ПРОБЛЕМА ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Карасева Светлана Николаевна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики

Аннотация
В статье рассматривается проблема волевого развития детей подросткового возраста. Особое внимание уделяется описанию фундамента данного процесса. Речь идет о постоянном и целенаправленном формировании системы духовно-нравственных условий и их содержания. Помимо этого, были выделены основные компоненты и базовые критерии волевого развития.

Ключевые слова: волевое развитие подростка, духовно-нравственные условия, ценностные ориентации


THE PROBLEM OF VOLITIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF TEENAGE AGE

Karaseva Svetlana Nikolaevna
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair of psychology and pedagogy

Abstract
The article considers the problem of volitional development of adolescents. Special attention is paid to the description of the Foundation of this process. It is the constant and purposeful formation of a system of spiritual and moral conditions and their content. In addition, highlighted key components and the basic criteria of volitional development.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева С.Н. Проблема волевого развития детей подросткового возраста // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/07/3595 (дата обращения: 25.02.2024).

В последние годы о проблеме становления и формирования ребенка как субъекта своей жизнедеятельности, а также отыскании путей и способов развития субъективных начал личности, детские психологи и педагоги заговаривают все чаще и чаще. Дело в том, что от умения человека добиваться своего, преодолевать трудности и внутренние препятствия, не поддаваясь внешним обстоятельствам, будет зависеть во многом дальнейшая судьба человека.

Поэтому рекомендуется как можно раньше, опираясь на определенным образом организованную систему воспитания и обучения, обратить на это внимание, как родителей, так и учителей. В последние годы, как было отмечено, данная проблема становится центральной во многих зарубежных и отечественных исследованиях.

В соответствии с современными философскими представлениями, сущностная характеристика человека как субъекта своей жизнедеятельности – это самодетерминация. В психологической науке свое отражение она находит в феномене «воля». Именно поэтому проблема процесса и особенностей  становления и ее развития постепенно становится магистральной при изучении формирования личности каждого ребенка.

В соответствии с имеющимися исследованиями, самый сложный возраст в онтогенезе – подростковый. Более того, большая часть психологов сходится во мнении, что о начале волевого развития можно говорить именно с данного этапа. Подросток способен уже критично посмотреть на себя как бы со стороны, выявив в результате недостатки и занявшись самовоспитанием. Поэтому проблема волевого развития встанет с особой остротой именно на данном этапе онтогенеза.

Рассмотрим основные компоненты и особенности становления более подробно.

Как было отмечено, воля не является врожденным явлением. Этот психологический феномен будет формироваться в процессе жизни каждого человека. Но, в детском возрасте базовым должно стать целенаправленное воспитание и обучение.

Воля  является проявлением активности субъекта, основной формой которой становится деятельность его во внешнем мире. Поэтому, особое внимание необходимо будет уделить изучению сложного механизма детерминированности ее не только внешними условиями, но и внутренними причинами. Рассмотрим его более подробно.

Согласно С.Л. Рубинштейну, внешние причины будут действовать на человека только через внутренние обстоятельства. Но, любое психическое явление, будучи само детерминировано образом жизни и внешними условиями человека, становится не столько обусловленным, но в большей степени обуславливающим. Следовательно, причинно-следственная связь не будет нигде прерываться. Это, в свою очередь, обеспечит с помощью внутренних условий активность субъекта во внешней среде.

Согласно В.А. Иванникову, воля в себя также включает этап изменения побуждений человека с помощью изменений смысла его действия.  Именно поэтому о ее проявлении рекомендуется говорить только в том случае, если можно обнаружить недостаток при побуждениях к необходимому действию.

Причем, данный процесс, как было отмечено выше, должен актуализироваться в большей степени не внешними, а преимущественно внутренними (сознательными) стимулами, которые проистекают из принятого самим субъектом решения. Причем, не важным становится даже то, что поведение изначально могло быть спровоцировано внешними раздражителями.

Следовательно, решение о том, чтобы достигнуть какого-либо результата, обязательно принимается в соответствии с имеющимися мотивами и потребностями конкретного субъекта. Более того, оно преломляется сквозь его призму иерархии ценностей и личностных смыслов.

Воля будет проявляться в самостоятельности каждого человека, то есть в способности его функционировать вопреки давлениям внешней среды и чужим оценкам, игнорировать внутренние стимулы и желания, которые будут препятствовать достижениям цели.

Следовательно, можно выделить такие особенности этого психологического феномена.

Во-первых, воля является внутренним регулятором активности субъекта, который будет актуализироваться в особых ситуациях, характеризующихся наличием присутствием любых препятствий, мешающих достижению поставленной цели.

Во-вторых, психологический феномен проявляется при появлении дополнительных усилий, необходимых для того, чтобы преодолеть возникающие препятствия (как внутренние, так и внешние).

В-третьих, это – механизм дополнительных усилий, которые необходимы для того, чтобы преодолеть препятствия, мешающие достижению итоговой цели. В результате становится возможным создание иных побуждений с помощью присоединения выполняемых действий к более сильным и значимым мотивам личности.

Воля является лишь одной из сфер личности, которая связана тесно с духовно-нравственной ее стороной. Рассмотрим это более подробно. Когда личность осуществляет волевую регуляцию активности, то очень важным становится, чтобы в ее основе находились высокие духовные и нравственные ценности. Поэтому в дополнении к сложившимся представлениям и проявлениям воли, считается нужным подчеркнуть важность проявлений воли в чувстве долга, в следовании идеалу. Поэтому, в деятельности должен появиться дополнительный смысл, а важнейшим источником развития становятся эстетические, этические, нравственные и юридические нормы, в которых будет закрепляться внешний образец человеческой культуры.

Следовательно, волевое развитие субъекта необходимо будет осуществлять с опорой на духовно-нравственное развитие. Поэтому требуется выявить соответствующие внутренние духовно-нравственные условия развития воли. Остановимся на этом.

Внутренние духовно-нравственные условия волевого развития являются этическими регуляторами, под воздействием которых будет осуществляться саморегуляция на основании усвоенных нравственных норм и духовных идеалов личности. На основании анализа литературных источников были выделены такие духовно-нравственные условия волевого развития, как: принятие нравственных и духовных ценностей в ситуациях выбора, а также потребность в самопознании; определение подростком своего духовного идеала, на который можно опираться и стремиться к нему; наличие мотивации самовоспитания на основании духовно-нравственных ценностей; стремление, желание и потребность руководствоваться данными нормами в любой жизненной ситуации.

Следовательно, воля бывает необходимой в том случае, если имеются ситуации выбора, а духовно-нравственные ориентиры – единственные, благодаря которым можно будет избежать неправильного выбора.

Причем, воля проявляется только в том случае, когда человек оказался способным к проявлению рефлексии в отношении к своим собственным влечениям, а также к тому, чтобы каким-то образом к ним отнестись. Индивид для этого должен быть способным подняться над собственными влечениями, осознать себя («Я»), как такого субъекта, у которого имеются любые влечения, но он понимает, что способен ими управлять, производя правильный выбор. Как было отмечено, для волевого развития идеальным становится подростковый возраст.

Далее выделим особенности диагностики и коррекции волевого развития.

В данном процессе необходим учет следующих компонентов, содержание которых имеет особый характер. Причем, развитие их будет характеризоваться особым набором специфических критериев.

Во-первых, когнитивный компонент волевого развития в себя включает представление подростков не только о волевых свойствах, но и о духовно-нравственных ценностях, стремлении к самопознанию и самовоспитанию. Поэтому отрок должен знать: свойства и ценности, которые относятся к данным сферам; а также приемы самостимуляции; иметь стремление познать не только себя, но и других; понимать значение воли в жизни человека.

Во-вторых, ценностно-эмоциональный компонент в себя  включает наличие и эмоциональное принятие духовно-нравственного идеала подростком, а также ему присущей системы ценностных ориентаций; способность воспринимать любые ситуации сквозь призму духовно-нравственных ценностей. Развитие его должно базироваться на следующих критериях: способности к самоанализу, умении воспринимать любую ситуацию сквозь призму духовно-нравственных мотивов и ценностей; наличии идеала и стремлении на него ориентироваться при возникновении ситуаций выбора.

В-третьих, поведенческий компонент волевого развития включает в себя овладение навыками самоуправления и самоконтроля действиями, умении планировать деятельность и способность осуществлять любой поступок с опорой на духовно-нравственные нормы и ценности в любой жизненной ситуации. Развитие его должно определяться такими критериями, как: стремление заниматься постоянно самовоспитанием; владение навыками,  умениями самоуправления и самоконтроля действиями, приемами стимуляции, умение довести до конца принятый выбор в своей деятельности на основании духовно-нравственных ценностей.  Поскольку можно знать, но поступать, несмотря на это, по-своему.

Уровень сформированности данных компонентов будет определять уровень, в целом, волевого развития подростков. Поэтому, чтобы формировать и корректировать его, является обязательным учитывать психологическую сущность и содержание выделенных компонентов. Но, нельзя забывать о постоянном упражнении и практической деятельности. Естественно, рекомендуется активно привлекать для этой цели возможности учебного и воспитательного процесса в образовательном учреждении.


Библиографический список
  1. Грицай Л.А. Предупреждение детских и подростковых суицидов как актуальная социально-психолого-педагогическая проблема. // Гуманитарные научные исследования. – № 5 (21) Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3153
  2. Грицай Л.А. Национальные модели родительского поведения в России:  традиционный и инновационный аспект//Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24559
  3. Калинин В.В. К вопросу о модели управления на основе культуры . // Современные научные исследования и инновации. – № 7 (27) Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25665
  4. Карасева С.Н. Духовно-нравственные условия волевого развития подростка в учебной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2005
  5. Карасева С.Н. Система ценностных ориентаций современных российских женщин. // Гуманитарные научные исследования. – № 6 (22) Июнь 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3412
  6. Карасева С.Н. О духовно-нравственном компоненте волевого развития личности//Психолого-педагогический поиск. 2007. №5. С. 135-146
  7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии – М, 1959


Все статьи автора «Карасева Светлана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: