Возможности социализации личности в модели социальных отношений и институтов образования и культуры, спорта и досуга определяются спецификой продуктивного поиска оптимальных условий развития личности и коллективных отношений, предопределяющих успешность решения задач развития личности и коллектива в модели гуманизации и здоровьесбережения. Социализация как категория современной педагогики и продукт культуры управления качеством образования и обществом [1-2] представляет интерес в различных направлениях социального знания.
Одним из направлений исследования является теоретическая подготовка личности к выполнению трудовых функций, определяемая в качественном изучении всех разделов современного курса педагогики «Теоретическая педагогика» [3-10], обеспечивающих в своей практике изучения качественное использование метода педагогического моделирования и педагогической рефлексии для оптимального решения задач развития личности.
Другой практикой использования педагогического моделирования [11-15] и качественной подготовки будущего педагога по физической культуре является работа по продуцированию предметно-педагогических и профессионально-педагогических презентаций [16-20], которые будущими педагогами создаются на протяжении всего периода подготовки в НФИ КемГУ.
Третьей практикой продуктивного поиска оптимальных возможностей развития личности и продуктов современного образования является практика формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося им педагога [21-27], определяющей все возможности развития и саморазвития личности в качественном формировании общеучебных, общих, общекультурных и универсальных компетенций.
Четвертой практикой продуктивного развития личности и гармоничного включения в социальные и профессиональные отношения является практика решения задач научно-педагогического исследования [28], верифицирующего возможность продуцирования различных педагогических средств и педагогических технологий будущими педагогами, включенными в активный поиск оптимальных условий педагогического взаимодействия, системно реализующегося возможности гуманизации современного образования
Пятой реализуемой возможностью качественной подготовки и социализации личности является своевременное развитие и включение педагога в систему приоритетов и норм формирования и развития личности в модели современного образования [29-31, 34-41], что определяется особенностями педагогического совершенствования и решения задач профессионально-педагогического сотрудничества и сотворчества в определении и визуализации особенностей развития обучающегося, имеющего различные потребности и возможности, определяющего свои интересы в области акмеверифицированного и адаптивного знания [32-33].
Шестой реализуемой возможностью является практика изучения курса «Практическая педагогика» в модели решения задач развития личности обучающегося с использованием технологии системно-педагогического моделирования [34-41, 32].
Седьмой детерминируемой и реализуемой особенностей продуктивного развития личности и своевременной социализации в НФИ КемГУ является качественная организация педагогической практики с использованием совокупности достижений профессионально-педагогического труда [42].
Восьмой возможностью реализации идей продуктивного развития и становления личности в структуре социализации и самореализации личности является доступное, своевременное включение личности обучающегося в различные направления социального и социально-педагогического знания, не исключение и содержание разделов «Избранные виды спорта», и курс «Основы спортивного туризма» [43-52].
Все детали верификации качества социализации в модели профессиональной подготовки – сложный процесс, реализующий условия гуманизма и толерантности в ресурсах современного образования. В таком понимании портфолио обучающегося [17-20] может быть исследовано в ресурсах анализа и сопоставления как продукт и ресурс, результат и функция современной социализации и самореализации личности. Профессионально-педагогический кейс [16-17] в системе исследования особенностей полифункциональной педагогической рефлексии и качества решения задач развития личности позволяет сделать выводы не только об уровне сформированности культуры самостоятельной работы, но и возможности развития личности педагогам в различных направлениях профессионально-педагогического сотрудничества.
Социализация обучающегося в НФИ КемГУ исследуется в структуре прохождения педагогической практики в системе проводимых занятий и классных часов, а также в структуре включения обучающихся в научно-исследовательскую работу, примером которой является IV заочная, научно-практическая конференция обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (сроки проведения конференции: 04-06 мая 2016 года).
Социализация обучающегося – многомерное явление, исследование которого не однозначны в своем поиске и продуктах педагогического поиска. Качество социализации всегда иллюстрирует практику гармоничного развития личности и учета адаптивной и акмеверифицированной составной развития личности обучающегося.
Социализация обучающегося в направлении «физическая культура» и «спорт» реализуется в большей степени за счет грамотной подготовки педагога по физической культуре к таковой работе. Не секрет, что интерес к физическому воспитанию и физической культуре ослабевает из-за повышения качества, интереса, возможностей и доступности средств новых информационных технологий, обеспечивающих возможность общения как основной функции социализации личности. Специфика формирования потребности в здоровом образе жизни, физической активности, здоровом питании, достаточном сне, восстановлении, режиме дня – объективные потребности здоровьесбережения. Современная молодежь, определяющая для себя перспективы развития и особенности свободного времени не всегда понимают, что от здоровья зависит их будущее, а здоровья зависит от двигательной активности, определенного недоедания, достаточного сна и качественного решения задач самореализации и самоутверждения личности.
Социализация обучающегося через занятия физической культурой – не исследованная область деятельности педагога, симпатия и антипатия к занятиям физической культурой являются показателями грамотного включения личности в социальные отношения и возможностью своевременного физического развития личности обучающегося.
Социализация как категория современной педагогики имеет свои принципы, условия оптимизации, модели и механизма, ресурсы и тенденции оптимизации качества исследования и коррекции.
Все направления социализации связаны между собой. Нет ни единого направления социального и социально-педагогического знания, которые бы не затрагивали процесс и процедуры развития личности и общества, н исключение и социология физической культуры и спорта, определяющие одной из задач востребованность физической культуры и спорта на рынке образовательного и досугового пространства.
Качество перехода личности из одной плоскости (направления) социализации в другое обеспечивается системной практикой включения личности обучающегося в условия непрерывного профессионального образования, реализующего качества и нюансы социально-профессиональной страховки личности в модели поликультурных отношений и профессионально-трудовых функций.
В дальнейших работах мы попытается определить с использованием совокупности методов педагогического исследования возможность проектирования методики исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре.
Библиографический список
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева О. А. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 97 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–552–7.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учеб.-метод. пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+ CD].
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учеб.-метод. пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с.
- Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
- Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарн. науч. исследования. 2014. №12-1(40). С.140-143.
- Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №1(2). С.101-110.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Псих., социол. и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учеб. пособие. Кемерово : КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+ DVD].
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы //European Social Science Journal. 2011. №6.С.210-217.
- Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+DVD].
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С.182-191.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 61-69.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. №10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
- Шварцкопф Е. Ю. Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» : учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / под общ. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. Новокузнецк : КузГПА, 2013. 51 с. ISBN 978–5–85117–758–3.
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039