Смыслообразующий прием метафоризации является неотъемлемой чертой философско-поэтического текста. Метафоризм, нацеленный на отображение объекта вторичной действительности, связан, прежде всего, с предикативными характеристиками, отсылающими к свойствам и признакам объекта, индивидуально воспринятого автором высказывания.
Номинация абстрактного философского объекта – первый этап его актуализации в поэтическом тексте. Возможность говорить о таком парадоксальном объекте как Ничто (Небытие), недоступном эмпирическому восприятию, начинается с его именования, в данном случае, при помощи отрицательных местоимений. Первичная (прямая) номинация стилистически нейтральна, так как отражает конвенциональную норму словоупотребления. Она лишь позволяет указать на объект, ввести его в речевую ситуацию. В то время как выбор непрямой, вторично-образной номинации влияет на характер «визуализации» абстракции, представляет ее сущностные свойства, т.е. определяет, в какой мере объект, репрезентирующий не-существование, может быть доступен интерпретатору. В непрямой номинации философская категория определяется не через закрепленный в языковой системе знак, а через его синоним, метафору, развёрнутую дескрипцию. Все перечисленные инструменты стилистически окрашены, основаны на языковой игре, за которой стоит намерение дать дополнительную определение, обеспечивающее лучшее понимание авторского видения столь неоднозначного объекта.
Выделение вторично-образной номинации связано с работами Г.В. Колшанского, Е.С. Кубряковой, А.А. Уфимцевой [1, с.188-206]. В философско-поэтических текстах прием метафоризации основывается на развёрнутых номинациях-дескрипциях, базирующихся на процессе приписывания атрибутов (свойств) и образно-дескриптивных отображениях (оксюмороны, метафоры, сравнения и т.д). Например,у Л.П. Карсавина: В сомнении коснею у порога Небытия (начала и конца) <…>. [2, с.40]. Или у З. Сэссуна упоминаются ворота Небытия (the gate of nothingness) [3, с.77]. Посредством метафоры абстракция Небытие становится ограниченной в пространстве (порог, ворота). В тексте З. Херберта «Послание мистера Когито» («The Envoy of Mr. Cogito»), содержащем наказ человечеству, используется метафорический прием, основанный на интертекстуальных отсылках:
Go where those others went to the dark boundary for the golden fleece of nothingness your last prize [4, с.74]. Иди туда, куда шли другие, к темной границе за золотым руном небытия, твоей последней наградой.
Подразумевается, что философский поиск Небытия подобен походу за золотым руном, – это поиск духовного озарения и попытка достичь чего-то, что кажется недостижимым. Австрийский поэт Р.М. Рильке (1875—1926) актуализировал свойства Ничто через сравнение с божественными стигматами (Ничто – как кровоточащие раны, боль):
<…> dir war das Nichts wie eine Wunde, da kühltest du sie mit der Welt. Jetzt heilt es leise unter uns. Ничто было для тебе как рана, и ты исцелял ее миром. И теперь она медленно заживает под нами. Небытие – то на чем основан весь материальный мир, причина его порождения (Бог решил исцелить себя от Небытия, создав мир), человек стоит между Ничто и Богом, защищая его: Wir liegen lindernd auf dem Nichts und wir verhüllen alle Risse <…> [5, с.22]. Мы лежим на Ничто, успокаивая твои раны и накладываем повязки на твои ссадины.
Метафора чаще всего выступает в качестве приема окказиональной номинации. Говоря о роли метафоры в порождении значений и смыслов, Н. Д. Арутюнова пишет: «в ней заключено имплицитное противопоставление обыденного видения мира, соответствующего классифицирующим (таксономическим) предикатам, необычному, вскрывающему индивидную сущность предмета… Источник метафоры – сознательная ошибка в таксономии объектов» [6, с.18]. Например, у американской поэтессы Э. Уэмацу используется олицетворение: Ничто – это друг (my friend Nothing), Ничто ждет (Nothing waits), манит жестом (waving on me), приглашает поболтать, помолиться и попеть (inviting me to rap and rant, pray, sing) [7, с.72]. Или фигурирующий у этого же автора оксюморон «вес Ничто» (the weight of Nothing): с одной стороны, это - физическая характеристика, но известно, что абстракция бестелесна. Оксюморон здесь закономерен, ибо сама суть этого образно-дескриптивного инструмента, при формировании которого нарушаются правила сочетаемости и валентности лексических единиц, сфокусирована на противоречии.
Метафоризм, лежащий в основе попыток отобразить фрагмент реальной действительности в рамках философско-поэтического текста, обеспечивает сдвиг идентификации с прямого указания на объект речи в сферу его сущностных характеристик, представленных сквозь призму авторского видения. Например, у И.А. Бродского в визуальный образ небытия превращается труп бабочки. Он подчеркивает присутствие абстрактного объекта Ничто в физическом мире, используя дейктический элемент –прямое обращение:
Ты лучше, чем Ничто. Верней: ты ближе и зримее. Внутри же на все сто ты родственна ему. В твоем полете оно достигло плоти <…>. [8, т. 2, с.295].
Таким образом, выяснив, какие именно метафоризационные инструменты лежат в основе вторичной номинации философской категории, выраженной знаком с семантикой отрицания, можно пролить свет на характер смыслопорождения в тексте. Парадоксальным образом, объект, призванный означать отсутствие, приобретает содержательные характеристики, и, следовательно, семантика отрицания становится формальной, а сама абстракция доступнее для восприятия и интерпретации. Подобная интеллектуальная работа по дешифровке поэтических смыслов совершенствует когнитивные возможности читателя. Как считал М. Мамардашвили, мышление об абстракциях необходимо для достижения «полноты бытия», для ощущения «точки интенсивности», в которой происходит «собирание субъекта» [9, с.74-95].
Библиографический список
- Арутюнова Н. Д. Номинация, референция, значение // Языковая номинация: общие вопросы / отв. ред. Б. А. Серебренников. М., 1977
- Поэзия русских философов XX века: антология / сост. М. Сергеев, Л. Столович. Бостон, 2011.
- Sassoon S. War Poems of Siegfried Sassoon. London, 2004.
- Herbert Z. The Collected Poems: 1956-1998. New York, 2007.
- Rilke R. M. Das Stundenbuch. Norderstedt, 2014.
- Теория метафоры: сборник / под ред. Н. Д. Арутюновой. М., 1990.
- Uyematsu A. Stone Bow Prayer. Washington, 2005.
- Бродский И. А. Собрание сочинений: в 4 т. СПб., 1992.
- Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000.