В последние десятилетия в научной литературе и общественных кругах широко обсуждается вопрос о необходимости оптимизации воспитательно-реабилитационной работы с детьми с целью предупреждении детских и подростковых суицидов.
Стоит заметить, что данная тема не нова для отечественной науки. Так, она горячо обсуждалась и на рубеже XIX-XXвв. [1]
У родителей, педагогов, психологов и социальных работников вызывает серьезную тревогу тот факт, что число детей и подростков, имеющих деструктивную активность личности, направленную на умышленное лишение себя жизни, постоянно растет. В настоящее время Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения [2, с. 49] и около 20% таких самоубийств приходится на детский и подростковый возраст (а это 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин молодых людей до 18 лет) [3].
Более того, как полагает педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних О. Карпова, частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась; у 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия [4].
Причины суицидального поведения детей и подростков специалисты видят, в первую очередь, в чертах, свойственных этому возрасту: повышенной агрессивности, повышенной конфликтности, протестном поведении, ранимости, повышенном чувстве достоинства, эмоциональной неустойчивости, застенчивости, сочетающейся с максимализмом [5, с. 18].
Как отмечает В.Ф. Войцех, возможность детского и подросткового суицида особенно велика в период возрастного кризиса (возраст с 11 до 15 лет), когда подросток начинает себя осознавать как личность, как равноправный член общества и семьи. Из-за этого часто возникают конфликты с родителями, что ведет к потере взаимного контакта, формированию отчуждения. Суицидальные мысли и фантазии у подростков довольно часты, и их реализации могут способствовать, казалось бы, малозначимые события, чему благоприятствуют эмоциональная неустойчивость и импульсивность ребенка [6, с. 18].
С данной позицией согласен и директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Озон» психолог Е. Цымбал, отмечающий, что «чем старше ребенок, тем выше уровень его суицидальной активности; психологические трудности воспринимаются им как безвыходные в силу ограниченности жизненного опыта, поэтому подростковый возраст дает большое количество суицидов» [7].
При этом психологи отмечают, что только в 10% случаев суицидальное поведение детей и подростков имеет цель покончить собой, а в 90% – это своеобразный «крик о помощи», попытка детей привлечь внимания взрослых к своим проблемам [4].
И в первую очередь необходимо обратить внимание на тот факт, что именно семейные и школьные проблемы, по мнению специалистов в данной области, могут вызвать подростковый суицид. Так, например, согласно мнению зарубежных авторов, 40 % суицидентов воспитывались в неполных или неблагополучных семьях. Более того, именно семейные конфликты являются наиболее распространенной причиной суицидальных кризисов [6].
Как свидетельствует педагог-психолог центра «Психологические консультации» И. Ларина, работающая с подростками, совершавшими суицидные попытки, большинство ее пациентов боятся родителей и имеют опыт домашнего насилия. Именно это, по ее мнению, приводит таких подростков к депрессии, агрессии и к суицидальным наклонностям [7].
Также, согласно исследованиям социологов, в целом неблагополучной является обстановка, окружавшая суицидетов подросткового возраста в школе. Им были присущи конфликты как со сверстниками, так и с учителями [8].
Безусловно, помимо семейных и школьных проблем, вызывающих попытки самоубийств в подростковой среде, необходимо учитывать и тот факт, что около 95% подростков-самоубийц имеют психологическое расстройство на момент его совершения. Факторы, которые увеличивают риск суицида среди подростков, включают раннюю алкоголизацию и употребление наркотиков. Подростки начинают употреблять пиво в среднем с 13 лет, это влечет нарушения в психике [9]
Поэтому, на наш взгляд, взаимодействие семьи и школы с целью предупреждения детских и подростковых суицидов должно включать в себя работу на следующих этапах: диагностическом, коррекционно-терапевтическом и профилактическом.
Первый – диагностический – этап предполагает выявление в школьной среде детей и подростков, склонных к суицидальном поведению.
Подобная диагностика включает в себя комплекс методик, позволяющих определить степень тревожности, агрессивности, раздражительности, впечатлительности подростка, особенностей его взаимоотношений в родителями, сверстниками и учителями. Она может включать в себя беседу, наблюдение, анкетный опрос, изучение продуктов творческой деятельности учащихся (сочинений, рисунков и т.п.), а также круга его интересов, любимых книг, телепередач, музыки и даже наиболее часто посещаемых им Интернет-сайтов.
При этом параллельно должна проводится подобная диагностика с родителями ребенка (конечно же, по желанию последних).
Сопоставление результатов диагностики и должно выявить как степень взаимопонимания между родителями и детьми, так и необходимость дальнейшей психолого-терапевтической поддержки данной семьи и данного ребенка.
На втором – коррекционно-терапевтическом – этапе необходима организация целенаправленного взаимодействия педагогов и родителей с целью поддержки «трудного» подростка.
Сюда входит как семейная терапия (то есть работа внутри семьи подростка, склонного к суицидальному поведению), так и групповая терапия, включающая работу с несколькими семьями проблемных подростков с целью повышения сплоченности членов семьи и формирования стрессоустойчивости подростков путем его психологической подготовки к сложным реалиям современной жизни, становления готовности к преодолению трудностей.
Также терапевтическая работа с такими детьми должна основываться на принципах уважения к личности ребенка как дома, так и в школе, недопущения его унижения и предъявления к нему повышенных требований.
Возможна организация занятий в школе в субботнее время (удобное для большинства работающих взрослых) для детей и их родителей с участием школьного психолога и других специалистов с целью сообщения информации о суицидах и их последствиях, а также формирования у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни».
Помимо этого подобные школьные занятия с семьями подростков, склонных к суицидальному поведению, могут предполагать включение родителей и повзрослевших детей в совместную деятельность в различных творческих секциях, кружках и клубах по интересам.
В рамках этого направления эффективной формой сотрудничества может стать проведение семейных спортивных мероприятий, туристических походов, связанных с необходимостью работать «в одной команде». В такой совместной деятельности, которая может быть организованна для нескольких семей, воспитывающих трудных подростков, родители могут поделиться своим педагогическим опытом, а дети – ближе узнать друг друга и понять, что те проблемы, которые им приходится преодолевать, также являются значимыми и для их ровесников.
Помимо этого необходимо, чтобы подросток с подобными проблемами был включен в процесс постоянного (но незаметного для него самого!) наблюдения со стороны как педагогов, так и родителей. При этом возможно создание электронных дневников не только успеваемости, но и душевного самочувствия таких детей, позволяющих родителям вовремя узнавать о проблемах и конфликтах своего ребенка.
Третий – профилактический – этап предполагает преемственность работы с подростком, склонным к суициду, до периода окончания им школы (возможно продолжение этой работы в том образовательном учреждении, куда потупит он учиться). На наш взгляд, ведущую роль на этом этапе работы должна сыграть семья подобного школьника. Атмосфера семейного внимания, тепла и поддержки будет лучшей средой, позволяющей такому подростку оставить мысли о смерти и с надеждой смотреть в будущее.
Однако все вышеперечисленные меры поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению, возможны лишь при условии готовности их родителей сотрудничать с педагогами школы, где учится их ребенок, и другими специалистами в данной области.
Если же родители отказываются это делать, то в первую очередь необходимо выяснить причины такого отказа. Возможно, в целом благополучная семья просто стыдится столь малодушного поступка своего ребенка (если ему все-таки удалось совершить суицидальный акт, при котором он остался жив) или же родители, узнав о склонности своего сына или дочери к суициду, не хотят «вмешивать» в это «посторонних людей». В такой ситуации психологам и педагогам можно предоставить семье право оказывать помощь своему ребенку самостоятельно и только в назначенное время посещать психологическую консультацию. Если же семья сама по себе неблагополучна или (что еще хуже) асоциальна, то в такой семье даже при нежелании родителей сотрудничать с командой специалистов оставлять ее наедине со своими проблемами ни в коем случае нельзя.
В семьях данного типа важное значение приобретает оказание долгосрочной социально-педагогической поддержки, как самой семье, так и воспитывающимся в ней трудным детям.
В основе такой поддержки лежит проблемно-ориентированный поход, направленный на решение конкретных проблем данной семьи, в первую очередь, проблемы воспитания и адаптации трудных детей к условиям жизни. Это подход опирается на то, что родители способны самостоятельно разрешить непонимание со своим ребенком, поддержать его в жизни, задача социального педагога – создать им условия для этого.
В таких сложных случаях необходимо работать с семьями с командой специалистов. Главная цель такой работы – сделать все, чтобы семья сохранила свою целостность, в противном случае – изолировать ребенка от разрушающего его личность негативного влияния со стороны семейного окружения.
Библиографический список
- Грицай Л.А. Проблема преодоления суицидального поведения детей и подростков средствами семейного воспитания в педагогическом наследии В.В. Поворотинской И К.В. Ельницкого // Грани познания. 2012. Т. 16. № -2. С. 33-36.
- Сухинин С. По числу суицидов Россия занимает третье место в мире. – Infox.ru, 8 октября 2010 года.
- Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. П.P.OOH. – М., 1996.
- Карпова О. Подростковый суицид – это страшно // http://www.guvdso.ru/ship7.html
- Войцех В.Ф. Что мы знаем о суициде / под ред. В.С. Ястребова. М. : ИПМЗСР РФ, 2007.
- Самоубийства в современном мире // http://www.memoid.ru/node/Samoubijstva_v_sovremennom_mire#cite_note-rians-35
- Базанова Е. Россия вышла на первое место в мире по числу самоубийств среди подростков и лидирует по количеству убийств детей и молодежи в Европе.. The New Times, № 35, 25 октября 2010 года // http://newtimes.ru/articles/detail/29351
- Зубенко И. Детский и подростковый суицид – серьезная проблема здравоохранения и образования // http://www.stapravda.ru/20080429/Detskij_i_podrostkovyj_suicid_sereznaya_problema_zdravoohraneni_30442.html
- Шульга О. Убийственный выход. Трибуна, 23 сентября 2009 года // http://www.tribuna.ru/news/2009/09/23/news7927/