На современном этапе в Российской Федерации ежегодно увеличиваются миграционные процессы, которые определяют состояние взаимодействия различных этнических культур с российской культурой, их взаимовлияние и изменение [1, с.22].
Вследствие трудовой миграции появилось большое количество детей – мигрантов, испытывающих трудности в адаптации к другой культуре. Именно данный процесс обуславливает возникновение проблем психологического характера: чувство подавленности, страха, психическую неуравновешенность[2, Т. 17. с.14 – 16]. Также с каждым годом стремительно усиливается студенческая миграция. Студенты-мигранты это особая возрастная и социальная категория населения, характеризующаяся рядом специфических проблем. Смена социального окружения, вхождение в новую этническую среду, материальная неустроенность, повышенная значимость тесных эмоциональных контактов с одновременным страхом отвержения – вот далеко не полный перечень проблем, затрудняющих процесс адаптации к образовательной среде вуза, а также к студенческому коллективу. Такие студенты нуждаются в социальной и психологической поддержке окружающих.
В связи с усилением процесса миграции в России проблема обучения и воспитания детей и студентов мигрантов не теряет своей актуальности. В последние годы к ее решению активно подключаются не только социологи и педагоги, но и психологи. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей и студентов-мигрантов означает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированной поддержки, формирование «принимающего сознания».
Образовательные учреждения России неоднородны по национальному составу, однако в них нет достаточного количества социально-педагогических условий, способствующих успешной социализации детей и студентов-мигрантов в новой социокультурной среде.
Степень научной разработанности проблемы недостаточно высока, но с каждым годом увеличивается количество исследователей, занимающихся данной проблемой. Адаптацию иностранных студентов к условиям жизни и обучения в России изучали М.И Витковская, О.А. Овсяник, О.Г. Доморовская. В.И. Мукомель исследовал грани толерантности, Е.Б Белоенко изучала проблемы межэтнической толерантности иностранных студентов при их обучении в неродной языковой среде. В педагогической литературе проблема сопровождения адаптации рассматривалась М.Р. Битяновой, В.П. Бондаревым, Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
Изучению социально-педагогической деятельности с детьми-мигрантами посвящены работы многих авторов. Компаративистскими и историко-педагогическими исследованиями занимались Л. М. Сухорукова, И. В. Бабенко, М. Л. Геворкян. Психологический аспект проблемы адаптации детей мигрантов рассматривался в работах Т.В. Бурковской, С.Г. Шестопаловой. На основе теоретических концепций И. В. Бабенко, А. Сластенина, разработаны направления совершенствования российской адаптационной миграционной системы образования и вопросы социальной адаптации вынужденных детей мигрантов [3, с. 98].
На основе аксиологического подхода нами была разработана программа этнокультурной социализации детей и студентов-мигрантов, которая позволит научить их справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, помочь эффективно общаться, учиться, жить и работать в поликультурной среде, минимизировать конфликты, вызванные межкультурным непониманием.
Целью программы является вовлечение детей и студентов мигрантов в социальное и культурное пространство учебного заведения, а так же воспитание культуры межнационального общения и толерантного поведения в социальном окружении образовательных мигрантов.
Для успешной адаптации детей и студентов-мигрантов к новой социокультурной среде необходима комплексная работа специалистов по организации социально-педагогической поддержки и психологическому сопровождению, заключающаяся в оказании педагогической помощи, направленной на осознание социокультурных особенностей новой среды, новых ценностей, и поиск в базовой структуре таких детей и студентов, которые соответствовали бы новым требованиям и ценностям, что способствует успешной адаптации в самом сообществе.
Содержание работ:
1) Входная диагностика – проведение исследований социоэтнокультурной среды школьников и социоэтнокультурного студенческого пространства. Среди школьников и студентов проводится анкетный опрос и интервьюирование с целью выявления отношения учащихся принимающей стороны к детям и студентам-мигрантам. Данный этап позволит четко сформулировать основные направления работы.
2) Проведение информационной кампании – выпуск, распространение в образовательных учреждениях информационных материалов: буклетов, создание социальной рекламы для школьников и студентов, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам адаптации и социализации образовательных мигрантов. На этом этапе осуществляется пропаганда этнокультурной толерантности в детской и молодежной среде, профилактика мигрантофобии и, как следствие, минимизация межэтнических конфликтов и межкультурному общению.
3) Организация психологических, игровых и этнокультурных тренингов, в которых не поведенческие умения являются центральным звеном повышения компетентности в общении. Они дают возможность индивиду осознать естественные межличностные ситуации и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций. На данном этапе происходит осуществление нормативно – организационной рефлексии.
4) Организация совместной культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях. Проведение национальных праздников, спортивных мероприятий и вовлечение в них мигрантов. Организация дня толерантности, включающего в себя уроки толерантности, классные часы, беседы. Посещения музеев, выставок, театров, кинотеатров, концертов и т.п. Привлечение образовательных мигрантов в кружки и секции. На данном этапе происходит глубокое социально-психологическое воздействие на самих мигрантов и детей и студентов принимающей стороны.
5) Организация индивидуальных и групповых занятий обучения русскому языку. Увеличение количества часов для углубленного изучения языка принимающей стороны. Увеличение часов социально-гуманитарных дисциплин для воспитания, развития детей и студентов-мигрантов, формирования у них гражданственности, патриотизма, толерантности, этнического самосознания, для освоения ценностей, накопления этнокультурных знаний, обеспечивающих становление этнокультурной личности. Проведение активных форм учебной работы с обратной связью. Использование новых форм предъявления информации: наглядные тексты, графики, диаграммы, схемы, компьютерные программы, аудио-видеоматериалы. Организация индивидуальных и групповых занятий обучения часто использующихся грамматических форм русского языка (фразы, имеющие множественное значение, русский юмор, подача основных данных, необходимых для формирования социальных отношений).
6) Итоговая диагностика – заключительное обследование социоэтнокультурной среды школьников и социоэтнокультурного студенческого пространства, после внедрения программы этнокультурной социализации детей и студентов-мигрантов. Оценка ее эффективности.
Специалисты, сопровождающие детей и студентов-мигрантов в процессе адаптации, должны обладать коммуникативной и психологической компетентностью, позволяющей установить и оптимизировать с ними контакт.
Исследование создает фактологическую базу, которая может быть использована для изучения проблем социализации детей и студентов-мигрантов в образовательной среде.
Программа этнокультурной социализации детей и студентов-мигрантов способствует решению образовательных проблем, социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания. На сегодняшний день нет аналога данных программ преемственности школа-институт.
Разработанная программа может быть использована образовательными учреждениями, что создаст конструктивную поликультурную образовательную среду, исключающую конфликты и непонимания на межэтнической основе. Данный аспект может оказать положительное воздействие на гармоничную адаптацию подростков в высшем и среднем образовательном учреждении. В дальнейшем они станут наиболее мобильными в трудовой деятельности и профессиональном обогащении посредством принятия инокультурного опыта.
Библиографический список
- Бельмесова М.В. Социально-культурная адаптация студентов-мигрантов в условиях ВУЗа МИВлГУ// Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». – Вып. 3. Т. 17. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – 98с.
- Святова А.К., Социально – педагогическая адаптация детей – мигрантов в общеобразовательном учреждении //Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно практической конференции “Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012″, Одесса,2012. Вып. 3. Т. 17. с.14 – 16;
- Можейко А.В. Автореферат дис. … к-та педагог. наук. Тамбов, 2005 – 22 с.