Социализация и самореализация как категории современной педагогической науки представляют интерес в многомерном исследовании возможностей и связи социальных и образовательных процессов, в результате которых личность формирует социально-образовательный опыт решения задач развития и самоутверждения, самоактуализации и рефлексии, этому свидетельствует практика определения и решения задач детерминации и верификации качества организации и детализации современной социализации и самореализации личности [1-10].
Использование педагогического моделирования [11-12] в уточнении и решении задач детерминации понятийного аппарата педагогической науки [13] определяется в модели повышения качества подготовки педагогов к выполнению трудовых функций [14-15] в структуре использования технологии системно-педагогического моделирования [16], верифицирующей истинность и объективность развития личности в модели продуктивного обучения и профессионального становления личности, где самостоятельность и продуктивность [17-18] как ценности и функции профессионального становления и профессиональной подготовки педагога предопределяют успешность и состоятельность любой личностно, социально и профессионально значимой практики.
Выделяя направления социализации и самореализации личности в системе взаимодополняемых направлений (спорт, наука, искусство, культура и пр.), мы будем анализировать возможность продуктивного становления и социальной востребованности продуктов жизнедеятельности личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования, где процессу и качеству формирования культуры самостоятельной работы [19-23] отводится должная роль, предопределяющая практику решения задач современного образования в моделях компетентностного, функционального, полифункционального, полисистемного подходов.
Социализация личности и самореализация личности могут быть рассмотрены в различных направлениях исследования научно-педагогического генеза. Одним из направлений детерминации категории «социализация» и категории «самореализация» является направление уточнения категории в модели современной педагогической методологии [24], данная возможность реализуется в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика» [25-30] и «Практическая педагогика» [31-37], где педагогическая рефлексия [38] обеспечивает практику верификации качества не только детерминаций, но и создаваемых и реализуемых идеальных и материальных продуктов творчества педагогов [39-46].
Попытаемся уточнить категории «социализация» и «самореализация» в модели современной педагогической методологии и показать различные направления воспроизводства социального опыта личности и условия самореализации в поликультурной образовательной среде.
Социализация с точки зрения акмеологического подхода – процесс и результат (продукт) акмеверифицированного включения развивающейся личности в систему социальных отношений, предопределяющих верификацию и оптимизацию формирования социального опыта и опыта ведущей деятельности личности в модели поликультурной образовательной практики (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс определения и оптимизации условий развития личности в системе социально значимых приоритетов, ценностей и норм культуры, науки, искусства, спорта и пр., верифицирующих устойчивое продуктивное развитие личности как ценности и продукта социальных изменений и способов воспроизводства всех единиц и функций общества (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения герменевтического подхода – процесс познания социальных отношений и норм культуры в практике верификации условий и возможностей многомерного развития личности, предопределяющего формирование неустанно развивающейся личности в трех ведущих направлениях: «Я – гражданин», «Я – семьянин», «Я – труженик», системно визуализирующих и детализирующих возможность развития и самосохранения общества и личности (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения гносеологического подхода – продукт современной культуры, модифицирующий условия и возможности развития личности в модели поликультурного образования как гаранта стабильного развития и взаимодействия личности в социальных и профессиональных отношениях (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения деятельностного подхода – процесс оптимизации условий развития личности в обществе, детализируемый в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах самоутверждения личности через продукты ведущей деятельности и хобби (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения диалектического подхода – ресурс и механизм развития и саморазвития личности в модели социальных и профессиональных отношений, детализирующих гибкость и устойчивость, креативность и продуктивность личностного и группового потенциала развития, качество и уточнения которых представляют собой иерархию и многомерную полифункциональную практику решения внутриличностных и мультисредовых противоречий (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения диалогического подхода – условие продуктивного развития личности в модели поликультурных отношений и способов воспроизводства благ и ценностей, продуктов и ресурсов развития антропосистемы (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения информационного подхода – процесс жизнеобеспечения личности в модели социальных отношений, строящихся в иерархии формируемых ценностей, целей, приоритетов развития, информационных потоках и прочих новообразованиях социума, стабилизирующих развитие личности и общества в практике определения и решения противоречий социального, профессионального и личностного генеза (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения исторического подхода – процесс верификации качества включения развивающейся личности в социальные отношения и нормы культуры, регламентирующей все способы и формы взаимодействия и самоутверждения личности, определяющие историю и ее ход развития событий главной ценностью, обеспечивающей возможность позитивного изменения личности и общества, социально определяемых единиц и функций, сохраняющих уникальность общества и личности во взаимосвязи (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения компетентностного подхода – процесс верификации качества формирования компетенций (единство социального опыта, детерминируемого в модели «знать», «уметь», «владеть»), реализующих условия развития личности и антропосреды в многомерной практике определения и решения противоречий целостного развития личности и общества, культуры и научно-педагогической мысли (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения культурологического подхода – механизм верификации качества развития личности в модели поликультурных отношений, располагающих общество и личность к уникальному и индивидуализированному изменению отношения к качеству и возможностям развития и самореализации личности, строящихся на ценностях гуманизма и продуктивности, от качества которых зависит и жизнеспособность культуры общества и жизнеспособность развивающейся личности (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения личностного подхода – механизм акмеверифицированного развития личности в модели поликультурных отношений, определяющих и верифицирующих специфику выбора возможностей и ограничений определения и решения противоречий социального, профессионального и внутриличностного генеза (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения мультисредового подхода – условие продуктивного самоутверждения личности в системе ценностей и приоритетов развития общества, многомерность задачи поиска и возможности нахождения решений детерминированы общечеловеческими ценностями и потенциалом развития общества и личности, где мультисреда является новообразованием социально-профессиональных отношений, детерминируемых и оптимизируемых в микро-, мезо-, макромасштабах детерминации и оптимизации (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения полифункционального подхода – процесс многомерной практики решения задачи включения развивающейся личности в социальные (профессиональные) отношения, способы воспроизводства социальных (профессиональных) благ, ценностей продуктов культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений описываемого явления, визуализирующего устойчивость и успешность развития и саморазвития как ресурсов и механизмов стабилизации и самовосстановления социобиокультурных отношений (Саломатин А. Г., 2015).
Социализация с точки зрения функционального подхода – процесс ситуативной практики решения задачи включения развивающейся личности в социальные (профессиональные) отношения, способы воспроизводства социальных (профессиональных) благ, ценностей продуктов культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений описываемого явления, визуализирующего устойчивость и успешность развития и саморазвития как ресурсов и механизмов стабилизации и самовосстановления социобиокультурных отношений в одном из возможных направлений описываемого процесса, качество которого определяется в функциях социального генеза, регламентирующих уникальность сосуществования личности и общества (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения акмеологического подхода – процесс определения и решения противоречий внутриличностного генеза в модели современной культуры и норм воспроизводства социальных и производственных отношений, системно верифицирующих возможность развития и самоутверждения личности в продуктах ведущей деятельности и общества (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс и продукт определения и решения противоречий в модели «хочу – могу – надо – есть», верифицирующих устойчивое развитие и саморазвитие личности как ценности и результата социальных и профессиональных отношений (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения герменевтического подхода – процесс определения личностью приоритетов и возможностей развития личности в системе и иерархии продуктов современной культуры и науки, спорта и искусства, предопределяющих неустанное повышение качества деятельности личности в определении и решении мультикультурных и внутриличностных противоречий (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения гносеологического подхода – ресурс познания реализуемых возможностей личности в качественном решении противоречий целостного социально-профессионального процесса, предопределяющего появление новых и инновационных средств и продуктов современной культуры и научного знания, повышающих уровень жизни и качество реализации идей продуктивности и гуманизма личностью, группой и обществом в целом (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения деятельностного подхода – процесс верификации качества решения противоречий деятельностного генеза в социальных и профессиональных отношениях, предопределяющих условия и формы воспроизводства социального опыта и механизмы самоидентификации качества развития в продуктах деятельности и общения личности и общества, культуры и цивилизации (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения диалектического подхода – механизм развития культуры и общества в модели воспроизводства личностью опыта деятельности и общения в практике решения внутриличностных противоречий и моделирования продуктов деятельности личности, являющихся уникальными элементами самодетерминации и самоидентификации, саморазвития и становления личности (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения диалогического подхода – механизм и продукт самоидентификации личности в модели продуктивного самовыражения и самоутверждения, где общение является уникальной ценностью и атрибутом развития антропосреды, обеспечивающей воспроизводство продуктов в модели развития и оптимизации условий и свойств развития личности и социума (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения информационного подхода – процесс становления личности в модели традиционного и инновационного информационного обогащения личности, обеспечивающего получение новых продуктов деятельности и общения личности и социума (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения исторического подхода – механизм верификации качества развития личности в модели принятия норм и условий развития культуры и общества, детерминируемых и оптимизируемой в ресурсах истории как продукта развития антропосреды и ноосферы (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения компетентностного подхода – процесс формирования различного рода компетенций, обеспечивающих многомерный поиск и решение задач развития и саморазвития личности в системе поликультурных отношений и способах воспроизводства норм антропосреды (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения культурологического подхода – продукт культуры и научно-педагогической практики самоидентификации, саморазвития, самоутверждения и социализации личности в многомерном культурно-историческом полифункциональном процессе определения и решения различного рода противоречий и дилемм, предопределяющих качество продукта деятельности личности и социума (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения личностного подхода – процесс определения личностью условий и возможностей, практики и перспектив продуктивного решения противоречий, предопределяющих повышение качества жизни личности и общества в системе микро-, мезо-, макро- и мегарассмотрения качества определения и решения задач развития (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения мультисредового подхода – продукт культуры и мультисреды, определяемый в возможностях и достижениях личности, полученных в мультисреде самостоятельно (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения полифункционального подхода – процесс определения и достижения, верификации и детализации качества продуктов ведущей деятельности и хобби личности, включенной в социальные и профессиональные отношения и способы самоутверждения, где полифункциональность определяется в возможностях личности и пространства определять и оптимизировать трудовые, социальные и прочие функции, являющиеся стабилизаторами всего развития как ресурса и механизма самосохранения антропосреды, ноосферы и личности (Саломатин А. Г., 2015).
Самореализация с точки зрения функционального подхода – процесс определения и принятия трудовых функций личности в модели непрерывного профессионального образования как гаранта стабильного развития и самоутверждения личности, определяющей продукты своей деятельности базовым условием самосохранения и социализации, самоидентификации и саморазвития (Саломатин А. Г., 2015).
Различные направления воспроизводства социального опыта личности и условия самореализации в поликультурной образовательной среде представляют собой интерес с точки зрения профессионального становления педагога. В таком понимании все продукты ведущей деятельности и хобби личности представляют собой в оценке качества достигнутый уровень воспроизводства ценностей и научно-технического прогресса.
Библиографический список
- Баландов К. Г., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Специфика уточнения понятия «самореализация» в структуре занятий физической культурой и спортом // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (Челябинск, 10 сентября 2015 г.). Челябинск : Аэтерна, 2015. С.4-6.
- Бойкова И.В., Якушева И.М., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в системе среднего профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12507
- Колесников А. Н., Шварцкопф Е. Ю., Кононцова Я. С. Специфика педагогического моделирования в решении задач социализации личности через спорт // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (Челябинск, 10 сентября 2015 г.). Челябинск : Аэтерна, 2015. С.23-25.
- Кононцова Я.С. Роль и возможности информационной культуры обучающегося в формировании потребности в продуктивной самоидентификации и продуктивной самореализации // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III Международной научно-практической конференции 29 мая 2015г. в 3-х т. Т. 2 / под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С.126-130.
- Пьянков И. В., Бойкова И. В. Особенности детерминации категориального аппарата современной педагогики в структуре изучения исторического подхода // В мире науки и инноваций : сборник статей Международной научно-практической конференции (Казань, 13 сентября 2015 г.). – Казань: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.74-76.
- Тагиров Р. М. Некоторые особенности самореализации и самовоспитания юношей, занимающихся каратэ // Перспективы модернизации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.117-119.
- Тамачаков Е. В., Бойкова И. В. Продуктивная самореализация студента в структуре творческой, издательской работы // Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 94-95.
- Усов Н. Я., Бойкова И. В. Специфика определения возможностей социализации и самореализации обучающихся средних профессиональных учреждений // Перспективы модернизации современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 8 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.76-78.
- Хиля В. А. Некоторые особенности самосовершенствования и самореализации обучающихся, занимающихся каратэ // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 8 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.178-179.
- Хуснутдинова Н. С. Особенности социализации и самореализации личности обучающегося через бокс // Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.101-103.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-1 (40). С. 140-143.
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов в ресурсах теории управления и профессионального образования // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 142-151.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
- Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Свинаренко В.Г., Горбунов А.Н., Кузнецов А.П. Некоторые аспекты детерминации и изучения корпоративной культуры в структуре поиска оптимальных условий ее формирования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 (37). С. 11-14.
- Свинаренко В.Г., Коновалов С.В., Апанасова А.С. Специфика детерминации и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/54032
- Трофимова И.А., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Некоторые аспекты изучения основ нормативно-правового обеспечения образования будущими педагогами в структуре их общепедагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 (37). С. 15-21.