УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Куликова Наталья Юрьевна1, Полякова Валерия Александровна2
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет, к.п.н., доцент кафедры информатики и информатизации образования
2Волгоградский государственный социально-педагогический университет, студент

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы проектирования, создания и использования интерактивной мультимедийной презентации. Данные презентации рассматриваются в качестве средства, позволяющего управлять познавательной деятельностью обучающихся и формировать у обучающихся предметные, личностные и метапредметные результаты в процессе активной познавательной деятельности на уроке.

Ключевые слова: дидактические задачи, интерактивность., интерактивные средства обучения, интерактивный диалог, мультимедийная презентация, универсальные учебные действия, электронные образовательные ресурсы


THE USE OF INTERACTIVE MULTIMEDIA PRESENTATIONS IN CLASS AS A MEANS TO CONTROL COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Kulikova Natalia Urievna1, Polyakova Valeria Alexandrovna2
1Volgograd State Social-Pedagogical University, Candidate of Science (Pedagogics), Associate Professor of the Chair of Computer Science and computer studies teaching
2Volgograd State Social-Pedagogical University, student

Abstract
The article describes the design, creation and use of interactive multimedia presentation. These presentations are regarded as a means to control the cognitive activity of students and generate substantive, personal and metasubject results of students' cognitive activity in the course of the lesson.

Keywords: didactic tasks, electronic educational resources, interactive, interactive dialogue, interactive means of education, multimedia presentation, universal educational activities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средство управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802 (дата обращения: 29.09.2017).

Информатизация всех сфер современного общества и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий требует внесения корректив и в систему образования. Сегодня в школах появились инновационные интерактивные средства обучения (компьютерная и интерактивная техника и мультимедийные образовательные ресурсы), которые позволяют совершенствовать учебный процесс и активизировать познавательную деятельность обучающихся, нацеленную на повышение качества обучения и достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) [1].

Использование подобных инновационных средств предполагает активное обучение, которое должно происходить не с помощью увеличения объемов подаваемой информации или усиления контроля с использованием интерактивных средств обучения и ИКТ-технологий, а путем создания дидактических условий осмысленности обучения, когда педагог включает в обучение учащихся на уровне их интеллектуальной и личностной активности. Для осуществления такого обучения учителю необходимо проводить определенную работу по формированию учебной задачи, ее моделированию и фиксированию для себя путей ее решения, чтобы затем преподнести ее обучающимся в таком виде, в котором у них создается ситуация успеха и пробуждается интерес к исследованию путей ее решения [2].

При активном обучении, чтобы полноценно использовать потенциал интерактивных средств, учителю необходимо быть готовым создавать интерактивные мультимедийные образовательные ресурсы, позволяющие решать поставленные дидактические задачи и в дальнейшем педагогически грамотно их использовать [3].

Анализ образовательной практики показывает, что большинство педагогов оказываются неспособны решать появляющиеся методические проблемы при использовании интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов или решают их на фрагментарном уровне, не в системе. Многие учителя слабо ориентируются в возможностях интерактивных средств обучения (технических – компьютер, интерактивное оборудование и дидактических – мультимедийных образовательных ресурсов) для управления деятельностью обучающихся при использовании данных средств на разных типах уроков [4].

Сегодня среди учителей наиболее распространено использование мультимедийных презентаций, которые в основном используются учителями на уроках утилитарно. Во-первых, при традиционном иллюстрировании учебного материала. Во-вторых, при наглядном отражении его абстрактного содержания. В-третьих, при подкреплении предъявляемой информации наглядными примерами. В-четвертых, для поддержания интереса у обучающихся. Необходимо отметить, что основная часть педагогов недооценивает возможности мультимедийных презентаций, как средства управления деятельностью обучающихся (самостоятельной и совместной).

На наш взгляд, большую популярность мультимедийные презентации получили из-за простых в освоении инструментов для их создания, с одной стороны. С другой стороны, из-за предоставляемых сетью Интернет возможностей для свободного скачивания уже готовых презентаций, которые можно не только использовать на уроках, но и при необходимости редактировать – вносить изменения в соответствии с целями педагога и поставленными дидактическими задачами.

Несмотря на большое количество имеющихся в арсенале педагогов мультимедийных презентаций, учителя практически не используют их интерактивные возможности. Интерактивные возможности мультимедиа позволяют обеспечить не только добывание знаний, но и формировать умения и навыки, использовать на практике полученные знания для решения различных ситуационных задач и формировать универсальные учебные действия, развивающие у обучающихся «умение учиться», способность к саморазвитию и самосовершенствованию [5].

Интерактивную мультимедийную презентацию будем рассматривать, как комплект дидактических материалов, которые объединены темой урока, представлены в электронном виде и предназначены для решения дидактических задач учителя по формированию у обучающихся результатов обучения [6].

Данный комплект дидактических материалов является эффективным средством сопровождения объяснения учителя за счет его интерактивных и мультимедийных возможнослей, которые позволяют: визуализировать учебный материал (подключать зрительный канал); обеспечить его большую наглядность; предъявлять учебный материал в динамике; объяснять в ходе интерактивного диалога; управлять познавательной деятельностью обучающихся и т.д.

Отметим также, что интерактивные мультимедиа презентации позволяют подавать информацию в более наглядной и интересной форме и дают возможность учителю использовать в процессе восприятия информации слух и зрение, включать во время работы воображение и эмоции, что помогает обучающимся более глубоко и при этом менее утомительно погрузиться в учебный материал [7].

Преобразования в образовательной системе привели к изменению роли учителя в образовательном процессе. Современный учитель играет роль наставника и тьютора, который вместо готовых ответов на вопросы, предложенные к обсуждению, побуждает обучающихся к самостоятельному поиску ответов и решений обсуждаемых проблем, а также к самостоятельному поиску того, что еще нужно изучить и освоить [8]. При таком обучении создаются условия для развития личной инициативы обучающихся и формируются у них коммуникативные качества, умения анализировать альтернативные мнения, навыки выбора и принятия четко обоснованных решений и др. [8].

Для создания собственных мультимедийных образовательных ресурсов, чаще всего учителя используют презентационные пакеты, такие как MS PowerPoint или OpenOffice.org Impress, которые просты в освоении, но при этом имеют достаточно мощные возможности для создания качественных интерактивных мультимедийных презентаций [6]. Удобство и легкость работы с презентационными пакетами позволяет учителю не только уменьшить время подготовки к уроку, но и при разработке собственных интерактивных мультимедийных презентаций сосредоточить внимание на методических аспектах управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся, а также на разработке заданий с предложенными визуальными объектами.

Создание интерактивных мультимедийных презентаций необходимо начинать не с технологического конструирования презентации, как это обычно начинают делать учителя, а с анализа, отбираемого для презентации, содержания учебной темы и целеполагания, связанного с дальнейшей формулировкой дидактических задач учителя.

Как отмечают многие исследователи (М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый, И.Я. Лернер и др.), в дидактике урока важной частью является целеполагание, которое наиболее сложно и наиболее ответственно и, которое в деятельности учителя наиболее слабая и западающая часть [9]. О.Ю. Заславская процесс формирования дидактических целей рассматривает в виде логико-конструктивных операций, которые включают: анализ учебной деятельности; выяснение потребностей и интересов обучающихся; выявление имеющихся возможностей; формулирование цели [9].

Учителю важно понимать дидактическую цель, как мысленное представление им конечных результатов познавательной деятельности учащихся, которые ему необходимо достигать совместно с обучающимися. Совместная деятельность учителя и обучающихся позволяет обеспечивать разностороннее развитие как личности обучающегося, так и профессиональное развитие самого учителя. Только при таком подходе можно создать действительно качественные мультимедийные образовательные ресурсы, которые станут эффективным инструментом учителя для управления совместной или самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся [10, 11].

Рассмотрим создание (в соответствии с поставленными дидактическими задачами) и использование интерактивной мультимедийной презентации в качестве средства управления деятельностью обучающихся на примере урока в 5 классе по теме: «Правила дорожного движения». Материалы для данного урока разработали студенты Волгоградского государственного социально-педагогического университета и успешно апробировали их в ходе своей первой педагогической практики в качестве классного руководителя.

По теме «Правила дорожного движения» были поставлены следующие дидактические задачи по организации деятельности обучающихся с предлагаемой информацией:

1. Способствовать формированию мотивации к соблюдению правил дорожного движения обучающимися.

2. Обеспечить осознание и усвоение обучающимися понятий дорога, тротуар, пешеход, транспорт, светофор и переход (подземный, наземный, «зебра»).

3. Обеспечить формирование знаний о функциях цветов светофора.

4. Способствовать формированию умений выполнять правильно команды сигналов светофора.

5. Способствовать формированию умений правильно выполнять команды «направо», «налево», «вперед», «стой».

6. Способствовать формированию умений анализировать и описывать складывающуюся ситуацию на дороге и умений выбирать наиболее безопасный маршрут.

В соответствии с поставленными дидактическими задачами разрабатывалась интерактивная мультимедийная презентация, как инструмент позволяющий решать данные задачи в процессе управления деятельностью обучающихся на уроке.

Для разрабатываемой презентации к уроку подбирались средства по организации учебной деятельности с использованием правил организации внимания обучающихся, сформулированные Л.С.Выготским: «прежде чем объяснять – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде чем сообщать что-то новое – вызывать ожидание нового» [12]. С учетом данных правил, были подобраны различные картинки с нестандартными анимациями, иллюстрирующими проблемные ситуации на дороге. Подобные иллюстрации вызывают большой интерес у обучающихся, что помогает мобилизовать их внимание и сформировать мотивацию соблюдать правила дорожного движения, и подготовить к восприятию новой информации.

Необходимо отметить, новую роль учителя, как фасилитатора, при организации работы с подобными интерактивными дидактическими средствами на уроке [3]. Подбираемые учителем вопросы к предъявляемой информации на слайде должны: «цеплять» обучающихся, вызывать удивление и желание разобраться в предложенной проблеме.

Рассмотрим решение первой поставленной дидактической задачи по обозначенной нами выше теме для обеспечения формирования мотивации к соблюдению правил дорожного движения обучающимися.

На рисунке 1 приведены скриншоты трех слайдов с анимациями, иллюстрирующими проблемные ситуации на дороге. На первых двух слайдах представлены варианты управляемого и не управляемого движения на дороге. На третьем слайде – ситуация опасного нарушения правил самими учащимися на дороге.

Рисунок 1. Слайды с интерактивными анимациями, иллюстрирующие различные проблемные ситуации на дорогах.

При демонстрации слайдов учитель задает вопросы учащимся, побуждает их к диалогу.

При такой работе можно использовать два наиболее распространенных вида диалога на уроке с использованием ИКТ. Первый вид представляет собой имитационный диалог (диалог-имитация), основанный на вопросно-ответной форме, второй – диалог-обсуждение, предусматривающий общение условно «равных» субъектов в образовательном процессе [13]. Как отмечает Е.В. Коротаева, наиболее часто при использовании технических средств и интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов реализуется вид учебного взаимодействия в виде имитационного диалога, в основе которого лежит чередование вопросов учителя и ответных реплик обучающихся. При этом у детей в классе появляется имитация ощущения свободного общения. Обучающимся начинает казаться, что занятие и его ход зависят от их ответов. В реальности же, направление диалога четко задается учителем учебной темой. В основе диалога лежат заранее продуманные вопросы. Учитель сужает ответы, чтобы они были связаны с изучаемой информацией. Необходимо подчеркнуть, что только учитель является организатором подобного диалога, при котором происходит реализация, прежде всего, его информативной и частично корректирующей функции [14].

В нашем случае, в процессе подобного имитационного диалога обучающиеся воспринимают сообщаемую им информацию, анализируют ее, отвечают на вопросы учителя, обсуждают существующие опасности на улицах города и делают вывод о необходимости создания определенных правил дорожного движения и важности их соблюдения.

Рассмотрим варианты решения следующих (со 2 по 5) дидактических задач.

На рисунках ниже представлены слайды при демонстрации, которых учитель в ходе диалога предлагает обучающимся вспомнить основные понятия, относящиеся к правилам дорожного движения: дорога, тротуар, пешеход, транспорт, светофор, переход (подземный, наземный, «зебра»), а также самостоятельно сформулировать новые для них понятия.

В процессе объяснения нового материала и диалога с учащимися учитель демонстрирует информацию со слайдов презентации экране (рис. 2). В ходе последовательных щелчков мыши, учитель предъявляет обучающимся информацию постепенно. После первого щелчка появляется выноска со словом «Пешеход -», после второго щелчка появляется текст: «это человек, который ходит пешком по тротуару». Третьим щелчком убираются все надписи. Аналогичным образом появляются на экране и обсуждаются с обучающимися все остальные понятия по данной теме.

Такое последовательное предъявление учебной информации позволяет учителю посредством интерактивной мультимедийной презентации управлять познавательной деятельностью обучающихся.

Рисунок 2. Фрагменты работы презентации в режиме демонстрации.

По ходу взаимодействия с учителем и друг с другом посредством интерактивной мультимедийной презентации обучающиеся вспоминают те понятия, которые они уже знают, пытаются самостоятельно сформулировать определения новых для них, после появления на экране верных определений записывают правильные формулировки понятий в тетрадь.

Отметим, что на рисунке 2 представлены скриншоты работы одного слайда в режиме демонстрации, сделанные в разные моменты предъявления учебного материала обучающимся.

Далее (рис.3), представлена работа четырех слайдов, связанных между собой с помощью гиперссылок. Подобное не линейное построение навигации по презентации позволяет учителю обсудить с обучающимися различные виды пешеходных переходов, а также наглядно показать их особенности и отличия одновременно с демонстрацией внешнего вида пешеходных переходов и знаков их обозначающих [15].

Рисунок 3. Пример демонстрации видов переходов.

Использование триггеров и эффектов анимации позволяет управлять активными зонами на слайде и последовательно предъявлять информационные объекты на слайдах [6, 15]. Такие возможности презентации были использованы при решении шестой дидактической задачи, связанной с формированием умения анализировать и описывать складывающуюся ситуацию на дороге и умения выбирать наиболее безопасный маршрут.

На картинку с иллюстрацией различных ситуаций на дорогах накладываются (с применением триггеров и эффектов анимации) объекты, позволяющие отметить верные решения, «зачеркнуть» неверные, привлечь внимание детей к необходимым для анализа элементам на картинке и др. Причем, предъявлять информацию с помощью триггеров можно в любом порядке – по мере обсуждения ответов обучающихся.

На рисунке 4 показан пример работы одного слайда в динамике его использования при обсуждении различных ситуаций на дороге.

Рисунок 4. Пример наглядного представления различных ситуаций на дороге с использованием активных зон слайда.

Для закрепления формируемых результатов, были использованы приёмы, мобилизующие внимание в виде заданий соревновательного характера. Данные приемы, на наш взгляд, особенно эффективно использовать в конце урока, когда обучающиеся начинают уставать.

На рисунке 5 продемонстрирована игра на внимание, позволяющая активизировать внимание детей в процессе закрепления сформированных результатов. У каждого ребенка в руках по два кружочка (красный и зеленый). Если они согласны с предложенным высказыванием, то поднимают зеленый кружок, если не согласны – красный (кто ошибается – выбывает из игры).

Рисунок 5. Пример реализации интерактивного мультимедийного сопровождения игры на внимание.

Подводя итоги, отметим, что проектирование, создание и использование интерактивных мультимедийных презентаций позволяет формировать у будущих педагогов и практикующих учителей систему знаний о способах подобной работы с учетом дидактических, технико-технологических и эргономико-физиологических требований.

Интерактивные мультимедийные презентации позволяют учителю активизировать познавательную деятельность школьников на уроке. Обучающиеся взаимодействуют с презентацией, учителем и друг с другом в ходе диалога, при этом учитель использует различные виды обратной связи. Подобное интерактивное взаимодействие позволяет формировать у обучающихся не только качественные предметные результаты, но метапредметные, связанные с анализом жизненно-важных для них ситуаций и синтезом новых знаний в ходе сознательного присвоения ими нового опыта.


Библиографический список
  1. Ковылева Ю. Э. Таксономический подход к формированию и оценке личностных результатов образования // Грани познания. 2013. №4(24). С. 53-58.
  2. Колокольникова З. У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. -176 с.
  3. Куликова Н. Ю., Данильчук Е. В., Борисова Н. В. Формирование готовности педагога к использованию интерактивных средств обучения как важнейшей составляющей его информационной компетентности // Вестник Волгоградской академии МВД России. № 2 (33), 2015. С. 136-140.
  4. Куликова Н. Ю. Методические основы формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4 .– URL: http://www.science-education.ru/118-14228 (дата обращения: 10.09.2015).
  5. Бобровская Л.Н., Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2013. – №2 (241) – С. 76-78.
  6. Бобровская Л.Н., Куликова Н.Ю. Создание электронных образовательных ресурсов средствами PowerPoint. // Педагогическая информатика.-2012.-№ 1.
  7. Шабалина Н. В. Мультимедийная презентация – средство эффективного обучения на уроках в начальных классах школы VIII вида. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (8 – 9 октября 2015 г., – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2015. С. 170-174.
  8. Карпенко Е.А. Критерии успешного применения интерактивных технологий в обучении // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3274 (дата обращения: 25.09.2015)
  9. Заславская О. Ю. Формирование дидактических целей для учащихся на уроках информатики. / О.Ю. Заславская, И.В. Левченко // Вестник российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». -2011.-№ 2.
  10. Баранова Ю.П. Использование интерактивной доски на уроках информатики // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10023 (дата обращения: 13.10.2015).
  11. Мухина Ж.С., Жумагалиева А.С., Жумалиева Р.Б. Использование виртуальных интерактивных моделей графических редакторов на уроках информатики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58111 (дата обращения: 15.10.2015).
  12. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с. — (Психология: Классические труды).
  13. Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения // Педагогическое образование в России . 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-voprosy-teorii-i-praktiki-obucheniya (дата обращения: 12.08.2015).
  14. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения // Грани познания. 2014. № 7 (34). С. 70-75.
  15. Куликова Н.Ю. Методические особенности создания интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов для уроков информатики: учеб.-метод. пособие / Н.Ю. Куликова. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014. – 60 с.: ил.


Все статьи автора «Куликова Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: