УДК 130.2

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Свиркин Вячеслав Владимирович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
В культуре традиционно выделяют материальный и духовный срезы. Тесно взаимно переплетаясь, они создают пограничные эффекты присутствия (таким примером может быть «вещественный» артефакт). Духовная культура, в свою очередь, воплощается в различных формах (философия, наука, религия, искусство, политика, право, мораль, экономика, образование), имеющих свою специфику и выполняющих уникальные функции. Все формы культуры направлены на формирование «человека-в-культуре» и гармоничное сосуществование всех «социальных атомов».

Ключевые слова: , , , , , , , , , , , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Свиркин В.В., Пятилетова Л.В. Материальная и духовная культура // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/02/24840 (дата обращения: 07.06.2018).

Культуру можно разделить на материальную и духовную; материальная культура в широком смысле этого слова – это состояние бытия и преобразующая его человеческая деятельность, духовная культура – вся совокупность представлений о бытии и деятельность по их изменению.

Вне зависимости от подхода к определению [1, 2, 3, 4, 5] материальный и духовный пласт культуры всегда очевидным образом выделяются.

Материальный и духовный пласт культуры тончайшим образом связаны, и основным «продуктом» их переплетения как цель культуры является сам человек («Культура создаёт не только здания, она создаёт людей», – говорил Ю. Лотман).

Известны два способа существования духовной культуры, посредством чего становится заметна та тонкая, порой неуловимая связь между материальным и духовным пластами культуры: а) духовная культура может существовать в виде вполне осязаемых вещей – отчуждённых ценностей, в связи с чем возникают аналогии с материальной культурой; б) духовная культура – как процесс «духовного производства», когда участник духовного производства посредством акта «совпадает с самим собой», будучи неотчуждаемым от продуктов духовного производства.

Материальное и духовное в культуре очевиднее всего различаются по способу возникновения продуктов культуры: материальная культура чаще всего – продукт коллективных социальных усилий, в духовной же культуре коллективное выражено опосредованно – через единичную личность (есть авторство), здесь больше свободы, творческого порыва.

В духовной культуре традиционно выделяют следующие её формы: философию, науку, искусство, религию, мораль, право, экономику, политику, образование.

Каждая из этих форм культуры, обладая собственной спецификой, функционально уникальна.

Стержнем духовной культуры является философия, за ней закреплены идеетворческая функция (производство идей), критическая (сравнение и отсеивание идей) и системная (увязывание идей в единое целое, создание (продуктивных) философских систем).

Функцией науки является выработка объективных законов, производство достоверных фактов о мире и человеке.

Искусство – особая форма культуры (считается, что культура здесь наиболее полно проявляет себя), деятельность по «удвоению» мира согласно замыслу творца-художника. Искусство занимается производством художественных образов, находящих своё воплощение в артефактах.

Религия – следующая «мощная» культурная форма. Религия базируется на вере, также создавая идейный стержень мировоззрения, связанный с Богом. «Религиозное чувство дало человечеству в мистическом экстазе наиболее глубокую индивидуальную форму, а в праздничном настроении наиболее яркую социальную форму преображения действительности – преображения, воспринимаемого не как иллюзия, не как игра, а как самая истинная и подлинная реальность» [6, с. 47].

Наименее индивидуально выраженными формами духовной культуры являются право и мораль, однако именно они оказывают наиболее сильное влияние на характер индивидуального поведения, регламентируя его писаными нормативно закреплёнными государственными нормами и неписаными этическими правилами поведения в обществе.

Наиболее рациональными формами духовной культуры являются политика и экономика, предполагающие в основном групповое поведение.

В основе политики и экономии лежит представление о благе. Политическое благо – право принимать решение, управлять и распределять различными ресурсами, то есть это благо управления, реализуемое посредством актуализации статуса человека в обществе (механизм смены статуса – борьба за власть, принятие решений в обществе); экономическое благо – это то, что необходимо произвести, затем использовать (потребить). Экономическое благо «оседает» в культуре прежде всего в виде артефактов, то есть в материальной культуре, которые проходят сквозь сито критического отбора (потребительского) спроса и конкуренции, создавая благосостояние общества.

Образование – ещё одна форма культуры. Его цель – в обеспечении людей интеллектуальными умениями в целях группового согласованного социального поведения.

Все формы культуры незримо связаны, хотя и обладают собственной спецификой, задействуя разные начала человеческой души: чувства, воля, рацио, по Р. Декарту.

Так, рациональность преобладает в науке, формируя научный тип мировоззрения; чувственность – в искусстве, формируя художественный тип мышления; волевой компонент необходим в этическом мировоззрении.

Комбинация чувственно-рационального формирует политический тип мировоззрения, воли и рациональности – правосознания, чувства и воли – религиозный тип мировоззрения.

Все три компонента души в равной степени задействованы в философии, экономике и образовании.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Заболотских М.М., Пятилетова Л.В. Феноменология культуры: взаимосвязь культурных явлений (на примере этикета) // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/02/85764 (дата обращения: 12.02.2018).
  2. Антропова А.П., Пятилетова Л.В. Метафизика культуры: «генеральные» функции культуры в свете основных подходов к определению феномена «культура» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85339 (дата обращения: 14.01.2018).
  3. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Эволюция понятия «культура» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24577 (дата обращения: 12.01.2018).
  4. Матюнин В.А., Пятилетова Л.В. Культурология как учебная дисциплина в современном техническом вузе // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/01/24770 (дата обращения: 11.01.2018).
  5. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755 (дата обращения: 15.01.2018).
  6. Юшкевич П.С. О сущности философии. – Одесса, 1921.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация