УДК 37

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Котельникова Елена Николаевна1, Варфоломеева Татьяна Николаевна2
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка института Энергетики и автоматизированных систем
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандедат педагогических наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
В статье рассмотрены массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) как инновационная тенденция в образовании, которая способна внести глобальные изменения в образовательной сфере. Также рассмотрена схема образовательного процесса MOOC и выделены преимущества использования онлайн-курсов в контексте высшего и непрерывного образования.

Ключевые слова: высшее образование, инновации в образовании, информационно-коммуникационные технологии, массовые открытые онлайн-курсы


MASSIVE OPEN ONLINE COURSES AS ONE OF THE INNOVATIVE TREND IN EDUCATION

Kotelnikova Elena Nikolaevna1, Varfolomeeva Tatyana Nikolaevna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student of the Institute of Energy and Automated systems
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
The article describes the massive open online courses (MOOC) as one of the innovative trend in education that can make significant changes in educational process.

Keywords: innovations in education, massive open online courses, MOOC


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Котельникова Е.Н., Варфоломеева Т.Н. Массовые открытые онлайн-курсы как инновационная тенденция в образовании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15043 (дата обращения: 27.05.2017).

В настоящее время в современном мире идет активное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества. Прежде всего это связано с тем, что эти инновации делают нашу жизнь легче и комфортней [1]. Поэтому неудивительно, что информационные технологии и виртуальные коммуникации затронули и сферу образования.

Одним из качественно новых явлений в мире образования, продиктованного особенностями информационного общества, является обширное распространение массовых открытых онлайн‐курсов (от англ. Massive open online courses, MOOC). MOOC — онлайн обучающие курсы с открытым доступом и массовым интерактивным участием, которые применяют технологии электронного обучения и открытый доступ через Интернет. Такие курсы представляют одну из наиболее эффективных форм осуществления дистанционного образования [2]. На сегодняшний день существует множество массовых открытых онлайн ‐ курсов, наиболее популярными из них являются: edX, Canvas Network, Coursera, Khan Academy, Udacity, Лекториум, Универсариум и др.

Появления MOOC в сфере образования можно сравнить с появлением Интернета в мире. Как Интернет открыл для людей огромные возможности в получении информации, так и онлайн-курсы предоставляют безграничные возможности в получении бесплатного и качественного образования [3]. Во время проведения MOOC используются как синхронные, так и асинхронные методы обучения. Синхронный метод обучения предполагает взаимодействие преподавателя с аудиторией в режиме реального времени. При асинхронном обучении учащийся получает доступ к лекциям в течение всего онлайн-курса, может обращаться к ним в любое удобное для него время, может прослушивать их неограниченное количество раз и имеет возможность сохранения видеолекций с целью последующего обращения к ним уже после окончания курса [4].

Образовательный процесс MOOC обычно строится по следующей схеме:

  1. Изучение на сайте MOOC видеолекций, которые дополнены презентациями и различными дополнительными методическими материалами для закрепления и усвоения пройденного.
  2.  Использование интерактивных форумов для консультаций и обсуждения пройденного учебного материала.
  3. Выполнение заданий, которые были заданы преподавателем. Это может быть чтение дополнительной литературы, написание эссе, прохождения тестирования и т.п. Сроки сдачи промежуточных и итоговых проверочных заданий строго определены.
  4. Взаимопроверка выполненных заданий. Это является важной педагогической идеей таких курсов, потому что таким образом участники курса продолжают работу над изученным материалом, но уже не через репродуктивное его освоение, а через продуктивную оценочную деятельность [5].
  5. Получение сертификата, при условии успешной сдачи итогового экзамена.

Стремительный рост популярности MOOC можно объяснить большим количеством преимуществ, которые они имеют. Можно выделить следующие достоинства онлайн-курсов:

  1. MOOC открыты и доступны, они предполагают бесплатную основу для желающих. Пол, возраст, социальное положение, предыдущее образование, место проживания и даже наличие или отсутствие денег не влияют на доступ к знаниям. Чтобы принять участие в MOOC достаточно иметь доступ к Интернету. Единственное ограничение, которое может возникнуть — это незнание английского языка, т.к. он является основным языком преподавания онлайн-курсов, однако, из-за растущего спроса и благодаря добровольцам, курсы быстро становятся доступными на многих языках. Кроме того, в настоящее время все больше и больше курсов преподаются на разных языках. Таким образом, MOOC расширяют границы доступа к получению высшего образования и обучению на протяжении всей жизни для людей из разных уголков земли и социальных слоев.
  2. Знания, получаемые на курсах, актуальны и имеют высокий научный уровень. Благодаря MOOC, появляется возможность обучения в одних из самых лучших вузов мира у преподавателей, экспертов и ученых, имеющих авторитет мирового уровня.
  3. Внедряются передовые образовательные технологии. Комплексный современный формат обучения, который предполагает использование мультимедийных материалов и интерактивных форм работы, которые включают в себя онлайн-форумы, вебинары, симуляционные лаборатории и т.д., может — при правильном и умелом их применении — с течением времени заменить скучные учебники и сделать процесс обучения намного интереснее, целенаправленнее и эффективнее.
  4. Взаимопроникновение культур и традиций, обмен знаниями и опытом всех участников образовательного процесса. Стоит отметить, что MOOC привлекает участников с разной культурой, традициями и уровнем знаний, что способствует формированию новых связей и профессиональных сообществ, которые в дальнейшем приведут к успешному решению задач и к реализации совместных проектов.
  5. Новые способы в продвижении университетов. Благодаря MOOC университеты получают возможность в продвижении собственных образовательных программ во всемирном образовательном пространстве и в привлечении одаренных студентов для дальнейшего обучения. В свою очередь, будущие студенты могут составить впечатление об уровне и широте преподавания в университете. Таким образом, университеты выходят на мировую арену, преодолевая «закрытость» традиционной модели образования, совершенствуя систему образования, привнося новейшие технологии в образовательный процесс [6].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что MOOC —  инновационная тенденция в образовании, которая содействует получению знаний на мировом уровне, развитию системы образования в целом, а также развитию межкультурного диалога, социальному и экономическому развитию.


Библиографический список
  1. Гиляжева, Г.З. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов [Текст] / Гиляжева Г.З., Варфоломеева Т.Н. // Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет: сб. трудов конф. Екатеринбург, 2015. – С. 306-311.
  2. Чусавитина, Г.Н. Разработка модели управление рисками, порождаемыми применением дистанционных образовательных технологий в вузе [Текст] / Г.Н. Чусавитина, М.О. Чусавитин, Т.Н. Сахнова // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики: сб. науч. тр. Москва, 2008. – С. 216-218.
  3. Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
  4. Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
  5. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  6. Артюшевская С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: – Новосибирск, 2013. – С 88-98.


Все статьи автора «Котельникова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: