мобилизующие личность отдельно взятого работника производства.

Например, а) для компании «Дженерал Моторс» ключевым является производство и сервис такого качества, чтобы потребитель был неизменно доволен, следовательно, необходимо идти в ногу со временем, поэтому прогресс – ещё одна ключевая ценность «Дженерал Моторс»;

б) для компании «Дюпон» главный принцип производства – «лучшие вещи для лучше жизни (благодаря химии)»;

в) компания по производству электронной техники IBM выдвинула три принципа своей деятельности, которые в целом отражают дух гуманизма:

1. уважение к любому работнику производства;

2. уважение к покупателю, реализация его права на качественную продукцию;

3. совершенство – во всём.

Успех производства в конечном счёте зависит во многом от кадровой политики каждого отдельно взятого производства, ведь в конечном счёте антропологический аспект организационной культуры является его «несущей основой» [7].


Библиографический список
  1. Свиркин В.В., Пятилетова Л.В. Материальная и духовная культура // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/02/24840 (дата обращения: 01.03.2018).
  2. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755 (дата обращения: 15.01.2018).
  3. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Эволюция понятия «культура» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24577 (дата обращения: 12.01.2018).
  4. Заболотских М.М., Пятилетова Л.В. Феноменология культуры: взаимосвязь культурных явлений (на примере этикета) // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/02/85764 (дата обращения: 12.02.2018).
  5. Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Основной вопрос философии в аспекте влияния культуры на экономику // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22092 (дата обращения: 12.01.2018).
  6. Шейн Э. Организационная культура и лидерство [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.fa.ru/files/Shein.pdf (дата обращения: 24.09.2017).
  7. Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии и метод его конструирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24466 (дата обращения: 12.01.2018).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: