Эффективность деятельности подразделений любой транспортной компании, в том числе и ОАО «РЖД», зависит от результатов деятельности всех работников, организующих и обеспечивающих процессы транспортировки.
Неблагоприятная ситуация в экономике и сложные условия профессиональной деятельности в транспортной компании приводят к тому, что работники предприятий железнодорожного транспорта постоянно испытывают значительные психические перегрузки.
Психические перегрузки снижают как результативность, так и безопасность деятельности персонала предприятий ОАО «РЖД», а также негативно воздействуют на его состояние, приводя к повышенной утомляемости и нервозности, а при длительном воздействии − к широкому спектру пограничных нервно-психических расстройств и к психосоматическим заболеваниям.
Негативными результатами длительного воздействия психических перегрузок на работников являются разнообразные поведенческие нарушения, в том числе правил выполнения работ и техники безопасности; разрушается мотивированность к труду; исчезает добросовестное отношение к профессиональным обязанностям. Все это ухудшает не только состояние здоровья работников, но и психологический климат в коллективах, повышает текучесть кадров, и в целом снижает эффективность деятельности подразделений [1].
Напряженная ситуация в экономике также привела к тому, что большая часть работников ищет подработку в своей компании или на стороне. Следствием этого являются усталость, так как нет достаточного количества времени на восстановление работоспособности, снижение концентрации внимания, рассеянность и т. д.
Решение проблемы психических перегрузок лежит в многогранной и сложной сфере работы с персоналом и включает различные аспекты: правовые, материально-технические, финансовые, кадровые и др. Но наиболее значимыми в данном случае выступают психологические аспекты, учитывающие как личностные, так и психофизиологические особенности работников [2].
Основой работы в этом направлении должна стать психология безопасности, изучающая психологические факторы, способствующие возникновению несчастных случаев, а также возможные пути их предотвращения.
Психология безопасности как научное направление исследует психологию человека в экстремальной ситуации, психологическую безопасность в трудовой и социальной сферах, психологию экологической безопасности и т. д.
Под психологической безопасностью обычно понимают одно из свойств личности, характеризующее степень ее защищенности от различных негативных и деструктивных факторов, направленных на нее из внешнего мира.
Психология личной безопасности определяет тот необходимый уровень комфортного психического состояния человека, при котором можно выполнять профессиональные и социальные функции, не опасаясь за собственную жизнь и не испытывая страха перед возможными негативными последствиями развития ситуации, в которой он находится.
Жизнестойкость и сопротивляемость − одни из важнейших характеристик психологии безопасности личности, от которых зависит поведение человека в различных кризисных и экстремальных ситуациях, а также умение быстро принимать правильные решения.
Психология безопасности достаточно долго развивалась лишь в рамках психологии труда, разрабатывая правила техники безопасности с учетом психологических особенностей трудовой деятельности, но с расширением областей человеческой деятельности возникла потребность в изучении и выявлении психологических характеристик личности, способной работать в сложных и экстремальных условиях. Данные статистики показывают, что 60–75 % всех несчастных случаев на производстве происходят по прямой или косвенной вине самого пострадавшего, пренебрегающего правилами безопасности по различным причинам. Психология безопасности изучает психологический механизм безопасности, разрабатывает методы диагностики личности, склонной к риску, в профессиональной деятельности и в обычной жизнедеятельности.
Механизм психологической безопасности − сложное и еще недостаточно полно изученное явление. Инстинкт самосохранения, на основе которого базируется потребность в безопасности, − один из основных врожденных инстинктов, определяющий всю жизнедеятельность и выживание человека. Казалось бы, он должен полностью исключить любую возможность нанесения случайного или осознанного ущерба организму. Но инстинкт самосохранения − самый сильный у любого живого организма, у человека базируется и на приобретаемых в течение всей жизни знаниях. При недостатке необходимых сведений поведение человека становится все менее предсказуемым.
Психология безопасности как наука пока еще не дает ответов на многие вопросы, в том числе и почему человек пренебрегает своей безопасностью, а иногда и осознанно рискует здоровьем и жизнью.
Несчастные случаи и случайные травмы на производстве можно объяснить наличием следующих факторов:
1. Развитие современных технологий и уменьшение возможности противостоять опасности с их стороны. Технический прогресс предлагает все более сложные приборы, устройства и механизмы, увеличивая риск возникновения несчастных случаев, так как наиболее уязвимый элемент в системе «человек − машина» − именно человек.
2. Адаптация к современным высокотехнологическим машинам, механизмам и оборудованию, воспринимающимся большинством как неотъемлемая составляющая жизни и деятельности, часто становится причиной пренебрежения собственной безопасностью. Используя сложную технику, человек забывает о связанной с ней повышенной опасностью (удар током, возгорание, авария), об элементарных правилах безопасности, нарушает правила эксплуатации, что и приводит к негативным последствиям.
3. Гаджетозависимость и смартфономания. Быстро распространяющиеся в обществе новые формы зависимостей, способствуют рассеянности, невозможности должным образом концентрировать внимание на профессиональной деятельности, что особенно опасно в совокупности с отсутствием у человека интереса к выполняемой работе.
4. Недостаток естественного адреналина в условиях современной комфортной жизни. Отлаженный быт очень часто становится причиной неосознанного желания риска. Зависимость от «острых ощущений» обычно проявляется в экстремальных увлечениях и выборе работы, связанной с опасностями. Сильная потребность в постоянном адреналине мешает человеку адекватно оценивать ситуацию и свои силы, что и приводит к травмам и несчастным случаям.
Таким образом, знание основ психологии безопасности − важнейший компонент качественной подготовки специалиста транспортной компании.
Одно из требований рыночной экономики, обеспечивающее конкурентоспособность организации, − профессионал на каждом рабочем месте.
Профессионализм – это высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение должностных обязанностей.
Профессионализм можно рассматривать как особое свойство человека, подразумевающее систематическое, эффективное и качественное выполнение профессиональной деятельности.
Если человек является профессионалом, то его деятельность соответствует объективным требованиям и принятым в обществе стандартам, в том числе и по аспектам безопасности. Профессионализм работника определяется достижением высоких производственных показателей, особенностями его мотивации, системой ценностных ориентаций и устремлений, смыслом труда для конкретной личности.
На сегодняшний день количество работников с достаточно низкой квалификацией постоянно увеличивается, что ведет к невозможности качественного выполнения даже самых простых работ, а поскольку ежегодно появляется множество новых видов деятельности, то и квалифицированные работники не всегда знают, как правильно и максимально быстро выполнить возложенные на них обязанности.
Для успешной профессиональной деятельности человеку требуется длительный период теоретического и практического обучения. Знания, получаемые в процессе обучения, повышают уровень информированности конкретного лица, позволяя снизить уровень неопределенности в его жизни и деятельности, а следовательно и уровень риска, сделать жизнедеятельность более предсказуемой [3].
Таким образом, обучение является одним из основных элементов в системе мер, направленных на предупреждение и профилактику рисков.
В наиболее общем виде риск определяют как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.
Риск понимают как уровень неопределенности в предсказании результата, как ситуативную характеристику деятельности, означающую неопределенность ее исхода, возможные неблагоприятные ее последствия, альтернативные варианты ошибки или успеха.
Любая деятельность подвержена риску, поэтому необходимо заниматься его управлением, помня о том, что полностью избежать риска нельзя, но в той или иной степени ослабить и сделать управляемым можно.
Уровень риска находится в прямой зависимости от эффективности и обоснованности принимаемых решений. Ни один человек в процессе деятельности не в состоянии полностью устранить риск, так как реальная ситуация практически никогда полностью не соответствует запланированным или заданным параметрам.
Факторов риска, опасностей, угроз и других деструктивных обстоятельств, которые могут повлиять на результаты деятельности, бесконечное множество и в зависимости от условий деятельности значимость тех или иных факторов может изменяться. От возможности прогнозирования факторов выделяют те опасности или угрозы, которые можно предвидеть (предсказуемые), и те, которые трудно предусмотреть (непредсказуемые). Под непредсказуемыи часто понимают форс-мажорные обстоятельства (событие, чрезвычайные обстоятельства, которые не могут быть предусмотрены или предотвращены, устранены какими-либо мероприятиями; непреодолимое препятствие, например, стихийное бедствие, пожар).
В работе по управлению рисками необходимо учитывать и типичное отношение человека к риску.
В зависимости от отношения к риску выделяют три группы субъектов:
1) противники риска (люди, боящиеся риска и отвергающие его);
2) нейтралы (люди, нейтрально относящиеся к риску);
3) любители риска.
Считается, что большинство людей относятся к противникам риска. Они не любят рисковать и готовы даже заплатить деньги за то, чтобы избежать бремени риска.
Поскольку наука представляет риск как вероятное событие, в результате наступления которого могут произойти положительные, нейтральные или отрицательные последствия, то для обеспечения эффективного управления важно знать, какие именно виды рисков следует учитывать; какими способами можно ими управлять; какой объем риска можно взять на себя.
В работе по управлению рисками необходимо опираться и на такие базовые понятия как «подверженность риску» (свойство объекта, характеризующее его способность попасть под неблагоприятное воздействие опасного явления), «уязвимость» (свойство объекта, характеризующее его способность изменять свое состояние в результате неблагоприятного воздействия опасного явления) и «защищенность» (способность объекта избежать неблагоприятного воздействия опасного явления и (или) не изменять свое состояние в результате данного воздействия).
Современному руководителю необходимо знать психологию риска − науку, изучающую человеческий фактор при принятии решений, в том числе модели поведения и восприятия, категории деятельности, личности, активности, мышления, мотивации.
Индивидуальные особенности лица, принимающего решение, влияют на уровень риска, связанного с производственной деятельностью, и на ее безопасность.
Учет гендерных различий позволяет правильно диагностировать, обучать и осуществлять коррекцию процесса принятия решения в деятельности и женщин, и мужчин.
Кроме того, анализ индивидуально-типических особенностей мыслительной деятельности мужчин и женщин позволяет установить связи между типом принятия решения, образованием и полом [3].
При принятии решений в сфере управления рисками на железнодорожном транспорте необходимо учитывать неопределенность условий деятельности, возможность наступления определенных событий или обстоятельств в будущем (запланированных или нет), а также их влияние на достижение целей организации в области функциональной безопасности объектов инфраструктуры и подвижного состава.
Основная задача управления рисками на железнодорожном транспорте − достижение и поддержание допустимого уровня риска, в том числе:
– повышение надежности и функциональной безопасности технических средств, входящих в состав объектов инфраструктуры и подвижного состава;
– снижение вероятности возникновения транспортных происшествий;
– предотвращение или сокращение гибели и травматизма людей;
– снижение ущерба имуществу субъектов деятельности в сфере железнодорожного транспорта и других потерь;
– предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду [4].
Анализ случаев производственного травматизма в ОАО «РЖД», в том числе и со смертельным исходом, среди основных причин выделяет недостатки в обучении безопасным приемам труда и снижение мотивации персонала на безопасный труд.
Поскольку мотивация − сильнейший фактор, определяющий трудовое поведение работников, то мотивация персонала на безопасный труд должна стать обязательным элементом принятой в организации системы мотивации [5].
Для эффективной деятельности руководителям всех структурных подразделений железной дороги необходимо знать причины аварийности и травматизма на железнодорожном транспорте; возможные методы учета психологического фактора обеспечения безопасности труда; способы повышения осознанности действий работников; систему мотивации персонала; современные методы обучения работников организации; технологии прогнозирования экстремальных ситуаций и методы снижения риска их возникновения.
Повышению уровня безопасности деятельности транспортной компании способствует наличие следующих профессиональных компетенций руководителей структурных подразделений:
– владение навыками устранения опасностей и (или) снижения рисков технологических процессов;
– способность прогнозировать, определять зоны повышенного риска, связанного с человеческим фактором;
– способность предупреждать аварийные ситуации, оказывающие негативное воздействие на состояние здоровья работников;
– умение разрабатывать мероприятия по совершенствованию системы управления охраной труда.
Технико-технологический совет Свердловской железной дороги принял решение от 3 апреля2014 г. (протокол №76 НГ-64/пр) о необходимости обеспечить подготовку руководителей структурных подразделений и руководителей среднего звена по вопросам психологии безопасности и повышения компетенций персонала, в части снижения влияния человеческого фактора на безопасность труда.
Утвержденная к реализации дополнительная профессиональная программа предусматривает развитие у руководителей и специалистов профессиональных компетенций, связанных с умением корректировать поведение работников в зависимости от возникшей ситуации для обеспечения безопасности труда.
В результате освоения программы слушатели должны знать:
– основные причины ошибочных действий работника, приводящих к травмам;
– особенности психических состояний и свойств личности, влияющих на предрасположенность к несчастным случаям;
– основные причины нарушений требований охраны труда и несчастных случаев, обусловленные человеческим фактором;
– физиологические и психологические основы безопасности труда;
– психические процессы, управляющие трудовой деятельностью личности;
– принципы построения системы мотивации работников на соблюдение требований охраны труда и безопасный труд;
– особенности отбора персонала с целью снижения травматизма;
– методы рационализации режимов труда и отдыха;
– инновационные методы обучения работников вопросам охраны труда;
– основы вероятностной оценки и управления профессиональными рисками;
– методы и технологии разработки и принятия эффективных управленческих решений, направленных на снижение уровня производственного травматизма.
Успешное освоение программы должно способствовать формированию у слушателей следующих умений:
– осуществлять оценку психологических факторов возникновения несчастных случаев и разрабатывать рекомендации по снижению их влияния;
– применять методики изучения свойств нервной системы работника как фактора повышения вероятности создания аварийной ситуации на производстве;
– обучать подчиненных соединять в поведении профессиональные знания и навыки с требованиями безопасности работы, вырабатывать двигательную память, активизировать психические процессы, управляющие трудовой деятельностью;
– разрабатывать мероприятия, направленные на снижение травматизма;
– разрабатывать систему мотивации работников на соблюдение требований охраны труда;
– осуществлять тщательный отбор персонала с целью снижения уровня производственного травматизма;
– разрабатывать эффективные системы обучения и инструктирования работников по охране труда;
– предвидеть и прогнозировать экстремальные ситуации, оценивать риски по направлениям деятельности и определять общую степень риска производственной деятельности;
– определять социально-экономическую эффективность мероприятий по снижению производственного травматизма.
В октябре и декабре2015 г. в Институте дополнительного профессионального образования Академии корпоративного образования Уральского государственного университета путей сообщения (ИДПО АКО УРГУПС) были проведены курсы повышения квалификации сотрудников Свердловской железной дороги по программе «Психология безопасности труда и управление мотивацией работников на безопасный труд».
В составе групп слушателей были различные категории руководителей и специалистов (главные инженеры, заместители начальников по кадрам, ведущие психологи, руководители секторов охраны труда и специалисты по охране труда).
На практике даже тщательно разработанная программа не позволяет успешно решить все поставленные в ней задачи и гарантировать, что далее слушатели смогут успешно применить полученные знания в деятельности.
Если вспомнить известное высказывание Акио Мориты о том, что «компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство», то можно сделать простой вывод: и руководители, и рядовые работники организации должны быть должным образом подготовлены к обеспечению безопасности деятельности.
Следовательно, подготовка к решению проблемы повышения безопасности производственной деятельности должна начинаться в учебных заведениях, где будущие специалисты и работники транспортной отрасли смогут получить необходимые для профессиональной деятельности знания в области психологии безопасности и управления рисками. Особенно это актуально для сотрудников, связанных с работами повышенной опасности (работами на высоте, работами в электроустановках, на путях и др.).
Чем лучше подготовлен потенциальный работник к будущей профессиональной деятельности, тем более качественным будет результат его труда, и потребуется меньше усилий со стороны организации по доведению его до требуемого уровня, и соответственно затрат на эти мероприятия.
Требования потенциального работодателя к уровню подготовленности работников необходимо учитывать при разработке основных образовательных программ и рабочих программ дисциплин.
Программы учебных дисциплин необходимо корректировать в соответствии с изменяющимися задачами отрасли, оперативно включая в них актуальные темы, а также предусматривать возможность формирования необходимых умений на практических, лабораторных занятиях и во время прохождения производственных практик.
В Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС) учебный план подготовки по специальности «Системы обеспечения движения поездов» (специализация «Электроснабжение железных дорог») содержит несколько дисциплин, изучающих вопросы безопасности: безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте, безопасность жизнедеятельности, транспортная безопасность, теория безопасности движения поездов.
Поскольку образовательный процесс должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только для решения текущих проблем и задач отрасли (предприятия), но и на перспективу с учетом стратегических целей развития организации, то необходимо ежегодное обновление рабочих программ преподаваемых дисциплин.
В текущем учебном году были внесены изменения в рабочую программу дисциплины «Безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте». Добавились темы, рассматривающие методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов, основы управления рисками, психологию риска и психологию безопасности, а также раскрывающие особенности личности работника и роль человеческого фактора в процессах обеспечения безопасности.
С целью закрепления получаемых знаний в программу дисциплины были включены практическое задание (разработка технологической карты производственного процесса), расчетно-графическая работа (оценка риска), анализ конкретных ситуаций (примеры реальных случаев производственного травматизма в ОАО «РЖД»).
При отборе содержания и выборе технологий обучения педагогу необходимо учитывать, что довольно часто обучающиеся − это молодые люди с невысокой мотивацией к обучению, иногда с желанием получить лишь документ об образовании, а не знания. У многих из них трудности в восприятии больших объемов новой информации; не сформированы должным образом умение самостоятельно получать знания и сознательное отношение к учению, от которого в первую очередь зависит успешность обучения [6].
Выполнение так называемых «сквозных заданий», охватывающих несколько тем изучаемой дисциплины обеспечивают не только активность обучающихся, но и дают возможность переноса акцента с поиска «правильных» ответов на развитие умения анализировать ситуацию и решать проблему [7].
Создание возможностей для взаимодействия с практическим материалом делает занятие более увлекательным для мотивированных слушателей. Активная работа, связанная с преодоление трудностей и разрешением проблем, возникающих в процессе обучения, помогает закрепить получаемую информацию в долговременной памяти, учит находить оптимальные решения, давая возможность самостоятельно делать выводы на основе полученного теоретического материала.
Изучаемый материал лучше закрепляется, если при его изложении опираться на уже имеющиеся у обучающихся знания по рассматриваемой теме. Также необходимо учитывать, что в памяти остается информация, которую либо пытались специально запомнить путем повторения, либо она являлась важной или интересной слушателю [8].
Подготовить к профессиональной деятельности, сформировать уверенность в своих силах позволяет выполнение реальных заданий (например, разработка технологической карты как основы безопасной реализации технологического процесса; оценка риска для конкретного участка контактной сети в соответствии с рекомендуемой опытной методикой оценки рисков для контактной сети, утвержденной к применению в ОАО «РЖД» с 2012 г.).
Таким образом, для успешной профессиональной деятельности будущим специалистам необходимо знать безопасные приемы труда, стандартные производственные технологии, методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов, а также уметь выбирать оптимальные варианты действий и поведения в быстроменяющихся условиях с учетом личностных особенностей и реально действующих рисковых факторов.
Библиографический список
- Футин В.Н. Ортобиотика: развитие умений владеть собой : учеб. пособие. – М. : РАПС, 2008. – 108 с.
- Управление персоналом на производстве : учебник / под ред. д-ра социол. наук, профессора Н.И. Шаталовой; д-ра техн. наук, профессора А.Г. Галкина. − Екатеринбург : Изд-во УрГУПС. 2013. − 557 с.
- Куликова Е.А. Риск-менеджмент : учеб. пособие. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2014. – 259 с.
- ГОСТ Р 54505-2011 «Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте».
- Управление персоналом в инновационной среде : монография / под ред. д-ра социол. наук, проф. Н.И. Шаталовой. − Екатеринбург : Изд-во УрГУПС. 2015. − [Вып. 2].− 275 с.
- Куликова Е.А. Совершенствование обучающей деятельности педагога в процессе подготовки магистров в транспортном вузе // Современные научные исследования и инновации. − 2015. − № 8 [Электронный ресурс]. − URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57052.
- Практика обучения действием / под ред. М. Педлера. – М. : Гардарики, 2000. – 336 с.
- Дирксен Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным. – М. : Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 276 с.