Возможности использования педагогического моделирования в уточнении категориального аппарата современной педагогики [1-3] связаны непосредственно с качественным изучением курсов современной педагогики [4-11], регламентирующих и оптимизирующих возможности развития и самоутверждения, самосовершенствования и социализации, самореализации и самоактуализации будущего педагога по физической культуре и тренера по избранному виду спорта в использовании возможностей научно-педагогического исследования, оптимизирующих качество развития личности в модели деятельности и общения [12-22]. Определив специфику и нюансы метода педагогического моделирования, особенности детерминации задач исследования, попытаемся уточнить понятия «социализация обучающегося, занимающегося самбо» и «самореализация обучающегося, занимающегося самбо», определив в качестве примеров продуктивного использования метода педагогического моделирования работы [23-39].
Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения адаптивного подхода – процесс адаптивного включения обучающегося в систему учебно-тренировочного процесса с целью своевременного развития и самореализации личности в системе социальных отношений и способов самоутверждения.
Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения акмеологического подхода – процесс акмеверифицированного становления личности обучающегося, занимающегося самбо, в учебно-тренировочном процессе с последующим включением в соревновательный период подготовки и оценкой качества учебно-тренировочной работы в модели педагогического контроля и педагогического мониторинга, обобщения и статистической обработки результатов.
Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения аксиологического подхода – процесс включения обучающегося, занимающегося самбо, в учебно-тренировочный процесс, где определение ценностей и приоритетов развития предопределяет качество формирования опыта социальных отношений и способов решения задач описываемого явления.
Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения гуманистического подхода – процесс реализации гуманистической парадигмы современного образования, гарантирующий своевременность и персонифицированность включения личности в социальные отношения и способы самоутверждения через продукты деятельности и сотрудничества, общения и взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах решения задач развития и самореализации, непосредственное содержание которых определено возможностями спорта и самбо.
Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования ценностей и смыслов, мотивов и целеполагания в определении и решении задач продуктивного включения личности обучающегося в систему занятий самбо, гарантирующих целостное восприятие социумом заслуг и способов самоутверждения личности.
Социализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации социального воспроизводства условий и возможностей развития личности обучающегося, занимающегося самбо, в иерархии смыслов, целей, способов познания и самоутверждения, самореализации и самосовершенствования адаптивного или акмепедагогического знания.
Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения адаптивного подхода – процесс персонифицированного развития и самоутверждения обучающегося, занимающегося самбо, в системе занятий учебно-тренировочного процесса, гарантирующего личности и обществу соблюдение норм культуры и этики в решении задач развития личности, определяемых в конструктах адаптивной педагогики и педагогики развития, детализирующих процесс оптимизации качества занятий в модели современного образования и культуры.
Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения акмеологического подхода – процесс определения высот развития личности в самбо, результативность которого неустанно шлифуется на занятиях, качество которого проверяется на соревнованиях, возможности методико-методологического обеспечения которого определяются в структуре анализа длительных и достоверных изменений в учебно-тренировочном процессе по самбо, обеспечивающих обществу качество решения задач в описываемом процессе.
Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения аксиологического подхода – процесс формирования ценностей и смыслов в структуре акмеверификации достижений личности, занимающейся самбо, как одним из видов спорта, гарантирующих личности своевременное поощрение идеальными и материальными продуктами, стимулирующими активность спортсмена в иерархии достижений и формируемых приоритетов занятий самбо.
Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения гуманистического подхода – процесс решения задач развития личности в самбо, где ценности гуманизма предопределяют все звенья учебно-тренировочного процесса и самосовершенствования личности в самбо, гарантирующих успешное освоение и достижение персонифицированной вершины в развитии и самоутверждения личности в самбо.
Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения культурологического подхода – процесс освоения норм и ценностей культуры через систему занятий самбо, предопределяющих успешное достижение персонифицированной вершины и возможности получения качественного образования, где самбо может быть профессиональной стезей или хобби.
Самореализация обучающегося, занимающегося самбо, с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации выбора личности в системе занятий самбо, предопределяющий качественное решение задач развития личности в конструктах задач развития «хочу – могу – надо – есть», системно визуализирующих оптимальность выбора личности в определении и решении задач, непосредственно связанных с самбо как избранным видом спорта.
Выделенные детерминации являются иллюстрацией возможности уточнения категориального аппарата педагогики физической культуры и спорта.
Библиографический список
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Белинская А.В., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Специфика и проблемы исследования качества и возможностей реализации идей здоровьесбережения в учебной и внеучебной работе с обучающимися // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66485
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Особенности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14723
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности уточнения моделей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5556
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Здоровьесбережение как продукт современной педагогической теории и практики решения задач социализации и самореализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14720
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14343
- Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные науч. исслед. 2016. №3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14402
- Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14267
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65036
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6610
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66058
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430
- Южаков И.А., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Моделирование детерминаций категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5613