НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кузьменков Никита Игоревич1, Зубанов Владимир Петрович2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), г. Москва, ведущий инженер, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований

Аннотация
В статье детально описывается проблема социализации личности обучающегося и возможности ее решения в модели профессиональной подготовки педагогов по физической культуре, располагающих личность обучающегося к продуктивному поиску противоречий «хочу – могу – надо – есть», представляющих собой мультикультурное образование условий развития личности в модели ведущей деятельности и общения, хобби и досуга. Социализация как педагогический процесс определяется через выделяемые направления профессиональной деятельности учителя физической культуры. Уточненные определения, непосредственно связанные с процессом социализации, располагают будущих педагогов к поиску новых условий и средств построения социальных и социально-профессиональных отношений в образовательном учреждении и за его пределами.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, портфолио, профессионально-педагогический кейс, развитие, саморазвитие, самостоятельная работа студента


SOME FEATURES OF SOCIALIZATION OF STUDENT RESEARCH IN THE MODEL OF VOCATIONAL TRAINING OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

Kuzmenkov Nikita Igorevich1, Zubanov Vladimir Petrovich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of biological Sciences, associate Professor
3National research nuclear University «MEPhI» (MEPhI), Moscow, senior engineer, head of information-analytical Department of the office of scientific research

Abstract
The article describes in detail the problem of socialization of the individual student and the possibilities of its solutions in the model of vocational training of teachers of physical culture, possessing individual student to a productive search for contradictions "I want to - I can - we must - have" representing multicultural education conditions for the development of the individual in the model of leading activity and communication, hobbies and leisure. Socialization as a pedagogical process is determined through the allocated areas of professional activity of the teacher of physical culture. Clarification of the definition, directly related to the process of socialization of future teachers have to seek new conditions and tools for building social and socio-professional relationships in an educational institution and beyond.

Keywords: competence, development, independent work culture, professional and pedagogical case, self-development, students’ independent work, teacher modeling, teaching discipline


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кузьменков Н.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13069 (дата обращения: 21.02.2024).

Возможности социализации личности в модели социальных отношений и институтов образования и культуры, спорта и досуга определяются спецификой продуктивного поиска оптимальных условий развития личности и коллективных отношений, предопределяющих успешность решения задач развития личности и коллектива в модели гуманизации и здоровьесбережения. Социализация как категория современной педагогики и продукт культуры управления качеством образования и обществом [1-2] представляет интерес в различных направлениях социального знания.

Одним из направлений исследования является теоретическая подготовка личности к выполнению трудовых функций, определяемая в качественном изучении всех разделов современного курса педагогики «Теоретическая педагогика» [3-10], обеспечивающих в своей практике изучения качественное использование метода педагогического моделирования и педагогической рефлексии для оптимального решения задач развития личности.

Другой практикой использования педагогического моделирования [11-15] и качественной подготовки будущего педагога по физической культуре является работа по продуцированию предметно-педагогических и профессионально-педагогических презентаций [16-20], которые будущими педагогами создаются на протяжении всего периода подготовки в НФИ КемГУ.

Третьей практикой продуктивного поиска оптимальных возможностей развития личности и продуктов современного образования является практика формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося им педагога [21-27], определяющей все возможности развития и саморазвития личности в качественном формировании общеучебных, общих, общекультурных и универсальных компетенций.

Четвертой практикой продуктивного развития личности и гармоничного включения в социальные и профессиональные отношения является практика решения задач научно-педагогического исследования [28], верифицирующего возможность продуцирования различных педагогических средств и педагогических технологий будущими педагогами, включенными в активный поиск оптимальных условий педагогического взаимодействия, системно реализующегося возможности гуманизации современного образования

Пятой реализуемой возможностью качественной подготовки и социализации личности является своевременное развитие и включение педагога в систему приоритетов и норм формирования и развития личности в модели современного образования [29-31, 34-41], что определяется особенностями педагогического совершенствования и решения задач профессионально-педагогического сотрудничества и сотворчества в определении и визуализации особенностей развития обучающегося, имеющего различные потребности и возможности, определяющего свои интересы в области акмеверифицированного и адаптивного знания [32-33].

Шестой реализуемой возможностью является практика изучения курса «Практическая педагогика» в модели решения задач развития личности обучающегося с использованием технологии системно-педагогического моделирования [34-41, 32].

Седьмой детерминируемой и реализуемой особенностей продуктивного развития личности и своевременной социализации в НФИ КемГУ является качественная организация педагогической практики с использованием совокупности достижений профессионально-педагогического труда [42].

Восьмой возможностью реализации идей продуктивного развития и становления личности в структуре социализации и самореализации личности является доступное, своевременное включение личности обучающегося в различные направления социального и социально-педагогического знания, не исключение и содержание разделов «Избранные виды спорта», и курс «Основы спортивного туризма» [43-52].

Все детали верификации качества социализации в модели профессиональной подготовки – сложный процесс, реализующий условия гуманизма и толерантности в ресурсах современного образования. В таком понимании портфолио обучающегося [17-20] может быть исследовано в ресурсах анализа и сопоставления как продукт и ресурс, результат и функция современной социализации и самореализации личности. Профессионально-педагогический кейс [16-17] в системе исследования особенностей полифункциональной педагогической рефлексии и качества решения задач развития личности позволяет сделать выводы не только об уровне сформированности культуры самостоятельной работы, но и возможности развития личности педагогам в различных направлениях профессионально-педагогического сотрудничества.

Социализация обучающегося в НФИ КемГУ исследуется в структуре прохождения педагогической практики в системе проводимых занятий и классных часов, а также в структуре включения обучающихся в научно-исследовательскую работу, примером которой является IV заочная, научно-практическая конференция обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (сроки проведения конференции: 04-06 мая 2016 года).

Социализация обучающегося – многомерное явление, исследование которого не однозначны в своем поиске и продуктах педагогического поиска. Качество социализации всегда иллюстрирует практику гармоничного развития личности и учета адаптивной и акмеверифицированной составной развития личности обучающегося.

Социализация обучающегося в направлении «физическая культура» и «спорт» реализуется в большей степени за счет грамотной подготовки педагога по физической культуре к таковой работе. Не секрет, что интерес к физическому воспитанию и физической культуре ослабевает из-за повышения качества, интереса, возможностей и доступности средств новых информационных технологий, обеспечивающих возможность общения как основной функции социализации личности. Специфика формирования потребности в здоровом образе жизни, физической активности, здоровом питании, достаточном сне, восстановлении, режиме дня – объективные потребности здоровьесбережения. Современная молодежь, определяющая для себя перспективы развития и особенности свободного времени не всегда понимают, что от здоровья зависит их будущее, а здоровья зависит от двигательной активности, определенного недоедания, достаточного сна и качественного решения задач самореализации и самоутверждения личности.

Социализация обучающегося через занятия физической культурой – не исследованная область деятельности педагога, симпатия и антипатия к занятиям физической культурой являются показателями грамотного включения личности в социальные отношения и возможностью своевременного физического развития личности обучающегося.

Социализация как категория современной педагогики имеет свои принципы, условия оптимизации, модели и механизма, ресурсы и тенденции оптимизации качества исследования и коррекции.

Все направления социализации связаны между собой. Нет ни единого направления социального и социально-педагогического знания, которые бы не затрагивали процесс и процедуры развития личности и общества, н исключение и социология физической культуры и спорта, определяющие одной из задач востребованность физической культуры и спорта на рынке образовательного и досугового пространства.

Качество перехода личности из одной плоскости (направления) социализации в другое обеспечивается системной практикой включения личности обучающегося в условия непрерывного профессионального образования, реализующего качества и нюансы социально-профессиональной страховки личности в модели поликультурных отношений и профессионально-трудовых функций.

В дальнейших работах мы попытается определить с использованием совокупности методов педагогического исследования возможность проектирования методики исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Козырева О. А. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010.  97 с. [+DVD].  ISBN 978–5–85117–552–7.
  3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с.
  7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  8. Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учеб.-метод. пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007.  427 с. [+ CD].
  9. Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учеб.-метод. пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с.
  10. Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
  11. Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарн. науч. исследования. 2014. №12-1(40). С.140-143.
  12. Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №1(2). С.101-110.
  13. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  14. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  15. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Псих., социол. и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  16. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учеб. пособие. Кемерово : КРИПКиПРО, 2012.  79 с. [+ DVD].
  17. Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
  18. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы //European Social Science Journal. 2011. №6.С.210-217.
  19. Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011.  46 с. [+DVD].
  20. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011.  38 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–615–9.
  21. Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С.182-191.
  22. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
  23. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 61-69.
  24. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  25. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
  26. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
  27. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  28. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  29. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  30. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  31. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  32. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  33. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. №10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  34. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  35. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  36. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  37. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  38. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  39. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  40. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  41. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  42. Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
  43. Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
  44. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  45. Шварцкопф Е. Ю. Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» : учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / под общ. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. Новокузнецк : КузГПА, 2013.  51 с.  ISBN 978–5–85117–758–3.
  46. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
  47. Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
  48. Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
  49. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  50. Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
  51. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
  52. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: