Курс «Теоретическая педагогика» [1-5] определяет особенности и качество педагогической деятельности вслед за изучением курса «Введение в педагогическую деятельность» [6]. Особенности продуктивной самостоятельной работы [7-10] в структуре использования научного исследования [11-14] и технологии системно-педагогического моделирования [10] позволяют будущим педагогам уточнять и детализировать различные модели, используемые в работе педагога.
Одним из направлений детализации и уточнения категориального аппарата современной педагогики как науки является процесс воспитания. Качество и возможности воспитания – наисложнейшая область исследования и профессионально-педагогическая практика, т.к. формирование ценностей и смыслов, мотивов и приоритетов развития личности и общества в модели социального знания не всегда могут быть исследованы и определены в процессе использования методов социально-педагогических исследований.
Воспитание как процесс и продукт современной науки и культуры [15-20] детально открывает возможности педагогической деятельности в выборе условий и возможностей развития личности обучающегося, включенного в систему образовательных проекций развития и становления, гарантирующих ему неустанное пополнение достигнутого уровня социальных знаний. Качество детализации и уточнения категории «воспитание» у будущих педагогов – неизученная область педагогической практики, все работы, написанные будущими педагога по ФК, на настоящий момент не обобщены и не систематизированы. База словесно-логических моделей в ресурсах изучения категории «воспитание» насчитывает более 100 работ за 2014/2015 учебный год в НФИ КемГУ на факультете физической культуры. Появляются новые определения категории «воспитание» и в 2016 г. [21-24].
Продолжим уточнение категории «воспитание» в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре.
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – процесс определения основ общечеловеческого сосуществования в модели гуманизации современного непрерывного образования и реализация выделенных приоритетов в решении задач развития личности и общества в иерархии формируемых смыслов, целей, ценностей, особенностей выбора и детализации основ поликультурного становления личности как продукта культуры и науки в социально-педагогических моделях самоутверждения и социализации, самореализации и взаимодействия.
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – механизм оптимизации условий и способов решения задач развития в практике детализации поликультурных отношений и основ социального сосуществования, верифицирующих истинность выбора личности и общества в системе формируемых ценностей и способов самоутверждения личности, где пополняемый социальный опыт и мировоззрение переопределяют возможность повышения минимального уровня социальных знаний, сохраняющего социальное наследие личности и общества, характеризующего все получаемые продукты с позиции идей гуманизма и высоких идей самосовершенствования, продуктивности и креативности.
Воспитание с точки зрения антропологического подхода – полисистемный процесс определения качества включения личности в систему антропологически обусловленных связей и отношений, способов воспроизводства социального знания и решения задач развития в модели современной культуры и ноосферы, обеспечивающих личность всеми условиями и ресурсами самосовершенствования и самоутверждения, самореализации и социализации, а общество необходимыми функциями самозащиты и самосохранения.
Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – механизм фасилитации выбора условий и возможностей социального становления личности, успешности решения задач развития и саморазвития, системно детализируемых в процессе формирования социального опыта и мировоззрения, форм и средств сотрудничества и общения, возможностей продуцирования и использования продуктов культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений социального знания в иерархии детализаций и сравнений качества развития и жизни личности и общества.
Воспитание с точки зрения герменевтического подхода – продукт детализации возможности развития личности в модели формирования ценностей и социального опыта, условий воспроизводства культуры, науки, искусства и спорта, определяемый для подтверждения истинности сохранения и самосохранения личности и общества в целом как гарантированного ресурса антропологически обусловленных отношений и способов решения задач, непосредственно связанных с человеком и его развитием.
Воспитание с точки зрения гуманистического подхода – процесс определения максимально гибких условий развития личности в различных плоскостях гуманистического воспроизводства социального опыта и опыта взаимодействия личности в социуме, обеспечивающих микро-, мезо-, макрогрупповые отношения функциями коррекции и взаимопомощи, педагогической поддержки и реабилитации, определяемых в решении задач продуцирования, взаимодействия, сотрудничества и общения как условий и ресурсов верификации качества усвоения социального опыта в модели развития и самосохранения личности и общества.
Воспитание с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс обогащения личности и общества ценностями здорового образа жизни, предопределяющими в своем системном использовании целостное, гармонично развитое воспроизводство высокого уровня культуры, этики, этикета и все составных ноосферы, регламентирующих успешность развития личности и общества, детально оптимизирующих способность выбора и условия воспроизводства необходимых объектов и продуктов деятельности и сотрудничества.
Воспитание с точки зрения исторического подхода – исторически обусловленный объект и продукт общества, верифицирующий истинность формирования личности в моделях ценностей, целей, мотивов, мировоззрения, определения и решения задач развития, условий воспроизводства социального знания как гаранта и продукта всех преобразований.
Воспитание с точки зрения информационного подхода – процесс прямого и косвенного воспроизводства социального знания, определяемого в модели информационного обеспечения социальных и профессиональных отношений, гарантирующих личности и обществу высокий уровень культуры и взаимодействия, качества продуктов и объектов детерминируемых условий и ресурсов воспроизводства ноосферы и антропосреды.
Воспитание с точки зрения компетентностного подхода – процесс формирования личности в модели компетенций, определяемых в системе непрерывного образования условиями и продуктами верификации качества решения задач и механизмом детерминации профессионально-трудовых отношений и успешной оптимизации трудовых функций.
Воспитание с точки зрения культурологического подхода – механизм оптимизации развития личности в модели культуры и образования, гарантирующий успешность и конкурентоспособность в выделенной области сравнения и самоутверждения личности как продукта культуры и образования.
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – процесс ситуативной коррекции смыслов, ценностей, идеалов, мотивов и продуктов развития личности в духовно-персонифицированном становлении, опосредованном общечеловеческими смыслами и функциями развития, условиями самосохранения и саморазвития, самоутверждения и взаимодействия.
Выделенные определения категории «воспитание» будут использованы при организации педагогического взаимодействия с обучающимися.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования //Вестник КемГУ. 2015.№ 4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978–5–7148–0346–8.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978–5–85117–411–7.
- Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 95 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–300–4.
- Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–357–8.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 171 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–304–2.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–359–2.
- Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5392
- Петров М.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы современного воспитания в структуре организации классных часов как социально-педагогическая проблема // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5394
- Куренков М.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности исследования воспитания и воспитанности обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5329
- Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Воспитание в модели современной культуры и непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13675