Москва, как подавляющее большинство старых русских городов, строилась от укреплённого центра, нарастая увеличивающимися окружностями укреплений: Кремль, Китай-город, Белый город и кольцо земляных валов. Следы этих укреплений и сейчас хорошо видны или прослеживаются в названиях улиц, бульваров и площадей столицы. И если нанести на карту Москвы и сравнить с местами расположения существующих или ранее существовавших городских укреплений расположение московских монастырей (рисунок 1), вырисовывается любопытная картина: практически все монастыри расположены у въездных дорог, вблизи их воротных укреплений. На карте ясно выделяются скопления монастырей у проездных ворот Кремля и Китай-города, кольцо монастырей вблизи проездных башен Белого города, южное полукольцо, прикрывающее основные сухопутные и водные пути к Москве. И если внимательно присмотреться к архитектуре монастырей, становится понятно, что это расположение не случайно.
Напомним, что в разное время на территории Москвы располагалось довольно значительное число монастырей, которые иногда меняли место расположения, перестраивались, закрывались и открывались вновь. Точно указать их количество и состояние можно только на определённый временной период. На гравюре XIX века «Вид Москвы с монастырями (Церковный град Москва)» (рисунок 2) можно насчитать 24 монастыря, на современной карте Москвы – меньше двух десятков монастырей в той или иной степени сохранности. Список некоторых из них приведён в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень московских монастырей
Название |
Дата основания |
Даты основных перестроек |
Современное состояние |
Богоявленский | XIII век | 1610, 1687, 1737, 1929-33 гг. | В основном разрушен. Представлен действующим Богоявленским собором |
Новоспасский (до 1490 года Спасский в Кремле) | XIII век | 1640-42 гг. | Действующий |
Даниловский | XIII век | 1330, 1560, 1930 гг. вторая половинаXVIIв | Действующий |
Рождественский | XIIIвек | 1500, 1547 гг. | Действующий |
Зареченский «Никола старый» | XIIIвек | XVIIIвек | Не сохранился. Представлен действующей церковью Св.Николая чудотворца на Берсеневке |
Сретенский | XIV век | XVIII век, 1928-30 гг | Не сохранился. Представлен действующим собором Сретения Владимирской иконы Божией Матери |
Никольский (Греческий) | XIV век | в XVII—XVIII веках | Разрушен в 1930-35 году |
Златоустовский | XIVвек | 1571, 1611 гг. | Разрушен в 1933-34 гг. |
Зачатьевский | XIVвек | 1547, 1623, 1812 гг. | Действующий |
Симонов | XIV век | 1379, 1771, 1795, 1930 гг. | Сохранился частично. Действующий |
Спасо-Андронников | XIV век | 1748, 1812, 1930 гг. | Действующий |
Алексеевский | XIV век | 1382, 1445, 1451, 1514, 1547, 1625, 1639, 1812, 1837, 1922 гг. | Восстановлен в 1850-1870 годах на новом месте. Действующий |
Высокопетровский (до 1505 года Петровский на высоком, Петропавловский) | XIV век | 1505., 1680-90, 1926 гг | Частично сохранился. Действующий |
Чудов | XIV век | 1382, 1771, 1812 гг. | Разрушен в 1930 году |
Николо-Перервинский | XVвек | XIXвек, 1940-70 гг. | Действующий |
Варсонофиевский, на Рву, Вознесенский | XVвек | Упразднен в 1764 г. | Разрушен. Оставшиеся монастырские здания снесли в начале 1930-х годов |
Моисеевский | XVI век | Разрушен в XVIII веке | |
Георгиевский (Егорьевский, Юрьевский) | XVIвек | Упразднен в 1812 г | Разрушен. Оставшиеся церкви снесли в 1935 году (кроме дворового здания келий) |
Ивановский | XVIвек | 1737, 1761, 1859, 1901, 1918 гг. | Частично сохранился. Действующий |
Заиконоспасский | XVIвек | 1737, 1812, 1851, 1929 гг. | Сохранился действующий храм и колокольня |
Новодевичий | XVIвек | начало XVIIвека | Действующий |
Донской | XVIвек | 1684, 1692, 1927 гг. | Действующий |
Никитский | XVIвек | 1755, 1861-68 гг. | Разрушен в 1935-37 годах |
Знаменский | XVIIвек | 1737, 1812, 1929, 1964 гг. | Разрушен. Сохранился действующий собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» |
Андреевский | XVIIвек | 1930-е годы | Действующий |
Страстной | XVIIвек | 1771, 1812 гг. | Разрушен в 1937 году |
Покровский | XVIIвек | 1833-1855, 1926 | Действующий |
Всехсвятский | XIXвек | Разрушен в 1922 году | |
Скорбященский | XIXвек | Сохранился действующий собор в честь Спаса Всемилостивого |
К сожалению, многие из этих монастырей уже не сохранились, от некоторых остались только отдельные храмы, у части монастырей в XIX-XX веках кардинально перестроены стены, превратившись из боевых башен и прясел в заборчики «от лихого человека», как у московского Николо-Перервинского или у подмосковного Спасо-Бородинского монастырей [8,9]. Но даже то, что сохранилось хотя бы частично, впечатляет.
В первую очередь обращают на себя внимание башни и стены Симонового, Новоспасского, Новодевичьего, Донского монастырей. Сразу видно серьёзное боевое предназначение. И становится понятно, что они не просто так построены в узловых точках столицы: у пересечения крупных дорог, вблизи проездных башен Белого и Китай-города, на берегах рек, на господствующих высотах (рисунок 1). И немало есть исторических примеров участия московских монастырей-крепостей в отражении осад города, от времён монголо-татарского нашествия до смутного времени.
Историческими примерами подтверждения этого тезиса может служить история крупнейших московских монастырей. Наиболее яркие из них – это история монастырей-крепостей из состава полукольца, защищавшего Москву с юга (Новодевичий, Симонов, Данилов, Андронников и другие). Окруженные могучими крепостными стенами, они могли служить опорными пунктами обороны города.
Типичным примером такого монастыря – форпоста на подступах к Москве является Новодевичий монастырь, расположенный к юго-западу от столицы. С момента своего возникновения, монастырь находился на первых рубежах защиты города в тех случаях, когда противник приближался по старой или новой Смоленским дорогам. С этими обстоятельствами связаны роль Новодевичьего монастыря в обороне Москвы при набегах крымских татар Казы-Гирея и Девлет-Гирея, жестокие бедствия, постигнувшие монастырь в Смутное время и при нашествии Наполеона в 1812 году.
Симонов монастырь играл важнейшую роль в обороне южных подступов к Москве. Пожалуй, ни один из монастырей-сторожей не имел таких мощных укреплений (рисунок 3). Ему неоднократно приходилось выдерживать нападения сначала монголо-татарских орд, а потом и польско-литовских интервентов.
Как и другие московские монастыри, Новоспасский Монастырь служил не только как место для православных верующих, но и крепостью на подступах к Москве, отражавшей в 1591 году набеги войска Казы-Гирея. Для усиления обороны, ограда монастыря, первоначально бревенчатая с бойницами, в 1640-1642 годах была заменена каменной стеной (рисунок 5).
В том же 1591 году важную роль в обороне города сыграл Данилов монастырь. В 1606 году у стен монастыря велись бои воинов царя Василия Шуйского с бунтовщиками, возглавляемыми Болотниковым. Архитектура сохранившихся строений наглядно напоминает о тех временах, когда монастыри ставились для защиты города на подступах к нему как «осадные дворы».
Донской монастырь был последним по времени создания из этого полукольца крепостей. Он стал предмостным укреплением Калужских ворот «Скородома» – Московской крепости, воздвигнутой в 1591 году. Место нового монастыря было выбрано, конечно, не только для того, чтобы увековечить победу над войсками крымского хана Казы-Гирея в 1591 году, но и стратегически продумано. Монастырь заполнил собой брешь, существовавшую в южном оборонительном поясе между Новодевичьим и Даниловым монастырями.
И ещё один факт истории монастырей, имеющий как оборонительное, так и духовное значение: сбор ополчения Минина и Пожарского в Москве перед атакой на кремль происходил на Крутицком подворье. В июле 1612 года второе ополчение Минина и Пожарского проходило неподалеку от Крутиц и в Успенском соборе подворья ополченцы клялись крестным целованием освободить Москву от иноземных захватчиков или положить свои головы. Так как в то время как главная святыня земли Русской — Успенский Собор Московского Кремля, находился в руках поляков, по существу Успенский собор Крутицкого подворья приобрел значение главного собора России.
Ну и конечно, в аспекте проблемы, затронутой в статье, логично вспомнить историю укреплений Троице-Сергиевой лавры. Она, хоть и находится в семидесяти километрах от Москвы, всегда относилась к Московской епархии. Каждый, кто бывал лавре, видел стоящий в центре обелиск. На четырёх сторонах которого описаны четыре события, в которых лавра спасала Россию:
1)Куликовская битва, на которую дал благословение князю Дмитрию Донскому святой Сергий Радонежский, он же направил в войско князя монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.
2)В смутное время Лавра помогала борьбе с оккупантами многочисленными пожертвованиями и сама выдержала страшную осаду 1609-1610 годов, защитив северную часть страны и положив начало освобождению столицы и всей Руси.
3)Лавра активно поддержала второе ополчение Минина и Пожарского, обеспечив его победу и выборы царя Михаила Федоровича, завершившие смуту на Руси.
4)Во время стрелецких мятежей ещё подросток, будущий император всероссийский Петр I дважды укрывался в стенах лавры от мятежников.
В ракурсе проблемы, рассматриваемой в статье, наиболее показателен второй эпизод, когда стрельцы и монахи Лавры в течение шестнадцати месяцев выдерживали осаду превосходящих сил противника, отразив несколько попыток штурма и доказав всей Руси возможность и необходимость сопротивления оккупантам.
Таким образом, исторический анализ наглядно показывает, что православные монастыри Москвы, да всей России, играли роль не только оплота веры, обучения, излечения и призрения. Не менее важен их вклад в военную историю нашей Родины. Как показал исторический анализ, роль старинных православных монастырей аналогична современному подходу к средствам “двойного назначения и применения”. Они, как и сейчас ряд предприятий и специальных сооружений, в мирное время использовались как гражданские объекты, в суровое для Родины время выполняли оборонительные функции.
И как показала практика, выполняли достаточно успешно. В хронологии православных монастырей тесно переплетается история православия и государства Российского, история сохранения Руси и самоидентичности русского народа.
Библиографический список
- Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988.
- Гуляницкий Н.Ф. Древнерусское градостроительство X–XV веков. Под ред. Н.Ф. Гуляницкого. М., 1993.
- Шперк В.Ф. История фортификации. М., 1957.
- Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV–XV вв. М., 1957.
- Раппопорт П.А. Древние русские крепости. М., 1965.
- Выголов В.П. Надвратные храмы древней Руси (проблемы эволюции и происхождения) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: столица и провинция. М., 1994.
- Тиханычев О.В. Поле русской славы // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13754
- Тиханычев О.В. Лейб-гвардейская артиллерия России: юбилеи, которые не случились // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/13938