КРЕПОСТИ ВЕРЫ, И НЕ ТОЛЬКО…

Тиханычев Олег Васильевич
27 Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России
кандидат технических наук, профессор Академии военных наук

Аннотация
До настоящего времени ведётся дискуссия об оборонном значении различных монастырей. Среди историков существуют различные мнения по этому вопросу. В статье, на примере истории монастырей Москвы, сделан вывод в пользу сторонников версии использования монастырей в качестве крепостных сооружений.

Ключевые слова: история Москвы, московские монастыри, оборонительные сооружения, фортификация


FORTRESS OF FAITH, AND NOT ONLY...

Tikhanychev Oleg Vasilievich
27th Central Research Institute of the Ministry of Defence of Russia
Research Administration of the 27th Central Research Institute of the Ministry of Defence of Russia candidate of technical sciences, professor

Abstract
To date, conducted a discussion about the meaning of defense monasteries. Among historians, there are different views on this issue. In an article on the example of the history of Moscow monasteries, concluded in favor of the supporters versions use the monasteries as fortifications.

Keywords: fortification, Moscow monasteries, the fortress, the history of Moscow


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Тиханычев О.В. Крепости веры, и не только… // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14562 (дата обращения: 21.02.2024).

Среди историков периодически возникали и сейчас возникают дискуссии об оборонном значении культовых сооружений, в том числе – православных монастырей. Сторонниками версии оборонительного значения монастырей являлись историки Н.Н.Воронин, М.А.Ильин, П.Н.Максимов, В.В. Косточкин и ряд других [1,2,3]. С определённым сомнением относились к оборонной версии М.Н.Тихомиров, П.А.Раппопорт, В.П.Выголов [4,5,6]. Подтверждением или опровержением правоты тех или иных взглядов, может служить анализ истории московских монастырей.

Москва, как подавляющее большинство старых русских городов, строилась от укреплённого центра, нарастая увеличивающимися окружностями укреплений: Кремль, Китай-город, Белый город и кольцо земляных валов. Следы этих укреплений и сейчас хорошо видны или прослеживаются в названиях улиц, бульваров и площадей столицы. И если нанести на карту Москвы и сравнить с местами расположения существующих или ранее существовавших городских укреплений расположение московских монастырей (рисунок 1), вырисовывается любопытная картина: практически все монастыри расположены у въездных дорог, вблизи их воротных укреплений. На карте ясно выделяются скопления монастырей у проездных ворот Кремля и Китай-города, кольцо монастырей вблизи проездных башен Белого города, южное полукольцо, прикрывающее основные сухопутные и водные пути к Москве. И если внимательно присмотреться к архитектуре монастырей, становится понятно, что это расположение не случайно.

Рисунок 1.Современная схема расположения монастырей Москвы

Напомним, что в разное время на территории Москвы располагалось довольно значительное число монастырей, которые иногда меняли место расположения, перестраивались, закрывались и открывались вновь. Точно указать их количество и состояние можно только на определённый временной период. На гравюре XIX века «Вид Москвы с монастырями (Церковный град Москва)» (рисунок 2) можно насчитать 24 монастыря, на современной карте Москвы – меньше двух десятков монастырей в той или иной степени сохранности. Список некоторых из них приведён в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень московских монастырей

Название

Дата основания

Даты основных перестроек

Современное состояние

Богоявленский XIII век 1610, 1687, 1737, 1929-33 гг. В основном разрушен. Представлен действующим Богоявленским собором
Новоспасский (до 1490 года Спасский в Кремле) XIII век 1640-42 гг. Действующий
Даниловский XIII век 1330, 1560, 1930 гг. вторая половинаXVIIв Действующий
Рождественский XIIIвек 1500, 1547 гг. Действующий
Зареченский «Никола старый» XIIIвек XVIIIвек Не сохранился. Представлен действующей церковью Св.Николая чудотворца на Берсеневке
Сретенский XIV век XVIII век, 1928-30 гг Не сохранился. Представлен действующим собором Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Никольский (Греческий) XIV век в XVII—XVIII веках Разрушен в 1930-35 году
Златоустовский XIVвек 1571, 1611 гг. Разрушен в 1933-34 гг.
Зачатьевский XIVвек 1547, 1623, 1812 гг. Действующий
Симонов XIV век 1379, 1771, 1795, 1930 гг. Сохранился частично. Действующий
Спасо-Андронников XIV век 1748, 1812, 1930 гг. Действующий
Алексеевский XIV век 1382, 1445, 1451, 1514, 1547, 1625, 1639, 1812, 1837, 1922 гг. Восстановлен в 1850-1870 годах на новом месте. Действующий
Высокопетровский (до 1505 года Петровский на высоком, Петропавловский) XIV век 1505., 1680-90, 1926 гг Частично сохранился. Действующий
Чудов XIV век 1382, 1771, 1812 гг. Разрушен в 1930 году
Николо-Перервинский XVвек XIXвек, 1940-70 гг. Действующий
Варсонофиевский, на Рву, Вознесенский XVвек Упразднен в 1764 г. Разрушен. Оставшиеся монастырские здания снесли в начале 1930-х годов
Моисеевский XVI век Разрушен в XVIII веке
Георгиевский (Егорьевский, Юрьевский) XVIвек Упразднен в 1812 г Разрушен. Оставшиеся церкви снесли в 1935 году (кроме дворового здания келий)
Ивановский XVIвек 1737, 1761, 1859, 1901, 1918 гг. Частично сохранился. Действующий
Заиконоспасский XVIвек 1737, 1812, 1851, 1929 гг. Сохранился действующий храм и колокольня
Новодевичий XVIвек начало XVIIвека Действующий
Донской XVIвек 1684, 1692, 1927 гг. Действующий
Никитский XVIвек 1755, 1861-68 гг. Разрушен в 1935-37 годах
Знаменский XVIIвек 1737, 1812, 1929, 1964 гг. Разрушен. Сохранился действующий собор в честь иконы Божией Матери «Знамение»
Андреевский XVIIвек 1930-е годы Действующий
Страстной XVIIвек 1771, 1812 гг. Разрушен в 1937 году
Покровский XVIIвек 1833-1855, 1926 Действующий
Всехсвятский XIXвек Разрушен в 1922 году
Скорбященский XIXвек Сохранился действующий собор в честь Спаса Всемилостивого

К сожалению, многие из этих монастырей уже не сохранились, от некоторых остались только отдельные храмы, у части монастырей в XIX-XX веках кардинально перестроены стены, превратившись из боевых башен и прясел в заборчики «от лихого человека», как у московского Николо-Перервинского или у подмосковного Спасо-Бородинского монастырей [8,9]. Но даже то, что сохранилось хотя бы частично, впечатляет.

Рисунок 2.Гравюра «Вид Москвы с монастырями (Церковный град Москва)»

В первую очередь обращают на себя внимание башни и стены Симонового, Новоспасского, Новодевичьего, Донского монастырей. Сразу видно серьёзное боевое предназначение. И становится понятно, что они не просто так построены в узловых точках столицы: у пересечения крупных дорог, вблизи проездных башен Белого и Китай-города, на берегах рек, на господствующих высотах (рисунок 1). И немало есть исторических примеров участия московских монастырей-крепостей в отражении осад города, от времён монголо-татарского нашествия до смутного времени.

Историческими примерами подтверждения этого тезиса может служить история крупнейших московских монастырей. Наиболее яркие из них – это история монастырей-крепостей из состава полукольца, защищавшего Москву с юга (Новодевичий, Симонов, Данилов, Андронников и другие). Окруженные могучими крепостными стенами, они могли служить опорными пунктами обороны города.

Типичным примером такого монастыря – форпоста на подступах к Москве является Новодевичий монастырь, расположенный к юго-западу от столицы. С момента своего возникновения, монастырь находился на первых рубежах защиты города в тех случаях, когда противник приближался по старой или новой Смоленским дорогам. С этими обстоятельствами связаны роль Новодевичьего монастыря в обороне Москвы при набегах крымских татар Казы-Гирея и Девлет-Гирея, жестокие бедствия, постигнувшие монастырь в Смутное время и при нашествии Наполеона в 1812 году.

Симонов монастырь играл важнейшую роль в обороне южных подступов к Москве. Пожалуй, ни один из монастырей-сторожей не имел таких мощных укреплений (рисунок 3). Ему неоднократно приходилось выдерживать нападения сначала монголо-татарских орд, а потом и польско-литовских интервентов.

Рисунок 3.Соляная башня Симонового монастыря
Рисунок 4.Святые ворота Спасо-Андронникова монастыря, реализованные в форме укрепления типа “захаб”

Как и другие московские монастыри, Новоспасский Монастырь служил не только как место для православных верующих, но и крепостью на подступах к Москве, отражавшей в 1591 году набеги войска Казы-Гирея. Для усиления обороны, ограда монастыря, первоначально бревенчатая с бойницами, в 1640-1642 годах была заменена каменной стеной (рисунок 5).

Рисунок 5.Башни и прясла Новоспаского монастыря

В том же 1591 году важную роль в обороне города сыграл Данилов монастырь. В 1606 году у стен монастыря велись бои воинов царя Василия Шуйского с бунтовщиками, возглавляемыми Болотниковым. Архитектура сохранившихся строений наглядно напоминает о тех временах, когда монастыри ставились для защиты города на подступах к нему как «осадные дворы».

Донской монастырь был последним по времени создания из этого полукольца крепостей. Он стал предмостным укреплением Калужских ворот «Скородома» – Московской крепости, воздвигнутой в 1591 году. Место нового монастыря было выбрано, конечно, не только для того, чтобы увековечить победу над войсками крымского хана Казы-Гирея в 1591 году, но и стратегически продумано. Монастырь заполнил собой брешь, существовавшую в южном оборонительном поясе между Новодевичьим и Даниловым монастырями.

Рисунок 6.Угловая башня Донского монастыря

И ещё один факт истории монастырей, имеющий как оборонительное, так и духовное значение: сбор ополчения Минина и Пожарского в Москве перед атакой на кремль происходил на Крутицком подворье. В июле 1612 года второе ополчение Минина и Пожарского проходило неподалеку от Крутиц и в Успенском соборе подворья ополченцы клялись крестным целованием освободить Москву от иноземных захватчиков или положить свои головы. Так как в то время как главная святыня земли Русской — Успенский Собор Московского Кремля, находился в руках поляков, по существу Успенский собор Крутицкого подворья приобрел значение главного собора России.

Рисунок 7.Танк Т-34-85 на территории Донского монастыря как напоминание о колонне «Дмитрий Донской», подаренной церковью армии в годы Великой Отечественной войны

Ну и конечно, в аспекте проблемы, затронутой в статье, логично вспомнить историю укреплений Троице-Сергиевой лавры. Она, хоть и находится в семидесяти километрах от Москвы, всегда относилась к Московской епархии. Каждый, кто бывал лавре, видел стоящий в центре обелиск. На четырёх сторонах которого описаны четыре события, в которых лавра спасала Россию:

1)Куликовская битва, на которую дал благословение князю Дмитрию Донскому святой Сергий Радонежский, он же направил в войско князя монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.

2)В смутное время Лавра помогала борьбе с оккупантами многочисленными пожертвованиями и сама выдержала страшную осаду 1609-1610 годов, защитив северную часть страны и положив начало освобождению столицы и всей Руси.

3)Лавра активно поддержала второе ополчение Минина и Пожарского, обеспечив его победу и выборы царя Михаила Федоровича, завершившие смуту  на Руси.

4)Во время стрелецких мятежей ещё подросток, будущий император всероссийский Петр I дважды укрывался в стенах лавры от мятежников.

В ракурсе проблемы, рассматриваемой в статье, наиболее показателен второй эпизод, когда стрельцы и монахи Лавры в течение шестнадцати месяцев выдерживали осаду превосходящих сил противника, отразив несколько попыток штурма и доказав всей Руси возможность и необходимость сопротивления оккупантам.

Таким образом, исторический анализ наглядно показывает, что православные монастыри Москвы, да всей России, играли роль не только оплота веры, обучения, излечения и призрения. Не менее важен их вклад в военную историю нашей Родины. Как показал исторический анализ, роль старинных православных монастырей аналогична современному подходу к средствам “двойного назначения и применения”. Они, как и сейчас ряд  предприятий и специальных сооружений, в мирное время использовались как гражданские объекты, в суровое для Родины время выполняли оборонительные функции.

И как показала практика, выполняли достаточно успешно. В хронологии православных монастырей тесно переплетается история православия и государства Российского, история сохранения Руси и самоидентичности русского народа.


Библиографический список
  1. Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988.
  2. Гуляницкий Н.Ф. Древнерусское градостроительство X–XV веков. Под ред. Н.Ф. Гуляницкого. М., 1993.
  3. Шперк В.Ф. История фортификации. М., 1957.
  4. Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV–XV вв. М., 1957.
  5. Раппопорт П.А. Древние русские крепости. М., 1965.
  6. Выголов В.П. Надвратные храмы древней Руси (проблемы эволюции и происхождения) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: столица и провинция. М., 1994.
  7. Тиханычев О.В. Поле русской славы // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13754
  8. Тиханычев О.В. Лейб-гвардейская артиллерия России: юбилеи, которые не случились // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/13938


Все статьи автора «Oberst»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: