ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЗНАНИЙ И ОЦЕНОЧНЫХ ПОЗИЦИЙ ДЕТЬМИ И СТУДЕНТАМИ – МИГРАНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Бельмесова Марина Вадимовна1, Святова Анастасия Константиновна1
1Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, студент

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы этнокультурной социализации детей и студентов-мигрантов в образовательной среде города Мурома, приводятся результаты эмпирического исследования, предлагается комплексная психолого-педагогической программа, направленная на совершенствование подходов решения проблем в поликультурной образовательной среде.

Ключевые слова: мигранты, образовательная среда, студенты-мигранты, этнокультурная социализация


CONTINUITY OF KNOWLEDGE AND ESTIMATED POSITIONS CHILDREN AND STUDENTS - MIGRANTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Belmesova M. V.1, Svyatov A.K.1
1Murom institute (branch) of the Vladimir state university of a name of Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletovykh, student

Abstract
In article problems of ethnocultural socialization of children and students migrants in the educational environment of the city of Murom are considered, results of empirical research are given, the program directed on improvement of approaches of the solution of problems in the polycultural educational environment is offered complex psychology and pedagogical.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бельмесова М.В., Святова А.К. Преемственность знаний и оценочных позиций детьми и студентами - мигрантами в образовательной среде // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/02/5884 (дата обращения: 23.02.2024).

На современном этапе в Российской Федерации ежегодно увеличиваются миграционные процессы, которые определяют состояние взаимодействия различных этнических культур с российской культурой, их взаимовлияние и изменение [1, с.22].

Вследствие трудовой миграции появилось большое количество детей – мигрантов, испытывающих трудности в адаптации к другой культуре. Именно данный процесс обуславливает возникновение проблем психологического характера: чувство подавленности, страха, психическую неуравновешенность[2, Т. 17. с.14 – 16]. Также с каждым годом стремительно усиливается студенческая миграция.  Студенты-мигранты это особая возрастная и социальная категория населения, характеризующаяся рядом специфических проблем. Смена социального окружения, вхождение в новую этническую среду, материальная неустроенность, повышенная значимость тесных эмоциональных контактов с одновременным страхом отвержения – вот далеко не полный перечень проблем, затрудняющих процесс адаптации к образовательной среде вуза, а также к студенческому коллективу. Такие студенты нуждаются в социальной и психологической поддержке окружающих.

В связи с усилением процесса миграции в России проблема обучения и воспитания детей и студентов мигрантов не теряет своей актуальности. В последние годы к ее решению активно подключаются не только социологи и педагоги, но и психологи. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей и студентов-мигрантов означает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированной поддержки, формирование «принимающего сознания».

Образовательные учреждения России неоднородны по национальному составу, однако в них нет достаточного количества социально-педагогических условий, способствующих успешной социализации детей и студентов-мигрантов в новой социокультурной среде.

Степень научной разработанности проблемы недостаточно высока, но с каждым годом увеличивается количество исследователей, занимающихся данной проблемой. Адаптацию иностранных студентов к условиям жизни и обучения в России изучали М.И Витковская, О.А. Овсяник, О.Г. Доморовская. В.И. Мукомель исследовал грани толерантности, Е.Б Белоенко изучала проблемы межэтнической толерантности иностранных студентов при их обучении в неродной языковой среде. В педагогической литературе проблема сопровождения адаптации рассматривалась М.Р. Битяновой, В.П. Бондаревым, Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Изучению социально-педагогической деятельности с детьми-мигрантами посвящены работы многих авторов. Компаративистскими и историко-педагогическими исследованиями занимались Л. М. Сухорукова, И. В. Бабенко, М. Л. Геворкян. Психологический аспект проблемы адаптации детей мигрантов рассматривался в работах Т.В. Бурковской, С.Г. Шестопаловой. На основе теоретических концепций  И. В. Бабенко, А. Сластенина, разработаны направления совершенствования российской адаптационной миграционной системы образования и вопросы социальной адаптации вынужденных детей мигрантов [3, с. 98].

На основе аксиологического подхода нами была разработана программа этнокультурной социализации детей и студентов-мигрантов, которая позволит научить их справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, помочь эффективно общаться, учиться, жить и работать в поликультурной среде, минимизировать конфликты, вызванные межкультурным непониманием.

Целью программы является вовлечение детей и студентов мигрантов в социальное и культурное пространство учебного заведения, а так же воспитание культуры межнационального общения и толерантного поведения в социальном окружении образовательных мигрантов.

Для успешной адаптации детей и студентов-мигрантов к новой социокультурной среде необходима комплексная работа специалистов по организации социально-педагогической поддержки и психологическому сопровождению, заключающаяся в оказании педагогической помощи, направленной на осознание социокультурных особенностей новой среды, новых ценностей, и поиск в базовой структуре таких детей и студентов, которые соответствовали бы новым требованиям и ценностям, что способствует успешной адаптации в самом сообществе.

Содержание работ:

1)           Входная диагностика – проведение исследований социоэтнокультурной среды школьников и социоэтнокультурного студенческого пространства. Среди школьников и студентов проводится анкетный опрос и интервьюирование с целью выявления отношения учащихся принимающей стороны к детям и студентам-мигрантам. Данный этап позволит четко сформулировать основные направления работы.

2)           Проведение информационной кампании – выпуск, распространение в образовательных учреждениях информационных материалов: буклетов, создание социальной рекламы для школьников и студентов, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам адаптации и социализации образовательных мигрантов. На этом этапе осуществляется пропаганда этнокультурной толерантности в детской и молодежной среде, профилактика мигрантофобии и, как следствие, минимизация межэтнических конфликтов и межкультурному общению.

3)           Организация психологических, игровых и этнокультурных тренингов, в которых не поведенческие умения являются центральным звеном повышения компетентности в общении. Они дают возможность индивиду осознать  естественные межличностные ситуации и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций. На данном этапе происходит осуществление нормативно – организационной рефлексии.

4)           Организация совместной культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях. Проведение национальных праздников, спортивных мероприятий и вовлечение в них мигрантов.  Организация дня толерантности, включающего в себя уроки толерантности, классные часы, беседы. Посещения музеев, выставок, театров, кинотеатров, концертов и т.п. Привлечение образовательных мигрантов в кружки и секции. На данном этапе происходит глубокое социально-психологическое воздействие на самих мигрантов и детей и студентов принимающей стороны.

5)           Организация индивидуальных  и групповых занятий обучения русскому языку. Увеличение количества часов для углубленного изучения языка принимающей стороны. Увеличение часов социально-гуманитарных дисциплин для воспитания, развития детей и  студентов-мигрантов, формирования у них гражданственности, патриотизма, толерантности, этнического самосознания, для освоения ценностей, накопления этнокультурных знаний, обеспечивающих становление этнокультурной личности. Проведение активных форм учебной работы с обратной связью. Использование новых форм предъявления информации: наглядные тексты, графики, диаграммы, схемы, компьютерные программы, аудио-видеоматериалы. Организация индивидуальных  и групповых занятий обучения часто использующихся грамматических форм русского языка (фразы, имеющие множественное значение, русский юмор, подача основных данных, необходимых для формирования социальных отношений).

6)           Итоговая диагностика – заключительное обследование социоэтнокультурной среды школьников и социоэтнокультурного студенческого пространства, после внедрения программы этнокультурной социализации детей и студентов-мигрантов. Оценка ее эффективности.

Специалисты, сопровождающие детей и студентов-мигрантов в процессе адаптации, должны обладать  коммуникативной и психологической компетентностью, позволяющей установить и оптимизировать с ними контакт.

Исследование создает фактологическую базу,  которая может быть использована для изучения  проблем социализации детей и студентов-мигрантов в образовательной среде.

Программа этнокультурной социализации детей и студентов-мигрантов  способствует решению образовательных проблем, социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания. На сегодняшний день нет аналога данных программ преемственности школа-институт.

Разработанная программа может быть использована образовательными учреждениями, что создаст конструктивную поликультурную образовательную среду, исключающую конфликты и непонимания на межэтнической основе. Данный аспект может оказать положительное воздействие на гармоничную адаптацию подростков в высшем и среднем образовательном учреждении. В дальнейшем они станут наиболее мобильными в трудовой деятельности и профессиональном обогащении посредством принятия инокультурного опыта.


Библиографический список
  1. Бельмесова М.В. Социально-культурная адаптация студентов-мигрантов в условиях ВУЗа МИВлГУ// Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». – Вып. 3. Т. 17. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – 98с.
  2. Святова А.К., Социально – педагогическая адаптация детей – мигрантов в общеобразовательном учреждении //Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно практической конференции “Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012″, Одесса,2012. Вып. 3. Т. 17. с.14 – 16;
  3. Можейко А.В. Автореферат дис. … к-та педагог. наук. Тамбов, 2005 – 22 с.


Все статьи автора «AnastasKonst»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: