Социализация как категория педагогики – уникальный объект исследования возможности включения развивающейся личности в систему социальных отношений и объективного восприятия норм культуры и этики, предопределяющих успешность жизнедеятельности личности и полисистемное развитие антропосреды. В таком понимании важность научно-педагогического исследования [1-7] определяется в качестве постановки и решения противоречий научного исследования в выделенной плоскости профессионально-трудовых отношений и реализации профессионально-трудовых функций. В системе детерминации и фасилитации выбора моделей практико ориентированного моделирования могут быть определены в нашей ситуации такие работы, как [8-38].
Определим категорию «социализация» в структуре общепедагогического знания и возможностей современной педагогической методологии.
Социализация с точки зрения научного подхода – процесс верификации качества усвоения идей и ценностей современной культуры и непрерывного образования как гаранта возможности развития и продуктивности сотрудничества и саморазвития, предопределяющих качественное формирование социального опыта и мировоззрения, в результате чего успешность и конкурентоспособность являются показателями качества реализации описываемого процесса.
Социализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс определения ценностей и норм культуры, предопределяющих качественное формирование и развитие личности в иерархии смыслов, ролей, способов познания и отражения объективного в пространстве наукоемких технологий и культурологически обусловленных способов воспроизводства антропосреды.
Социализация с точки зрения акмеологического подхода – процесс оптимизации формирования социального опыта в персонифицированном выборе направления развития и саморазвития, предопределяющих качественное решение задач ведущей деятельности и общения, хобби и досуга.
Социализация с точки зрения гносеологического подхода – процесс познания возможности формирования социального опыта, оптимизации социальных отношений и способов решения социально значимых задач развития личности и общества, верифицируемый в модели непрерывного образования и гарантов стабильности реализации идей гуманизма (права человека, права ребенка).
Социализация с точки зрения герменевтического подхода – процесс ситуативного уточняемого социального опыта в модели формирования и развития личности, детерминирующей способы продуктивного поиска в модели адаптивного и акмепедагогического знания, способствующих сохранению и преумножению наследия народа (личности) в антропосреде (ноосфере).
Социализация с точки зрения гуманистического подхода – процесс оптимального формирования социального опыта, системы ценностей, мировоззрения у личности в микро-, мезо-, макродетерминируемых условиях сравнения и коррекции, сопоставления и верификации, идентификации и оптимизации.
Социализация с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс реализации условий продуктивного становления личности в системе ценностей и идей здоровьесбережения, предопределяющих качество формирования опыта деятельности и общения в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.
Социализация с точки зрения синергетического подхода – процесс ситуативной коррекции и самопрограммирования личности в выборе модели описываемого процесса, визуализируемого и контролируемого через продукты деятельности и общения, ценности и поведение, конкурентоспособность и креативность, гибкость и устойчивость выбора оптимальных форм, методов, технологий социальных отношений и самовыражения в модели ведущей деятельности и хобби.
Социализация с точки зрения исторического подхода – процесс историко обусловленного формирования социального опыта, где идеи и ценности гуманизма предопределяют выбор основ и возможностей развития личности и общества.
Социализация с точки зрения информационного подхода – процесс информационно-коммуникационного обеспечения личности в модели социальных отношений и культуры развития, предопределяющих успешное воссоздание опыта социального наследия народа и государства в личном выборе путей и способов, форм и ресурсов решения детерминируемых проблем и задач, противоречий и дилемм.
Социализация с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования личности в культуре смыслов, целей, ценностей, образов, прообразов, средств, моделей, концепций, способов, форм, условий, тенденций и прочих структурно-функциональных единиц антропосреды, предопределяющих сохранение личности и культуры в микро-, мезо-, макрообъединениях и способах решения задач развития и самосохранения.
Социализация с точки зрения мультисредового подхода – процесс многовариативных преобразований личности в системе социальных отношений и способов постановки и решения задач развития и саморазвития, предопределяющих многофункциональную защиту личности и общества в выборе условий и возможностей продуцирования благ и продуктов в таких направлениях описываемого процесса, как «спорт», «искусство», «культура», «наука», «религия» (этические учения) и пр.
Социализация с точки зрения поликультурного подхода – процесс многофункционального определения и решения задач развития и саморазвития личности и антропосреды, визуализируемый в успешном решении социально значимых задач в системе норм и практики накопления и пополнения социального опыта, формирования смыслов и целеполагания, мировоззрения и опыта оценки поведения, в совокупности детализирующих гуманистические возможности современного непрерывного образования.
Социализация с точки зрения этнопедагогического подхода – процесс этнокультурного обогащения личности, специфика развития которого непосредственно связана с особенностями народного и мультикультурного образа отношений и способов решения выделяемых проблем развития личности и общества, системно визуализирующих успешное поведение и продуцирование объектов культуры, науки, искусства, спорта и пр. в выбранной плоскости социальных отношений, способов оптимизации и верификации условий детерминации социально определяемой задачи.
Социализация с точки зрения эзотерического подхода – процесс многомерной идентификации и синтетического, полисмыслового объединения научного и квазинаучного знания, определяемых в различных моделях сверхъестественного и потаенного, уникального и персонифицированного, этнонародного и поликультурного, светского и религиозного, системно визуализирующих успешное развитие идей и практики социальных отношений в решении задач гуманизации и духовного обогащения личности и общества.
Выделенные определения будут использованы в структуре социально-педагогической работы будущих педагогов по физической культуре, а также тренеров по избранному виду спорта.
Библиографический список
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3.С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 171 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–304–2.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–359–2.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978–5–85117–411–7.
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2.
- Бобровская Ю. К. Особенности детерминации категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 168-170.
- Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14115
- Гусева Р. Б. Особенности уточнения категории «социализация» в подготовке педагога // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.141-142.
- Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2.
- Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Социализация обучающегося ДЮСШ: детерминации и возможности // Современная педагогика. 2016. № 1.
- Кузьменков Н.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9.
- Остряков И.А., Острякова С.В., Острякова Д.И. Адаптивное педагогическое знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6015
- Петров Н. С. Возможности решения задач социализации личности в адаптивной педагогике и акмепедагогике // Влияние науки на инновационное развитие : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Томск, 25февр. 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.207-209.
- Платоненко К.С., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Учебная практика по туризму в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре: профессиональный и адаптивный компоненты // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8.
- Рыбалко О. Н., Козырева О. А. Особенности социализации молодежи при занятии туризмом // Вестник педагогических инноваций. 2011. №2 (26). С. 67-80.
- Рябов И.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5424
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9.
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7.
- Свинаренко В.Г., Коновалов С.В., Апанасова А.С. Специфика детерминации и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/54032
- Свинаренко В.Г., Кузьмичев А.Е., Шварцкопф Е.Ю. Адаптивное знание как условие гуманизации современной педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60625
- Свинаренко В.Г., Михалев И.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности реализации идеи гуманизма в структуре прохождения производственной практики педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11.
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10.
- Свинаренко В.Г., Сероштанов А.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и механизмы выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12.
- Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Алексеев В.В. Культура как объект и продукт современного непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60918
- Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Волостных Е.С. Специфика определения и уточнения условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
- Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Якушева И.М. Особенности уточнения категориального аппарата в подготовке будущего педагога // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13563
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430
- Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Якушева И.М. Качество социализации личности обучающегося как результат оптимальной профессиональной подготовки педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5181
- Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности продуктивной социализации обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5168
Количество просмотров публикации: Please wait