УДК 378.1; 371.3

ОСОБЕННОСТИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «САМОРАЗВИТИЕ» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА

Хлебников Артем Андреевич1, Шварцкопф Елена Юрьевна2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описывается практика уточнения категории «саморазвитие», определяются условия и возможности утончения категории «саморазвитие» в системе знаний современной педагогической методологии. Основы курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» исследуются в контексте возможности продуктивной самореализации личности педагога, изучающего специфику и нюансы саморазвития как категории современной педагогики.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, саморазвитие, самореализация, социализация


FEATURES SPECIFICATION CATEGORY "SELF-DEVELOPMENT" IN THE STRUCTURE OF TEACHER PREPARATION

Khlebnikov Artem Andreevich1, Schwarzkopf Elena Yurievna2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VO "Kemerovo state University", Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VO "Kemerovo state University", Novokuznetsk, lector
3National Research Nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
This article describes the practice of refinement "self-development" category are determined by the conditions and possibilities of refinement categories of "self-development" in the system of knowledge of modern teaching methodology. Basics Course "Theoretical Pedagogy" and "Practical pedagogy" are explored in the context of productive opportunities for self-realization of the person of the teacher, the student of the specifics and nuances of self-development as a category of modern pedagogy.

Keywords: culture independent work, self-development, self-realization, socialization, teacher modeling


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хлебников А.А., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности уточнения категории «саморазвитие» в структуре подготовки педагога // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19574 (дата обращения: 26.05.2017).

Саморазвитие личности – уникальная система, качество контроля и результативность которой представляет малоисследованную плоскость современной научно-педагогической деятельности. Таким образом, саморазвитие личности в структуре продуктивного поиска педагогов как носителей ценностей и норм профессионально-педагогической культуры определило круг научных публикаций и, непосредственно связанных с качеством персонифицированного выбора, условий продуктивного поиска, гарантирующих в модификации и оптимизации личности и обществу практико ориентированную и реализуемую систему социально определяющего выбора и продуктивной самоорганизации условий и возможностей деятельности [1-48].

Определим в различных педагогических конструктах понятие «саморазвитие», определив приоритеты широкого, узкого и локального смыслов в использовании педагогического моделирования [17, 23-25, 43].

Саморазвитие (широкий смысл) – продукт многомерного развития антропосреды, определяющей приоритеты педагогического знания в самостоятельной работе субъекта образования, культуры и труда базовыми механизмами и звеньями оптимизации качества решений проблем и задач, непосредственно связанных с человеком и его деятельностью, в научной педагогике определяется через понятия «категория», «система», «форма», «средство», «условие», «качество», «продукт», «процесс», «процедура», отражает способность личности к получению результатов собственного планирования и качественно-количественного преобразования внутреннего мира, определяющего все изменения и во внешнем пространстве.

Саморазвитие (узкий смысл) – процесс, раскрывающий и корректирующий возможность личности самостоятельно и целостно определять цели и задачи своего развития и достигать поставленных высот в единоличной практике решения поставленных в целеполагании вершин.

Саморазвитие (локальный смысл) – процедура самостоятельной постановки цели качественно-количественного преобразования внутреннего мира в модели самостоятельной работы и рефлексии, продукт которого определяет качество решений в различных направлениях антропознания.

Саморазвитие (унифицированный смысл) – педагогический конструкт, определяющий верификацию и коррекцию достижений вершин качественно-количественных преобразований собственного внутреннего мира – одной из актуальных задач современного антропознания, гарантирующий личности и обществу успешное достижение высоких результатов в решении проблем современного образования, профессионально-трудовых отношений и досуга.

Саморазвитие в решении задач профессионально-педагогического образования определяет две категории (саморазвитие обучающегося и саморазвитие педагога), в структурах которых имеются общие и частно-предметные особенности построения моделей и реализация построенных моделей личностью самостоятельно на практике.

Для успешного решения задач и проблем саморазвития необходимо учитывать множество ограничений и возможностей современного научного знания в педагогике. Одним из механизмов оптимизации качества поставленной задачи является нормальное распределение способностей и здоровья субъектов современного образования. Другим конструктом в моделировании является возрастосообразность поставленной проблемы и ее качественная оценка в модели культуры и деятельности, образовании и спорте.

Способность общества гибко корректировать и модифицировать условия включения личности в систему социально значимых приоритетов развития и саморазвития является актуальными на протяжении многих периодов развития антропосреды, что является важным атрибутом практики научного знания.


Библиографический список
  1. Анохина В.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Профессиональное образование как гарант развития и саморазвития обучающегося // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7271
  2. Бойкова И. В. Детерминация и возможности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума как продукт самоидентификации и самореализации личности // European Social Science Journal. 2016. № 5. С.162-168.
  3. Герасименко М.П., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «саморазвитие педагога» в модели непрерывного образования // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7249
  4. Герасименко М.П., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «саморазвитие» в модели непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/16988
  5. Герасименко М.П., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Педагогические условия качественного решения задач саморазвития педагога в модели непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17035
  6. Герасименко М.П., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Саморазвитие педагога как продукт непрерывного образования // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7257
  7. Зиновьев К.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категорий «развитие» и «саморазвитие» в системе изучения основ педагогического знания // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.116-121.
  8. Зубанов В.П., Аксенов Г.А., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации категории «саморазвитие» в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Современная педагогика. 2016. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5647
  9. Зубанов В.П., Бишлер Е.В., Тимофеев Е.В. Возможности уточнения понятийного аппарата в исследовании роли двигательной активности обучающегося на занятиях физической культурой. // Интернетнаука. 2016. № 10. С.136-150. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-136-150
  10. Зубанов В.П., Воронина Е.И., Свинаренко В.Г. Педагогические условия и функции изучения курса «Гигиена физической культуры и спорта» будущими педагогами по физической культуре // Интернетнаука. 2016 №8 С.90-101. DOI:10.19075/2414-0031-2016-8-90-101
  11. Зубанов В.П., Егунов В.В., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации и уточнения категории «воспитание» в структуре изучения педагогических дисциплин // Интернетнаука. 2016 №9. С.72-82. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-60-70
  12. Зубанов В.П., Карлагачев Д.В., Свинаренко В.Г. Специфика современного воспитания в работе педагога по физической культуре // Интернетнаука. 2016 №7 С.122-133. DOI:10.19075/2414-0031-2016-7-122-133
  13. Зубанов В.П., Макарова Л.Н., Корниенко Е.Д. Адаптивная педагогика как продукт и условие гуманизации современного образования и культуры // Интернетнаука. 2016. № 6. С. 317-326. DOI:10.19075/2414-0031-2016-6-317-326
  14. Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Сырбу В.П. Педагогические условия оптимального саморазвития педагога по физической культуре: проблемы и возможности исследования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.82-89.
  15. Козырева О. Е. Возможности организации педагогической поддержки в работе будущего педагога // Территория науки. 2016. № 5. С.7-10.
  16. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
  17. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145. DOI:10.19075/2414-0031-2016-7-134-145
  18. Козырева О.А., Козырев Н.А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» // Интернетнаука. 2016 №9. С.55-62. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-43-50
  19. Козырева О.А., Козырев Н.А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования. Электронный мультидисциплинарный научный журнал // Интернетнаука. 2016 №9. С.63-71. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-51-59
  20. Козырева О.А., Козырев Н.А., Бокова Е.В. Профессионально-педагогический кейс в структуре самореализации личности и рефлексии // Интернетнаука. 2016. № 10. С.151-165. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-151-165
  21. Козырева О.А., Козырев Н.А., Логачева Н.В. Технология системно-педагогического моделирования в структуре изучения курса «Научная работа обучающихся образовательных организаций» // Интернетнаука. 2016. №11. С.97-118. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-97-118
  22. Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192
  23. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  24. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  25. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
  26. Кошелева А.А., Стройкина Л.В., Коновалов С.В. Педагогические функции и педагогические условия организации занятий английскому языку в 5-7 классах средствами электронных энциклопедий // Интернетнаука. 2016. №11. С.148-162. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-148-162
  27. Ларин Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Социализация как продукт развития личности в модели современного образования // Современная педагогика. 2017. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6646
  28. Лукьянцева А.С., Стройкина Л.В., Коновалов С.В. Здоровьесберегающая педагогика в модели занятий физической культурой (общепедагогический и философский аспект) // Интернетнаука. 2016. №11. С.163-174. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-163-174
  29. Милютин С.А., Козырева О.А. Некоторые особенности детерминации основ построения педагогического взаимодействия в конструктах занятий танцами // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/16916
  30. Мусохранов К.Э., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые аспекты развития личности в модели современного образования // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/01/7662
  31. Омельченко М.Г., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категориального аппарата современной педагогики в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2017. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6222
  32. Омельченко М.Г., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Технологии уровневого обучения в профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76678
  33. Остраницын И.И., Стройкина Л.В., Коновалов С.В. Принципы здоровьесберегающей педагогики в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Интернетнаука. 2016. №11. С. 175-190. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-175-190
  34. Поповцев И. А., Стройкина Л. В., Свинаренко В. Г. Специфика изучения основ саморазвития личности в модели педагогического образования // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Волгоград, 5 ноября 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.156-157.
  35. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Саморазвитие в модели социальной педагогики и педагогики развития // Современная педагогика. 2017. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6570
  36. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Саморазвитие как категория педагогики физической культуры и спорта // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/01/7615
  37. Похоруков О.Ю., Омельченко М.Г., Свинаренко В.Г. Изучение курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре в модели формирования культуры самостоятельной работы личности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/18710
  38. Прокудин Р.Б., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации категории «педагогическая деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/19192
  39. Сапегин И. И. Некоторые особенности детерминации категории «социализация» в конструктах педагогики развития и физической культуры // Информация как двигатель научного прогресса : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 3 сентября 2016 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.103-105.
  40. Сапегин И.И., Козырева О.А., Коновалов С.В. Анкетирование в модели исследования качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Интернетнаука. 2016. №11. С.132-147. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-132-147
  41. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  42. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
  43. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  44. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Некоторые детерминанты развития и саморазвития личности в модели современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70186
  45. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2.101-108.
  46. Сырбу В.П., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Специфика детерминации категории «саморазвитие» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. С.17-27.
  47. Тягунова А.Н., Салмина Е.С., Коновалов С.В. Некоторые особенности уточнения категории «воспитание» в работе педагога по физической культуре // Интернетнаука. 2016. №11. С.119-131. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-119-131
  48. Яковлева В.Н., Похоруков О.Ю., Коновалов С.В. Возможности исследования саморазвития педагога по физической культуре как социально-профессиональная проблема // Интернетнаука. 2016. №11. С.191-202. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-191-202


Все статьи автора «НФИ КемГУ ФФК»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: