В Российской Федерации межрегиональное сотрудничество является одним из важнейших направлений государственной региональной политики, что актуализирует проблему выработки оптимальной модели данного вида деятельности. Стремление регионов к интеграции – это вполне закономерная тенденция, определяющая суть современного политического, социально-экономического и культурного развития России. Межрегиональное сотрудничество, с одной стороны, раскрывает социально-экономический и культурный потенциал регионов, с другой, повышает эффективность механизмов управления территориями.
Межрегиональное сотрудничество является фактором, оказывающим существенное воздействие на систему управления субъектами федерации. Это в значительной степени способствует успешному решению задач стабильного развития регионов и, соответственно, способствует развитию страны и повышению качества жизни населения.
В условиях экономического кризиса особое значение приобретают исследования, посвященные экономической интеграции субъектов Российской Федерации. Однако такие направления сотрудничества, как этнокультурные, образовательные, гуманитарные, пока не нашли должного освещения в научной литературе.
Большую роль в выстраивании взаимовыгодных партнерских отношений играет система социального представительства и институт экономического представительства в регионах. Примером этому может служить деятельность Полномочных и Постоянных представительств, а также Торговых домов Республики Татарстан.
Эти структуры способствуют продвижению торгово-экономических и культурно-образовательных проектов, в которых имеется определенная заинтересованность Республики Татарстан и его региональных партнеров.
Полномочные и Постоянные представительствам Республики Татарстан осуществляют поддержку татарских диаспор, проживающих за пределами республики, содействуют популяризации многовековой татарской культуры в других субъектах Российской Федерации.
В период своего формирования институт Полномочного представительства Республики Татарстан доводил исчерпывающую информацию о республике до российской общественности, политических и деловых кругов. В последующем представительство стало заниматься формированием позитивного имиджа Татарстана.
Это положительно повлияло на процесс развития национальной культуры. Были сохранены традиции и язык в татарских диаспорах по всей стране. Повысился авторитет татарских общественных организаций на уровне муниципалитетов.
Айназ Мухаметзянов в своей статье «Представление продолжается…» отмечает, что «… Татарстан – один из немногих регионов Российской Федерации, где при развитии международных и межрегиональных связей активно используется институт представительств», а многолетние наработки представительств «… обуславливают как потребность обновления самого института, так и необходимость совершенствования системы управления ими» [5].
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 10 ноября 2003 г. № 47-ЗРТ «О представительствах Республики Татарстан» Представительства выступают постоянно действующими государственными органами Республики Татарстан и входят в систему исполнительных органов государственной власти республики [3].
В статье 94 п. 12 Конституции Республики Татарстан указывается, что назначение представителей Республики Татарстан является прерогативой Президента Республики Татарстан [2].
В настоящее время Полномочные представительства Республики Татарстан функционируют в Российской Федерации, Французской Республике, Республике Казахстан, Турецкой Республике и Туркменистане.
Постоянные представительства Республики Татарстан открыты в Свердловской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Башкортостан, Республике Крым, Азербайджанской Республике.
Торгово-экономические представительства Республики Татарстан функционируют в Ханты-Мансийском автономном округе, Нижегородской и Саратовской областях, Республике Беларусь, Республике Узбекистан и Республике Куба, при Торгпредстве РФ в Финляндской Республике, Чешской Республике, Швейцарской Конфедерации, Соединенных Штатах Америки, Объединенных Арабских Эмиратах и Китайской Народной Республике.
Постоянное представительство Республики Татарстан в Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, входящим в единую систему исполнительной власти республики в пределах ее ведения и полномочий по предметам раздельного и совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, согласно Договору от 15 февраля 1994 года Российской Федерации и Республики Татарстан [1] в области представительства и осуществления и реализации интересов интегрированного характера в сферах науки, экономики, торговли и гуманитарных связей, основанных на идее поддержки и учета национальных интересов и потребностей.
Постоянное представительство Республики Татарстан в Свердловской области осуществляет торгово-экономические, научно-технические, культурные и гуманитарные связи и контакты. В пределах своей компетенции Представительство осуществляет деятельность на территории Свердловской, Оренбургской, Челябинской и Курганской областей, а также Пермского края.
Представительство возглавляет Постоянный представитель, статус которого приравнен к статусу министра Республики Татарстан. Координацию деятельности Постпредства осуществляет Департамент внешних связей при Президенте Республики Татарстан, экономическую деятельность – министерство торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан [4].
На протяжении последних лет взаимоотношения Республики Татарстан и субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский регион, динамично развиваются, прежде всего, в традиционных сферах деятельности: экономике, культуре, образовании, молодёжной политики. На Урале работают представительские сети таких структур, как «Татнефть», «Камаз», «Татспиртпром», банк «АК Барс».
Основу экспорта из Республики Татарстан в Свердловскую и Челябинскую области составляют грузовые и легковые автомобили, дизельное топливо, синтетические каучуки, мазут, а также продовольственные товары, в том числе сыры жирные, алкогольная продукция. При этом наблюдается тенденция увеличения объемов поставок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.
В существующей структуре межрегионального товарооборота Татарстана, Свердловской и Челябинской областей представлены ключевые товарные позиции данных регионов. Увеличивая товарооборот и укрепляя взаимовыгодное сотрудничество, все три региона объективно повышают собственную конкурентоспособность на внутреннем рынке страны.
Гуманитарный блок сотрудничества реализуется в рамках соглашений между государственными ведомствами субъектов Российской Федерации в сфере образования, культуры информации, спорта, молодежной политики и здравоохранения.
Последние годы деятельности Постпредства Республики Татарстан показали объективную необходимость усиления внимания к вопросам кооперации и интеграции в области науки, наукоемких технологий, образования, молодежной и информационной политики.
Проблемы выстраивания вертикали власти, межсубъектных и федеративных отношений, возрастание этнического фактора во внутренней политике Российской Федерации также диктуют необходимость дальнейшего укрепления позиций Республики Татарстан на межнациональном уровне, как в масштабах страны, так и в субъектах федерации с многочисленным и компактно проживающим татарским населением.
В целях совершенствования деятельности Постоянного Представительства Республики Татарстан в Свердловской области, необходима своевременная и достоверная информация о состоянии и динамике национальных процессов на территории Свердловской области, других субъектов Федерации Уральского региона, ситуации в муниципальных образованиях с компактным проживанием татарского населения.
В этой связи возникает необходимость разработки методики сбора и анализа информации по проблемам татарского населения на уровне субъектов федерации и отдельных муниципальных образований.
Необходимо создать в Представительстве так называемый информационный банк, который бы включал несколько блоков.
Первый. Социально-демографическая информация о структуре и численности татарского населения Свердловской области и других субъектов Российской Федерации, входящих в компетенцию Представительства, о местах компактного проживания татарского населения. В рамках данного блока следует составлять ежегодные аналитические справки по вопросам численности татарского населения, его внутренней и внешней миграции. Эти сведения должны лежать в основе разработки и корректировки основных направлений деятельности представительства в вопросах межрегионального и межмуниципального сотрудничества и налаживания сотрудничества между муниципальными образованиями.
Второй. Социально-экономическая информация о состоянии инфраструктуры на территории муниципальных образований с компактно проживающим татарским населением. На основании этих данных можно оценивать состояние и перспективы развития учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта с целью включения их в инвестиционные программы, осуществляемые Республикой Татарстан на территории других субъектов Российской Федерации в интересах компактно проживающего там татарского населения.
Третий. Данные социологического мониторинга по этнокультурным проблемам татарского населения, проживающего в пределах Уральского региона. Практика показывает, что эти проблемы изучаются, прежде всего, как фактор социальной напряженности и включаются в программы периодически проводимых социологических исследований. Такие мониторинги обычно проводят один раз в год. Здесь будут интересны показатели оценки татарским населением сферы межнациональных отношений и основных социальных проблем.
Четвертый. Результаты специально организуемых этносоциологических исследований, которые будут направлены на изучение национальных проблем в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский регион. Было бы продуктивным организовать анкетный опрос глав и заместителей глав администраций муниципальных образований с компактно проживающим татарским населением (не исключаем вариант привлечения к анкетному опросу всех муниципальных служащих таких муниципалитетов) по теме: «Национальная политика в регионе: точка зрения руководителей местного самоуправления».
Подобные исследования определят состояние национальных культур, уровень этнического самосознания этногрупп и, таким образом, охарактеризуют ситуацию в сфере межнациональных отношений, установят взаимосвязь этнических процессов с экономическими изменениями в регионах и конкретных муниципальных образованиях с компактно проживающим татарским населением. Исследования также способствуют определению взаимозависимых политических, социально-экономических и этнических процессов, а также выявлению различных аспектов этнонациональных проблем.
На основе подобных исследований Постоянное представительство Республики Татарстан может рекомендовать выработку приоритетных направлений сохранения традиций, самобытности, самоидентичности татарского населения, популяризации лучших достижений культуры и искусства национальных территорий и населённых пунктов. Всё это предоставит татарскому населению больше возможностей для приобщения к национальным культурным ценностям, воспитания уважения к языку, обычаям и традициям своего народа.
Пятое. Текущая информация. Это сведения о деятельности татарских национально-культурных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления в сфере межнациональных отношений, культурно-образовательных мероприятиях, научно-практических конференциях по вопросам этнополитики, национальных отношений и т.д.
Периодически обновляемая информация первых четырёх блоков по отдельным показателям и направлениям может образовывать основу мониторинга этнических процессов, выявлять динамику национальных проблем, определяя задачи представительства на перспективу. Текущая информация пятого блока позволит выявлять актуальные проблемы татарского населения и принимать оперативные решения по отдельным направлениям деятельности.
Полагаем, что представительству необходимо сделать акцент на взаимодействии с органами местного самоуправления тех муниципальных образований, где компактно проживает татарское население. Именно на уровне муниципалитетов руководители, непосредственно взаимодействуя с населением, лучше знакомы с их проблемами, в том числе в сфере межнациональных отношений. Предлагаемые мероприятия полностью соответствуют статье 14 Конституции Республики Татарстан, а также Положению «О Постоянном представительстве Республики Татарстан в Свердловской области» в части установления и развития контактов с татарской диаспорой на территории Свердловской области и других курируемых субъектов Российской Федерации.
Также Постоянному представительству Республики Татарстан в Свердловской области необходимо совершенствовать следующие направления деятельности:
- оказывать поддержку действующим национальным музеям;
- способствовать открытию отделов национальной литературы при районных библиотеках;
- содействовать созданию региональных сводов архива фольклора татарского народа;
- организовывать и проводить олимпиады для учащихся национальных татарских школ по родному языку;
- проводить ежегодные тематические конкурсы, например, «Учитель года татарской национальной школы»;
- ежегодно организовывать в масштабах муниципального образования с компактным проживанием татарского населения выставки, конкурсы народных мастеров и ремесел;
- проводить ежегодные научно-практические конференции по вопросам межнациональных отношений и проблемам развития татарского населения;
- содействовать открытию в местах компактного проживания татарского народа воскресных (языковых) школ или факультативов по изучению татарского языка;
- организовать подготовку и повышение квалификации кадров для национальных татарских учреждений образования и культуры в Республике Татарстан, а также обеспечить учебно-методическое и программное обеспечение образовательного и культурного процесса в национальных учреждениях;
- содействовать дальнейшему развитию национальных конкурсов художественной самодеятельности, выставок, олимпиад, обменных гастролей самодеятельных и профессиональных коллективов татар Урала и Республики Татарстан;
- в целях подготовки кадров для учреждений культуры национальных татарских сел, необходимо организовать целевой внеконкурсный прием абитуриентов в учебные заведения Республики Татарстан;
- отработать систему повышения квалификации в Республике Татарстан клубных и библиотечных работников;
- организовать проведение курсов-семинаров для работников культуры татарских сел с участием специалистов из г. Казани.
Однако указанные мероприятия невозможно осуществить без текущих и долгосрочных научных и научно-прикладных исследований, поэтому Представительству необходимо устанавливать более тесные связи с научным сообществом Урала.
Потенциал Постоянного представительства Республики Татарстан может раскрыться при условии тесного взаимодействия представительства с органами государственной власти Республики Татарстан, образовательными, культурными учреждениями и администрациями муниципальных образований республики.
Предлагаемые направления деятельности Представительства объективно способствуют росту его авторитета и открытия новых перспектив в межрегиональном сотрудничестве между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации Уральского региона.
Помимо повышения эффективности торгово-экономических связей это позволит сохранить и упрочить культурно-исторические традиции татарского народа, стать примером практической реализации на примере Республики Татарстан принципов поддержания межнационального и межконфессионального согласия в российском обществе.
Библиографический список
- О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 декабря 1994 г. // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL:http://constitution.garant.ru/act/federative/191677/ (дата обращения 07.11.2016)
- Конституция Республики Татарстан // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL:http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/ (дата обращения 06.11.2016)
- О представительствах Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 10 ноября2003 г. № 47-ЗРТ// Консорциум кодекс. URL:http://docs.cntd.ru/document/917015539 (дата обращения 06.11.2016)
- О Постоянном представительстве Республики Татарстан в Свердловской области: Указ Президента Республики Татарстан от 25 мая 1996 года N УП-312 (в редакции Указов Президента РТ от 03.06.2002 N УП-450, от 14.05.2016 N УП-410) // Консорциум кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/917009530 (дата обращения 06.11.2016)
- Мухаметзянов А. Представление продолжается // Татарстан. 2003. № 8. С.16-27.
Количество просмотров публикации: Please wait