СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ

Парфенова Анна Евгеньевна
Южный федеральный университет

Аннотация
В статье рассматриваются современные зарубежные и российские исследования посвященные проблеме дискриминации Другого по внешнему облику. Делается вывод об актуальности данной темы, указывается, что тема востребована и малоизучена. Отдельно поднимается вопрос о необходимости изучения этно-культурной дискриминации по внешнему облику, т.е. когда характерные черты внешнего облика разных этнических групп являются пусковым механизмом категоризации и дискриминации.

Ключевые слова: дискриминация, дискриминация по внешнему облику, этно-культурная дискриминация


CURRENT RESEARCH OF DISCRIMINATION BASED ON APPEARANCE

Parfenova Anna Eugenievna
Southtern Federal University

Abstract
In the article the modern Russian and foreign studies devoted to the problem of discrimination against other based on appearance. The conclusion about the relevance of the topic indicates that the topic of demand and little studied. Separately, the question is raised about the need to study ethno-cultural discrimination in appearance, when the features of appearance of different ethnic groups are the trigger categorization and discrimination.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Парфенова А.Е. Современные исследования дискриминации по внешнему облику // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16907 (дата обращения: 22.02.2024).

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с дискриминацией по внешнему облику. Будь то отношение к людям с определенным цветом волосом (блондинки/брюнетки), красивым/не красивым внешним обликом, людям с характерным этническим внешним обликом. Мы, каждый день, даже не замечая этого, сталкиваемся с этими феноменами. Однако, с точки зрения изучения данных феноменов, то существует определенное количество работ, посвященное различным аспектам дискриминации по внешнему облику. В условиях этнической дискриминации данный аспект также связан с обеспечением безопасности. В современном мире, где наблюдается эскалация конфликта между христианским и исламским миром, дискриминацию людей с внешним обликом «исламского типа» (т.е. как категоризация людей, как коренных жителей Афганистана, Сирии, Палестины ит.д.) является мерой безопасности для остального населения. В Российской действительности такую дискриминацию мы можем наблюдать по отношению к «лицам кавказской национальности». В тоже время, не смотря на это, в зарубежных исследованиях чаще всего исследуется взаимосвязь привлекательного / не привлекательного внешнего облика, которые в англоязычных работах рассматриваются с позиции «what beautiful is good» – «что красиво – то хорошо» [цит.по 1, 2].

Так Р. Фелсон и Дж. Борнштедт [3] изучали роль внешнего облика в обучении, на примере оценок способностей школьников. Они изучали взаимосвязь способностей (академических и физических) учеников и то, насколько их внешний облик является привлекательным, используя для этого метод социометрии. В своем исследовании они просили школьников назвать трех самых красивых учеников, самых умных и самых успешных в спорте. В итоге они показали, что школьники выбирают одних и тех же детей – считая, что умные и успешные в спорте также являются и самыми красивыми учениками класса. Похожее исследование было проведено Д. Хамермеш и Э. Паркером которые исследовали взаимосвязь внешности студентов и их оценок , которые им ставит педагог за устные ответы (когда их однокурсники могут наблюдать и давать собственную оценку происходящему). Авторами было выявлено, что студенты, которых преподаватели называют как обладающих более аттрактивным внешним обликом, получают более высокие учебные оценки [4]. При этом авторы отмечают, что чаще такая взаимосвязь присутствует в  выборке мужчин-педагогов, в то время как женщины-педагоги реже проявляют данную закономерность. Авторы так же подчеркивают, что оценка зависит скорее не от уровня знаний, а от внешности студента, которая в большей степени (чем знания) влияет на то – занижается или завышается оценка. В зависимости от внешнего облика студента и отношения к нему преподавателя оценка может занижаться или завышаться, но не более чем на балл. Также интересно отметить, что студенты-однокурсники склонны не замечать данную тенденцию, более того, оценка привлекательности/не привлекательности однокурсников совпадает с оценкой преподавателя, и поэтому студенты также высказывают суждения, что все оценки ставятся заслуженно. Таким образом, авторы также вывили что, студенты склонны считать, что красивые люди более умные, и поэтому заслуживают более высоких оценок. Таким образом, Д. Хамермеш и Э. Паркер [4], также отмечают влияние стереотипа «что красиво – то хорошо» на повседневную жизнь.

В исследовании Л.А. Нордхолм [5], рассматривалось взаимодействие врач – пациент, в связи со стереотипами врачей о красоте и их отношения к «красивым» и «некрасивым» пациентам. Автором было выявлено, что «красивых» пациентов считают более «хорошими», покладистыми и оптимистично настроенными, по сравнению с «некрасивыми» пациентами. Подобное исследование было проведено спустя 10 лет группой ученых из Канады – Х.Д. Хаджиставропулосом, М.А. Россом и К.Л. фон Байером [6]. В своем исследовании они изучили как привлекательные и не привлекательные пациенты дискриминируется врачами. Ими было обнаружено, что врачи оценивают боль как более сильную у красивых пациентов, и им (красивым пациентам) скорее оказывается медицинская помощь. В тоже время некрасивые пациенты чаще описывались врачами, как симулирующие болезнь, а также врачи отмечали что «некрасивые пациенты» склонны к ипохондрии и описывают свою боль, как более сильную, чем она есть на самом деле. Соответственно к ним реже подходят врачи, что бы проверить самочувствие, и считают, что страдания таких пациентов значительно слабее, что по сути является одним из ярчайших примеров дискриминации по внешнему облику.

Не смотря на то, что в зарубежных исследованиях проблема влияния внешнего облика на различные аспекты взаимодействия изучается давно, в рамках российской психологии феномен «дискриминации по внешнему облику» является малоизученным. В тоже время, нельзя не отметить, что существуют предпосылки для изучения данного феномена, это работы посвященные общению и роли внешности в различных аспектах жизни. К ним мы можем отнести работы А.А. Бодалева, В.Н. Панферова, В.А. Лабунской, В.В. Барабанщикова и других.

Однако, в последнее время в российских исследованиях все чаще рассматриваются различные аспекты дискриминации по внешнему облику. Так в работах Д.В. Погонцевой рассматриваются проблемы формирования отношения к женщинам в национальной одежде (хиджаб) [7], а также другие аспекты лукизма (дискриминации по внешнему облику) [8-11]. В свою очередь работы В.А. Лабунской и А.А. Бзезян [12-13], В.А. Лабунской [14-17] посвящены энолукизму и дискриминации лиц, чей внешний облик можно охарактеризовать как кавказский внешний облик, азиатский внешний облик и славянский внешний облик. Разрабатывается методология исследования дискриминационного отношения к представителям этнокультурных групп в различных ситуациях взаимодействия [12]. В работах А.А. Бзезян было показано, что на отношение к этнолукизму оказывает влияние тип этнической идентичности, отношение к этническим группам, стереотипы относительно определенных этнических групп [18-22]. В совместной работе В.А. Лабунской и Д.В. Погонцевой [23] делается вывод о том, что внешний облик это то интегральное образование, которое является пусковым механизмом для категоризации и последующей дискриминации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент большая часть исследований, посвященных дискриминации по внешнему облику проведена не на российской выборке, в то же время эта проблема существует в российской действительности, и, даже беглый, анализ СМИ указывает на это. Таким образом, мы можем говорить о том, что эта тема актуальна, востребована и малоизучена на данный момент. Кроме того, с позиции обеспечения безопасности населения, на наш взгляд мало изучены аспекты этно-культурной дискриминации по внешнему облику. Как характерные черты внешнего облика разных этнических групп являются пусковым механизмом категоризации и дискриминации. В тоже время данный аспект крайне важен, особенно для Юга России, который является поликультурным и поликонфессиональным регионом.

*Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 16-36-00049


Библиографический список
  1. Погонцева Д.В. Виды дискриминации по внешнему облику // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 858-861.
  2. Погонцева Д.В. Дискриминация по внешнему облику в представлениях молодежи // Наукові студії – ХХІ (культура, освіта – антропоцентричні парадигми і сучасний світ). Філософія. Філологія. Педагогіка. Економіка. 2013. Т. 2. № 1. С. 88-94.
  3. Felson R.B., Bohrnstedt G. W. “Are the Good Beautiful or the Beautiful Good?” The relationship between children’s perception of ability and perceptions of physical attractiveness // Social Psychology Quarterly. 1979. V.42, №4. P.386-392.
  4. 4.Hamermesh D., Parker A. Beauty in the classroom: instructors’ pulchritude and putative pedagogical productivity // Economics of Education Review. 2005. V.24, Issue 4. P.369-376.
  5. 5.Nordholm L.A. Beautiful patients are good patients: evidence for the physical attractiveness stereotype in first impressions of patients // Social Science & Medicine. Part A: Medical Psychology & Medical Sociology. 1980. V.14, Issue 1, P.81-83.
  6. 6.Hadjistavropoulos H.D., Ross M.A., Von Baeyer C.L. Are physicians’ ratings of pain affected by patients’ physical attractiveness? // Social Science & Medicine. 1990. V.31, Issue 1. P.69-72.
  7. 7.Погонцева Д.В. Особенности отношения к девушкам с различным оформлением внешнего облика: роль хиджаба // Психология и психотехника. 2015. № 3. С. 235-244.
  8. Погонцева Д.В. К вопросу о дискриминация по внешнему облику // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 2. С. 47-50.
  9. Погонцева Д.В. Виды дискриминации в современной социальной психологии // Психолог. — 2016. – № 5. – С.1-6.
  10. Погонцева Д.В. Проблема дискриминации по внешнему облику // В сборнике: Мир Кавказу Антитеррористический фестиваль студенческой, научной и творческой молодёжи, сборник в 2 томах. под ред. П.Н. Ермакова. 2013. С. 253-262.
  11. Погонцева Д.В. Этно-лукизм: взгляд на проблему // Национальная безопасность / nota bene. 2013. № 6. С. 144-150.
  12. Лабунская В.А., Бзезян А.А. Методология исследования дискриминационного отношения к представителям этнокультурных групп в различных ситуациях взаимодействия // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии 2014. С. 50-55.
  13. Лабунская В.А., Бзезян А.А. Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дискриминационного отношения//Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. № 3. С. 37-43.
  14. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39.
  15. Лабунская В.А. Внешний облик в структуре представлений о враге и друге на различных этапах жизненного пути // В сборнике: Психология человека в современном мире Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. Ответственные редакторы: Журавлев А.Л., Воловикова М.И., Ребеко Т.А.. 2009. С. 220-228.
  16. Лабунская В.А. Образ врага в межличностном общении // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 52-64.
  17. Лабунская В.А. От психологии внешнего облика А.А. Бодалева к построению эмпирических моделей изучения отношения к этнолукизму в обыденном общении // Лицо человека в пространстве общения. М.: Московский институт психоанализа- Когито-Центр, 2016. с.73-97.
  18. Бзезян А.А. Влияние выраженности этноцентризма на принятие дискриминационного отношения к другому на основе этнокультурного типа внешнего облика // В книге: Шестая международная конференция по когнитивной науке Тезисы докладов. Межрегиональная общественная организация “Ассоциация когнитивных исследований”, Центр развития межличностных коммуникаций, Балтийский государственный университет им. И. Канта. 2014. С. 158-160.
  19. Бзезян А.А. Лукизм и этническая дискриминация // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10. № 3. С. 21-23.
  20. Бзезян А.А. Особенности этнической идентичности как предиктор принятия дискриминационного отношения к этнокультурным группам // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 3. С. 454-464.
  21. Бзезян А.А. Проявление дискриминационного отношения в различных ситуациях взаимодействия в связи с оценкой внешнего облика тех или иных этнических групп // В сборнике: Актуальниi проблеми психологiчноi теорii i практики Матерiали мiжнародноi науково-практичноi конференцii студентiв, аспiрантiв i молодих вчених. 2013. С. 29-33.
  22. Бзезян А.А. Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2015
  23. Лабунская В.А., Погонцева Д.В. Лукизм: лицо, тело, душа // Лицо человека в пространстве общения. М.: Московский институт психоанализа- Когито-Центр, 2016. с.98-110.


Все статьи автора «Погонцевва Дарья»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: