В последние годы о проблеме становления и формирования ребенка как субъекта своей жизнедеятельности, а также отыскании путей и способов развития субъективных начал личности, детские психологи и педагоги заговаривают все чаще и чаще. Дело в том, что от умения человека добиваться своего, преодолевать трудности и внутренние препятствия, не поддаваясь внешним обстоятельствам, будет зависеть во многом дальнейшая судьба человека.
Поэтому рекомендуется как можно раньше, опираясь на определенным образом организованную систему воспитания и обучения, обратить на это внимание, как родителей, так и учителей. В последние годы, как было отмечено, данная проблема становится центральной во многих зарубежных и отечественных исследованиях.
В соответствии с современными философскими представлениями, сущностная характеристика человека как субъекта своей жизнедеятельности – это самодетерминация. В психологической науке свое отражение она находит в феномене «воля». Именно поэтому проблема процесса и особенностей становления и ее развития постепенно становится магистральной при изучении формирования личности каждого ребенка.
В соответствии с имеющимися исследованиями, самый сложный возраст в онтогенезе – подростковый. Более того, большая часть психологов сходится во мнении, что о начале волевого развития можно говорить именно с данного этапа. Подросток способен уже критично посмотреть на себя как бы со стороны, выявив в результате недостатки и занявшись самовоспитанием. Поэтому проблема волевого развития встанет с особой остротой именно на данном этапе онтогенеза.
Рассмотрим основные компоненты и особенности становления более подробно.
Как было отмечено, воля не является врожденным явлением. Этот психологический феномен будет формироваться в процессе жизни каждого человека. Но, в детском возрасте базовым должно стать целенаправленное воспитание и обучение.
Воля является проявлением активности субъекта, основной формой которой становится деятельность его во внешнем мире. Поэтому, особое внимание необходимо будет уделить изучению сложного механизма детерминированности ее не только внешними условиями, но и внутренними причинами. Рассмотрим его более подробно.
Согласно С.Л. Рубинштейну, внешние причины будут действовать на человека только через внутренние обстоятельства. Но, любое психическое явление, будучи само детерминировано образом жизни и внешними условиями человека, становится не столько обусловленным, но в большей степени обуславливающим. Следовательно, причинно-следственная связь не будет нигде прерываться. Это, в свою очередь, обеспечит с помощью внутренних условий активность субъекта во внешней среде.
Согласно В.А. Иванникову, воля в себя также включает этап изменения побуждений человека с помощью изменений смысла его действия. Именно поэтому о ее проявлении рекомендуется говорить только в том случае, если можно обнаружить недостаток при побуждениях к необходимому действию.
Причем, данный процесс, как было отмечено выше, должен актуализироваться в большей степени не внешними, а преимущественно внутренними (сознательными) стимулами, которые проистекают из принятого самим субъектом решения. Причем, не важным становится даже то, что поведение изначально могло быть спровоцировано внешними раздражителями.
Следовательно, решение о том, чтобы достигнуть какого-либо результата, обязательно принимается в соответствии с имеющимися мотивами и потребностями конкретного субъекта. Более того, оно преломляется сквозь его призму иерархии ценностей и личностных смыслов.
Воля будет проявляться в самостоятельности каждого человека, то есть в способности его функционировать вопреки давлениям внешней среды и чужим оценкам, игнорировать внутренние стимулы и желания, которые будут препятствовать достижениям цели.
Следовательно, можно выделить такие особенности этого психологического феномена.
Во-первых, воля является внутренним регулятором активности субъекта, который будет актуализироваться в особых ситуациях, характеризующихся наличием присутствием любых препятствий, мешающих достижению поставленной цели.
Во-вторых, психологический феномен проявляется при появлении дополнительных усилий, необходимых для того, чтобы преодолеть возникающие препятствия (как внутренние, так и внешние).
В-третьих, это – механизм дополнительных усилий, которые необходимы для того, чтобы преодолеть препятствия, мешающие достижению итоговой цели. В результате становится возможным создание иных побуждений с помощью присоединения выполняемых действий к более сильным и значимым мотивам личности.
Воля является лишь одной из сфер личности, которая связана тесно с духовно-нравственной ее стороной. Рассмотрим это более подробно. Когда личность осуществляет волевую регуляцию активности, то очень важным становится, чтобы в ее основе находились высокие духовные и нравственные ценности. Поэтому в дополнении к сложившимся представлениям и проявлениям воли, считается нужным подчеркнуть важность проявлений воли в чувстве долга, в следовании идеалу. Поэтому, в деятельности должен появиться дополнительный смысл, а важнейшим источником развития становятся эстетические, этические, нравственные и юридические нормы, в которых будет закрепляться внешний образец человеческой культуры.
Следовательно, волевое развитие субъекта необходимо будет осуществлять с опорой на духовно-нравственное развитие. Поэтому требуется выявить соответствующие внутренние духовно-нравственные условия развития воли. Остановимся на этом.
Внутренние духовно-нравственные условия волевого развития являются этическими регуляторами, под воздействием которых будет осуществляться саморегуляция на основании усвоенных нравственных норм и духовных идеалов личности. На основании анализа литературных источников были выделены такие духовно-нравственные условия волевого развития, как: принятие нравственных и духовных ценностей в ситуациях выбора, а также потребность в самопознании; определение подростком своего духовного идеала, на который можно опираться и стремиться к нему; наличие мотивации самовоспитания на основании духовно-нравственных ценностей; стремление, желание и потребность руководствоваться данными нормами в любой жизненной ситуации.
Следовательно, воля бывает необходимой в том случае, если имеются ситуации выбора, а духовно-нравственные ориентиры – единственные, благодаря которым можно будет избежать неправильного выбора.
Причем, воля проявляется только в том случае, когда человек оказался способным к проявлению рефлексии в отношении к своим собственным влечениям, а также к тому, чтобы каким-то образом к ним отнестись. Индивид для этого должен быть способным подняться над собственными влечениями, осознать себя («Я»), как такого субъекта, у которого имеются любые влечения, но он понимает, что способен ими управлять, производя правильный выбор. Как было отмечено, для волевого развития идеальным становится подростковый возраст.
Далее выделим особенности диагностики и коррекции волевого развития.
В данном процессе необходим учет следующих компонентов, содержание которых имеет особый характер. Причем, развитие их будет характеризоваться особым набором специфических критериев.
Во-первых, когнитивный компонент волевого развития в себя включает представление подростков не только о волевых свойствах, но и о духовно-нравственных ценностях, стремлении к самопознанию и самовоспитанию. Поэтому отрок должен знать: свойства и ценности, которые относятся к данным сферам; а также приемы самостимуляции; иметь стремление познать не только себя, но и других; понимать значение воли в жизни человека.
Во-вторых, ценностно-эмоциональный компонент в себя включает наличие и эмоциональное принятие духовно-нравственного идеала подростком, а также ему присущей системы ценностных ориентаций; способность воспринимать любые ситуации сквозь призму духовно-нравственных ценностей. Развитие его должно базироваться на следующих критериях: способности к самоанализу, умении воспринимать любую ситуацию сквозь призму духовно-нравственных мотивов и ценностей; наличии идеала и стремлении на него ориентироваться при возникновении ситуаций выбора.
В-третьих, поведенческий компонент волевого развития включает в себя овладение навыками самоуправления и самоконтроля действиями, умении планировать деятельность и способность осуществлять любой поступок с опорой на духовно-нравственные нормы и ценности в любой жизненной ситуации. Развитие его должно определяться такими критериями, как: стремление заниматься постоянно самовоспитанием; владение навыками, умениями самоуправления и самоконтроля действиями, приемами стимуляции, умение довести до конца принятый выбор в своей деятельности на основании духовно-нравственных ценностей. Поскольку можно знать, но поступать, несмотря на это, по-своему.
Уровень сформированности данных компонентов будет определять уровень, в целом, волевого развития подростков. Поэтому, чтобы формировать и корректировать его, является обязательным учитывать психологическую сущность и содержание выделенных компонентов. Но, нельзя забывать о постоянном упражнении и практической деятельности. Естественно, рекомендуется активно привлекать для этой цели возможности учебного и воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Библиографический список
- Грицай Л.А. Предупреждение детских и подростковых суицидов как актуальная социально-психолого-педагогическая проблема. // Гуманитарные научные исследования. – № 5 (21) Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3153
- Грицай Л.А. Национальные модели родительского поведения в России: традиционный и инновационный аспект//Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24559
- Калинин В.В. К вопросу о модели управления на основе культуры . // Современные научные исследования и инновации. – № 7 (27) Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25665
- Карасева С.Н. Духовно-нравственные условия волевого развития подростка в учебной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2005
- Карасева С.Н. Система ценностных ориентаций современных российских женщин. // Гуманитарные научные исследования. – № 6 (22) Июнь 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3412
- Карасева С.Н. О духовно-нравственном компоненте волевого развития личности//Психолого-педагогический поиск. 2007. №5. С. 135-146
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии – М, 1959