В современном мире мы все чаще сталкиваемся с дискриминацией по внешнему облику. Будь то отношение к людям с определенным цветом волосом (блондинки/брюнетки), красивым/не красивым внешним обликом, людям с характерным этническим внешним обликом. Мы, каждый день, даже не замечая этого, сталкиваемся с этими феноменами. Однако, с точки зрения изучения данных феноменов, то существует определенное количество работ, посвященное различным аспектам дискриминации по внешнему облику. В условиях этнической дискриминации данный аспект также связан с обеспечением безопасности. В современном мире, где наблюдается эскалация конфликта между христианским и исламским миром, дискриминацию людей с внешним обликом «исламского типа» (т.е. как категоризация людей, как коренных жителей Афганистана, Сирии, Палестины ит.д.) является мерой безопасности для остального населения. В Российской действительности такую дискриминацию мы можем наблюдать по отношению к «лицам кавказской национальности». В тоже время, не смотря на это, в зарубежных исследованиях чаще всего исследуется взаимосвязь привлекательного / не привлекательного внешнего облика, которые в англоязычных работах рассматриваются с позиции «what beautiful is good» – «что красиво – то хорошо» [цит.по 1, 2].
Так Р. Фелсон и Дж. Борнштедт [3] изучали роль внешнего облика в обучении, на примере оценок способностей школьников. Они изучали взаимосвязь способностей (академических и физических) учеников и то, насколько их внешний облик является привлекательным, используя для этого метод социометрии. В своем исследовании они просили школьников назвать трех самых красивых учеников, самых умных и самых успешных в спорте. В итоге они показали, что школьники выбирают одних и тех же детей – считая, что умные и успешные в спорте также являются и самыми красивыми учениками класса. Похожее исследование было проведено Д. Хамермеш и Э. Паркером которые исследовали взаимосвязь внешности студентов и их оценок , которые им ставит педагог за устные ответы (когда их однокурсники могут наблюдать и давать собственную оценку происходящему). Авторами было выявлено, что студенты, которых преподаватели называют как обладающих более аттрактивным внешним обликом, получают более высокие учебные оценки [4]. При этом авторы отмечают, что чаще такая взаимосвязь присутствует в выборке мужчин-педагогов, в то время как женщины-педагоги реже проявляют данную закономерность. Авторы так же подчеркивают, что оценка зависит скорее не от уровня знаний, а от внешности студента, которая в большей степени (чем знания) влияет на то – занижается или завышается оценка. В зависимости от внешнего облика студента и отношения к нему преподавателя оценка может занижаться или завышаться, но не более чем на балл. Также интересно отметить, что студенты-однокурсники склонны не замечать данную тенденцию, более того, оценка привлекательности/не привлекательности однокурсников совпадает с оценкой преподавателя, и поэтому студенты также высказывают суждения, что все оценки ставятся заслуженно. Таким образом, авторы также вывили что, студенты склонны считать, что красивые люди более умные, и поэтому заслуживают более высоких оценок. Таким образом, Д. Хамермеш и Э. Паркер [4], также отмечают влияние стереотипа «что красиво – то хорошо» на повседневную жизнь.
В исследовании Л.А. Нордхолм [5], рассматривалось взаимодействие врач – пациент, в связи со стереотипами врачей о красоте и их отношения к «красивым» и «некрасивым» пациентам. Автором было выявлено, что «красивых» пациентов считают более «хорошими», покладистыми и оптимистично настроенными, по сравнению с «некрасивыми» пациентами. Подобное исследование было проведено спустя 10 лет группой ученых из Канады – Х.Д. Хаджиставропулосом, М.А. Россом и К.Л. фон Байером [6]. В своем исследовании они изучили как привлекательные и не привлекательные пациенты дискриминируется врачами. Ими было обнаружено, что врачи оценивают боль как более сильную у красивых пациентов, и им (красивым пациентам) скорее оказывается медицинская помощь. В тоже время некрасивые пациенты чаще описывались врачами, как симулирующие болезнь, а также врачи отмечали что «некрасивые пациенты» склонны к ипохондрии и описывают свою боль, как более сильную, чем она есть на самом деле. Соответственно к ним реже подходят врачи, что бы проверить самочувствие, и считают, что страдания таких пациентов значительно слабее, что по сути является одним из ярчайших примеров дискриминации по внешнему облику.
Не смотря на то, что в зарубежных исследованиях проблема влияния внешнего облика на различные аспекты взаимодействия изучается давно, в рамках российской психологии феномен «дискриминации по внешнему облику» является малоизученным. В тоже время, нельзя не отметить, что существуют предпосылки для изучения данного феномена, это работы посвященные общению и роли внешности в различных аспектах жизни. К ним мы можем отнести работы А.А. Бодалева, В.Н. Панферова, В.А. Лабунской, В.В. Барабанщикова и других.
Однако, в последнее время в российских исследованиях все чаще рассматриваются различные аспекты дискриминации по внешнему облику. Так в работах Д.В. Погонцевой рассматриваются проблемы формирования отношения к женщинам в национальной одежде (хиджаб) [7], а также другие аспекты лукизма (дискриминации по внешнему облику) [8-11]. В свою очередь работы В.А. Лабунской и А.А. Бзезян [12-13], В.А. Лабунской [14-17] посвящены энолукизму и дискриминации лиц, чей внешний облик можно охарактеризовать как кавказский внешний облик, азиатский внешний облик и славянский внешний облик. Разрабатывается методология исследования дискриминационного отношения к представителям этнокультурных групп в различных ситуациях взаимодействия [12]. В работах А.А. Бзезян было показано, что на отношение к этнолукизму оказывает влияние тип этнической идентичности, отношение к этническим группам, стереотипы относительно определенных этнических групп [18-22]. В совместной работе В.А. Лабунской и Д.В. Погонцевой [23] делается вывод о том, что внешний облик это то интегральное образование, которое является пусковым механизмом для категоризации и последующей дискриминации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент большая часть исследований, посвященных дискриминации по внешнему облику проведена не на российской выборке, в то же время эта проблема существует в российской действительности, и, даже беглый, анализ СМИ указывает на это. Таким образом, мы можем говорить о том, что эта тема актуальна, востребована и малоизучена на данный момент. Кроме того, с позиции обеспечения безопасности населения, на наш взгляд мало изучены аспекты этно-культурной дискриминации по внешнему облику. Как характерные черты внешнего облика разных этнических групп являются пусковым механизмом категоризации и дискриминации. В тоже время данный аспект крайне важен, особенно для Юга России, который является поликультурным и поликонфессиональным регионом.
*Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 16-36-00049
Библиографический список
- Погонцева Д.В. Виды дискриминации по внешнему облику // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 858-861.
- Погонцева Д.В. Дискриминация по внешнему облику в представлениях молодежи // Наукові студії – ХХІ (культура, освіта – антропоцентричні парадигми і сучасний світ). Філософія. Філологія. Педагогіка. Економіка. 2013. Т. 2. № 1. С. 88-94.
- Felson R.B., Bohrnstedt G. W. “Are the Good Beautiful or the Beautiful Good?” The relationship between children’s perception of ability and perceptions of physical attractiveness // Social Psychology Quarterly. 1979. V.42, №4. P.386-392.
- 4.Hamermesh D., Parker A. Beauty in the classroom: instructors’ pulchritude and putative pedagogical productivity // Economics of Education Review. 2005. V.24, Issue 4. P.369-376.
- 5.Nordholm L.A. Beautiful patients are good patients: evidence for the physical attractiveness stereotype in first impressions of patients // Social Science & Medicine. Part A: Medical Psychology & Medical Sociology. 1980. V.14, Issue 1, P.81-83.
- 6.Hadjistavropoulos H.D., Ross M.A., Von Baeyer C.L. Are physicians’ ratings of pain affected by patients’ physical attractiveness? // Social Science & Medicine. 1990. V.31, Issue 1. P.69-72.
- 7.Погонцева Д.В. Особенности отношения к девушкам с различным оформлением внешнего облика: роль хиджаба // Психология и психотехника. 2015. № 3. С. 235-244.
- Погонцева Д.В. К вопросу о дискриминация по внешнему облику // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 2. С. 47-50.
- Погонцева Д.В. Виды дискриминации в современной социальной психологии // Психолог. — 2016. – № 5. – С.1-6.
- Погонцева Д.В. Проблема дискриминации по внешнему облику // В сборнике: Мир Кавказу Антитеррористический фестиваль студенческой, научной и творческой молодёжи, сборник в 2 томах. под ред. П.Н. Ермакова. 2013. С. 253-262.
- Погонцева Д.В. Этно-лукизм: взгляд на проблему // Национальная безопасность / nota bene. 2013. № 6. С. 144-150.
- Лабунская В.А., Бзезян А.А. Методология исследования дискриминационного отношения к представителям этнокультурных групп в различных ситуациях взаимодействия // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии 2014. С. 50-55.
- Лабунская В.А., Бзезян А.А. Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дискриминационного отношения//Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. № 3. С. 37-43.
- Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39.
- Лабунская В.А. Внешний облик в структуре представлений о враге и друге на различных этапах жизненного пути // В сборнике: Психология человека в современном мире Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. Ответственные редакторы: Журавлев А.Л., Воловикова М.И., Ребеко Т.А.. 2009. С. 220-228.
- Лабунская В.А. Образ врага в межличностном общении // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 52-64.
- Лабунская В.А. От психологии внешнего облика А.А. Бодалева к построению эмпирических моделей изучения отношения к этнолукизму в обыденном общении // Лицо человека в пространстве общения. М.: Московский институт психоанализа- Когито-Центр, 2016. с.73-97.
- Бзезян А.А. Влияние выраженности этноцентризма на принятие дискриминационного отношения к другому на основе этнокультурного типа внешнего облика // В книге: Шестая международная конференция по когнитивной науке Тезисы докладов. Межрегиональная общественная организация “Ассоциация когнитивных исследований”, Центр развития межличностных коммуникаций, Балтийский государственный университет им. И. Канта. 2014. С. 158-160.
- Бзезян А.А. Лукизм и этническая дискриминация // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10. № 3. С. 21-23.
- Бзезян А.А. Особенности этнической идентичности как предиктор принятия дискриминационного отношения к этнокультурным группам // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 3. С. 454-464.
- Бзезян А.А. Проявление дискриминационного отношения в различных ситуациях взаимодействия в связи с оценкой внешнего облика тех или иных этнических групп // В сборнике: Актуальниi проблеми психологiчноi теорii i практики Матерiали мiжнародноi науково-практичноi конференцii студентiв, аспiрантiв i молодих вчених. 2013. С. 29-33.
- Бзезян А.А. Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2015
- Лабунская В.А., Погонцева Д.В. Лукизм: лицо, тело, душа // Лицо человека в пространстве общения. М.: Московский институт психоанализа- Когито-Центр, 2016. с.98-110.
Количество просмотров публикации: Please wait