УДК 8; 80: 821.111; 81'22

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ

Холманских Юлия Сергеевна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций

Аннотация
Актуальность статьи определена обращением к семантико-стилистическим характеристикам философской поэзии, тексты которой достаточно сложны для восприятия и интерпретации. Статья посвящена особенностям метафоризации лексических единиц с семантикой отрицания, репрезентирующих абстрактную философскую категорию (Ничто, Небытие). Исследуются особенности их функционирования в качестве одной из смыслопорождающих доминант текста. Статья содержит примеры на английском, немецком и русском языках.

Ключевые слова: абстрактный метафизический объект, единица с семантикой отрицания, интерпретация, метафора, философско-поэтический текст


METAPHORICAL NOMINATION IN PHILOSOPHICAL POETRY

Kholmanskikh Yulia Sergeevna
Ural State University of Railway Transport
Lecturer of the Chair of Foreign Languages and Intercultural Communications

Abstract
The topicality of the article is defined by the reference to semantico-stylistic features of philosophical poetry. Its texts are traditionally considered to be difficult for perception and interpretation. The research is devoted to the peculiarities of metaphorization of lexical units with negative semantics. These units represent abstract philosophical categories (Nothing, Nothingness). The article studies their functioning as one of the sense-generating components of the text. It contains English, German and Russian examples.

Keywords: abstract metaphysical object, interpretation, metaphor, philosophico-poetic text, unit with negative semantics


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Холманских Ю.С. Метафорическая номинация в философской поэзии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12894 (дата обращения: 31.05.2017).

Смыслообразующий прием метафоризации является неотъемлемой чертой философско-поэтического текста. Метафоризм, нацеленный на отображение объекта вторичной действительности, связан, прежде всего, с предикативными характеристиками, отсылающими к свойствам и признакам объекта, индивидуально воспринятого автором высказывания.

Номинация абстрактного философского объекта – первый этап его актуализации в поэтическом тексте. Возможность говорить о таком парадоксальном объекте как Ничто (Небытие), недоступном эмпирическому восприятию, начинается с его именования, в данном случае, при помощи отрицательных местоимений. Первичная (прямая) номинация стилистически нейтральна, так как отражает конвенциональную норму словоупотребления. Она лишь позволяет указать на объект, ввести его в речевую ситуацию. В то время как выбор непрямой, вторично-образной номинации влияет на характер «визуализации» абстракции, представляет ее сущностные свойства, т.е. определяет, в какой мере объект, репрезентирующий не-существование, может быть доступен интерпретатору. В непрямой номинации философская категория определяется не через закрепленный в языковой системе знак, а через его синоним, метафору, развёрнутую дескрипцию. Все перечисленные инструменты стилистически окрашены, основаны на языковой игре, за которой стоит намерение дать дополнительную определение, обеспечивающее лучшее понимание авторского видения столь неоднозначного объекта.

Выделение вторично-образной номинации связано с работами Г.В. Колшанского, Е.С. Кубряковой, А.А. Уфимцевой [1, с.188-206]. В философско-поэтических текстах прием метафоризации основывается на развёрнутых номинациях-дескрипциях, базирующихся на процессе приписывания атрибутов (свойств) и образно-дескриптивных отображениях (оксюмороны, метафоры, сравнения и т.д). Например,у Л.П. Карсавина:  В сомнении коснею у порога Небытия (начала и конца) <…>. [2, с.40].  Или у З. Сэссуна упоминаются ворота Небытия (the gate of nothingness) [3, с.77]. Посредством метафоры абстракция Небытие становится ограниченной в пространстве (порог, ворота).  В тексте З. Херберта «Послание мистера Когито» («The Envoy of Mr. Cogito»), содержащем наказ человечеству, используется метафорический прием, основанный на интертекстуальных отсылках:

Go where those others went to the dark boundary for the golden fleece of nothingness your last prize [4, с.74]. Иди туда, куда шли другие, к темной границе за золотым руном небытия, твоей последней наградой.

Подразумевается, что философский поиск Небытия подобен походу за золотым руном, – это поиск духовного озарения и попытка достичь чего-то, что кажется недостижимым. Австрийский поэт Р.М. Рильке (1875—1926) актуализировал свойства Ничто через сравнение с божественными стигматами (Ничто – как кровоточащие раны, боль):

<…> dir war das Nichts wie eine Wunde, da kühltest du sie mit der Welt. Jetzt heilt es leise unter uns. Ничто было для тебе как рана, и ты исцелял ее миром. И теперь она медленно заживает под нами. Небытие – то на чем основан весь материальный мир, причина его порождения (Бог решил исцелить себя от Небытия, создав мир), человек стоит между Ничто и Богом, защищая его: Wir liegen lindernd auf dem Nichts und wir verhüllen alle Risse <…> [5, с.22]. Мы лежим на Ничто, успокаивая твои раны и накладываем повязки на твои ссадины.

Метафора чаще всего выступает в качестве приема окказиональной номинации. Говоря о роли метафоры в порождении значений и смыслов, Н. Д. Арутюнова пишет: «в ней заключено имплицитное противопоставление обыденного видения мира, соответствующего классифицирующим (таксономическим) предикатам, необычному, вскрывающему индивидную сущность предмета… Источник метафоры – сознательная ошибка в таксономии объектов» [6, с.18]. Например, у американской поэтессы Э. Уэмацу используется олицетворение: Ничто – это друг (my friend Nothing), Ничто ждет (Nothing waits), манит жестом (waving on me), приглашает поболтать, помолиться и попеть (inviting me to rap and rant, pray, sing) [7, с.72]. Или фигурирующий у этого же автора оксюморон «вес Ничто» (the weight of Nothing): с одной стороны, это -  физическая характеристика, но известно, что абстракция бестелесна. Оксюморон здесь закономерен, ибо сама суть этого образно-дескриптивного инструмента, при формировании которого нарушаются правила сочетаемости и валентности лексических единиц, сфокусирована на противоречии.

Метафоризм, лежащий в основе попыток отобразить фрагмент реальной действительности в рамках философско-поэтического текста, обеспечивает сдвиг идентификации с прямого указания на объект речи в сферу его сущностных характеристик, представленных сквозь призму авторского видения. Например, у И.А. Бродского в визуальный образ небытия превращается труп бабочки. Он подчеркивает присутствие абстрактного объекта Ничто в физическом мире, используя дейктический элемент –прямое обращение:

Ты лучше, чем Ничто.  Верней: ты ближе и зримее. Внутри же на все сто ты родственна ему. В твоем полете оно достигло плоти <…>. [8, т. 2, с.295].

Таким образом, выяснив, какие именно метафоризационные инструменты лежат в основе вторичной номинации философской категории, выраженной знаком с семантикой отрицания, можно пролить свет на характер смыслопорождения в тексте. Парадоксальным образом, объект, призванный означать отсутствие, приобретает содержательные характеристики, и, следовательно, семантика отрицания становится формальной, а сама абстракция доступнее для восприятия и интерпретации. Подобная интеллектуальная работа по дешифровке поэтических смыслов совершенствует когнитивные возможности читателя. Как считал М. Мамардашвили, мышление об абстракциях необходимо для достижения «полноты бытия», для ощущения «точки интенсивности», в которой происходит «собирание субъекта» [9, с.74-95].


Библиографический список
  1. Арутюнова Н. Д. Номинация, референция, значение // Языковая номинация: общие вопросы / отв. ред. Б. А. Серебренников. М., 1977
  2. Поэзия русских философов XX века: антология / сост. М. Сергеев, Л. Столович. Бостон, 2011.
  3. Sassoon S. War Poems of Siegfried Sassoon. London, 2004.
  4. Herbert Z. The Collected Poems: 1956-1998. New York, 2007.
  5. Rilke R. M. Das Stundenbuch. Norderstedt, 2014.
  6. Теория метафоры: сборник / под ред. Н. Д. Арутюновой. М., 1990.
  7. Uyematsu A. Stone Bow Prayer. Washington, 2005.
  8. Бродский И. А. Собрание сочинений: в 4 т. СПб., 1992.
  9. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000.


Все статьи автора «Холманских Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: