УДК 004

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Жуломанова Мадина Муратовна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
студентка института Энергетики и автоматизированных систем

Аннотация
В данной статье рассматриваются такие понятия, как инклюзивное образование и дистанционное обучение. Особое внимание акцентируется на роли новых информационных технологий в такого рода обучении, перечисляются их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: адаптивная среда, включение., дистанционное обучение, инклюзивное образование, инклюзия, информационные технологии, образовательный процесс, особые возможности


FEATURES OF USE OF THE INFORMATION ENVIRONMENT IN INCLUSIVE EDUCATION AND DISTANCE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Zhulomanova Madina Muratovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University
student of the Institute of Energy and Automated systems

Abstract
This article focuses on concepts such as inclusive education, and distance learning. Particular attention is paid to the role of new information technologies in this kind of training, lists their advantages and disadvantages.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жуломанова М.М. Особенности использования информационной среды в инклюзивном образовании и дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17651 (дата обращения: 30.05.2017).

Приоритетным направлением развития образования является обновление его содержания и методов обучения с целью достижения новых высоких результатов [1]. Современная система образования призвана соответствовать потребностям каждого учащегося, в связи с этим смысл и цель образования – развитие личности всех учащихся, независимо от их религиозной и национальной принадлежности, а также от физиологических особенностей. Эффективное включение в общий образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возможно только при создании специальных условий или адаптивной образовательной среды. Эта среда формируется за счёт индивидуальной адаптации учебных программ, использования в обучении информационных технологий (ИТ), позволяющих осуществлять приём и передачу учебной информации в доступной форме для всех учеников.

На данном этапе остро встает вопрос о внедрении инклюзивного образования. Инклюзивное образование (от лат. «include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями [5]. Безусловно, все дети вправе учиться и развиваться среди своих одноклассников и друзей. Учащиеся с особыми потребностями нуждаются в социальной адаптации, а их взаимодействие со здоровыми сверстниками как раз способствует этому процессу. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют ключевое значение в реализации инклюзивного образования, поскольку для учащихся с отклонениями они приобретают значимость не только как предмет изучения, но и как действенное средство коррекционного воздействия. Именно по этой причине обучение детей с ОВЗ уже представляется немыслимым без ИКТ. Использование ИТ в обучении школьников с ОВЗ позволяет расширить возможность визуализации учебной информации, дополнительно мотивировать детей, формируя при этом коммуникативную и информационную компетенции учащихся.

На сегодняшний день существует множество программ, технических приборов и ресурсов, которые помогают детям с ОВЗ в обучении.

К специальным техническим средствам относятся тактильные дисплеи для слабовидящих детей, различные модификации клавиатур и манипуляторов для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, манипуляторы – «рукавички» для людей с нарушениями слуха и речи и др. Их главное предназначение – помочь пользователю с ОВЗ наиболее эффективно и безопасно выполнять работу за компьютером. С технологиями и ресурсами сложнее, так как трудно создать технологию или ресурс, одинаково пригодный для использования людьми с различными видами физических ограничений.

Для учеников с нарушениями зрения используют специальную клавиатуру с насечками на клавишах. Также существует программа, с помощью которой озвучивается информация – «Экранный чтец». Особую роль в системе обучения слепых, слабовидящих и частично зрячих детей играет аудиоматериал, который, в зависимости от конкретных образовательных задач, может быть оформлен в варианте аудиолекции, аудиотренажера, аудиотеста или аудиопособия.

Аудиолекция – аудиозапись учебного материала, которая организована по примеру привычного учебного материала. Аудиолекция может быть использована при индивидуальном и при групповом обучении, в присутствии учителя и при его отсутствии. Особые требования заключаются в соблюдении интонации – она должна соответствовать содержанию представляемого материала.

Аудиотренажер включает в себя комплекс сформулированных вопросов и задач, записанных через определенное время, необходимое для ответа/решения. Аудиотренажер также может быть использован при индивидуальном обучении и при работе с группой. Большим плюсом использования аудиотренажера при групповом обучении является предоставление учащимся возможности работать в индивидуальном режиме, при этом они не лишены возможности обращаться к учителю за помощью.

Главное отличие аудиотеста от аудиотренажера — возможность проверить правильность ответа. Аудиотесты используются как для внешнего контроля, так и для самоконтроля. В ситуациях, когда преподаватель контролирует школьников,  аудиотесты могут фиксировать ответы учеников с помощью аудиозаписи. В целях самоконтроля школьникам может быть предложена система формализации ответа по типу тестов закрытой формы.

Аудиопособие представляет собой аудиозапись любого сопровождающего учебный процесс материала. Это может быть запись диалога на иностранном языке, аудиоинсценировка текста художественного произведения и т.п. При записи такого пособия, в отличие от аудиолекции, интонационный рисунок должен быть ярким, порой даже утрированным. Новые для ребенка слова должны произноситься отчетливо, содержание текста должно поддерживаться приемами актерского мастерства.

Процесс обучения лиц с ограничениями по здоровью имеет ряд трудностей, среди которых присутствует нерегулярность или вовсе невозможность посещения учебных занятий, связанная с ограничением передвижения. Здесь на помощь приходит дистанционное обучение. Дистанционное обучение — обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения, имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений субъектов образования [6].

Для реализации дистанционного обучения необходим компьютер и доступ в интернет. Главным отличием и преимуществом дистанционного обучения является то, что здесь происходит взаимодействие учителя и учеников на протяжении всего процесса. При данной форме обучения почти исчезает проблема отставания детей с ОВЗ от других, потому что они имеют возможность повторить непонятные для них темы. Несомненной ценностью для школьников с ОВЗ является то, что решается проблема ежедневного посещения школы, так как они имеют возможность изучать материал дома в удобном режиме. Некоторую часть учебного материала учащийся может изучать самостоятельно, ведь это помогает лучше понимать и запоминать пройденные темы. К тому же, применение ИКТ делает процесс обучения интереснее и живее. Обучаясь дистанционно, ребенок не ощущает себя ограниченным пространственными и временными рамками, у него появляется связь буквально со всем миром. Таким образом, для детей с ОВЗ дистанционное обучение – это замечательная возможность реализовать себя. У дистанционного обучения существует множество преимуществ:

1)    доступ детей с ОВЗ к различным ресурсам;

2)    социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество;

3)    учет индивидуальных особенностей детей;

4)     интерактивность обучения;

5)     пространственная и временная безграничность обучения;

6)     качественное образование детей с ОВЗ.

Однако некоторые трудности в дистанционной форме обучения все же есть. Они связаны с большими затратами на техническую основу обучения, педагогической и методической готовностью педагогов, технологической готовностью участников образовательного процесса.

Таким образом, использование ИКТ в инклюзивном образовании и дистанционном обучении детей с ОВЗ существенно облегчает процесс преподавания учебного материала, благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие учащихся с ограничениями, развивает творческую активность детей, а также формирует любознательность и повышает интерес к учебным занятиям.


Библиографический список
  1. Варфоломеева Т.Н. Электронный курс как носитель содержания образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16764 (дата обращения: 07.11.2016).
  2. Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
  3. Жуломанова М.М., Варфоломеева Т.Н. Оценка достижений учащихся с помощью веб-портфолио // Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11) [Электронный ресурс]. URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/11/Zhulomanova%20M.%20M.,%20Varfolomeeva%20T.%20N.(Obrazovanie%20i%20pedagogika).pdf
  4. Котельникова Е.Н., Варфоломеева Т.Н. Массовые открытые онлайн-курсы как инновационная тенденция в образовании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15043 (дата обращения: 01.06.2016).
  5. Михальченко К.А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 77-79.
  6. Полат Е.С. Хуторской А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm


Все статьи автора «Жуломанова Мадина Муратовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: