Традиционно годом основания русского государства считается 862 год. Что же за столь знаменательное событие произошло в этот год? Согласно [1] некие заморские варяги в 859 году обложили данью славянские (словене, кривичи) и финно-угорские (чудь, мерь) народы, которые, судя по сведениям В.Н. Татищева, имели свое собственное государство [2] в Новгородской земле под управлением славянского князя Гостомысла. Места обитания славянских племен согласно ПВЛ представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Расселение славян в VIII – IX веках
Князь после этого прожил недолго и умер в 861 году (рисунок 2).
Рисунок 2 – Кончина Гостомысла. Иллюстрация к книге «Живописный Карамзин». Художник Б.А. Чориков, 1836 год
Уже в том же 861 или следующем году захватчики-варяги были изгнаны «за море», а славяне и финно-угры прекратили им выплачивать дань. Это позволяет предположить, что варягов, возможно, нанял сам князь Гостомысл для удержания своей собственной власти. На удивление эти первые варяги даже не попытались установить на обложенных данью территориях, подвластных Гостомыслу, свою администрацию во главе с правителем из варягов.
Но после изгнания варягов в общем государстве славян (ильменских словен, дряговичей и кривичей) и финнов (мери и чуди) началась жестокая усобица, закончившаяся войной. Тогда старейшины племен решили вновь призвать варягов (рисунок 3) .
Рисунок 3 – Татищев В.Н. История Российская [в 3 томах] Т. 1 [2]. Фрагмент страниц 54 – 55
Но уже вполне конкретных варягов, которые принадлежали к народу русь. Во главе этих варягов стоял внук Гостомысла, сын его дочери Умилы, со своими братьями. А русь, какая-то часть ее, входила в союз народов, которыми правил Гостомысл. Отметим, что отряды варягов были не только у руси – своих варягов имели шведы, норвежцы, англы, готландцы. Но именно к варягам-руси направились посланцы славян и финнов из Новгородской земли:
«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны [норвежцы в ПВЛ – В.Г.] и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти». [1].
Ранее тот же летописец утверждал [1]: «Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу – до земли Английской и Волошской».
Давайте-ка уточним, кем все же были эти самые варяги. Согласно Большой Советской Энциклопедии (БСЭ): «Варяги (позднегреч. Bárangoi, от древнесканд. vaeringjar – норманнские воины, служившие у византийских императоров). В русских источниках В. впервые упоминаются в записанной в «Повести временных лет» … легенде о «призвании варягов» …».
Итак, согласно БСЭ варяги – это все-таки не народ, а какая-то другая военнизированная общность.
А кто такие эти сами норманны? Согласно той же самой Большой Советской Энциклопедии: «Норманны (от сканд. northman – северный человек), название, под которым в Западной Европе были известны народы Скандинавии в период их широкой экспансии конца 8 – середины 11 вв. (в самой Скандинавии участников походов называли викингами, на Руси – варягами)».
При более внимательном рассмотрении в двух представленных статьях энциклопедии и в «Повести временных лет» имеются явные противоречия. Англы, германское племя, переселившиеся еще в V веке с северо-восточного побережья Германии на остров Британия. Англы завоевали юго-восточную часть острова совместно с саксами, тоже германцами, в течение нескольких столетий – к IX веку. Так что на скандинавов англы в 862 году никак не тянут. Готландцы (жители о. Готланд) также могли быть отнесены к скандинавам очень условно, хотя они и были одним из восточногерманских народов.
Ну а русов среди скандинавских племен в принципе никогда не числилось [3]. Так что скандинавы явно не обладают монополией на варягов.
Но вернемся к нашим варягам.
В современном английском языке есть слово «war», которое переводиться на русский язык как «война». А читается это слово, как «вар». Но произносится «war»несколько по-другому – очень похоже современное произношение английского слова «война» на русское слово «вор».
Итак, вполне возможно, что слово «варяг» является производным от слова «война». Это предположение не лишено смысла – согласно приведенной выше статье из БСЭ варягов кормила война. А там, где война, всегда процветает грабеж, мародерство, убийства – одним словом воровство. Согласно Толковому словарю В. Даля вор – это «мошенник, бездельник, обманщик; изменник; разбойник» [4]. В Средневековье на Руси ворами называли государственных преступников. Например, Тушинский вор – Лжедмитрий II, который в Смутное время с 1606 по 1610 год выдавал себя за другого вора – чудом спасшегося самозванца Лжедмитрия I, выдававшего себя за сына Ивана Грозного. Цель, в принципе у обоих воров-Лжедмитриев, как и у варягов в древности была одна – присвоить с помощью оружия то, что им не принадлежит по праву. Между грабительским набегом, войной («war») с одной стороны, а также воровством и ворами с другой, явно просматриваются общие замысел и задачи. А с учетом того, что язык славян и англов одного общего арийского происхождения, то получается, что отряды варягов занимались набеговой войной с целью разбоя, воровства. Уточним. То, что английское слово «war» и русские слова «вор, воровать» действительно имеют общее происхождение судить не нам. Но то, что определенное общее смысловое значение в набеговой войне и воровстве явно присутствует не должно вызывать никаких сомнений. А вот другое русское слово «свара» (то есть ссора, вражда) явно является однокоренным со словом «war».
Также название «варяг» вполне можно связать со словом «вар». Например, в Пакистане есть крупный город Пешавар. На языке урду, одном из индоевропейских языков исторической Индии, «вар» означает крепость. На русском языке еще в XX веке слово «вар» означало скотный двор [5], то есть огороженную территорию. А в иранской мифологии «вара» – «убежище, обитель праведников» [6]. Вара представляет собой квадратное ограждение, длина стороны которого в «лошадиный бег». Хоть мифическая, но все же крепость.
Викинги, варяги из скандинавских народов, строили укрепленные лагеря, называемые «вики». От этих военных лагерей, где скандинавские варяги проживали, они и получили свое название.
Вполне можно предположить, что варяги из народа русь тоже стоили укрепленные военные лагеря – «вары», от которых и они стали называться варягами.
А вот еще одна версия происхождения слова «варяг». У древних славян один из верховных богов звался Сварог. Он являлся богом неба, солнца, а заодно и распорядителем войн на земле. Славяне очень чтили Сварога [7]. В индийской мифологии богом космических вод являлся Варуна. Он тоже один из верховных богов индийского пантеона, а реки считались его сестрами [8]. Возможно, арийскому богу Варуне поклонялись и русы и славяне, а варяги, ходившие по рекам и морям на утлых парусно-гребных судах, считали его или Сварога своим покровителем.
Подведем итог. Ни одна из предложенных нами версий происхождения слова «варяг» не противоречит последующей, но в какой-то мере все три версии друг друга дополняют.
Варяги-русь не смогли отказать посланцам подданных Гостомысла: «И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» [1].
Итак, напомним, что шел 862 год. Отряд варягов прибыл в Новгородскую землю (рисунок 4). Но не все там ждали Рюрика с распростертыми объятиями. За право на власть пришлось бороться (рисунок 5). И бороться крайне решительно.
Рисунок 4 – Рюрик, Синеус и Трувор. Иллюстрация к книге «Живописный Карамзин». Художник Б.А. Чориков, 1836 год
Рисунок 5 – Татищев В.Н. История Российская [в 3 томах] Т. 1 [2]. Фрагмент страницы 65
Рассмотрим, как выглядели варяги-русы, каков был их внешний вид. Согласно «Царского титулярника» (его полное название «Большая государева книга или Корень российских государей», рукопись была создана в 1672 году) первые правители из русов выглядят следующим образом (рисунок 6).
а б
а – Великий князь Рюрик I; б – Великий князь Игорь, сын Рюрика
Рисунок 6 – Первые князья Рюрикова рода
Лица первых русских князей из варягов чисто выбриты, они носят длинные опущенные к низу усы. На рисунке 4 художник Б.А. Чориков изобразил Рюрика, а также варягов его дружины в полном соответствии с «Царским титулярником». Все варяги безбороды и носят усы.
Из византийских источников более подробно известен внешний вид Святослава, внука Рюрика. Хотя Святослав Игоревич прожил около тридцати лет, в «Царском титулярнике» он почему-то изображен бородатым старцем. А это явно не соответствует ни реальному его возрасту, ни подробному описанию внешнего вида Святослава, которое сделал Лев Диакон, византийский придворный историк и писатель. Согласно Льву Диакону князь русов Святослав выглядел так [9]:
«Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода …. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой».
Встреча Святослава с Иоанном I Цимисхием представлена на рисунке 7.
Святослав воевал в Болгарии против Византийской империи, война закончилась миром и встречей предводителей двух армий – русского князя и византийского императора.
Подчеркнем, что Лев Диакон упорно называет русов только лишь скифами или тавроскифами. Для использования именно такого названия противника у византийца должны быть вполне серьезные и конкретные причины.
А вот так реконструировал образ князя Святослава Ф.Г. Солнцев (1801 – 1892 года), крупнейший специалист Российской империи по художественной археологии и сам отличный художник (рисунок 8).
Рисунок 7 – Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная. Художник К.В. Лебедев, 1880 год
Рисунок 8 – В.К. Святослав Игоревич сконч.972 г. (по описанию Льва Диакона). Художник Ф.Г. Солнцев. Из альбома «Одежды Русского государства», 1869 год. Реконструкция
На обеих картинах художники изобразили типичного запорожского казака с оселедцем на бритой голове (по казачьим поверьям именно за этот клок волос погибшего воина Бог поднимал в рай на небо).
Князья Рюрик и Игорь, по-видимому, имели такую же прическу, как и их внук – носили оселедцы на своих бритых головах. Точно такая же прическа должна была быть и у дружинников-русов. Подчиненные всегда подражают своим начальникам. Особенно в воинских отрядах.
В отличие от русов, скандинавы ни бород, ни волос не голове не брили (рисунки 9, 10).
Рисунок 9 – Харальд I Прекрасноволосый (870 – 930 года) – первый король Норвегии
Рисунок 10 – Викинг в шлеме, портрет XI столетия, вырезанный из оленьего рога и найденный в Сигтуне, древней столице Швеции
То есть скандинавы внешне явно выглядят отлично от русов, а викинги никакие не варяги.
Отметим, что Святослав, князь в третьем поколении из русов, носил в ухе серьгу. Тут будет уместно привести небольшую цитату из «Тихого Дона», величайшего литературного произведения ХХ века [10]:
«… Пантелей Прокофьевич … носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу …».
Донской казак Пантелей Прокофьевич – отец Григория Мелехова, главного героя великого русского романа. Отец Григория так же, как и князь Святослав, был единственным ребенком мужского пола в семье, о чем у казаков и свидетельствовала серьга, носимая в ухе. Этот обычай сохранился, видимо, у казаков от древних русов.
Народные традиции, как известно, иногда бывают на удивление живучи.
Ну, а после Святослава все последующие русские князья, согласно их портретных изображений в «Царском титулярнике», уже носят бороды. Видимо, сказалась христианизация и славянизация правящей элиты, а затем и всего народа.
Равноапостольный святой Кирилл Философ (827 – 869 года) находясь в Тавриде (в Крыму) сообщал [11]: «… здесь Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего той речью.».
Из приведенной выше цитаты следует, что русы имели собственную развитую письменность (священные книги христиан апеллируют достаточно сложными понятиями), и часть из них еще до 862 года уже давно стали христианами. А жили русы на берегах не только Балтийского, но и Черного морей.
А кто же такие эти самые русы? Что это за народ? Слово «рус» в литературном таджикском языке означает «твердый, незыблимый». Таджикский язык относится к юго-западной группе иранских языков [12] и, фактически, является одним из диалектов персидского языка.
Легендарный герой древнего персидского эпоса носит имя Рустам, что буквально означает богатырь [13], «мощнотелый». Причем, именно слово «рус» переводится как мощный.
ПВЛ сообщает следующее о руси, проживавшей в Причерноморье [1]:
«В год 6360 (852) … когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. …при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом».
Южным центром народа русь, по-видимому, был город Киев. Согласно [1] Киев основали три брата: Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь. Этот миф очень интересен тем, что Хорив – имя иранское, происходившее от имени бога солнца Хорса. В русском языке много таких «солнечных слов»: хор – коллективное песнопение в честь солнца; хоровод – танцы, посвященные солнцу, и понятное всем простое слово «хорошо». Солнечная благодать по-ирански – хварно. А в малороссийском языке (в настоящее время по недоразумению называемому украинским) есть слово гарный, гарно. Думаем, здесь перевод не нужен.
Что означает имя Щек – судить не беремся. А вот славянское имя сестры-основательницы Лыбедь в переводе на современный русский язык не нуждается. Женщина была, видимо, красивая, дородная и величавая.
Ну, а слово «кий» на иранском языке значит правитель, царь. Например, легендарная династия Кейянидов (Кай Кубад, Кай Кавус, Кай Хусроу) [13] в Иране. Или ширваншахи (правители северо-востока современного Азербайджана) по имени Кей Кабус (1294 – 1317 года), его сын Кей Кубад (1317 – 1348 года) и некоторые другие, не мифические, а вполне реальные личности.
Легенда об основании Киева, скорее всего, отражает реальный процесс этногенеза нового народа – русов, в результате достаточно мирной метисизации славянских и иранских народов северного Причерноморья. Возможно, от слова «кий» произошло русское слово «князь». В северном Причерноморье обитали воинственные племена под названием асы (азы или язы) иранского происхождения, предки современных осетин [14]. Правитель азов – кийаз (кияз). В славянском языке это слово вполне могло трансформироваться и звучать как «князь».
Согласно [3]: « … древние русы …. выделились из индоевропейского субстрата Восточной Европы … что датируется … началом III тысячелетия до н.э. Арии ушли на юг, а русы остались в Восточной Европе, и именно их присутствие фиксируется … восточноевропейскими гидронимами с корнем рос/рус/рас-. Совпадение названия страны, гидронима и этнонима – в нашем случае страна Русь и народ русы – является признаком исконного проживания народа на данной территории».
Итак, согласно Л. Грот, кандидата исторических наук и яростного борца с норманнской теорией, русы – самоназвание родственных народов иранского происхождения, которых греки с древности называли скифами. Русы были древними, очень древними предками славян. Так еще в 626 году русы осаждали Константинополь с моря [3].
Этот вывод Л. Грот вполне соответствует мнению Д. Иловайского, который утверждал, что [15]:
« … Рось или Русь и Роксаланы это одно и то же название, один и тот же народ».
«Договоры Олега и Игоря убеждают нас в том, что Русь существовала на Днепре и на Черном море задолго до второй половины IX века …
…эти договоры указывают на довольно развитые и … давние торговые сношения [с Византией – В.Г.]».
Роксоланы – воинственное ираноязчное племя, проживавшее в начале I тысячелетия в степях между Доном и Днепром. В IV веке они вошли в состав гуннской державы, но вряд ли покинули родные степи.
Теперь перейдем к славянам. Согласно ПВЛ прародиной славян являлась одна из областей Балкан – Иллирия. Но, согласно [16] предки славян, народа арийского происхождения, на рубеже III – II тысячелетия до Р.Х. расселились из Северного Причерноморья, Карпат и Прикарпатья по Восточной, Северной и Центральной Европе. Они, по-видимому, были вытеснены из причерноморских степей скифами, то есть русами. Возможно, далекими предками славян был полумифический народ – киммерийцы, загнанный скифами-русами в Карпаты. Но ко второй половине VI века славяне, занимали уже гораздо более обширные территории (рисунок 11).
а
б
а – славяне (анты, венеды, склавены – название славянских народов у иностранных авторов) и Византийская империя (350 – 578 года) по книге Г.В. Вернадского «Древняя Русь»; б – Расселение славяне во второй половине VI века (по результатам исследований археологических культур)
Рисунок 11 – Расселение славяне во второй половине VI века
Иранские и славянские народы Северного Причерноморья жили по соседству (рисунок 11, а), вели схожий образ хозяйства и поэтому вынуждены были контактировать между собой. Летописец сообщает [1]: «Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, … затем ставшие называться волынянами». Видимо, эти славянские племена окончательно ассимилировали русов, но название страны сохранилось.
И далее: «Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь». И тут произошел аналогичный процесс ассимиляции русов.
Таким образом, активно происходил процесс этногенеза нового русского народа из двух базовых народностей: славян и ираноязызных русов. Этот новый народ использовал в качестве языка общения славянский язык. Процесс этногенеза шел достаточно быстро по историческим меркам. В 862 году Рюрик с его варяжской дружиной был призван на княжение в Новгород. А через двадцать лет его преемник Вещий Олег сел на княжение в Киеве, объединив в одну державу северный и южный центры русской государственности – огромное пространство от Балтийского до Черного моря.
Согласно [1]: «И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью».
Согласно [15]: «Все доказывает, что Русь, основавшая наше государство, не была какою-нибудь отдельною дружиной или каким-то родом …. призванными в Новгородскую землю для водворения порядка. Нет, это был целый сильный народ, отличавшийся предприимчивым, суровым и властолюбивым характером».
Доктор исторических наук А.Г Кузьмин отмечает [16], что процесс этногенеза нового народа происходил достаточно бурно. Результатом этого процесса стало появление по всей Европе территорий (рисунок 12), заселенных народами рось, русь, русины, роги (народ, родственный русам). Согласно [17] с осетинского языка слово «дон» переводиться, как «река, вода». А с древнеиндийского (арийского) языка однокоренное слово «дану» переводится как «сочащаяся жидкость».
Русы ходили по рекам и морям на моносиклах (парусных лодках-однодревках). Именно так суда русов, на которых они блокировали Константинополь с моря в 852 году, называли ромеи (византийские греки) [18].
Рисунок 12 – Руги и Русы на карте Европы VI – XII веков
Хотя имеются сведения [3], что еще в 626 году русы пытались штурмовать столицу Византийской империи с моря.
В результате походов русов в Западную Европу на ее территории появились следующие топонимы и гидронимы:
- город в Польше Гданьск (немцы зовут его Данциг);
- страна Дания, территория пропитанная водой – речками, озерами и болотами;
- реки во Франции – Рона (так местные жители исковеркали ее подлинное прекрасное название Родон) и Дордонь (Реки Франции [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Реки_Франции);
- столица Великобритании – Лондон, расположен в устье реки Темзы. На ломанном славяно-иранском языке варягов-русов название этого города легко переводится как «лоно (устье) реки»;
- по-английски король – «king», что удивительно похоже на иранский титул правителя «кий».
Русы не только занимались грабежом европейских стран, но и основывали там свои поселения-колонии. Не прошли, они видимо и мимо Скандинавии. Вполне возможно, что военные набеги русов привели к тому, что скандинавы «в период их широкой экспансии конца 8 – середины 11 вв.» во главе со своими воинственными викингами на своих боевых драккарах сначала добрались до Исландии, а затем устремились в ледяную Гренландию и далее, вплоть до Северной Америке.
Нельзя отрицать того, что варяги русов, англов, шведов и норвежцев (так называемые викинги) и других народов под общим названием норманны осуществляли совместные скоординированные грабительские набеги на другие страны и народы.
Ибн Хаукаль сообщает [19], что русы, печенеги, славяне и булгары на своих судах часто доходят до населенных областей Андалузии и жесточайшим образом их грабят – «злобствуют».
Лиутпранд Кремонский пишет[20], что русь и норманны в принципе один и тот же народ.
Саксонский анналист повествует [21]:
«Год 1053. Норманны … отправившись почти 166 лет [назад – В.Г.] во главе с неким герцогом по имени Ролло из нижней Скифии, что лежит в Азии, от реки Дунай на север и плывя по океану, они … [шли до тех пор, пока – В.Г.] наконец, не проникли в ту Галлию, что обращена в сторону Британии … вплоть до сего дня [эта территория – В.Г.] зовется по их имени Нормандией».
В таких больших и долгих грабительских походах воинскую мощь русов вполне могли подпитывать отряды их пиратствующих коллег других национальностей.
В Х веке отряды русов неоднократно появлялись на побережье Каспийского и Черного морей, где занимались любимым промыслом – грабежом [18]. В 965 году последний языческий русский князь Святослав разгромил Хазарию – иудейское государство на Волге, устранив сильнейшего конкурента и врага Русской земли. Но хазары не пропали с лица земли – они стали предками восточной ветви еврейского народа, которая под названием ашкенази уже столетиями проживает в русских землях [22].
Подведем некоторые итоги.
1 Страна Русь – территория исконного проживания народа русов. Русы – самоназвание группы ираноязычных народов, которых греки с древнейших времен звали скифами.
2 В течение второй половины I тысячелетия (по нашему предположения после падения империи гуннов Аттилы) восточные славяне ассимилировали русов, вторгшись на их земли. В результате этногенеза появился народ, сохранивший славное название русов и их страны Русь, но говорящий на славянском языке. Кроме славян и русов в этногенезе нового народа участвовали финно-угры, литовцы, тюрки (торки, берендеи, половцы и другие) [23] и, возможно, даже германцы. Лев Диакон почему-то очень упорно в византийских документах государственной важности причисляет древлян именно к германцам [9, 18]. В наше время наверняка в жилах почти каждого россиянина, тем более русского, течет гордая кровь древних русов.
3 Варяги-русы, призванные новгородцами, не были каким-то чуждым элементом ни для славян, ни для финно-угров. Видимо, те русы, что были призваны на княжение, также сильно смешались с западными славянами. Например, имя варяжского князя Рюрик (Рарог) означает у славян мифического огненного сокола. Возможно, именно поэтому новая княжеская династия всего за двадцать лет сумела объединить многочисленные племена восточных славян в единое государство. Причем, практически без войн. Это очень редкое явление в мировой истории. Титульным народом Русской земли стал русский народ, образовавшийся в результате ассимиляции восточнославянских народов и руси. Поэтому все население нового государства стало зваться русскими. Так, в гораздо более поздние времена все население Советского Союза называлось советскими людьми или просто советскими. Афганцы, например, в 80-е годы прошлого столетия советских людей по национальному признаку не делили, а называли просто «шурави», то есть советские.
Удивительный пример из истории Великобритании. В этой стране сейчас днем с огнем не найдешь настоящего природного бритта. Но страна по-прежнему зовется именем исчезнувшего народа, а ее народ гордо называет себя британцами.
4 Высоколобые ученые до сих пор ведут схоластические споры: от какого слова произошло название славян – от слова «слово» или от слова «слава». Есть очень простое доказательство происхождения названия славянского народа. Ознакомьтесь с биографией Мстислава (в крещении Федора) Удатного (то есть Удачливого), деда Александра Невского. Жил Мстислав-Федор с 1176 по 1228 год. И у вас сразу пропадут всяческие сомнения, что означал второй слог в грозном языческом имени (или боевой кличке) Федора этого смелого воина-авантюриста. И таких князей-воинов на Руси нелегко было перечесть.
5 Русы во второй половине I тысячелетия активно осваивали Европу, попутно занимаясь пиратством вплоть до побережья Испании. Их суда бороздили Средиземное море и Атлантический океан, плавали по рекам Франции. Русы на века дали название самой густонаселенной в то время скандинавской стране – Дании, где обитало много грозных и бесстрашных викингов. Позднее, новгородские ушкуйники, в жилах которых текло немало крови русов, при случае громили скандинавов в их собственных землях [24, 25]. Так что будущим ученым еще предстоит разобраться, кем все-таки на самом деле были легендарные и ужасные норманны.
6 Многочисленные артефакты, которые археологи находят в Швеции и на Руси, в основном по торговому пути «из варяг в греки» скорее всего принадлежат русам. Кто им в принципе мог помешать устроить очередную колонию в безлюдной Швеции? Также не следует забывать, что свет цивилизации скандинавам принесли ираноязычные азы, родственные русам, во главе со своим вождем Одином, ставшим богом скандинавских аборигенов [26].
7 Наиболее прямыми потомками русов-скифов являются донские и запорожские казаки. В русской истории они известны также под названием бродники (до нашествия монголо-татар) и черкасы (вплоть до XVII века). В Малороссии до сих пор есть город Черкассы, а в Ростовской области – станица Старочеркасская и город Новочеркасск. Что означает название «черкасы» в задачу нашего исследования не входит. Казаки столетиями многократно громили флот и опустошали в пиратских набегах черноморское побережье Османской империи и побережье разбойничьего Крыма. При этом флот казаков использовал легкие челны – чайки, удивительно похожие на моносиклы варягов-руси (рисунок 13) [27]. Это была чисто варяжская тактика действий на море и реках.
Рисунок 13 – Набег запорожского гетмана Сагайдачного на Каффу (Феодосию). С русской гравюры из дерева семнадцатого столетия
8 После Великой Октябрьской социалистической революции в России к власти пришло правительство, в котором непропорционально много было евреев. По указанию председателя ВЦИК Я.М. Свердлова, еврея ашкенази, а точнее иудея-хазарина, в 1919 году была принята секретная директива, согласно которой осуществлялся массовый геноцид казачьего населения. От этого геноцида казаки не восстановились до наших дней. До этого Свердлов принимал активное участие в организации расстрела царской семьи в так называемом Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Вот так, иногда неожиданно мистически, через столетия возвращаются события далекого прошлого. Русский царь и казаки расплатились за разгром Хазарии, учиненный русами князя Святослава. Хазарин Свердлов знал и не простил бесславную гибель страны своих предков.
9 Некогда очень популярная в определенных кругах русского общества так называемая «нормандская теория» происхождения Русского государства в свете последних исследований не имеет никакого отношения к реальным историческим событиям, происходившим на Руси в IX – X веках. Эта теория всего лишь злобный русофобский миф [28], в основе которого лежат жадность и корысть, являющиеся движущими силами западноевропейской геополитики [29].
Библиографический список
- Нестор-летописец. Повесть временных лет (ПВЛ) [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/149931 (дата обращения: 20.09.2016 г.).
- Татищев В.Н. История Российская [в 3 томах] Т.1 / [Текст] В.Н. Татищев. – М.: АСТ: Ермак, 2005. – 568 с.
- Грот Л.П. Прерванная история русов. Соединяем разделенные эпохи / [Текст] Л.П. Грот. – М.: Вече, 2013. – 282 с.
- Сайт «Энциклопедии и словари». Толковый словарь В.Даля. Воровать. [Электронный ресурс] – URL: http://enc-dic.com/dal/Vorovat-3575.html (дата обращения: 20.09.2016 г.).
- Этимологический словарь Фасмера. Вар. [Электронный ресурс] – URL: http://enc-dic.com/fasmer/Var-2358/ (дата обращения: 20.9.2016 г.)
- Сайт «Академик». Энциклопедия мифологии. Вара. [Электронный ресурс] – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/1975/ВАРУНА (дата обращения: 20.09.2016 г.).
- Сайт «Энциклопедии и словари. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона». Сварог. [Электронный ресурс] – URL: http://enc-dic.com/brokgause/Svarog-15187.html (дата обращения: 20.09.2016 г.)
- Сайт «Академик». Энциклопедия мифологии. Варуна. [Электронный ресурс] – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/1975/ВАРУНА (дата обращения: 20.09.2016 г.).
- Сайт «Румянцевский музей» Лев Диакон. История. Наука, М.: 1988. Книга 9. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rummuseum.ru/portal/node/ (дата обращения: 22.09.2016 г.).
- Михаил Шолохов. Тихий Дон (книги 1, 2). [Электронный ресурс] – URL: http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/tihijdon12.txt (дата обращения: 22.09.2016 г.).
- Портал «Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества». Житие Константина-Кирилла. [Электронный ресурс] – URL: http://www.social-anthropology.ru/node/227 (дата обращения: 22.09.2016 г.).
- БСЭ. Таджикский язык. [Электронный ресурс] – URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Tadzhikski-jazk-86983/ (дата обращения: 22.09.2016 г.).
- Сайт «Академик». Энциклопедия мифологии. Рустам. [Электронный ресурс] – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/3709 (дата обращения: 23.09.2016 г.).
- Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Пархоменко А.В. О древних евразийских народах: прародина индоевропейцев // История и археология. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/11/2409 (дата обращения: 03.10.2016).
- Иловайский Д.И. Начало Руси / [Текст] Д.И. Иловайский – М.: Олимп: ACT, 2002. – 629 с.
- Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа / [Текст] А.Г. Кузьмин – М.: Вече, 2003. – 630 с.
- Этимологический словарь Фасмера. Дон. [Электронный ресурс] – URL: http://enc-dic.com/fasmer/Don-247/ (дата обращения: 02.10.2016 г.).
- Гумелёв, В.Ю. Русский десант. Рождение державы: монография / В.Ю. Гумелёв, В.Б. Бандурка, Т.Н. Лебедев, Е.Н. Хрыканов. – Рязань: РВВДКУ, 2013. – 157 с
- Абу-л-Касым ибн Хаукаль Книга путей и стран. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Haukal/text5.phtml?id=9400
- Лиутпранд Кремонский. Книга возмездия («Антаподосис»). [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Liut_Kr/otryv4.phtml?id=9667
- Саксонский анналист. Хроника. Annalista saxo. Chronica. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Annalista_Saxo/text2.phtml?id=1314
- Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Русский десант. Гибель страны «стрелков из лука» // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2013/06/3143 (дата обращения: 08.10.2016).
- Сайт «Gumilevica». Л.Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь. [Электронный ресурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/index.html (дата обращения: 08.10.2016).
- Гумелёв В.Ю. Сигтунские врата // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2435 (дата обращения: 09.10.2016).
- Гумелёв В.Ю. Русский десант. Ушкуйники на Балтике // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2013/07/3586 (дата обращения: 09.10.2016).
- Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Пархоменко А.В. О древних евразийских народах: прародина индоевропейцев // История и археология. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/11/2409 (дата обращения: 03.10.2016).
- Белавенец П.И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России / [Текст] П.И Белавенец – Спб.: Товарищество Р. Голикс и А. Вальборг, 1910. – 316 с.
- Гумелёв В.Ю. О политических целях норманизма // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2013/06/3274 (дата обращения: 09.10.2016).
- Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Геополитика, русофобия и Иван Грозный // Политика, государство и право. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL:http://politika.snauka.ru/2015/11/3542 (дата обращения: 03.10.2016).