УДК 378.1; 371.3

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Хомякова Светлана Дмитриевна1, Шварцкопф Елена Юрьевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», преподаватель

Аннотация
В статье отражается качество и особенности детерминации категории «воспитание». Педагогическая методология в моделировании категориального аппарата определяет общие, специфические и частно предметные особенности уточнения категориального аппарата современной науки. Авторские детерминации категории «воспитание» являются показателем практико ориентированного, продуктивного решения задач развития.

Ключевые слова: культура, модель, педагогическая технология, педагогическое моделирование


POSSIBILITIES OF DETERMINATION THE CATEGORY "EDUCATION" IN THE STUDY OF THE STRUCTURE OF THE COURSE "THEORETICAL PEDAGOGIC"

Homyakova Svetlana Dmitrievna1, Schwarzkopf Elena Yurievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, lector

Abstract
The article reflects the quality and features of determination category "education". Teaching methodology for modeling categorical apparatus defines the general, specific and subject specific features of refinement categorical apparatus of modern science. Content determination of "education" category are indicative of a practice-oriented, productive solutions to development problems.

Keywords: culture, pedagogical technology, teacher modeling


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хомякова С.Д., Шварцкопф Е.Ю. Возможности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14231 (дата обращения: 27.05.2017).

Курс «Теоретическая педагогика» [1-5] определяет особенности и качество педагогической деятельности вслед за изучением курса «Введение в педагогическую деятельность» [6]. Особенности продуктивной самостоятельной работы [7-10] в структуре использования научного исследования [11-14] и технологии системно-педагогического моделирования [10] позволяют будущим педагогам уточнять и детализировать различные модели, используемые в работе педагога.

Одним из направлений детализации и уточнения категориального аппарата современной педагогики как науки является процесс воспитания. Качество и возможности воспитания – наисложнейшая область исследования и профессионально-педагогическая практика, т.к. формирование ценностей и смыслов, мотивов и приоритетов развития личности и общества в модели социального знания не всегда могут быть исследованы и определены в процессе использования методов социально-педагогических исследований.

Воспитание как процесс и продукт современной науки и культуры [15-20] детально открывает возможности педагогической деятельности в выборе условий и возможностей развития личности обучающегося, включенного в систему образовательных проекций развития и становления, гарантирующих ему неустанное пополнение достигнутого уровня социальных знаний. Качество детализации и уточнения категории «воспитание» у будущих педагогов – неизученная область педагогической практики, все работы, написанные будущими педагога по ФК, на настоящий момент не обобщены и не систематизированы. База словесно-логических моделей в ресурсах изучения категории «воспитание» насчитывает более 100 работ за 2014/2015 учебный год в НФИ КемГУ на факультете физической культуры. Появляются новые определения категории «воспитание» и в 2016 г. [21-24].

Продолжим уточнение категории «воспитание» в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре.

Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – процесс определения основ общечеловеческого сосуществования в модели гуманизации современного непрерывного образования и реализация выделенных приоритетов в решении задач развития личности и общества в иерархии формируемых смыслов, целей, ценностей, особенностей выбора и детализации основ поликультурного становления личности как продукта культуры и науки в социально-педагогических моделях самоутверждения и социализации, самореализации и взаимодействия.

Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – механизм оптимизации условий и способов решения задач развития в практике детализации поликультурных отношений и основ социального сосуществования, верифицирующих истинность выбора личности и общества в системе формируемых ценностей и способов самоутверждения личности, где пополняемый социальный опыт и мировоззрение переопределяют возможность повышения минимального уровня социальных знаний, сохраняющего социальное наследие личности и общества, характеризующего все получаемые продукты с позиции идей гуманизма и высоких идей самосовершенствования, продуктивности и креативности.

Воспитание с точки зрения антропологического подхода – полисистемный процесс определения качества включения личности в систему антропологически обусловленных связей и отношений, способов воспроизводства социального знания и решения задач развития в модели современной культуры и ноосферы, обеспечивающих личность всеми условиями и ресурсами самосовершенствования и самоутверждения, самореализации и социализации, а общество необходимыми функциями самозащиты и самосохранения.

Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – механизм фасилитации выбора условий и возможностей социального становления личности, успешности решения задач развития и саморазвития, системно детализируемых в процессе формирования социального опыта и мировоззрения, форм и средств сотрудничества и общения, возможностей продуцирования и использования продуктов культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений социального знания в иерархии детализаций и сравнений качества развития и жизни личности и общества.

Воспитание с точки зрения герменевтического подхода – продукт детализации возможности развития личности в модели формирования ценностей и социального опыта, условий воспроизводства культуры, науки, искусства и спорта, определяемый для подтверждения истинности сохранения и самосохранения личности и общества в целом как гарантированного ресурса антропологически обусловленных отношений и способов решения задач, непосредственно связанных с человеком и его развитием.

Воспитание с точки зрения гуманистического подхода – процесс определения максимально гибких условий развития личности в различных плоскостях гуманистического воспроизводства социального опыта и опыта взаимодействия личности в социуме, обеспечивающих микро-, мезо-, макрогрупповые отношения функциями коррекции и взаимопомощи, педагогической поддержки и реабилитации, определяемых в решении задач продуцирования, взаимодействия, сотрудничества и общения как условий и ресурсов верификации качества усвоения социального опыта в модели развития и самосохранения личности и общества.

Воспитание с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс обогащения личности и общества ценностями здорового образа жизни, предопределяющими в своем системном использовании целостное, гармонично развитое воспроизводство высокого уровня культуры, этики, этикета и все составных ноосферы, регламентирующих успешность развития личности и общества, детально оптимизирующих способность выбора и условия воспроизводства необходимых объектов и продуктов деятельности и сотрудничества.

Воспитание с точки зрения исторического подхода – исторически обусловленный объект и продукт общества, верифицирующий истинность формирования личности в моделях ценностей, целей, мотивов, мировоззрения, определения и решения задач развития, условий воспроизводства социального знания как гаранта и продукта всех преобразований.

Воспитание с точки зрения информационного подхода – процесс прямого и косвенного воспроизводства социального знания, определяемого в модели информационного обеспечения социальных и профессиональных отношений, гарантирующих личности и обществу высокий уровень культуры и взаимодействия, качества продуктов и объектов детерминируемых условий и ресурсов воспроизводства ноосферы и антропосреды.

Воспитание с точки зрения компетентностного подхода – процесс формирования личности в модели компетенций, определяемых в системе непрерывного образования условиями и продуктами верификации качества решения задач и механизмом детерминации профессионально-трудовых отношений и успешной оптимизации трудовых функций.

Воспитание с точки зрения культурологического подхода – механизм оптимизации развития личности в модели культуры и образования, гарантирующий успешность и конкурентоспособность в выделенной области сравнения и самоутверждения личности как продукта культуры и образования.

Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – процесс ситуативной коррекции смыслов, ценностей, идеалов, мотивов и продуктов развития личности в духовно-персонифицированном становлении, опосредованном общечеловеческими смыслами и функциями развития, условиями самосохранения и саморазвития, самоутверждения и взаимодействия.

Выделенные определения категории «воспитание» будут использованы при организации педагогического взаимодействия с обучающимися.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  2. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  7. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  8. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  9. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
  10. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  11. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  12. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  13. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования //Вестник КемГУ. 2015.№ 4-2.С.91-95.
  14. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  15. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010.  410 с.  ISBN 978–5–7148–0346–8.
  16. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  17. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007.  95 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–300–4.
  18. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  115 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–357–8.
  19. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие.  Новокузнецк : КузГПА, 2007.  171 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–304–2.
  20. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  207 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–359–2.
  21. Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5392
  22. Петров М.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы современного воспитания в структуре организации классных часов как социально-педагогическая проблема // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5394
  23. Куренков М.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности исследования воспитания и воспитанности обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5329
  24. Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Воспитание в модели современной культуры и непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13675


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: