УДК 316.64

СЛУЖИТЬ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ? ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ

Ульянова Наталья Юрьевна1, Давидян Кристина Артуровна2, Хавтирка Елизавета Сергеевна3
1Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии управления и юридической психологии
2Южный федеральный университет, студентка 2 курса бакалавриата Академии психологии и педагогики
3Южный федеральный университет, студентка 2 курса бакалавриата Академии психологии и педагогики

Аннотация
В статье представлены результаты пилотажного исследования мотивационно-ценностной сферы юношей и девушек с разным отношением к службе в вооруженных силах Российской Федерации. Проанализированы взаимосвязи мотиваторов социально-психологической активности и смысложизненных ориентаций, а также их различия у юношей и девушек с положительным и отрицательным отношением к воинской службе. Сделаны выводы о существовании комплексов ценностных ориентиров, определяющих общее отношение молодых людей к службе в армии.

Ключевые слова: армия, воинская служба, молодежь, мотивация, служба по призыву, смысложизненные ориентации


TO SERVE OR NOT TO SERVE? MOTIVATION OF YOUNG MEN AND WOMEN WITH DIFFERENT ATTITUDES TOWARDS MILITARY SERVICE

Ulyanova Natalya Yuryevna1, Davidyan Kristina Arturovna2, Khavtirka Elizaveta Sergeevna3
1Southern Federal University, PhD in Psychological Science , Lecturer of the Department of Management and Legal Psychology
2Southern Federal University, Student of the 2nd year of the bachelor's degree of the Academy of Psychology and Pedagogy
3Southern Federal University, Student of the 2nd year of the bachelor's degree of the Academy of Psychology and Pedagogy

Abstract
The article presents the results of a pilot study of motivation and values of young men and women with different attitudes toward service in the armed forces of the Russian Federation. The interrelations and differences of socio-psychological activity motivators and meaningful orientations of young men and women with a positive and negative attitude toward military service are analyzed. Conclusions about the complexes of value orientations that determine the general attitude of young people to military service are discussed.

Keywords: army, draft service, meaningful orientations, military service, motivation, youth


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ульянова Н.Ю., Давидян К.А., Хавтирка Е.С. Служить или не служить? Особенности мотивации юношей и девушек с разным отношением к воинской службе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23431 (дата обращения: 19.04.2017).

Одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается современная российская армия, является вопрос об обязательной воинской службе граждан. СМИ ежегодно освещают сложности, связанные с проведением очередной призывной кампании: невыполнение планов призыва, уклонение молодых людей от службы, нарушения прав граждан в военкоматах и воинских частях и т.д. Руководством страны предпринимаются значительные усилия по повышению престижа вооруженных сил, однако, если ситуация с привлечением рядового и офицерского состава к службе на контрактной основе в последние годы относительно стабилизировалась, то призывная служба по-прежнему остается “болевой точкой” во многих регионах России [1]. Это обусловлено множеством взаимосвязанных факторов, одним из которых, очевидно, является низкая мотивационная готовность юношей и, в ряде случаев, девушек к прохождению обязательной службы.

Важность мотивированности молодежи для успешной морально-психологической подготовки военнослужащих по призыву подчеркивается рядом исследователей [2; 3]. При этом авторы отмечают, что военно-профессиональная мотивация является отражением общих мотивационно-ценностных установок личности, в том числе ее смысложизненных и социально-психологических ориентаций [4; 5]. Таким образом, целесообразным представляется начать изучение проблемы готовности и неготовности молодежи к призывной службе с точки зрения мотивационных предпосылок, формирующихся в процессе воспитания и социализации молодых людей в течение жизни.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей мотивации юношей и девушек с разным отношением к службе в армии. В качестве объекта были выбраны представители молодежи – юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет; общий объем выборки составил 68 человек.

В качестве исследовательских гипотез были выдвинуты следующие предположения:

1) Смысложизненные ориентации и мотивация социально-психологической активности юношей и девушек, по-разному относящихся к службе в армии, имеют значимые различия.

2) Существуют значимые взаимосвязи между отношением молодых людей к службе в армии, их смысложизненными ориентациями и социально-психологической мотивацией.

Для изучения отношения юношей и девушек к службе в армии нами использовался опросник “Отношение молодежи к службе в армии” [6], позволяющий получить от респондентов информацию об их опыте взаимодействия с вооруженными силами и субъективной оценке ими современной российской армии. Изучение мотиваторов социально-психологической активности личности: достижения успеха, стремления к власти, тенденции к аффилиации -  проводилось с помощью методики Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова [7]. С помощью «Методики исследования системы жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова диагностировался уровень выраженности смысложизненных ориентаций: альтруистической, экзистенциальной, гедонистической, самореализационной, статусной, коммуникативной, семейной и когнитивной [8]. Для проведения статистических расчетов нами использовались сравнение средних с помощью U-критерия Манна-Уитни и корреляционный анализ Пирсона.

Первая исследовательская гипотеза проверялась путем сравнения средних показателей мотивационных и смысложизненных ориентаций респондентов с использованием U-критерия Манна-Уитни; в качестве группирующих переменных использовались полярные варианты выбора пунктов опросника “Отношение к армии”. Результаты исследования показали наличие значимых различий между определенными группами респондентов.

Во-первых, юноши и девушки, имеющие реальный опыт воинской службы, слабее ориентированы на самореализацию (Uэмп = 94, p ≤ 0,01) по сравнению с их сверстниками, не имеющими такого опыта. Выраженная ориентация на самореализацию, очевидно, является причиной, по которой юноши и девушки стремятся к получению высшего и средне-специального образования, дающего легальную отсрочку от призывной службы и позволяющего значительно расширить возможности самореализации как в профессиональной так и в социальной сферах.

Во-вторых, у молодых людей, сознательно уклонявшихся от службы в армии, значимо меньше выражены экзистенциальная и гедонистическая ориентации и больше – тенденция к аффилиации (Uэмп = 55,5,  p ≤ 0,05; Uэмп = 36,  p ≤ 0,01 и Uэмп = 57,  p ≤ 0,05 соответственно), чем у юношей и девушек, от призывной службы не уклонявшихся. Выраженность экзистенциальной ориентации у молодых людей, нацеленных на исполнение так называемого “гражданского долга”, представляется вполне закономерной, так как связана, по всей видимости, с патриотическими чувствами и представлениями о воинской службе как о необходимом этапе становления личности. Тенденция к аффилиации, выраженная у респондентов, не уклонявшихся от службы, по всей видимости, находит свое выражение в принадлежности к воинскому коллективу как к значимой группе, что также выглядит вполне ожидаемым. В то же время, значимо меньшая ориентированность “уклонистов” на получение удовольствий от жизни выглядит несколько парадоксально, поскольку служба в армии предполагает достаточно серьезные ограничения бытового и социального характера. Возможно, это связано с тем, что ориентированные на гедонизм молодые люди предпочитают изыскивать легальные способы отсрочки обязательной службы или, напротив, сознательно вступают в ряды вооруженных сил для обеспечения карьеры в силовых и государственных структурах и, следовательно, стабильного финансового состояния в будущем.

В-третьих, респонденты, высоко оценивающие современную российскую армию в целом, меньше ориентированы на коммуникацию по сравнению с молодыми людьми, выставившими низкие оценки (Uэмп = 51,5,  p ≤ 0,05). Возможно, высокая коммуникативная ориентация и связанная с ней коммуникативная компетентность позволяют молодым людям критично относиться к пропагандируемой сегодня службе в вооруженных силах и принимать во внимание не только положительные, но и проблемные стороны современной армии.

В-четвертых, юноши и девушки, считающие, что служба в армии не влияет на психическое и физическое здоровье, обладают значимо более высокой ориентацией на статус по сравнению с респондентами, придерживающимися противоположной точки зрения (Uэмп = 82,  p ≤ 0,05). Вероятно, высокая ориентированность на социальную иерархию предопределяет отношение к службе в армии как к неизбежной ступени на пути обеспечения более высокого статуса, вследствие чего затраты психологических и физических ресурсов оцениваются такими респондентами как несущественные.

Такими образом, первая исследовательская гипотеза подтвердилась результатами эмпирического исследования. Обобщая, можно заключить, что молодые люди, в целом положительно оценивающие воинскую службу по призыву, в большей степени ориентированы на достижение социального статуса, принадлежность к группе и исполнение патриотического долга или получение жизненного опыта. В то же время юноши и девушки, не желающие служить в российской армии, чаще настроены на творческую и профессиональную самореализацию и социальное взаимодействие, в связи с чем ограничения, накладываемые на граждан в период прохождения воинской службы, представляются им непродуктивными и не соответствующими их основным жизненным целям.

Проверка второй исследовательской гипотезы осуществлялась с помощью корреляционного анализа с использованием коэффициента Пирсона. Результаты, представленные на рисунке 1, позволяют сделать вывод о существовании двух положительно взаимосвязанных комплексов мотивационно-потребностных факторов, характеризующих участников исследования.

 

Рисунок 1 – Взаимосвязь мотиваторов социально-психологической активности и смысложизненных ориентаций юношей и девушек

Первый комплекс включает в себя тенденцию к аффилиации, семейную и коммуникативную смысложизненные ориентации (r = 0,48, p ≤ 0,05; r = 0,51, p ≤ 0,01), второй – гедонистическую и самореализационную ориентации (r = 0,43, p ≤ 0,05). Между этими группами переменных существуют антагонистические отношения, характеризующиеся отрицательными связями (r = -0,52, p ≤ 0,01; r = -0,62, p ≤ 0,01 и r = -0,45, p ≤ 0,05 соответственно). Кроме того, семейная и коммуникативная ориентации отрицательно связаны с ориентацией на статус (r = -0,40, p ≤ 0,05 и r = -0,48, p ≤ 0,05 соответственно). Таким образом, мы можем условно выделить три типа респондентов: ориентированных на коллективистские ценности: принадлежность к группе, семейную и социальную жизнь; ориентированных на индивидуалистические ценности: саморазвитие, удовольствие от жизни; ориентированных на власть и карьерные достижения. В сочетании с результатами анализа различий мотивационно-ценностных особенностей респондентов с разным отношением к службе в армии, можно заключить, что менее всего к воинской службе склонны “индивидуалисты” – для них необходимость постоянно находиться в коллективе, подчиняться жесткой  дисциплине диаметрально противоположна базовым принципам жизни. В то же время, молодые люди, ориентированные на получение властных полномочий, легко ориентируются в воинской иерархии и рассматривают службу в армии как своего рода “социальный лифт”, способ повысить собственный статус и получить возможность почти гарантированного карьерного роста. Юноши и девушки с коллективистскими ценностями занимают промежуточную позицию: с одной стороны, они легко общаются с сослуживцами и могут воспринимать службу как своеобразный социальный опыт, с другой – привязанность к семье и к родным может служить весомой причиной искать способ уклониться от службы или отсрочить ее для того, чтобы не разлучаться с близкими. Таким образом, гипотеза о наличии взаимосвязей между отношением молодых людей к службе в армии и их смысложизненными и мотивационными ориентациями также нашла подтверждение.

Подводя итог исследования, необходимо отметить его пилотажный характер и необходимость более глубокого исследования мотивации современной молодежи в связи с отношением к воинской службе. В то же время, полученные нами результаты позволяют судить об основных тенденциях связи смысложизненных ориентаций сегодняшних юношей и девушек с их отношением к воинской обязанности и, следовательно, дают возможность наметить основные пути просветительской и агитационной работы с молодежью в целях популяризации службы в армии.


Библиографический список
  1. Кокшаров А.С. Формирование общественного отношения к современной российской армии // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2608 (дата обращения: 21.11.2016).
  2. Ткачев Р.В. Методика социологического исследования мотивации военно-профессиональной деятельности офицерского состава // Армия и общество. 2011. № 3 (27). С. 25-28.
  3. Верещагина А.В., Сажина Л.В., Самыгин С.И. Отношение студенческой молодежи к армии как фактор национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 244-249.
  4. Андруник А.П., Безматерных А.Н. Военно-профессиональная мотивация как основа для решения задач в воинском воспитании // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9565 (дата обращения: 03.04.2017).
  5. Кржижановский О.Г. Формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению военной службы // Вестник МГУКИ. 2012. № 6 (50). С. 174-177.
  6. Котельникова Е.А. Проблема отношения молодежи к службе в армии // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3235 (дата обращения: 19.11.2016).
  7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 69-70.
  8. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. С. 18-21.


Все статьи автора «Ульянова Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация