УДК 353.2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Латыпов Ринат Тавзихович1, Шведов Владислав Витальевич2
1Уральский государственный экономический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
2Уральский государственный экономический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Аннотация
Одним из основных направлений государственной региональной политики в Российской Федерации выступает межрегиональное сотрудничество. В этой сфере особую роль играет институт представительства субъектов Российской Федерации. Республика Татарстан имеет положительный опыт формирования и развития системы Полномочных и Постоянных представительств республики в регионах. На примере Постоянного представительства Республики Татарстан в Свердловской области в статье анализируются торгово-экономические, научно-технические, культурные и гуманитарные связи и контакты республики с иными субъектами Российской Федерации и предлагаются мероприятия по совершенствованию этой деятельности.

Ключевые слова: Интеграция, информационный банк, межрегиональное сотрудничество, национальная политика, Полномочные и Постоянные представительства субъекта Российской Федерации, этническая самобытность, этнические процессы и факторы


THE INSTITUTE'S ACTIVITIES OF THE PERMANENT MISSION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF INTERREGIONAL COOPERATION

Latypov Rinat Tavzikhovich1, Shvedov Vladislav Vitalevich2
1Ural State University of Economics, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of state and municipal administration
2Ural State University of Economics, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of state and municipal administration

Abstract
One of the main directions of the state regional policy in the Russian Federation supports interregional cooperation. In this sphere the special role played by the institution of representation of constituent entities of the Russian Federation. The Republic of Tatarstan has positive experience of formation and development of the system of Plenipotentiary and Permanent missions of the Republic in the regions. For example, the Permanent mission of the Republic of Tatarstan in the Sverdlovsk region the article analyzes the trade-economic, scientific-technical, cultural and humanitarian ties and contacts of the Republic with other subjects of the Russian Federation and proposes measures to improve these activities.

Keywords: ethnic identity, ethnic processes and factors, information Bank and Plenipotentiary Permanent mission of the Russian Federation, Integration, national policy, regional cooperation


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Латыпов Р.Т., Шведов В.В. Деятельность института Постоянного представительства Республики Татарстан в субъектах Российской Федерации в сфере межрегионального сотрудничества // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17243 (дата обращения: 01.12.2016).

В Российской Федерации межрегиональное сотрудничество является одним из важнейших направлений государственной региональной политики, что актуализирует проблему выработки оптимальной модели данного вида деятельности. Стремление регионов к интеграции – это вполне закономерная тенденция, определяющая суть современного политического, социально-экономического и культурного развития России. Межрегиональное сотрудничество, с одной стороны, раскрывает социально-экономический и культурный потенциал регионов, с другой, повышает эффективность механизмов управления территориями.

Межрегиональное сотрудничество является фактором, оказывающим  существенное воздействие на систему управления субъектами федерации. Это в значительной степени способствует успешному решению задач стабильного развития регионов и, соответственно, способствует развитию  страны и повышению качества жизни населения.

В условиях экономического кризиса особое значение приобретают исследования, посвященные экономической интеграции субъектов Российской Федерации. Однако такие направления сотрудничества, как этнокультурные, образовательные, гуманитарные, пока не нашли должного освещения в научной литературе.

Большую роль в выстраивании взаимовыгодных партнерских отношений играет система социального представительства и институт экономического представительства в регионах.  Примером этому может служить деятельность Полномочных и Постоянных представительств, а также Торговых домов Республики Татарстан.

Эти структуры способствуют продвижению торгово-экономических и культурно-образовательных проектов, в которых имеется определенная заинтересованность Республики Татарстан  и его региональных партнеров.

Полномочные и Постоянные представительствам Республики Татарстан осуществляют поддержку татарских диаспор, проживающих  за пределами республики, содействуют популяризации многовековой татарской культуры в других субъектах Российской Федерации.

В период своего формирования институт Полномочного представительства Республики Татарстан доводил исчерпывающую информацию о республике до российской общественности,  политических и деловых кругов. В последующем представительство стало заниматься формированием позитивного имиджа Татарстана.

Это положительно повлияло на процесс развития национальной культуры. Были сохранены традиции и язык в татарских диаспорах по всей стране. Повысился авторитет татарских общественных организаций на уровне муниципалитетов.

Айназ Мухаметзянов в своей статье «Представление продолжается…» отмечает, что «… Татарстан – один из немногих регионов Российской Федерации, где при развитии международных и межрегиональных связей активно используется институт представительств», а многолетние наработки представительств «… обуславливают как потребность обновления самого института, так и необходимость совершенствования системы управления ими» [5].

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 10 ноября 2003 г. № 47-ЗРТ «О представительствах Республики Татарстан» Представительства выступают постоянно действующими государственными органами Республики Татарстан и входят в систему исполнительных органов государственной власти республики [3].

В статье 94 п. 12 Конституции Республики Татарстан  указывается, что назначение представителей Республики Татарстан  является прерогативой Президента Республики Татарстан [2].

В настоящее время Полномочные представительства Республики Татарстан функционируют в Российской Федерации, Французской Республике, Республике Казахстан,  Турецкой Республике и Туркменистане.

Постоянные представительства Республики Татарстан открыты в Свердловской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области,  Республике Башкортостан, Республике Крым, Азербайджанской Республике.

Торгово-экономические представительства Республики Татарстан функционируют в Ханты-Мансийском автономном округе, Нижегородской и Саратовской областях,     Республике Беларусь, Республике Узбекистан и Республике Куба, при Торгпредстве РФ в Финляндской Республике,  Чешской Республике, Швейцарской Конфедерации, Соединенных Штатах Америки, Объединенных Арабских Эмиратах и Китайской Народной Республике.

Постоянное представительство Республики Татарстан в Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, входящим в единую систему исполнительной власти республики в пределах ее ведения и полномочий по предметам раздельного и совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, согласно Договору от 15 февраля 1994 года Российской Федерации и Республики Татарстан [1] в области представительства и осуществления и реализации интересов интегрированного характера в сферах науки, экономики, торговли и гуманитарных связей, основанных на идее поддержки и учета национальных интересов и потребностей.

Постоянное представительство Республики Татарстан в Свердловской области  осуществляет торгово-экономические, научно-технические, культурные и гуманитарные связи и контакты. В пределах своей компетенции Представительство осуществляет деятельность на территории Свердловской, Оренбургской, Челябинской и Курганской областей, а также Пермского края.

Представительство возглавляет Постоянный представитель, статус которого приравнен к статусу министра Республики Татарстан. Координацию деятельности Постпредства осуществляет Департамент внешних связей при Президенте Республики Татарстан, экономическую деятельность – министерство торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан [4].

На протяжении последних лет взаимоотношения Республики Татарстан и субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский регион, динамично развиваются, прежде всего, в традиционных сферах деятельности: экономике, культуре, образовании, молодёжной политики. На Урале работают представительские сети таких структур, как «Татнефть», «Камаз», «Татспиртпром», банк «АК Барс».

Основу экспорта из Республики Татарстан в Свердловскую и Челябинскую области составляют грузовые и легковые автомобили, дизельное топливо, синтетические каучуки, мазут, а также продовольственные товары, в том числе сыры жирные, алкогольная продукция. При этом наблюдается тенденция увеличения объемов   поставок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

В существующей структуре межрегионального товарооборота Татарстана, Свердловской и Челябинской областей представлены ключевые товарные позиции данных регионов. Увеличивая товарооборот и укрепляя взаимовыгодное сотрудничество, все три региона объективно повышают собственную конкурентоспособность на внутреннем рынке страны.

Гуманитарный блок сотрудничества реализуется в рамках соглашений между государственными ведомствами субъектов Российской Федерации в сфере образования, культуры информации, спорта, молодежной политики и здравоохранения.

Последние годы деятельности Постпредства Республики Татарстан показали объективную необходимость усиления внимания к вопросам кооперации и интеграции в области науки, наукоемких технологий, образования, молодежной и информационной политики.

Проблемы выстраивания вертикали власти, межсубъектных и федеративных отношений, возрастание этнического фактора во внутренней политике Российской Федерации также диктуют необходимость дальнейшего укрепления позиций Республики Татарстан на межнациональном уровне, как в масштабах страны, так и в субъектах федерации с многочисленным и компактно проживающим татарским населением.

В целях совершенствования деятельности Постоянного Представительства Республики Татарстан в Свердловской области, необходима своевременная и достоверная информация о состоянии и динамике национальных процессов на территории Свердловской области, других субъектов Федерации Уральского региона, ситуации в муниципальных образованиях с  компактным проживанием татарского населения.

В этой связи возникает необходимость разработки методики сбора и анализа информации по проблемам татарского населения на уровне субъектов федерации и отдельных муниципальных образований.

Необходимо создать в Представительстве так называемый информационный банк, который бы включал несколько блоков.

Первый. Социально-демографическая информация о структуре и численности татарского населения Свердловской области и других субъектов Российской Федерации, входящих в компетенцию Представительства, о местах компактного проживания татарского населения. В рамках данного блока следует составлять ежегодные аналитические справки по вопросам численности татарского населения, его внутренней и внешней миграции. Эти сведения должны лежать в основе разработки и корректировки основных направлений деятельности представительства в вопросах межрегионального и межмуниципального сотрудничества и налаживания сотрудничества между муниципальными образованиями.

Второй. Социально-экономическая информация о состоянии инфраструктуры на территории муниципальных образований с компактно проживающим татарским населением. На основании этих данных можно оценивать состояние и перспективы развития учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта с целью включения их в инвестиционные программы, осуществляемые Республикой Татарстан на территории других субъектов Российской Федерации в интересах компактно проживающего там татарского населения.

Третий. Данные социологического мониторинга по этнокультурным проблемам татарского населения, проживающего в пределах Уральского региона. Практика показывает, что эти проблемы изучаются, прежде всего, как фактор социальной напряженности и включаются в программы периодически проводимых социологических исследований. Такие мониторинги обычно проводят один раз в год. Здесь будут интересны показатели оценки татарским населением сферы межнациональных отношений и основных социальных проблем.

Четвертый. Результаты специально организуемых этносоциологических исследований, которые будут направлены на изучение национальных проблем в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский регион. Было бы продуктивным организовать анкетный опрос глав и заместителей глав администраций муниципальных образований с компактно проживающим татарским населением (не исключаем вариант привлечения к анкетному опросу всех муниципальных служащих таких муниципалитетов) по теме: «Национальная политика в регионе: точка зрения руководителей местного самоуправления».

Подобные исследования определят состояние национальных культур, уровень этнического самосознания этногрупп и, таким образом, охарактеризуют ситуацию в сфере межнациональных отношений, установят взаимосвязь этнических процессов с экономическими изменениями в регионах и конкретных муниципальных образованиях с компактно проживающим татарским населением. Исследования также способствуют определению взаимозависимых политических, социально-экономических и этнических процессов, а также выявлению различных аспектов этнонациональных проблем.

На основе подобных исследований Постоянное представительство Республики Татарстан может рекомендовать выработку приоритетных направлений сохранения традиций, самобытности, самоидентичности татарского населения, популяризации лучших достижений культуры и искусства национальных территорий и населённых пунктов. Всё это предоставит татарскому населению больше возможностей для приобщения к национальным культурным ценностям, воспитания уважения к языку, обычаям и традициям своего народа.

Пятое. Текущая информация. Это сведения о деятельности татарских национально-культурных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления в сфере межнациональных отношений, культурно-образовательных мероприятиях, научно-практических конференциях по вопросам этнополитики, национальных отношений и т.д.

Периодически обновляемая информация первых четырёх блоков по отдельным показателям и направлениям может образовывать основу мониторинга этнических процессов, выявлять динамику национальных проблем, определяя задачи представительства на перспективу. Текущая информация пятого блока позволит выявлять актуальные проблемы татарского населения и принимать оперативные решения по отдельным направлениям деятельности.

Полагаем, что представительству необходимо сделать акцент на взаимодействии с органами местного самоуправления тех муниципальных образований, где компактно проживает татарское население. Именно на уровне муниципалитетов руководители, непосредственно взаимодействуя с населением, лучше знакомы с их проблемами, в том числе в сфере межнациональных отношений. Предлагаемые мероприятия полностью соответствуют статье 14 Конституции Республики Татарстан, а также Положению «О Постоянном представительстве Республики Татарстан в Свердловской области» в части установления и развития контактов с татарской диаспорой на территории Свердловской области и других курируемых  субъектов Российской Федерации.

Также Постоянному представительству Республики Татарстан в Свердловской области необходимо совершенствовать следующие направления деятельности:

- оказывать поддержку действующим национальным музеям;

- способствовать открытию отделов национальной литературы при районных библиотеках;

- содействовать созданию региональных сводов архива фольклора татарского народа;

- организовывать и проводить олимпиады для учащихся национальных татарских школ по родному языку;

- проводить ежегодные тематические конкурсы, например, «Учитель года татарской национальной школы»;

- ежегодно организовывать в масштабах муниципального образования с компактным проживанием татарского населения выставки, конкурсы народных мастеров и ремесел;

- проводить ежегодные научно-практические конференции по вопросам межнациональных отношений и проблемам развития татарского населения;

- содействовать открытию в местах компактного проживания татарского народа воскресных (языковых) школ или факультативов по изучению татарского языка;

- организовать подготовку и повышение квалификации кадров для национальных татарских учреждений образования и культуры в Республике Татарстан, а также обеспечить учебно-методическое и программное обеспечение образовательного и культурного процесса в национальных учреждениях;

- содействовать дальнейшему развитию национальных конкурсов художественной самодеятельности, выставок, олимпиад, обменных гастролей самодеятельных и профессиональных коллективов татар Урала и Республики Татарстан;

- в целях подготовки кадров для учреждений культуры национальных татарских сел, необходимо организовать целевой внеконкурсный прием абитуриентов в учебные заведения Республики Татарстан;

- отработать систему повышения квалификации в Республике Татарстан клубных и библиотечных работников;

- организовать проведение курсов-семинаров для работников культуры татарских сел с участием специалистов из г. Казани.

Однако указанные мероприятия невозможно осуществить без текущих и долгосрочных научных и научно-прикладных исследований, поэтому Представительству необходимо устанавливать более тесные связи с научным сообществом Урала.

Потенциал Постоянного представительства Республики Татарстан может раскрыться при условии тесного взаимодействия представительства с органами государственной власти Республики Татарстан, образовательными, культурными учреждениями и администрациями муниципальных образований республики.

Предлагаемые направления деятельности Представительства объективно способствуют росту его авторитета и открытия новых перспектив в межрегиональном сотрудничестве между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации Уральского региона.

Помимо повышения эффективности торгово-экономических связей это позволит сохранить и упрочить культурно-исторические традиции татарского народа, стать примером практической реализации на примере Республики Татарстан принципов поддержания межнационального и межконфессионального согласия в российском обществе.


Библиографический список
  1. О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 декабря 1994 г. //  ЭПС «Система ГАРАНТ». URL:http://constitution.garant.ru/act/federative/191677/ (дата обращения 07.11.2016)
  2. Конституция Республики Татарстан // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL:http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/ (дата обращения 06.11.2016)
  3. О представительствах Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 10 ноября2003 г. № 47-ЗРТ// Консорциум кодекс. URL:http://docs.cntd.ru/document/917015539 (дата обращения 06.11.2016)
  4. О Постоянном представительстве Республики Татарстан в Свердловской области: Указ Президента Республики Татарстан от 25 мая 1996 года N УП-312 (в редакции Указов Президента РТ от 03.06.2002 N УП-450от 14.05.2016 N УП-410)  // Консорциум кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/917009530 (дата обращения 06.11.2016)
  5. Мухаметзянов А. Представление продолжается // Татарстан. 2003. № 8. С.16-27.


Все статьи автора «Шведов Владислав Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация