РАЗРАБОТКА ТЕСТОВ КАК ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ»

Шибицкий Константин Владимирович
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Институт строительства, архитектуры и искусства, студент 5 курса

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные подходы к аттестации студентов ВУЗа по дисциплине «методика преподавания информатики», раскрыты требования к подбору, структуре и содержанию оценочных средств в соответствии с действующим ФГОС, а также приведен пример того, каким может быть тест и какие есть способы оценки его выполнения.

Ключевые слова: аттестации по дисциплине, компетенции, методика преподавания информатики, ФГОС


DEVELOPMENT OF TESTS AS ESTIMATED MEANS FOR CERTIFICATION OF STUDENTS FOR DISCIPLINE «THE TECHNIQUE OF TEACHING INFORMATICS»

Shibitskiy Konstantin Vladimirovich
Nosov Magnitogorsk State Technical University
Civil Engineering, Architecture and Arts Institute, student of the 5th course

Abstract
In this article the main approaches to certification of students of higher education institution for discipline "a technique of teaching informatics" are considered, requirements to selection, structure and the maintenance of estimated means according to the operating FGOS are opened, and also the example of what can be the test and what ways of assessment of his performance are is given.

Keywords: certifications for discipline, competence, technique of teaching informatics


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шибицкий К.В. Разработка тестов как оценочных средств для аттестации студентов по дисциплине «Методика преподавания информатики» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20293 (дата обращения: 28.02.2024).

Изменения в системе образования, поэтапно проводимые в нашей стране, еще несколько лет назад привели к значительному росту роли тестовых технологий. Благодаря их использованию для текущей и итоговой аттестации, можно получить достоверную информацию о достижении базового уровня владения студентами учебных дисциплин, а также выявить общие и индивидуальные пробелы в знаниях и т. д. [1].

Не секрет, что сегодня, в связи с переходом российской системы образования и подготовки будущих педагогов на уровневое высшее образование и введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО), возникла необходимость разработки новых средств для оценки качества подготовки студентов.

Как гласят требования действующего ФГОС: «…студенты обязаны овладеть совокупностью компетенций, оценка уровня сформированности которых должна проводиться в режиме текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации». То есть для этих целей ВУЗом должны быть разработаны оценочные средства, обеспечивающие высокую степень информативности и надежности получаемой оценки уровня сформированности у студента компетенций при условии максимального приближения содержания и методов контроля к будущей профессиональной деятельности.

Новый стандарт в пункте 8.4 раздела «Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки бакалавриата» прямо ставит следующую задачу: «Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций». Также в документе оговорено, что данные фонды оценочных средств их разработка и утверждение осуществляется силами вуза.

Дисциплина «Методика преподавания информатики» направлена на формирование следующих базовых компетенций:

-          ОПК-2 – способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

-          ПК-8 – способность представлять и адаптировать знания с учетом уровня аудитории;

-          ПК-9 – способностью к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика);

-          ПК-10 – способность к планированию и осуществлению педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях.

Этапы формирования компетенций по дисциплине «Методика преподавания информатики» можно представить следующим образом.

Таблица 1

Основной и самой простой формой контроля сформированности компетенций является тест.

Примерное типовое контрольное задание в виде теста для аттестации студентов. (Общий банк включает 250 вопросов по 12 ДЕ, ниже приведено по одному заданию из каждой ДЕ).

1. Дисциплина «Методика преподавания информатики» была введена в учебные планы педагогических высших учебных заведений

1) в 50-х годах прошлого века

2) в конце 80-х годов прошлого столетия

3) в конце 90-х годов прошлого века

4) в начале 21-го века

2.Содержание учебной программы по дисциплине «Информатика и ИКТ» в общеобразовательном учреждении соответствует

1) интересам учащихся

2) требованиям администрации общеобразовательного учреждения

3) интересам родителей учащихся

4) требованиям государственного образовательного стандарта

 

3. К нормативным документам по преподаванию информатики в школе не относятся

1) Закон РФ «Об образовании»

2) календарно-тематический план учителя

3) конспекты уроков

4) используемые учебники и учебные пособия

5) Государственный стандарт общего образования (ГСОО)

6) Сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие реализацию ГСОО (федеральный базисный учебный план, примерные программы по информатике, контрольно-измерительные материалы и др.)

7) Базисный учебный план

8) Учебная программа учителя

4. В обучении информатики выделяются этапы

1) пропедевтический, вводный, базовый и профильный

2) пропедевтический, базовый и профильный

3) пропедевтический, основной и профильный

4) вводный, базовый и профильный

5. Кабинет информатики в школе оснащается согласно

1) Типовому положению об образовательном учреждении

2) Методическим рекомендациям по оборудованию и использованию кабинета информатики в общеобразовательных учреждениях

3) Требованиям администрации учебного заведения

4) Перечням средств ВТ и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением информатики и ВТ

6. При реализации практических методов обучения на уроках информатики главную роль играет наличие

1) наглядного материала

2) методических рекомендаций для школьников

3) инструментов и средств

4) методических рекомендаций для преподавателя

7. К формам организации внеклассной работы по информатике можно отнести

1) уроки вне школьного здания

2) выполнение домашнего задания учащимися в классе

3) дополнительные занятия с отстающими учащимися

4) дополнительные занятия со школьниками, интересующимися информатикой

5) мероприятия по различным школьным дисциплинам с использованием компьютерной техники

6) соревновательные и конкурсные мероприятия по информатике на уроках

8. Методические сложности объяснения темы «Измерение информации» заключаются

1) в отсутствии задач по теме

2) в необходимости использования понятия вероятности

3) в больших величинах ее измерения

4) в отсутствии наглядных пособий

9. Перед изучением темы «Массивы» необходимо повторить:

1) типы величин и циклы

2) типы величин и все алгоритмические конструкции

3) циклические алгоритмы

4) регулярный тип данных

10. При раскрытии понятия «Архитектура ЭВМ» используется

1) прием ролевой игры

2) прием исключения одного из устройств компьютера

3) прием проведения аналогии между компьютером и человеком

4) прием проведения аналогии между компьютером и роботом

11. В базовом курсе при изучении линии «Формализация и моделирование» у учащихся необходимо сформировать следующие основные понятия

1) моделирование как метод познания

2) системология

3) формализация и системный анализ

4) формальные языки

5) материальные и информационные модели,

6) информационное моделирование

7) основные типы информационных моделей

8) модели, реализуемые средствами электронных таблиц

9) объектно-информационные модели

12. Для изучения содержательной линии «Информационные технологии» применяется программное обеспечение

1) специально разработанное учебное

2) офисное

3) специализированное

4) лицензионное

Для того, чтобы оценить уровень знаний будущих педагогов в рамках заявленной дисциплины, можно использовать традиционную балльно-рейтинговую систему. На протяжении уже долгого времени в педагогической практике используется следующая шкала оценки выполнения объема тестовых заданий.

Таблица 2

Таким образом, в процессе подготовки к проведению аттестации студентов по дисциплине «Методика преподавания информатики» в соответствии с действующим ФГОС, необходимо обратить внимание на то, чтобы все тестовые задания были целенаправленными и имели своей непосредственной задачей выяснение того, сформированы ли компетенции у будущего специалиста, соответствуют ли его знания установленным в государственном документе нормативам.


Библиографический список
  1. Варфоломеева Т.Н., Ефимова И.Ю. Задачная технология формирования алгоритмического мышления студентов вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13191 (дата обращения: 08.12.2015).
  2. Варфоломеева Т.Н., Козлова Д.А. К вопросу о формировании информационной компетенции студентов педагогических специальностей // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68588 (дата обращения: 07.11.2016).
  3. Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
  4. Волкова Е.А. Некоторые аспекты оценки качества разработки обучающих тестов по математике //Образовательные технологии и общество. – 2015. – Т.18. № 2. – С. 555-567.
  5. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  6. Ефремова Н.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. — 36 с.
  7. Предеина О.С., Варфоломеева Т.Н. Выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15013 (дата обращения: 30.05.2016).
  8. Степанова О.Н. Разработка оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации учащихся бакалавриата: опыт Московского педагогического государственного университета // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2013. – том 13. – № 4. – С.20-32.
  9. Чусавитина, Г.Н. Подготовка специалистов по направлению «педагогическое образование» на факультете информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Т.Н. Варфоломеева // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 126-131.


Все статьи автора «Шибицкий Константин Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: