ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Грицай Людмила Александровна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация
Автор рассматривает актуальную проблему современного социума, ка-сающуюся необходимости профилактики самоубийств среди подростков - учащихся средних образовательных учреждений. Особое внимание уделяется возможным способам профилактики самоубийств среди молодых людей с помощью правильно организованного взаимодействия школы, семьи и социального окружения ребенка.

Ключевые слова: взаимодействие школы, профилактика суицидов среди молодежи, семьи и социума, суицидальное поведение


PREVENTION OF CHILD AND ADOLESCENT SUICIDE AS A RELEVANT SOCIAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Gritsai Lyudmila Alexandrovna
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts
PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy

Abstract
The author considers the problem of the need for prevention of suicide among adolescents. Possible ways of preventing suicide among young people by means of the family and school education are also being studied.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Предупреждение детских и подростковых суицидов как актуальная социально-психолого-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/05/3153 (дата обращения: 24.02.2024).

В последние десятилетия в научной литературе и общественных кругах широко обсуждается вопрос о необходимости оптимизации воспитательно-реабилитационной работы с детьми с целью предупреждении детских и подростковых суицидов.

Стоит заметить, что данная тема не нова для отечественной науки. Так, она горячо обсуждалась и на рубеже XIX-XXвв. [1]

У родителей, педагогов, психологов и социальных работников вызывает серьезную тревогу тот факт, что число детей и подростков, имеющих  деструктивную активность личности, направленную на умышленное лишение себя жизни, постоянно растет. В настоящее время Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения [2, с. 49] и около 20% таких самоубийств приходится на детский и подростковый возраст (а это 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин молодых людей до 18 лет) [3].

Более того, как полагает педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних О. Карпова, частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась; у 30%  лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия [4].

Причины суицидального поведения детей и подростков специалисты видят, в первую очередь, в чертах, свойственных этому возрасту: повышенной агрессивности, повышенной конфликтности, протестном поведении, ранимости, повышенном чувстве достоинства, эмоциональной неустойчивости, застенчивости, сочетающейся с максимализмом [5, с. 18].

Как отмечает В.Ф. Войцех, возможность детского и подросткового суицида особенно велика в период возрастного кризиса (возраст с 11 до 15 лет), когда подросток начинает себя осознавать как личность, как равноправный член общества и семьи. Из-за этого часто возникают конфликты с родителями, что ведет к потере взаимного контакта, формированию отчуждения. Суицидальные мысли и фантазии у подростков довольно часты, и их реализации могут способствовать, казалось бы, малозначимые события, чему благоприятствуют эмоциональная неустойчивость и импульсивность ребенка [6, с. 18].

С данной позицией согласен и директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Озон» психолог Е. Цымбал, отмечающий, что «чем старше ребенок, тем выше уровень его суицидальной активности; психологические трудности воспринимаются им как безвыходные в силу ограниченности жизненного опыта, поэтому подростковый возраст дает большое количество суицидов» [7].

При этом психологи отмечают, что только в 10% случаев суицидальное поведение детей и подростков имеет цель покончить собой, а в 90% – это своеобразный «крик о помощи», попытка детей привлечь внимания взрослых к своим проблемам [4].

И в первую очередь необходимо обратить внимание на тот факт, что именно семейные и школьные проблемы, по мнению специалистов в данной области, могут вызвать подростковый суицид. Так, например, согласно мнению зарубежных авторов, 40 % суицидентов воспитывались в неполных или неблагополучных семьях. Более того, именно семейные конфликты являются наиболее распространенной причиной суицидальных кризисов [6].

Как свидетельствует педагог-психолог центра «Психологические консультации» И. Ларина, работающая с подростками, совершавшими суицидные попытки, большинство ее пациентов боятся родителей и имеют опыт домашнего насилия. Именно это, по ее мнению, приводит таких подростков  к депрессии, агрессии и к суицидальным наклонностям [7].

Также, согласно исследованиям социологов,  в целом неблагополучной является обстановка, окружавшая суицидетов подросткового возраста в школе. Им были присущи конфликты как со сверстниками, так и с учителями [8].

Безусловно, помимо семейных и школьных проблем, вызывающих попытки самоубийств в подростковой среде, необходимо учитывать и тот факт, что около 95% подростков-самоубийц имеют психологическое расстройство на момент его совершения. Факторы, которые увеличивают риск суицида среди подростков, включают раннюю алкоголизацию и употребление наркотиков. Подростки начинают употреблять пиво в среднем с 13 лет, это влечет нарушения в психике [9]

Поэтому, на наш взгляд, взаимодействие семьи и школы с целью предупреждения детских и подростковых суицидов должно включать в себя работу на следующих этапах: диагностическом, коррекционно-терапевтическом и профилактическом.

Первый – диагностический – этап  предполагает выявление в школьной среде детей и подростков, склонных к суицидальном поведению.

Подобная диагностика включает в себя комплекс методик, позволяющих определить степень тревожности, агрессивности, раздражительности, впечатлительности подростка, особенностей его взаимоотношений в родителями, сверстниками и учителями. Она может включать в себя беседу, наблюдение, анкетный опрос, изучение продуктов творческой деятельности учащихся (сочинений, рисунков и т.п.), а также круга его интересов, любимых книг, телепередач, музыки и даже наиболее часто посещаемых им Интернет-сайтов.

При этом параллельно должна проводится подобная диагностика с родителями ребенка (конечно же, по желанию последних).

Сопоставление результатов диагностики и должно выявить как степень взаимопонимания между родителями и детьми, так и необходимость дальнейшей психолого-терапевтической  поддержки данной семьи и данного ребенка.

На втором – коррекционно-терапевтическом – этапе необходима организация целенаправленного взаимодействия педагогов и родителей с целью поддержки «трудного» подростка.

Сюда входит как семейная терапия (то есть работа внутри семьи подростка, склонного к суицидальному поведению), так и групповая терапия, включающая работу с несколькими семьями проблемных подростков с целью повышения сплоченности членов семьи и формирования стрессоустойчивости подростков путем его психологической подготовки к сложным реалиям современной жизни, становления готовности к преодолению трудностей.

Также терапевтическая работа с такими детьми должна основываться на принципах уважения к личности ребенка как дома, так и в школе, недопущения его унижения и предъявления к нему повышенных требований.

Возможна организация занятий в школе в субботнее время (удобное для большинства работающих взрослых) для детей и их родителей с участием школьного психолога и других специалистов с целью сообщения информации о суицидах и их последствиях, а также формирования у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни».

Помимо этого подобные школьные занятия с семьями подростков, склонных к суицидальному поведению, могут предполагать включение родителей и повзрослевших детей в совместную деятельность в различных творческих секциях, кружках и клубах по интересам.

В рамках этого направления эффективной формой сотрудничества может стать проведение семейных спортивных мероприятий, туристических походов, связанных с необходимостью работать «в одной команде». В такой совместной деятельности, которая может быть организованна для нескольких семей, воспитывающих трудных подростков, родители могут поделиться своим педагогическим опытом, а дети – ближе узнать друг друга и понять, что те проблемы, которые им приходится преодолевать, также являются значимыми и для их ровесников.

Помимо этого необходимо, чтобы подросток с подобными проблемами был включен в процесс постоянного (но незаметного для него самого!) наблюдения со стороны как педагогов, так и родителей. При этом возможно создание электронных дневников не только успеваемости, но и душевного самочувствия таких детей, позволяющих родителям вовремя узнавать о проблемах и конфликтах своего ребенка.

Третий – профилактический – этап предполагает преемственность работы с подростком, склонным к суициду, до периода окончания им школы (возможно продолжение этой работы  в том образовательном учреждении, куда потупит он учиться). На наш взгляд, ведущую роль на этом этапе работы должна сыграть семья подобного школьника. Атмосфера семейного внимания, тепла и поддержки будет лучшей средой, позволяющей такому подростку оставить мысли о смерти и с надеждой смотреть в будущее.

Однако все вышеперечисленные меры поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению, возможны лишь при условии готовности их родителей сотрудничать с педагогами школы, где учится их ребенок,  и другими специалистами в данной области.

Если же родители отказываются это делать, то в первую очередь необходимо выяснить причины такого отказа. Возможно, в целом благополучная семья просто стыдится столь малодушного поступка своего ребенка  (если ему все-таки удалось совершить суицидальный акт, при котором он остался жив) или же родители, узнав о склонности своего сына или дочери к суициду, не хотят «вмешивать» в это «посторонних людей». В такой ситуации психологам и педагогам можно предоставить семье право оказывать помощь своему ребенку самостоятельно и только в назначенное время посещать психологическую консультацию. Если же семья сама по себе неблагополучна или (что еще хуже) асоциальна, то в такой семье даже при нежелании родителей сотрудничать с командой специалистов оставлять ее наедине со своими проблемами ни в коем случае нельзя.

В семьях данного типа важное значение приобретает оказание долгосрочной социально-педагогической поддержки, как самой семье, так и воспитывающимся в ней трудным детям.

В основе такой поддержки лежит проблемно-ориентированный поход, направленный на решение конкретных проблем данной семьи, в первую очередь, проблемы воспитания и адаптации трудных детей к условиям жизни. Это подход опирается на то, что родители способны самостоятельно разрешить непонимание со своим ребенком, поддержать его в жизни, задача социального педагога – создать им условия для этого.

В таких сложных случаях необходимо работать с семьями с командой специалистов. Главная цель такой работы – сделать все, чтобы семья сохранила свою целостность, в противном случае – изолировать ребенка от разрушающего его личность негативного влияния со стороны семейного окружения.


Библиографический список
  1. Грицай Л.А. Проблема преодоления суицидального поведения детей и подростков средствами семейного воспитания в педагогическом наследии В.В. Поворотинской И К.В. Ельницкого // Грани познания. 2012. Т. 16. № -2. С. 33-36.
  2. Сухинин С. По числу суицидов Россия занимает третье место в мире. – Infox.ru, 8 октября 2010 года.
  3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. П.P.OOH. – М., 1996.
  4. Карпова О. Подростковый суицид – это страшно // http://www.guvdso.ru/ship7.html
  5. Войцех В.Ф.  Что мы знаем о суициде / под ред. В.С. Ястребова. М. : ИПМЗСР РФ, 2007.
  6. Самоубийства в современном мире // http://www.memoid.ru/node/Samoubijstva_v_sovremennom_mire#cite_note-rians-35
  7. Базанова Е. Россия вышла на первое место в мире по числу самоубийств среди подростков и лидирует по количеству убийств детей и молодежи в Европе.. The New Times, № 35, 25 октября 2010 года //  http://newtimes.ru/articles/detail/29351
  8. Зубенко И. Детский и подростковый суицид – серьезная проблема здравоохранения и образования // http://www.stapravda.ru/20080429/Detskij_i_podrostkovyj_suicid_sereznaya_problema_zdravoohraneni_30442.html
  9. Шульга О. Убийственный выход. Трибуна, 23 сентября 2009 года // http://www.tribuna.ru/news/2009/09/23/news7927/


Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: