Культура – это судьба.
А. Кончаловский.
Являясь многогранным, вбирающим в себя все проявления человеческой жизнедеятельности, культура пронизывает в том числе и экономическую – производственную сферу деятельности человека, где наиболее ярко даёт о себе знать феномен предпринимательской деятельности [1, 2, 3, 4].
На любом предприятии есть система управления, организующая всё производство в единую технологическую цепочку. Однако на предприятии работают люди – носители определённых ценностей, которые в конечном счёте детерминируют процесс и эффективность производства [5].
Потому каждое производство – это своего рода «культурное пространство», влияющее на достижение конечной цели производства.
На каждом предприятии, таким образом, складывается свой «культурный климат», определяющий процесс производства и придающий ему индивидуальный окрас. Таким образом, можно говорить об уникальном характере организационной культуры отдельно взятого предприятия.
Определение организационной культуры, предложенное Е.Н. Шейном, – в духе такого определения организационной культуры: «Организационная культура есть набор приёмов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приёмы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматриваются ими как изначально верные» [6].
Выражая ценности, легитимированные коллективом, организационная культура тем самым носит традиционно-устойчивый характер, специфику коллективного представлений о правилах и нормах поведения на предприятии, в целом – о целях и способе производственной деятельности.
Таким образом, основная функция культуры предприятия – это создание имиджа «мы», позволяющего сплотиться в целях делопроизводства, ощутить коллективную идентичность.
Однако, помимо специфики организационной культуры отдельно взятого предприятия, необходимо говорить и об организационно-культурных «универсалиях» – ценностях, правилах и нормах, без которых производств вообще невозможно, следовательно, они будут носить типический характер, становясь ядром любой отдельно взятой организационной культуры (пусть даже они носят и декларативный характер).
Ядром организационной культуры, на наш взгляд, являются организационные ценности: без них невозможно функционирование любой организации, немыслима сама политика управления предприятием.
Эти ценности универсальны; индивидуально разделяемы большинством членов любой организации. Доминантный характер данного рода ценностей обусловлен тем, что они отражают цели производства: производство качественной продукции, получение прибыли при минимальных (адекватных) издержках – то, ради чего создаются производственные коллективы.
На этом уровне можно увидеть совпадение целей производства и ценностей организационной культуры, поэтому роль последних среди является, несомненно, лидирующей.
Следующих «круг» ценностей и, соответственно, связанных с ними правил, логически вытекает и «аксиологического ядра» организационной культуры, обнаруживающего сцепку целей и универсальных ценностей производства как такового, – «ценности порядка»: дисциплина, включающая в себя исполнительность, ответственность работника, стабильность, предсказуемость его поведения (а также коррелирующие с ними лояльность, (личная) преданность, послушание, конформизм и т.д.).
Это тот каркас, который позволяет производству быть в хорошей «производственной форме»; он стабилен, не подлежит изменению («консервирующие ценности»).
Однако производство постоянно развивается, находясь в движении, следовательно, необходимы «ценности изменения и развития»: творчество, новация, инициатива.
Баланс «консервирующих» ценностей и ценностей «развития» на каждом производстве свой. В этом находит своё проявление уникальный характер организационной культуры отдельно взятого производства.
Успех предприятия во многом зависит от выделения «эффективных» ценностей, которые способны максимально сплотить коллектив. Особенно ярко это может проявиться в выражении «миссии производства» (философия производства, его кредо): ключевые ценности, объединяющие как усилия всех структур, так и мобилизующие личность отдельно взятого работника производства.
Например, а) для компании «Дженерал Моторс» ключевым является производство и сервис такого качества, чтобы потребитель был неизменно доволен, следовательно, необходимо идти в ногу со временем, поэтому прогресс – ещё одна ключевая ценность «Дженерал Моторс»;
б) для компании «Дюпон» главный принцип производства – «лучшие вещи для лучше жизни (благодаря химии)»;
в) компания по производству электронной техники IBM выдвинула три принципа своей деятельности, которые в целом отражают дух гуманизма:
1. уважение к любому работнику производства;
2. уважение к покупателю, реализация его права на качественную продукцию;
3. совершенство – во всём.
Успех производства в конечном счёте зависит во многом от кадровой политики каждого отдельно взятого производства, ведь в конечном счёте антропологический аспект организационной культуры является его «несущей основой» [7].
Библиографический список
- Свиркин В.В., Пятилетова Л.В. Материальная и духовная культура // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/02/24840 (дата обращения: 01.03.2018).
- Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755 (дата обращения: 15.01.2018).
- Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Эволюция понятия «культура» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24577 (дата обращения: 12.01.2018).
- Заболотских М.М., Пятилетова Л.В. Феноменология культуры: взаимосвязь культурных явлений (на примере этикета) // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/02/85764 (дата обращения: 12.02.2018).
- Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Основной вопрос философии в аспекте влияния культуры на экономику // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22092 (дата обращения: 12.01.2018).
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.fa.ru/files/Shein.pdf (дата обращения: 24.09.2017).
- Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии и метод его конструирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24466 (дата обращения: 12.01.2018).
Количество просмотров публикации: Please wait