ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Карасева Светлана Николаевна Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики
Аннотация В статье дается подробная характеристика психолого-педагогических (внешних) условий волевого развития подростков. Помимо этого, уделяется значительное внимание описанию содержания основных этапов обучения.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF VOLITIONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITY
Karaseva Svetlana Nikolaevna Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair of psychology and pedagogy
Abstract The article gives a detailed description of the psychological-pedagogical (external) conditions of volitional development of adolescents. In addition, considerable attention is paid to the description of the content of the main stages of learning.
Библиографическая ссылка на статью:
Карасева С.Н. Психолого-педагогические условия волевого развития подростка в учебной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/08/3707 (дата обращения: 12.04.2021).
Проблема развития воли возникает с особой остротой в пубертатный период. Дело в том, что подросток включается в новый тип деятельности и иную, более сложную социальную ситуацию развития. Постепенно ослабляется внешний контроль, и возникают новые референтные группы (Божович Л.И., Кон И.С., Чудновский В.Э.). Поэтому подростку становится необходимо осуществлять целевую перспективу, планировать и регулировать свои действия, а также адекватно оценивать их результаты.
Одним из важнейших условий, определяющих актуализацию волевых резервов при осложненном целедостижении, становится развитие духовно-нравственной сферы. Личностная зрелость и совершенство духа подростков сможет определить ту меру усилий, которые необходимы для того, чтобы преодолеть существующие препятствия и, самое основное, заполнить «мотивационный вакуум».
Следовательно, нравственно-волевой процесс в психологическом плане – это та внутренняя сила, которая будет энергетически «подпитывать» процесс целедостижения даже тогда, когда деятельность кажется для подростка малопривлекательной и сложной, то есть демотивированной. Поэтому для эффективного волевого развития необходимо особое внимание уделять формированию духовно-нравственной сферы.
Но, анализ источников литературы показал, что данная проблема разработана недостаточно. О механизмах и условиях процесса развития воли подростка имеется большое количество исследований. Но, нравственные духовные ценности личности в качестве основного условия его актуализации и обеспечения не рассматривались. Поэтому важными являются волевые проявления подростка в форме чувства долга, привнесении в его деятельность дополнительных смыслов и следование высокому идеалу. Это означает, что важнейший источник развития – эстетические, этические, нравственные и юридические нормы, в которых были закреплены образцы культуры человека.
Остановимся более подробно на внешних условиях волевого развития, при соблюдении и реализации которых этот процесс будет протекать более эффективно.
Во-первых, необходима деятельностная среда. При соблюдении данного условия рекомендуется опираться на положения Ананьева Б.Г., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. Деятельность ими рассматривается как система, внутри которой появляется и начинает функционировать психика. В контексте имеющихся концепций постепенно сложилась теория учебной деятельности. Ее своеобразие заключается в том, что она становится «субъективным продуктом», появляются новообразования и качественные изменения в психике, его нравственном и умственном развитии. Спецификой учебной деятельности является то, что в результате предмет изменения – сам ученик, а становление его учебной деятельности – это формирование каких-либо сторон самооценки, самосознания и самовоспитания».
Во-вторых, наличие проблемно-волевого характера учебной деятельности. Если рассматривать развивающие возможности (Бабанский Ю.К., Габай Т.В., Давыдов В В., Зимняя И.А., Ибрагимов Г.И., Ильясов И.И., Махмутов М.И., Пидкасистый П.И., Эльконин Д Б., Якунин В.А.), то можно отметить следующее. Общая структура – частный случай волевой деятельности в общем. Поскольку исполнительские действия, которые составляют учебную, в структуре своей будут содержать контроль, переходящий постепенно в самоконтроль, завершающейся самооценкой. Это и определит волевую природу учебной деятельности в целом и волевое развитие подростков.
В связи с этим, необходимо будет адекватное структурирование учебной деятельности. При организации образовательного пространства очень важным моментом являются цели, которые превращают его в сбалансированную систему (Давыдов В.В., Эльконин Д. Б.).
Для развития воли подростка цель необходимо поставить мотивирующей и мобилизующей, но обязательно достигнутой и достижимой. Поэтому она должна быть обязательно значимой для общества и привлекательной, субъективно ценной и полезной. Следовательно, учитель создает эталонную цель-идеал и разбивает ее на систему промежуточных задач, которые достижимы будут на особом уровне трудностей, постепенно стимулировать, но не ломать волю. Добиваясь частную цель и взойдя на новую ступень успеха, подросток должен обязательно увидеть следующую, стремится к ней, и хотеть преодолеть. Более того, учителю необходимо постоянно поддерживать уверенность в собственных силах.
Более того, на этапе контроля, который должен перейти в самооценку и самоконтроль имеющегося результата осуществляется его сопоставление с эталоном. Это именно тот фокус, сквозь который волевые процессы преломляются в волевые качества. Поэтому данному этапу должно уделяться особое внимание.
В-третьих, является необходимым наличие сформированности компетентности учителя. Поэтому, особое внимание должно быть уделено профессионализму преподавательского состава. В российских условиях школе рекомендуется найти ресурсы для того, чтобы переориентироваться с обучающих технологий, которые вооружают подростков исключительно определенным объемом теоретических знаний и некоторых умений, на глубокое и личностно-ориентированное воспитание и обучение, которое должно способствовать становлению и личностному росту отроков. Помимо этого, самым оптимальным способом общения для педагога становится субъект-субъектное межличностное взаимодействие с учащимися.
В-четвертых, необходимо особое внимание уделять диагностике уровня волевого развития подростка. Данное условие должно создаваться преподавателем и использоваться для того, чтобы определить достигнутый уровень волевого развития.
В-пятых, необходимо обязательно стимулировать познавательную активность подростков. Данное условие будет способствовать активизации процессу волевого развития.
К обязательным условиям можно отнести следующее:
наличие соответствия содержания материала возрастным интересам, потребностям и задачам подростка;
необходимость построения межличностных и субъект-субъектных взаимодействий учащихся и учителя;
создание постоянно ситуаций положительного климата и успеха на уроке.
В-шестых, организация процесса должна осуществляться с той целью, чтобы обеспечивать развитие у подростков мотивации к тому, чтобы реализовать «Я-концепцию» в соответствии с духовными идеалами и нравственными нормами. К подобным условиям можно отнести следующее:
волевое развитие подростков должно обязательно опираться на процесс актуализации и усвоения материала, имеющего духовно-нравственное содержание;
согласованность и единство требований к деятельности и поведению подростков при организации любой деятельности.
В-седьмых, обязательным становится проведение коррекции уровня волевого развития подростков. Именно пубертатный период – это основополагающий период для данного процесса.
Подобные условия смогут обеспечить коррекцию, совершенствование, а также преобразование процесса и, естественно, результата волевого развития подростков в учебной деятельности. Рассмотрим основные этапы.
На начальной стадии рекомендуется расширить и сформировать понятия подростков не только о волевых качествах, но и духовно-нравственных ценностях. Рекомендуется использовать в качестве материала те дисциплины, которые изучаются по школьной программе, формируя теоретическое мышление. Например, уроки гуманитарного цикла. Но, опираться рекомендуется на систему развивающего обучения, которая разработана Элькониным Д.Б. и Давыдовым В.В. Подобная организация позволит учащимся включиться постепенно в квазиисследовательскую, особую деятельность, которая распределена между учителем и учащимися. Речь идет о совместно-распределенной деятельности, основной формой которой становится полилог. Именно в таком случае будет возникать учебное (содержательное) общение, которое окрашено личностными взаимоотношениями. Оно становится дополнительным (идеальным) источником развития для каждого субъекта.
Уроки русского языка, истории и литературы позволят расширить и сформировать представления подростков о духовно-нравственных ценностях и волевых свойствах. Ознакомление рекомендуется начинать с обсуждения художественных и исторических персонажей и их поступков. Причем, основным механизмом развития на данном этапе становится идентификация (уподобление себя положительным персонажам).
На втором этапе рекомендуется поставить цель – сформировать мотивацию самовоспитания учащихся, опираясь на духовно-нравственные ценности. В таком случае будут решаться такие задачи, как:
повышение интереса подростков к своей собственной личности;
организация нравственно-психологического просвещения, которое позволит у подростка сформировать критерии оценки своей личности;
преподнесение представлений о важности духовных и нравственных ценностей в жизни каждого человека;
демонстрация возможностей человеческих ресурсов при саморазвитии и самоизменении.
На этом этапе рекомендуется задействовать такие механизмы, как: рефлексия, позволяющая осознавать себя и свое поведение в социуме, сопоставляя знания о себе с информацией, полученной на уроках;
интериоризация правил, знаний, ценностей и норм, опираясь на учебный материал по гуманитарным дисциплинам.
Цель третьего этапа – развитие способностей к реализации «Я-концепции», опираясь на нравственные нормы и духовные идеалы. На данной ступени будут ставиться задачи, чтобы оказать помощь подростку при составлении индивидуальной программы по самосовершенствованию и самовоспитанию, ведению дневника самоанализа.
Отдельное внимание будет уделяться отработке разнообразных приемов самостимуляции волевых усилий (самоободрение, самоприказ, самоодобрение и прочее).
Поэтому при наличии влияния внешних условий будут формироваться и действовать внутренние предпосылки, способствующие волевому развитию отрока в учебной деятельности. Поэтому, благодаря такой организации учебной деятельности будет появляться потребность учащихся в самопознании, саморазвитии и самовоспитании, а также в реализации своей Я-концепции с учетом нравственных норм и духовных идеалов личности.
Библиографический список
Грицай Л.А. Предупреждение детских и подростковых суицидов как актуальная социально-психолого-педагогическая проблема. // Гуманитарные научные исследования. – № 5 (21) Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3153
Грицай Л.А. Национальные модели родительского поведения в России: традиционный и инновационный аспект//Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24559
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
Калинин В.В. К вопросу о модели управления на основе культуры. // Современные научные исследования и инновации. – № 7 (27) Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25665
Карасева С.Н. Духовно-нравственные условия волевого развития подростка в учебной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2005
Карасева С.Н. О духовно-нравственном компоненте волевого развития личности//Психолого-педагогический поиск. 2007. №5. С. 135-146
Карасева С.Н. Проблема волевого развития детей подросткового возраста. // Гуманитарные научные исследования. – № 7 Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3595